МКОУ «Зургановская СОШ»
Классный час
Тема: «Наш дом – планета Земля»
Подготовила: Каруева Р.П.
учитель химии и биологии
«Наш дом – планета Земля»
Цель: углубление экологических знаний учащихся
Задачи:
* проверить знания учащихся по экологии
* воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле
Оборудование: интерактивная доска, плакаты, тесты, сигнальные карточки, знаки предупреждения.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Как много вас сегодня собралось. Приветствую всех на нашем классном часе. Наш классный час необычный - он экологический и посвящен одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля.
День 22 апреля 1994г. был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Этот самый большой флаг, его площадь 660 м2 .
(звучит куплет из песни Д.Маликова «Изумрудный город»)
Нам тоже небезралична судьба планеты, и поэтому мы с вами попытались сделать такой же флаг, правда в миниатюре. Это работы, выполненные каждым классом, которые объединили в один большой флаг, символизирующее наше единство в заботе о будущем Земли. И мы все давайте объдинимся, возьмемся за руки во время торжественного поднятия флага. Мы все хотим, чтобы наша планета была также сказочно красива, как изумрудный город.
(Поднятие флага под музыку песни «Изумрудный город»)
Вот он, наш флаг!
На этих отрезках ткани все богатство вашего воображения.
А что именно вы нарисовали (представители класса рассказывают о своих рисунках). Все ваши мечты – о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного
будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно!
Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим ( она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с приходом весны). Люди сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах –кровь, в древесных корнях –жилы, в травах и растениях - волосы.
Учащиеся читает стихотворение Р. Рождественского
Кромсая лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел непроворот …
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька …
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока.
Аэродромы,
пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды …
Все меньше – окружающей природы…
Все больше – окружающей среды.
Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети?
Учащиеся рассказывают о загрязнении воздушного бассейна Земли, воды, почвы, лесов.
Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20т сырья, правда большая его часть – 97% - идет … в отходы. Более того, современная экономика поощряет расточительство. Новые виды товаров, новые марки – покупай, покупай, покупай…. А старые, но вполне еще пригодные вещи выбрасываются. Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.
(Учащаяся читает стихотворение)
Моя планета – человеческий дом.
Ну как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где нет места ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Вопрос «Куда деть мусор?» становится все более актуальнее. И мы попробуем ответить на него.
Игра « Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек»
Участники получают по три таблички – указателя с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос ведущий дает три варианта ответа. По сигналу ведущего участник поднимает табличку с номером ответа.
(На доске изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не только картина, это табло на котором фиксируются результаты игры. При правильном ответе снимается одна бумажка – идет процесс очищения земного шара от мусора.)
Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, загрязнением планеты, но и бездумным уничтожением всего живого.
Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают. Представьте что во время прогулки или экскурсии по лесу, по степи вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?
(проводится конкурс «Расшифруйте знак»)
Как вы поступите встретив в степи раненого зверя или птицу? А вот маленьких птенцов и детенышей зверей никогда не следует уносить домой или трогать руками. В природе о них заботятся их родители, которые находятся неподалеку.
Неужели на всей Земле природа находится под гнетом человека? Нет! Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы государство создает охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки.
И у нас в Калмыкии есть государственный природный биосферный заповедник «Черные земли»; государственные заказники федерального значения «Сарпинский»,«Меклетинский», «Харбинский»; заказники республиканского значения: «Морской бирючок», «Состинский», «Чограйский» и другие; национальный парк РК в Юстинском районе.
У нас в районе уже почти полвека существует заказник «Ханата».
Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле человек остается наедине со своей совестью. Она для человека единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Все тесно связано вокруг.
Цветка ты не заденешь вдруг,
Чтобы звезды не потревожить.
В нашей школе ведется работа по сохранению и бережному отношению к природе. В кружке «Юный натуралист» мы не только изучаем животный и растительный мир своего края, но и занимаемся исследовательской работой изучаем редкие виды растений и животных, проводим мониторинги по охране окружающей среды, определяем степень загрязненности воздушного бассейна, почвы и т.д.
Сейчас учащаяся 9кл. Манджиева Александра представит свои работы по охране окружающей среды. Показ презентации «Лишайники – индикаторы чистоты воздуха», «Хищные птицы обитающие в п.Зурган». Александра изучила, какие виды лишайников растут на территории п.Зурган и по ним определила степень загрязненности атмосферы в поселке, определила какие хищные птицы обитают на нашей территории и занесла их в список охраняемых птиц нашего поселка.
Следующий этап это конкурс « Что может сделать один?»
Каждому задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.
Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов..( из переработанной макулатуры)
Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…( использовать много раз, сдать в магазин)
Не покупай больше, чем может…( понадобиться тебе)
Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше (общественным транспортом)
Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся)
Не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…(кому-то понадобиться)
Узнай, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и ..(сдай туда использованную бумагу)
Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки …(вымой их и сомни)
Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для…(приготовления удобрений)
Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически…( не разлагается в природе)
Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…(ее выбрасывать)
Вот и заканчивается классный час по охране окружающей среды. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.
Учащиеся читает стихотворение.
Стали люди сильными как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагаем в новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, Человек?
Вопросы:
1.Пластмасса 2.Стекло 3.Металл
1.Москвы 2.Лондона 3.Нью-Йорка
1.Производство упаковочных материалов. 2.Переработка мусора.
3.Производство автомобилей.
1.Рассортировать 2.Собрать в одном месте. 3.Раскрошить.
1.Компостировать. 2.Сжечь при специальных условиях.
3.Переплавить.
1.Защита поверхности земли и грунтовых вод.
2.Ограждение места свалки.
3.Укомплектование соответствующей техникой.
1.Загрязнение почвы. 3.Изменение климатических условий
2.Уродство ланшафта
1.Наличие тяжелых металлов.
2.Предельно допустимая концентрация вещества.
3.Государственный стандарт качества
1.Только на те регионы, где появилось загрязнение.
2.На близлежащие регионы.
3.Даже на территории удаленные от места, где загрязнение «увидело свет»
1.Бытовой мусор. 3.Минеральные удобрения
2.Пестициды.
1.Британию. 2.Россию. 3.Польшу.
1.Их захоронение
2.Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
3.Рециркуляция процесса (повторное использование)
1.Загрязнением. 2.Экологическим кризисом. 3.Интродукцией.
1.Теплоэнергетика 2.Нефте-газопереработка 3.Автотранспорт.
1.Развитие атомной энергатики. 2.Экономия энергии.
3.развитие ветроэнергатики.
1.Наука о доме, местопребывании. 2.Наука, изучающая почву.
3.Мусороведение.
1.10лет. 2.50лет. 3.100 и более лет.
1-2года. 2.5-8лет. 3.20 и более лет
Подготовила: Каруева Р.П.
учитель биологии
В Калмыкии есть государственный природный биосферный заповедник «Черные земли»;
государственные заказники федерального значения «Сарпинский»,«Меклетинский», «Харбинский»;
заказники республиканского значения: «Морской бирючок», «Состинский», «Чограйский» и другие;
национальный парк РК в Юстинском районе.
У нас в районе уже почти полвека существует заказник «Ханата».
Воздух
За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд.тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыры над Антарктикой, временами расширяющая или уменьшающая над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают различные заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше.
Вода
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок.
В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для человека и животных.
Почва
Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/ 4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры – суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить ее к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли,
везущие нефть: в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказывается в воде.
Леса
Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом.
Значит, они обречены на гибель.