СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Трудовая династия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема классного часа выбрана в связи с тем, что сейчас очень многие семьи живут разрозненно друг от друга, не видятся долгое время, не имеют общих интересов. Данная разработка позволяет посмотреть на свою семью не только как на общность людей, объединённых кровными узами, но также  и со стороны профессий, которыми заняты родственники.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Трудовая династия"»



КЛАССНЫЙ ЧАС

«ТРУДОВАЯ ДИНАСТИЯ»


Пояснительная записка

С понятием рода тесно связано понятие семьи, таким образом, можно утверждать, что  семья составляет корень каждого рода, а затем она разрастается многими ветвями, целым деревом. Становясь  таким родовым  деревом, семья получает название «род», то есть становится союзом, общиною многих семей, связанных между собой естественной последовательностью рождения. Недаром когда мы представляем  свой род, мы отождествляем его с деревом, каждая веточка которого относиться к одному из поколений наших родственников. Тема классного часа выбрана в связи с тем, что сейчас очень многие семьи живут разрозненно друг от друга, не видятся долгое время, не имеют общих интересов. Данная разработка позволяет посмотреть на свою семью не только как на общность людей, объединённых кровными узами, но также и со стороны профессий, которыми заняты родственники.

Цели и задачи: 

  1. ознакомление детей с трудовыми династиями;

  2. формирование положительного отношения к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту ;

  3. побуждение детей к поиску информации о выбранной специальности, к самовоспитанию, саморазвитию

Методы работы:

  1. Рассказ учителя

  2. Беседа

  3. Фронтальная работа

  4. Работа в группах

Подготовительная работа к классному часу:

  1. Обучающиеся подготовили выступления по темам: «Род и семья», «Династия Копачёвых», «Династия Антипиных», «Династия Шендеровых»

  2. Подготовлена презентация к уроку

Содержание

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Вы уже выпускники и менее ,чем через полгода, вам предстоит сделать непростой выбор в вашей дальнейшей жизни. Времени на выбор совсем немного, поэтому мы с вами сегодня познакомимся с семейными династиями, в которых не одно поколение посвящает себя определенной профессии. И после нашего классного часа вы может быть посвятите себя выбору ваших родителей или бабушек и дедушек.

II. «В мире профессий»

Сообщение учащегося «Что такое род и семья?»

С понятием рода тесно связано понятие семьи, таким образом, можно утверждать, что  семья составляет корень каждого рода, а затем она разрастается многими ветвями, целым деревом. Становясь  таким родовым  деревом, семья получает название «род», то есть становится союзом, общиною многих семей, связанных между собой естественной последовательностью рождения. Недаром когда мы представляем  свой род, мы отождествляем его с деревом, каждая веточка которого относиться к одному из поколений наших родственников.  Основой генеалогических исследований является оформление родословной. Наиболее широкое распространение получили родословные в виде генеалогического дерева, явившегося одной из модификаций «дерева жизни», выражавшего представление о всеобщей взаимосвязи мира. «Дерево человеческой жизни» соединяет прошлое, настоящее и будущее, в нем торжествует идея бессмертия и вечного продолжения жизни. Этот же смысл придавался и родословному дереву рода, семейства: его листья умирают и падают, но само дерево рода продолжает жить.

С развитием науки понятие рода переросло в понятие семьи, а затем семьи в династию. Часто такие династии называют профессиональными. Так как члены данной династии из поколения в поколение передают свое мастерство и умение. Таких профессиональных династий огромное количество в разных областях: науки, культуры, юриспруденции, династии врачей, цирковые династии и.т.д.

Сообщение учащегося «Профессиональная успешность и династия»

Под профессиональной успешностью, в целом, понимается достижение человеком наивысшего успеха в области профессиональной деятельности. Существенными характеристиками успешности профессиональной деятельности являются оценка результата (результативность), достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и оценка удовлетворенности (удовлетворенность) специалиста своим профессиональным трудом. Профессиональные  династии являются важным элементом организационной культуры.

Организационную культуру профессиональных династий, наряду со спецификой и условиями производственной деятельности (профессиональной среды), относят к объективным факторам успешности профессиональной деятельности специалистов. Однородность организационной культуры, единая модель поведения, коллективизм взаимоотношений, семейственность, культурные традиции и традиция преемственности в профессии в частности являются основными аспектами организационной культуры, влияющими на успешность профессиональной деятельности специалистов.

