Классный час в 3Б классе по профилактике правонарушений. Тема: Правила поведения в школе и на улице.
Цели: Учить детей правильно себя вести в школе и на улице.
Задачи:
образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге),
развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.
социальные: формирование навыка сотрудничества.
Планируемый результат мероприятия:
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получили возможность научиться:
пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
выполнять действия в речевой и умственной форме;
В сфере познавательных универсальных учебных действий получили возможность научиться:
осуществлять поиск информации;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся получили возможность научиться:
формулировать собственное мнение и позицию;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнёра;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Методы обучения:
словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
частично – поисковый – выполнение работы в группах;
наглядно – образный – плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений.
Форма проведения: классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Оборудование: плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений, толковый словарь.
Подготовительная работа: учащиеся подбирают литературные произведения, в которых задета тема «права», рисуют иллюстрации по правилам поведения учащихся в школе и на улице, заучивают отрывки стихотворений о правилах поведения, самостоятельно работают с толковым словарём, энциклопедиями.
Содержание занятия
1.Организационный этап.
1 слайд “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Жёлтый цвет – вы хотите узнать что-то новое". Спасибо! Надеюсь, что сегодня на уроке все будут хорошо работать и к концу урока у всех будет хорошее настроение!
(2 слайд) - Ребята, обратите внимание, мы с вами сегодня разделились на группы. Но чтобы ваша работа была успешной, нужно соблюдать правила работы в группах. Давайте, вспомним их.
- В группе должен быть ответственный.
- Работать должен каждый, на общий результат.
- Один говорит, другие слушают.
- Своё несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял, переспроси. (Повесить на доску)
2. Сообщение темы и целей урока.
Рассмотрите карточки на столе. Время обсудить в группах что на них изображено. Вы должны ответить на вопрос, на какие группы можно их разбить?
- На время обсуждения даётся 30 секунд. 3 слайд.
1) поведение на перемене. (1 приложение)
2) поведение в столовой. ( 2 приложение)
3) поведение на уроке. ( 3 приложение)
4) поведение в раздевалке. (4 приложение)
Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что в них общего?
Проблемный вопрос:
Почему же так происходит? (Дети не знают правил поведения в школе и на улице).
Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему классного часа.
4 слайд. Тема классного часа: «Правила поведения учащихся в школе и на улице».
5 слайд. В конце нашего занятия мы должны будем ответить на вопрос : «Для чего нужно соблюдать правила поведения?»
6 слайд. - Какие задачи мы поставим сегодня на нашем занятии? (- повторить правила поведения в школе и на улице)
3. Распределение обязанностей в классном коллективе.
Каждая из пар на время очутиться в какой-либо ситуации и будет думать, как правильно себя вести.
- Как можно назвать одним словом, всё что происходят на картинках? (Ситуация ).
- А что означает слово – ситуация?
- У вас на столах лежат специальные толковые словари, где объяснен смысл слов, с которыми мы будем сегодня работать. Давайте, обратимся к нему. 7 слайд.
- В жизни с нами происходят различные случаи. Порой мы не знаем, как правильно поступить. Поступить так, чтобы себя не обидеть и другим не причинить вреда. Пока вы учитесь в школе, с вами происходят разные ситуации. И некоторые из них мы сегодня рассмотрим, объясним, обыграем.
- За отдельным столом у нас будет сидеть эксперт.
- Кто же такой эксперт? (на доске новое слово «эксперт»). Давайте обратимся к нашему толковому словарю. 8 слайд.
- Это человек, который будет решать, правильно ли вы поступили в данной ситуации, правильно ли приняли решение, нет ли другого решения.
- Итак, каждой группе будет даны ситуации и различные задания, на выполнение которых вам будет дано 2 минуты. 1 и 2 группа, на вашем столике есть предметы, которые помогут вам в решении ваших ситуаций. 3 группа, вам нужно будет составить правила поведения в раздевалке из разрезанных слов. 4 группа, подготовить выразительное чтение стихотворения.
1 группа. Разыгрывание ситуаций. 9 слайд.
(Читает эксперт Эмилия). Юра подставил ножку Саше. Саша упал и заплакал. Что вы скажете о поведении Юры? (пауза) Как должен поступить Юра? (пауза) Что может сказать Саша? Разыграйте ответ этой ситуации.
- Итак. Слово экспертам. Эксперты, как по - вашему, нашли ли 1 группа правильное решение?
Задание 2 группы. 10 слайд.
Эксперт Раяз читает 2 ситуацию.
- Юра не пошел в коридор, а сидел за своей партой, читая какую-то книгу. Подошёл Саша.
-Юра, интересная у тебя книга?
Юра захлопнул книжку и ударил Сашу по голове.
