СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в 8 классе «Афганистан – это было как будто вчера»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 8 классе «Афганистан – это было как будто вчера»»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 113 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Классный час в 8 классе

«Афганистан – это было как будто вчера»












Подготовила:

классный руководитель

8 класса

Афанасьева О.В.




2021 г.


Класс____ Дата:_______


Классный час «Афганистан – это было как будто вчера»

(Афганская война 1979-1989 гг.)


Цель: воспитание гражданско-патриотических чувств подрастающего поколения 

Задачи:

  • В годовщину вывода советских войск из Афганистана вспомнить события, предшествовавшие ему;

  • Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться  равнодушными к чужому горю, чужой беде.

 

Ход классного часа

  1. Вступительное слово.

Учитель:

Мальчишкой был убит в Афгане.

За что? Кого он защищал?

И, закрывая рукой раны,

Ты перед смертью “мама” прошептал.

Она, безумная от горя,

Прижавшись к цинку головой,

Шептала, дав слезам всю волю:

“Я так ждала тебя домой”.

Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война. Никем и никому не объявленная


  1. Основной этап урока

1.Что же это за страна – Афганистан?

              Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР.  Столица – Кабул. Площадь – 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия – ислам.

  • Территория 647,5 тысяч кв. километров.

  • Население 15,5 млн. человек.

  • Более 20 народностей

  • Официальный язык – пушту и дари

  • Столица – Кабул

  • Господствующая религия – ислам

  • Долгое время – колония Англии

  • В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость

  • 27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция.

            Много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор.… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток… ( из книги С.Алексиевич «Цинковые мальчики»).

Ведущий 1: 1979 год. Декабрь-начало трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Еще никто не догадывается, что продлится она долгие многие молодые жизни. В конце декабря  в Афганистан по договоренности с руководством введены советские войска. Поводом  стала  просьба президента Афганистана Хафизуллы Амина об оказании ему военной помощи для борьбы с антиправительственными силами.  25 декабря  1979 г. дворец Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Советское руководство приводит к власти в Афганистане  нового президента Бабрака Кармаля

Ведущий 2. Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин. Одним словом,  официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг.

 Вооруженная борьба со стороны советских войск вначале ограничивалась отдельными ударами и рейдами, в дальнейшем вылилась в систему специальных наземных, воздушно-десантных и воздушных операций.

            Со стороны моджахедов велась вначале в форме партизанских действий, затем стала приобретать все более организованный и масштабный характер. Настоящая пратизанская война. Несмотря на абсолютное техническое превосходство «Ограниченного контингента советских войск» (ОКСВ- «40-я армия») война стала затяжной.А тем временем в  Советский Союз, на Родину шли цинковые гробы.

Слово преподавателя

        «Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны…

    Ведущий 3.   

               Так продолжалось 10 лет, 2238 дней.

14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА.  

Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана.     Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г. Термез.

Ну, вот и кончилась война,

Которая была не наша…

Ведущий 1.

Каждое время рождает свои песни. Эта война породила немало одаренных поэтов, бардов. В песнях появились мужество и стойкость, чувства и переживания молодых людей, с оружием в руках исполнявшие свой воинский долг. Эти песни писали ребята, прошедшие ад афганской войны. Они знали ее не со стороны, поэтому простыми словами этой песни говорит сама правда. Такое нельзя придумать, это надо пережить самому.

На советские, позже - российские экраны вышли фильмы об Афганской войне: «Афганский излом», «Девятая рота» и другие. В них так же сделана серьёзная попытка показать весь трагизм и героизм тех событий, желание понять и объяснить, что поднимает людей в атаку, ведет навстречу пулям и какие чувства испытывает человек на войне, находясь на зыбкой границе, отделяющей жизнь от смерти

Ведущий 2.

Мы два года шагали с тобой

По горячим дорогам войны,

Нам знакомы и зной, и бой

И тюльпан афганской вины.

Ах, тюльпан прожженной земли,

Вы как память тех огненных дней

Алым пламенем вы проросли,

Словно кровь наших русских парней.


Эта война называлась «необъявленной». За 9 лет советские войска участвовали в 416 плановых боевых операциях. А в это время московское радио и телевидение сообщало о посаженных деревьях, выкопанных советскими войсками арыках и плановых боевых учениях, а оттуда прибывали в села и города цинковые гробы. Ребята уходили служить в армию, и многие родители не знали, что их сыновья отправлены в далёкий Афганистан. Из письма майора Анатолия Девятьярова, пропагандиста артполка: «Глядишь на убитого и думаешь о его матери: я вот знаю, что ее сын погиб. Может она в эту минуту сидит на свадьбе. Сказать ли ей? Еще хуже – упал в реку или в пропасть, тело не нашли. Матери сообщают: пропал без вести…Чья это была война? Война матерей. Они воевали. А народ не страдал. Народ не знал.»

Вопросы:

- Как вы думаете, советские воины по собственному желанию принимали участие в этой войне?

- Что движет людьми, идущими на войну?


