СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Толерантность-путь к миру"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи классного часа:

•        познакомить первоклассников с понятиями “толерантность”, “терпимость”;

•        воспитывать внимательность и отзывчивость по отношению к другим людям;   

•        выполнить проект “Хоровод толерантности”

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Толерантность-путь к миру"»





Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение- Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Нарышкино










1-в класс

Учитель: Котова Н.А.



Задачи:

• познакомить первоклассников с понятиями “толерантность”, “терпимость”;

• воспитывать внимательность и отзывчивость по отношению к другим людям;

• выполнить проект “Хоровод толерантности”


1. Организационный момент.

-Ребята, возьмёмся за руки и друг другу доброе напутствие:

«Желаю большого успеха всегда и во всём»


2. Введение в тему.

Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья».
Слушайте внимательно.

(читаю притчу)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".


Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.

Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? (о дружеских  взаимоотношениях в классе…и т.д.)

Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.


Учитель: Предположите, какая тема сегодняшнего занятия? Тема занятия «Толерантность –путь к миру». «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

- А сейчас мы посмотрим мультфильм и подумаем, а было ли тепло герою этой истории.


4. Просмотр мультфильма.

О чем этот мультфильм? (о том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты)


5. Найдём отличия и сходства.

-Ребята, а чем мы можем различаться?(пол, возраст, рост, здоровье, национальность)

-У каждого народа есть своя культура, традиции, обряды, которые народ помнит, любит и чтит! Наш класс многонациональный: есть русские, азербайджанец. Я знаю, что дети нашего класса знают и уважают культуру своего народа. Они подготовили для вас музыкальные народные произведения.

-Послушаем русскую народную песню «Светит месяц» под аккомпанемент ансамбля ложкарей: Захаров Я., Грынь О., Воробьёв А., Сеина Е.

-Азербайджанская лезгинка в исполнении Нуралиева Н.

- Какие красивые зажигательные номера, а какие талантливые исполнители! Мы разные, но в нас есть общее- мы любим петь и танцевать!

Игра «Чем мы похожи?»

Дети стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого  сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи  тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.

Видите дети, мы все разные, но у нас есть что-то общее. Нам интересно дружить друг с другом, потому что мы не похожи, но имеем общие черты характера, внешности.


6. Проектная работа.

-Представьте, что вдруг наступило время, когда все люди на Земле стали совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

-Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

-У вас на партах лежат фигурки человечков, раскрасьте их, подпишите своё имя и приклейте фигурку в общий хоровод.

-Посмотрите, какой большой хоровод получился.

-Как можно сказать о нашем хороводе? (Все разные – но все вместе. Звучит песня Я, ты, он, она – вместе дружная семья)

-Хорошо или плохо, что мы все разные?

ВЫВОД: Различия дополняют и обогащают общество.



7. Чтение-рассуждение

-А как же жить нам, таким разным ,в мире и согласии. выясним это прослушав сказку

«Дедушкин совет»


   Егорка был неплохим мальчиком, но как только встречался с Колей, он сразу же раздражался. Из всех знакомых Колька был самым неприятным, всюду хотел быть первым, но, самое главное, он любил насмехаться и дразнилки обидные придумывал. Однажды Егорка подрался с Колей и пришёл домой весь грязный. Дома его встретил дедушка, и Егорка рассказал ему обо всем, даже о том, как уже целый год, встречаясь с Колей и вспоминая о нём, он сильно сердится и злится.

    - Надо быть, Егорка, доброжелательным ко всем людям, даже к тем, кто тебе не нравится,- сказал ему дедушка.

   - Как же это можно желать добра тем, кто не нравится и кто плохой?- удивился Егорка.

   - Может быть, только ты считаешь Колю плохим, а другие наоборот - считают его хорошим.

   - Нет, я точно знаю, что он плохой.

   - Тогда скажи, Егорка, мама Коли любит своего сына?

   - Наверное, любит, - ответил Егорка.

   - А друзья у него в школе или во дворе есть?

   - Есть.

   - Вот видишь, другие к нему хорошо относятся, а ты не можешь. Значит всё дело в тебе самом, а не в Коле. Просто не хочешь ты быть доброжелательным, а хочешь и дальше на него злым взглядом смотреть.

   - Что же, дедушка, мне делать, если он мне не нравится?

   - Ты можешь не играть и не дружить с ним, но всегда можешь тихо, про себя, пожелать ему чего-нибудь хорошего, чтобы он стал лучше и добрее. А продолжая злиться, ты будешь только сам себе вредить и душу свою пачкать.

   - А просто молчать нельзя?- спросил Егорка.

   - Нет, ты слишком долго злостью и раздражением душу свою отравлял, теперь только добрые мысли ее очистить могут. Ты только не забывай вовремя плохие мысли на добрые менять.

   Стал Егорка делать так, как дедушка его научил. Увидит Колю, отвернётся в сторону и шёпотом пожелает ему лучше и добрее стать. А если вспомнит о нём, то плохие мысли в голову не пускает, а сразу добрыми их вытесняет.

   Через месяц идёт дедушка домой, смотрит, а внук его Егорка с Колей играет и громко смеётся. Улыбнулся дедушка, глядя на сдружившихся ребят, и тут же, шёпотом что-то доброе им пожелал.

 

- Не мог или не хотел Егорка быть доброжелательным к Коле?

       - Какой совет дал дедушка Егорке? (желать людям добра, менять плохие мысли на хорошие)

Понравилась сказка? А вы доброжелательно относитесь к людям? (ответы детей)

Доброжелательность – редкое качество в человеке. Каждому человеку,

даже плохому, очень легко желать добра своим знакомым, друзьям и просто приятным людям («И если любите любящих вас, какая вам за это благодарность?»). Но быть доброжелательным к людям чужим, неприятным, плохим очень трудно. Желать добра только тем, кто нравится, или тому, кто вас любит,- это только половина доброжелательности («Любите врагов ваших»). Вы не хотите наполовину радоваться, наполовину дружить и любить, наполовину быть смелым. Настоящая доброжелательность тоже не должна быть наполовину…


-А теперь инсценировка стих-я «Кто обидел?»

-Чему должны научиться мальчики?(терпению, умению договариваться словами, не злиться по пустякам, принимать чужое мнение)

-Что посоветуете героям(помириться и простить друг друга)


8. Итог урока

-Ребята выучили к нашему занятию стихи, которые помогут нам лучше запомнить черты толерантного человека.

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность - слово для живых!


Будь благосклонным, милый друг!
Не сей ты ненависть вокруг.
На мир с любовью оглянись,
Не забывай: зло тянет вниз.
Каков бы ни был в жизни путь,
Ты толерантен будь!

Не надо агрессивных слов,
Не надо злости и оков.
За ущемленных заступись
И за права свои борись!

Прощай врагов, друзей прощай,
О доброте не забывай.
И, может быть, глядишь, она
Вернется и к тебе сполна!

-О чём мы сегодня говорили?

-Чтобы мы жили в мире и согласии, чему должны научиться?

-Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье, как и во всём мире, всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни конфликтов. Вспомните слова кота Леопольда, пусть они будут девизом нашего класса – “Ребята, давайте жить дружно!”.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!