- А тебе какое дело? Вот не будешь приставать с дурацкими вопросами...
-Что вы думаете о поведении Юры? (пауза)
- Как на его месте должен был поступить воспитанный мальчик? (пауза)
- Можно ли сказать, что Юра поступил как настоящий мужчина? (пауза)
- Разыграйте эту ситуацию, если вы согласны с поведением Юры. Если нет, то разыграйте свою ситуацию.
(идёт разговор между ребятами, затем проигрывание ситуаций, эксперт даёт свою оценку).
Учитель: Эксперты, дайте пожалуйста оценки 2 группе и закрепите правило магнитом к доске.
Правило: Не допускать случаев психического и физического насилия над учащимися, все споры разрешать только мирным путём. Не допускать в помещении школы нецензурную брань, выражения, унижающие достоинство человека.
3 группа. 11 слайд.
Эксперт Азалия: - 3 группа, ваша очередь.
. Вешай свою одежду на определенное место.
· Варежки, перчатки положи в карман, головной убор - в рукав.
· Одежду вешай аккуратно.
· В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
· Увидел упавшую одежду - подними.
· В карманах ничего не оставляй.
Эксперт Эмилия: 4 группа, ваша очередь. Читают стихотворения. 12 слайд.
1 уч. Повторять хочу я снова!
К школе надо быть готовым!
Без нужды не суетиться,
В школу вовремя явиться.
( Ученик прикрепляет правило на доску: Готовь школьную одежду заранее!)
13 слайд. 2 уч. В будущем, дети, учтите:
В портфеле с собой всегда приносите
Все вещи, что в школе бывают нужны.
Вы их никогда забывать не должны.
(Ученик открывает правило: Собери в портфель всё, что необходимо для уроков заранее!)
14 слайд. 3 уч.
Главный помощник в учёбе – учебник.
Он молчаливый и добрый волшебник.
Знания мудрые вечно хранит.
Ты сбереги его праздничный вид!
(ученик открывает правило: Береги школьные учебники!)
15 слайд. 4 уч.
Школа – это дом второй,
Всему здесь учат нас с тобой,
И мы беречь её должны –
Нам хулиганы не нужны!
(Ученик открывает правило: Береги школьное имущество!)
16 слайд. 5 уч.
Опять к уроку не готовы!
Хочу, зверята вам сказать:
Стыдитесь время зря терять!
Прошу к занятием без лени
Готовиться на перемене!
Как только прозвенел звонок,
Мы сразу же начнём урок.
(Ученик открывает правило: Подготовься к уроку на перемене!)
17 слайд. 6 уч.
Я скажу вам в заключенье:
Дело вовсе не в везенье.
И пятёрки тот получит,
Кто сидит и честно учит,
Кто работы не боится,
Кому нравиться учиться,
Тот, кто хочет умным стать
И про всё на свете знать!
(Ученик открывает правило: Старайся хорошо учиться!)
Эксперт Раяз: А сейчас, мы попробуем изложить правила в стихах. Мы будем называть первую строчку, а вы – последнее слово.
Правила поведения учащихся.
Эксперты. 18 слайд.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Учитель:
- А сейчас, избавимся с вами от негативного напряжение. Я сообщу вам особое слово, а вы будете его выполнять.
-Нахмурьтесь, как осенняя грозовая туча, как рассерженный человек.
-Улыбнитесь, как кот на солнышке, как самый счастливый человек на свете.
-Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.
-Испугайтесь, как заяц, который увидел волка.
-Засмейтесь самым счастливым смехом.
- Чтобы сохранить порядок в школе, мы соблюдаем правила школы, которые указаны в основном законе Российской Федерации. Ребята, как вы думаете, что это закон? Мы узнаем, что это за закон, расшифровав написанное на листочке слово, зачеркнув лишние буквы. (8 приложение). 19 слайд.
- В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (Показываем Конституцию).
Учитель рассказывает «О правах ребёнка».
20 слайд. В Конституции есть глава 2, где указаны основные права детей.
22 слайд. Основные права детей.
Право на образование.
Право на охрану здоровья.
Право на отдых и досуг.
Право на личную жизнь.
Право свободно выражать своё мнение.
Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
Учитель: Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений; чтобы жить было комфортно и безопасно.
Рефлексия.
23 слайд.
- Теперь поднимите красный круг – если материал был не ясен, есть вопросы. Поднимите жёлтый круг – если вам понравился урок, но не всё понятно. Поднимите зелёный круг – если на классном часу было интересно и вы узнали много нового. Обратите внимание на цвета, где мы их можем встретить?
- Верно, в светофоре. Не забывайте тоже соблюдать Правила Дорожного Движения. Но об этом мы поговорим позже. Приложение 9.
Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.
КFDQОНNNСIТИLLWТУJЦQИQRЯ