Феномен профессиональных династий является важным элементом организационной культуры, который определяется особенностями пространственной, коммуникативной и информационной среде. Широта пространственной среды определяется градообразующей функцией предприятий; закрытость коммуникативной среды связана с традиционной замкнутостью предприятий; раннее включение в информационную среду происходит через профессиональное просвещение и накапливание профессиональных знаний. «Династийность» имеет свою организационную структуру, элементами которой являются семья-династия, отраслевые образовательные учреждения, предприятия и т.д.

Обычно трудовой династией признаются члены одной семьи и их близкие родственники, имеющие три и более поколений – последователей семейной профессии, работающие в одной профессиональной сфере, организации.

Членами трудовой династии считается: жена (муж), братья, сестры, их жены, мужья и дети, дети и внуки основателя династии или главы семьи, а также его (ее) снохи и зятья.

Считается, что суммарный стаж работы трудовой династии в одной сфере профессиональной деятельности должен быть не менее 50 лет.

Главой династии признается старший по возрасту из членов династии, имеющих наибольший стаж работы.

В трудовых династиях профессиональные навыки, особенности и специфика определённого вида работ передаются от родителей детям и усваиваются с детства. Это позволяет от поколения к поколению развивать и углублять профессиональные навыки, оттачивать мастерство. Кроме того, принадлежность к трудовой династии повышает у ее представителей профессиональную ответственность. В свою очередь наличие и количество трудовых династий считается показателем социальной стабильности на предприятии, престижа компании. Поэтому в социально ориентированных компаниях ценят и чествуют трудовые династии. 

И у меня есть такой вопрос: при устройстве в компанию, где работают члены семьи, будет легче или сложнее? (отвечают на вопрос).

Теперь мы познакомим вас с некоторыми трудовыми династиями.

При подготовке к классному часу вы были разделены на три группы. Каждой группе необходимо было подобрать информацию о трудовой династии Иркутской области. Каждая группа также составила список преимуществ и недостатков профессий выбранных династий. Остальные группы слушают внимательно и по остальным сообщениям тоже составляют такие же списки. В конце классного часа каждая группа озвучит то, что получилось и вместе обсудим результат.

Итак первая группа. (Выступление о династии Копачёвых)

Четверть тысячелетия на четыре поколения

Общий трудовой стаж династии Копачёвых составляет 250 лет. Две ветви потомственных железнодорожников сошлись на станции Вихоревка ВСЖД.

Эта история берёт начало в Жлобине – городе в Гомельской области Белоруссии. Точнее, на одноимённой железнодорожной станции. В послевоенные годы, сложное время восстановления республики после Великой Отечественной, дежурным по этой станции стал Фёдор Копачёв. В Восточную Сибирь он переехал в 1950 году. Здесь как раз достраивали трассу от Тайшета до Усть-Кута – будущий Западный участок Байкало-Амурской магистрали. На ней Фёдор Никитович занял ту же должность, через три года переквалифицировался в поездные диспетчеры, а в дальнейшем стал дежурным по отделению.

Его сын, Владимир Копачёв, пошёл по стопам отца, который отдал железной дороге 40 лет. Учился в Зиминском профессионально-техническом училище, после службы в армии пришёл электромонтёром в Вихоревскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки. Здесь он тоже проработал четыре десятилетия, вслед за папой был удостоен звания «Ветеран труда».

На то же предприятие и тоже электромонтёром в 1995 году поступил Виктор Копачёв. С середины 90-х он успел поработать электромехаником, начальником отдела и главным инженером, возглавлял Таксимовскую дистанцию СЦБ. На протяжении последних шести лет Виктор Владимирович – начальник ШЧ-10, то есть Вихоревской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры.

Уже в XXI веке пересеклись две линии потомственных железнодорожников, образовавших династию с трудовым стажем в четверть тысячелетия.

«Оба моих родителя работали в ШЧ, и, когда я была маленькой, мама брала меня с собой, – вспоминает инженер Вихоревской дистанции СЦБ Екатерина Копачёва. – Мне очень нравилось смотреть за ней на рабочем месте. Она была связисткой, и я тоже поначалу хотела поступать на эту специальность. Но в тот момент не было такого курса, так что пришлось поступать на сигнализацию, централизацию и блокировку».

«Тот момент» – это 1999 год, когда наша собеседница сдавала экзамены в Красноярский техникум железнодорожного транспорта. В учебное заведение она поступила, к слову, по целевому направлению от ШЧ-10.