2.Интервью с участником боевых действий в Афганистане (прил.1)

Среди наших петровских мужчин есть много афганцев, и сейчас Дима прочитает фрагменты интервью с Кладовым Леонидом, участником боевых действий в Афганистане. Интервью мы брали в прошлом году, и этот человек нам рассказал, что заставило его идти воевать, а также поделится воспоминаниями о боевых действиях, которые ему пришлось пережить вдали от дома. (Читаем интервью, рассматриваем фото)


  1. Вопрос учителя


- Ребята, Джордж Мартин, автор романа «Песнь льда и пламени», неоднократно повторял в своем произведении: «Настоящая дружба познается в бою». Согласны ли вы с этим утверждением и почему?

- Что для воина значат награды и медали?


  1. Чтение стихотворения «Олежка» С. Лукасевич, смотр иллюстраций.


Читает Анна Б.

Олежка

Смывают времени дожди

О той войне воспоминанья,

А я всё слышу: «Подожди,

Олежка, стой! Вот ненормальный…»

Я этот крик свой по ночам

Гоню во тьму, а он всё громче.

Я так впервые закричал

Тогда в горах, и взвыл по-волчьи,

Когда внезапно в тишине

Раздался взрыв душманской мины…

Олежка, помнишь, как в тот день

Ты хвастался рожденьем сына?

Потом приехал генерал

И мы твой праздник отмечали.

А предстоящий перевал

Хранил угрюмое молчанье.

Там наверху яснее свет

Далёких звёзд, и небо ближе.

Ты говорил, что смерти нет,

И шёл вперёд, всё выше, выше.

Ты вспомнил, что тебе во сне

Приснилась у дороги верба.

Ты шёл вперёд, но вспыхнул снег,

И на тебя упало небо.

«Постой, Олежка! Стой, старик!» —

Хотел сказать, но было поздно.

Я закричал, и этот крик

Услышали чужие звёзды…

Ты первым был всегда, во всём.

А Сашка твой совсем уж вырос.

Но небо тучами покрылось,

Когда я встретил их… втроём.

«Олег, постой!», но ты пошёл…

Мы поздоровались, конечно.

Я не один, я с сыном шёл,

Я с сыном шёл своим, с Олежкой.


Учитель: За мужество и героизм, за с честью выполненный долг орденами и медалями СССР награждены 200 тысяч военнослужащих, в том числе посмертно – 10900. Удостоены звания Героя Советского Союза 66 военнослужащих, из них – 23 посмертно.

Когда закончилась война, солдаты и офицеры с чувством выполненного долга вернулись на родную землю. С огромной радостью встречали их отцы и матери, жены и дети, друзья и любимые. А за порогом дома их считали «побеждёнными» и старались не говорить об этой войне. Как будто и не было её. Из письма Владимира Ерохова, рядового гранатометчика:


«…Возвращались мы с надеждой, что дома нас ждут с распростертыми объятиями. И вдруг открытие – никому не интересно, что мы пережили.

… В институте старый преподаватель убеждал:

– Вы стали жертвой политической ошибки.

– Мне было тогда 18 лет. А вам сколько? Когда у нас там шкура лопалась от жары, вы молчали. Когда нас привозили в «черных тюльпанах», вы молчали. Теперь все разом заговорили: жертва… ошибка…

А я не хочу быть жертвой политической ошибки. Пусть свет перевернется, но это не перевернется: герои в земле лежат».


5) Посмотрите на фото участника войны, папу нашей ученицы Белоус Софии. Как думаете, он жалеет, что служил в Афганистане?


6)Слово преподавателя:

Время и история всё расставит по своим местам. Афганистан не должен уходить из памяти. Более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести – 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом.  

Родители, мой брат, друзья, невеста!

Простите, что вот здесь себе я выбрал место.

Я вас любил, я жизнь любил,

И не моя вина, что мало жил.

В чужой стране я вас берег

И честно выполнил свой долг.


  1. Итоги урока

Беседа

- Что нового вы узнали об Афганистане?

- Назовите названия городов, которые запомнили.

- Кто такие душманы, моджахеды?

- Ради чего сражались советские солдаты?

- Что может чувствовать человек, который прошел через эту войну?

- Правильно ли делали ребята, выбрав позицию «воевать», а не «спрятаться, отсидеться дома»? Какая сила движет солдатами, идущими на войну?

- Готовы ли вы защищать мир в своей стране, если Родина позовет?

Продолжите предложение:

«Сегодня я узнал…»

«Этот урок помог мне понять, что …»

«Долг перед Родиной – это …»



 

8) Заключительное слово.  Да, по-разному оцениваются события той войны. Многие называют её «ошибкой» и «интервенцией», а воинов - афганцев – «убийцами» и «оккупантами». Тогда, в 1979 г. Родина послала своих солдат на защиту южных рубежей, не подчиниться приказу они не могли. Нельзя судить солдат, выполнявших свой воинский долг. История рассудит «Кем были мы в стране далёкой».

Воины-интернационалисты, прошедшие Афган, живут и работают среди нас. Они – наша гордость. Мальчишки, волею судьбы, оказавшиеся вдали от Родины, показали всем, что они по-прежнему, как в течение всей истории России, достойные и верные сыны, надежные защитники ее интересов. Нельзя забывать о солдатах этой войны!

Афганистан – это боль, скорбь, память. Это война, в которой наши ребята были просто солдатами…

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках они держали автоматы.
Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны.  













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!