МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31 г. УЛАН-УДЭ»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
Бельская Евгения Анатольевна
Улан-Удэ
2014 г.
Цель: Формирование у учащихся чувства ответственности за свои дела и поступки.
Задачи:
1. Развивать нравственные личностные качества.
2. Способствовать формированию умения понимать себя и других.
3. Воспитывать стремление совершать добрые дела.
4. стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания доброты
Место проведения: учебный кабинет или школьный зал
Время проведения: 30 минут
Участники: учащиеся 8 класса.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, видео-фрагмент.
Ожидаемые результаты:
метапредметные:
Оптимизация межличностного общения учащихся.
Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.
предметные:
Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
личностные:
Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии проблему.
Актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.
Учить анализировать себя и свои поступки.
коммуникативные:
Формирование умения аргументировать, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию.
Учиться работать в группах.
Наглядные пособия: компьютер, проектор, презентация «Все оставляет свой след».
Ход классного часа
Вступление.
Здравствуйте, ребята, я вижу ваши умные глаза, доброжелательные взгляды и надеюсь, что наше общение будет плодотворным, удачным.
Нашу встречу я хотела бы начать со стихотворения Сергея Острового:
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно. И в радости.
Вовремя есть. Вовремя пить.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
Сергей Островой
Как вы думаете, о чем это стихотворение?
О том, что жить можно по-разному, но в жизни надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Исходя из смысла этого стихотворения
притчи, название которой звучит точно также, как и тема нашего классного часа «Всё оставляет свой след». Но сначала попробуйте догадаться, о каких следах будет идти речь в этой притчи?
Что ж спасибо за ваши ответы, а теперь давайте внимательно посмотрим эту притчу.
Основная часть
Показ видео. Притча «Всё оставляет свой след»
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада.
Затем количество забитых гвоздей уменьшалось, так как юноша делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз когда не потеряешь терпения».
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвёл сына к садовым воротам: — Сын, ты справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше.
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда останется рана. И будет не важно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
- Так о каких следах шла речь в притче?
(О следах, которые оставляют в душе поступки и слова человека)
- Хороший ли способ воспитания выбрал отец юноши?
- Как вы думаете, что понял сын?
- О чём мы забываем, когда делаем что-то плохое?
Все люди проходят свою дорогу жизни и каждый из нас, когда идёт по ней, оставляет свой след на этой дороге. А рядом с нами по своим жизненным дорогам идут другие люди и очень часто наши дороги пересекаются, и следы, которые мы оставляем, проходят через души и сердца других людей.
Ребята, давайте с вами, работая в творческих группах, заполним таблицу из 2 колонок, в каждую колонку занесем по 3 поступка: в первой колонке запишите поступки, оставляющие хороший след в душе человека, а во вторую колоночку 3 поступка оставляющие горький осадок в душе. На выполнение данного задания у вас есть ровно 1 минута.
Отведенное время вышло, и я предлагаю вам сравнить ваши списки, для этого попрошу вас озвучить те поступки, которые вы занесли в таблицу. Начнем с команды…
Каким общим словом можно назвать поступки из первой колонки? (хорошие, полезные, добрые). Добрые поступки способны оставить теплый солнечный след! А что такое доброта? Как вы думаете? своими словами?
(совместно с ребятами заполнить семантическое поле: улыбка, любовь, мудрость, великодушие, щедрость, характер, искренность, сердечность, чуткость, милосердие, сердце, душа, мир, счастье, свет)
А теперь пользуясь данным набором слов, в группе составьте общее определение, что же такое доброта!?
Доброта – стремление человека дать счастье всем людям. Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки человека говорят о том, что он добрый человек. В жизни надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Разминка:
Я вижу, вы немного устали, предлагаю вам немного размяться: попрошу вас подняться со своих мест, теперь закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Поднимите руки и попробуйте дотянуться до солнечных лучей. Откройте глаза и улыбнитесь своим товарищам.
Попрошу вас занять свои места и сейчас мы продолжим работать в группах. На этот раз каждая группа получает одно высказывание и объясняет его смысл.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Считай успех друга своим успехом, а потерю друга своей потерей.
От привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков.
Обсуждение.
- Давайте сделаем вывод. Что объединяет эти высказывания?
-Нужно уметь общаться, соблюдать правила общения.
- Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга?
- Поддержать в трудную минуту?
- Все ли мы терпимы по отношению друг к другу?
Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других.
Все люди сталкиваются с трудностями. Происходит что-то, что огорчает, расстраивает нас. И бывают такие ситуации, когда нам нужна помощь.
Тогда не бойтесь просить помощи у других людей! Помните, что вы не одни в этом мире.
Обратите внимание на эти необычные весы. Это весы добра и зла.
- Что, по вашему мнению, должно перевесить в чашах весов, добро или зло, чтобы жизнь была гармоничной?
Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу.
Пусть добрый след в душе всех присутствующих оставит ваша улыбка.
Пусть капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в
реку, реки – в море добра.
Мы с вами говорили о том, что все оставляет свой след.
Все вы пройдёте свою дорогу жизни, и каждый из вас оставит свой след в душах и сердцах людей, которых вы встретите в своей жизни. И пусть он будет только добрым.
Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других? Я думаю, что сегодня между нами протянулась нить взаимопонимания, и чтобы эта связь не оборвалась, закрепим её. Я приглашаю вас в круг.
Игра «Паутинка» Передавая клубок ниток, участник говорит своему соседу доброе пожелание.