Кажется, это было предопределено ещё до её рождения. Игнатий Зуенко, дед Екатерины Копачёвой, в 50-х годах прошлого века пришёл машинистом в паровозное депо станции Нижнеудинск. Впоследствии ему довелось водить и тепловозы, и электровозы. Бабушка Анастасия Зуенко изначально была кассиром в Нижнеудинской железнодорожной школе № 9, затем перешла в местную дистанцию электроснабжения. С ШЧ-10 оказалась связана жизнь их дочери Ольги и зятя Евгения Рубцова.

«У нас есть традиция – из поколения в поколение рассказывать о родителях, бабушках и дедушках, – делится Екатерина Копачёва секретом того, как семейная история сохранила столько подробностей. – У нас есть отдельные альбомы, все фотографии в котором подписаны: кто, где и кем работал». Наверное, силой семейной традиции объясняется и то, что её дочь Александра в 16 лет начала трудиться в Вихоревской дистанции сигнализации, централизации и блокировки оператором ЭВМ.

«Не знаю, как дальше повернётся судьба, – говорит Екатерина, – но пока она учится в школе-интернате № 25 ОАО «РЖД» и работает у нас».

Первую группу послушали. Сделали себе заметки. Итак, выступает вторая группа (сообщение о династии Антипиных).

Славный представитель учительской династии

Один из достойных представителей широко известной в Приленье учительской династии Антипиных, Почетный гражданин Качугского района, Вольдемар Федорович Антипин.В далеком1957 году после окончания Иркутского пединститута он приехал на работу учителем географии в Ангинскую среднюю школу. Удивительная по своей красоте бескрайняя сибирская тайга, реки и озера, которыми так богата приленская земля, стали для молодого учителя, его учеников той благодатной почвой, в которой произрастают дружба, товарищество, любовь к своей земле и к своей Родине. Увлекательные уроки и многодневные походы по тайге, от Анги до Байкала, помнят его постаревшие и поседевшие ученики и поныне. Буквально через пять лет учитель географии становится директором Ангинской школы, а потом, через несколько лет, на районной партийной конференции коммунисты выдвинули его на должность секретаря Качугского районного комитета партии по идеологии.

Дважды «Отличник народного образования», Вольдемар Федорович никогда не упускал районное просвещение из орбиты своей деятельности. Не ушел от этой работы и в постсоветское время: был назначен заведующим районо, где и проработал еще много лет.

А вообще-то семья Антипиных – удивительная семья. Удивительна она тем, что все Антипины, начиная с 1932 года, трудились и сегодня трудятся на ниве просвещения. Именно тогда, в начале 30-х, Федор Никитич Антипин, отец Вольдемара, свою трудовую деятельность начинал учителем русского языка, литературы, биологии и черчения. Работал директором школы. А во время Великой Отечественной войны его назначили заведующим районо Казачинско-Ленского района. В1948 году Федора Никитича направили учиться в Высшую партийную школу. Окончив ее, получил назначение на должность секретаря райкома партии Ангинского района.

О нем, зачинателе династии и о других Антипиных, внучка Вольдемара Федоровича Кира, под руководством учителя биологии Усть-Кутской средней школы № 9 Ирины Вольдемаровны (дочери), в 2010 году написала и выставила в Интернете интересную работу, названную «Век учительской династии».

Вторая группа выступила. Сейчас выступление третьей группы (сообщение о династии Шендеровых). Династия Шендеровых посвятила медицинской деятельности 421 год

Владимир Шендеров, младший сын основателей династии Александра и Марии Шендеровых, руководитель научно-клинического отдела ортопедии НИИ травматологии и ортопедии, мечтал стать архитектором. Владимир Александрович уже собирался поступать в московский архитектурный вуз в Москву, но тут умер отец.

— У родителей кроме меня было еще три дочери, все они пошли по родительским стопам и стали медиками. Естественно, я не мог оставить надолго мать и сестер после смерти отца, в семье нужны были мужские руки. К сожалению, в Иркутске в те годы выбора, куда идти учиться, почти не было: финансово-экономический институт, госуниверситет и медицинский институт. Так как к экономике меня совсем не тянуло, то решил стать, как и родители, медиком.

А вот дети Владимира Александровича в медицину не пошли.
— Скорее всего, они видели, сколько времени их отец отдавал работе, многим приходилось жертвовать, да и денег медицина больших не приносила, поэтому у них сформировался иммунитет к медицинской профессии.

Зато у каждой из трех сестер Владимира Александровича кто-нибудь из детей и внуков обязательно связал свою жизнь с медициной и не жалеет об этом. Не забыл Владимир Александрович и об увлечении юности — архитектуре. Когда в 2000 году он стал директором Иркутского института ортопедии, то решил полностью изменить облик института, который находится на углу улиц Тимирязева и Октябрьской Революции. По его просьбе на кафедре архитектуры политехнического университета был создан предварительный эскиз-проект будущего здания.

— Мы хотели превратить институт в современное удобное и приятное здание, — рассказывает Владимир Александрович. — Предполагалось соединить весь комплекс зданий института и накрыть его внутренний двор куполом. Проектом предусматривалось создание внутреннего двора-аутриума с зеленым газоном, аквариумами и скамейками, задумывался и подземный этаж для вспомогательных служб, автостоянки на 25 автомобилей. Предполагалось выдавать пациентам специальные телефоны, по которым их вызывали бы к врачу по мере того, как подходила их очередь.
—Судя по всему, вы не нашли денег на свой проект?
—Дело не в деньгах, их при желании всегда можно найти. Просто люди, от которых зависело решение, не прониклись в должной мере этой идеей. По всем подсчетам реконструкция могла стоить двести миллионов рублей. Решение приняли более простое — сделать капитальный ремонт.

Владимир Александрович Шендеров, доктор медицинских наук, родился 6 июля 1940 года в селе Никольском Ленинградской области. После окончания 1959 году Иркутского медицинского училища поступил в Иркутский медицинский институт. Он автор более 100 опубликованных научных работ, имеет 14 авторских свидетельств на изобретения. С 2000-го по 2001 г. был директором Иркутского НИИ травматологии и ортопедии. Сейчас руководит научно-клиническим отделом ортопедии, женат, вырастил трех детей.

Медицинский стаж основателей династии: Александра Кондратьевича Шендерова — 52 года, Марии Сергеевны Шендеровой — 23 года; медицинский стаж их дочерей: Валентины Зиненко — 51 год, Веры Агеенко — 46 лет, Евгении Шендеровой — 42 года; их сына Владимира Шендерова — 36 лет (жены Владимира Александровича Шендерова Эльвира Владимира Шендерова 33 года); их внуков: Дмитрия Зиненко — 18 лет, Светланы Борисовны Шендеровой — 13 лет; и т.д. — всего 421 год.

Мы прослушали выступления всех трёх групп. Теперь обсудим то, что вы написали о каждой из профессий озвученных династий. Эти профессии-железнодорожник, учитель,врач.( Происходит обсуждение работы в группах).

III. Заключительное слово

Классный руководитель. Вы познакомились с представителями трудовых династий. Как видите, из поколения в поколение в семьях выбирают трудовой путь, которым идут родители. Трудовой опыт, знания передаются от родителей детям. Сильна связь поколений трудовыми династиями.

Как правильно выбирать свое дело в жизни? Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. Тогда вам не грозит разочарование и выбор будет по-настоящему осознанный.Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что интересного вы узнали сегодня? Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?

Методическое обеспечение:

  1. Презентация к уроку

  2. Компьютер

  3. Проектор

  4. Разделение класса на три группы (расстановка мебели, листы бумаги, ручки).

  1. Подготовка сообщений (выступления по темам: «Род и семья», «Профессиональная успешность и династия» , «Династия Копачёвых», «Династия Антипиных», «Династия Шендеровых»)


Список использованной литературы и источников:

Интернет-документы

  1. Глушков А.В. Славный представитель учительской династии // КПРФ-Иркутск.LIFEJOURNAL: живой журнал Иркутского обкома КПРФ. 27.12.14.- URL: https://kprf-irkutsk.livejournal.com/823267.html (дата обращения 20.10.2022)

  2. Левочкина А.В. Понятие династии // Аналитика культурологи: научный электронный журнал. 08.12.15.- URL: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/2084-понятие-династии.html (дата обращения 20.10.2022)

  3. Скотникова Кира. «Век учительской династии»// rudocs.exdat.com : сайт.-URL: https://rudocs.exdat.com/docs/index-297162.html (дата обращения 22.10.2022)

  4. Шандренко А.Г. Династия Шендеровых посвятила медицинской деятельности 421 год // ИА BAIKALINFO СМ Номер один: газета. Выпуск № 2 от 15.01.04.-URL: http://baikal-info.ru/sm/2004/02/006001.html (дата обращения 25.10.2022).

  5. Щербаков Е.Н. Четверть тысячелетия на четыре поколения // ГУДОК. Восточно-сибирский путь:газета. Выпуск № 194, 7 полоса. 20.10.22.- URL: https://gudok.ru/zdr/170/?ID=1617427&archive=62458 (дата обращения 22.10.2022)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!