Классный час в 8В классе, посвященный теме "Дети блокадного Ленинграда" (по рассказу Т.Кудрявцевой " ДЕТСКИЙ ДОМ. ЛЁКА…")
Цели :
осмысление понятий "милосердие", "совесть", "сострадание", "самопожертвование";
воспитательные: показать взаимовлияние всех компонентов (физический, психический, духовный) здоровья;
формирование умений давать характеристику героям, оценивать их поступки.
ХОД УРОКА
Презентация.
Слово учителя.
Наш классный час я назвала "Цветок милосердия". Ребята, а что такое милосердие? ( читаем на слайде). Рассказ, с которым мы будем знакомиться, написан замечательной писательницей Татьяной Кудрявцевой и называется "Детский дом. Лека..."
- О чем может быть рассказ с таким названием? Подумайте в парах. (Методика кластера.)
о детях без родителей
о девочке и ее жизни в детдоме
о детской дружбе
о милосердии
Чтение первого отрывка.
Стадия получения информации.
В детском доме было хорошо. Во-первых, там давали есть. Во-вторых, там у каждого была мама Кира из самого старшего 7-го класса. Мама Кира помогала делать уроки и даже мыла Лёку в бане. А когда кто-то из детей заболевал, сама Мария Константиновна, директор, подходила вечером и гладила по голове.
Стадия осмысления.
- Какое настроение возникло у вас при слушании текста?
- Что вы узнали? (рассказ о жизни детей в детдоме). Какая атмосфера царила в детском доме?( добродушная, теплая, старшие помогают младшим, директор по-матерински относится к ребятам ). Почему было хорошо в детдоме?(была еда).Как называли маленькие старших?(мама Кира). Однако детский дом-плохо,ведь нет рядом мамы, а значит, счастья и дома.
-Как вы думаете, в какое время происходят события в рассказе? (голодное время).
Чтение отрывка.
Еще у детского дома были грядки, на которых росла еда! Репка, лук, морковинки, а главное — огурцы. Лёка все бегала и смотрела, не появились ли огурчики из желтеньких, как бабочки, цветов. Лёка никогда не видела огурцов, просто не успела: сначала она маленькая была, а потом война началась. В блокаду не было еды никакой, даже воды. Последний кипяток вместе с горбушкой мама отдала Лёке и умерла. Лёка тогда несмышленая была, не понимала, что нельзя мамин хлеб есть, она ела. Есть хотелось каждую минуту. Но потом, когда город сковали большие холода, у Лёки уже не осталось сил — есть.Тогда мама сходила за снегом, растопила его на керосинке и Лёке в рот влила. Лёка согрелась и уснула. А проснулась уже в детском доме. Ей сказали, что мамы больше нет. Но Лёка не поверила, она долго еще не верила, вставала на окно на коленки и смотрела на улицу, вдруг мама придет.
О чем рассказывает автор? ( о блокаде Ленинграда, война).Какая Лека? (маленькая,несмышленая).А мама девочки? ( отдает Леке свой хлеб,идет на самопожертвование).
-Ребята,что вы знаете о блокаде Ленинграда?(презентация).28 января 2014 года-памятный день (70-летие со дня снятия блокады Ленинграда).
-Что нового узнали о Леке?(Лека испытала на себе ужас блокады)
- Хотите узнать, что будет с Лекой дальше?
Стадия получения информации.
Чтение отрывка.
А потом зима прошла, и в город вернулось солнышко. Как оно землю пригрело, так сразу Мария Константиновна им семена дала. Некоторые семечки сами взошли, а огурцы — из рассады. Лёка все думала: огурец — какой? Круглый или длинный? И вот Лёка одним ранним утром прибегает в огород , смотрит, а огурец высунулся из листьев, зеленый, как маленький карандаш. Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус — хрустящий, летом пахнет. Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз — у нее во рту. И — нет огурца! Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса.
-Какая Лека?
Составление кластера (любознательная, веселая, жизнерадостная, совестливая, честная). Девочка осознает, что плохо поступила ?(Да,ей стыдно)
-Как вы думаете, что будет дальше? (Леку накажут,отругают,а может,простят)
Чтение отрывка.
На линейке Мария Константиновна спросила строго: «Куда девался огурец?» Никто ничего не сообразил, огурец-то одна Лёка видела, а Лёка поняла и опустила голову.
Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. И тут мама Кира говорит:
— Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у нее день рождения.
— Я так и поняла, — произнесла Мария Константиновна. — Но все-таки лучше было спросить.
И ничего больше говорить не стала. И никто не стал, хотя старшие все знали, что Лёкин день рождения — не известен. Лёка попала в детский дом без документов, в мамином ватнике и с бантом.
У Лёки слезинка выкатилась из глаза и остановилась на щеке, от стыда. Она решила, что, когда вырастет взрослая, обязательно отдаст Кире огурец, а Марии Константиновне целую корзинку огурцов!.. Случай этот в прошлом году приключился, но Лёке кажется, что вчера. Стыд хуже дыма, от него в душе щиплет.
-Почему Кира так поступила?( Кира поняла, что огурец сорвала Лёка, но хотела защитить девочку, оградить её от стыда и позора, поэтому взяла её вину на себя).
-Как отнеслась Кира к Леке? ( милосердно, потому что девочка пережила блокаду Ленинграда)
-Переживала Лека? (Да,прошел год, а для нее как будто все вчера было).
-Какой жизненный урок получила?(воровать и врать плохо).
-Какая,ребята, Лека?(совестливая, честная)
Чтение отрывка.
Лёка любила гулять одна у забора, где стоял маленький деревянный особняк. Лёка забиралась на крылечко и играла в дом, как будто он опять у нее есть, и все живы: и папа, и мама, и бабушка, и кот Зайка. Лёка говорила: «Трик-трак». И делала вид, что поворачивает ключ в замке.
-Что испытывает Лека, играя? (тоска по дому).
-Но ведь в начале рассказа говорится,что в детском доме хорошо? (Без семьи плохо)
Чтение отрывка.
Однажды она играла и грызла сухарь. Вернее, половинку сухарика, что от полдника осталась. Хоть блокаду уже и сняли, но Лёка теперь никогда ничего не съедала сразу, оставляла на черный день. Хоть крошечку. И вдруг в заборе Лёка увидела чье-то лицо. Совершенно взрослое, даже старое, потому что небритое. Этот кто-то глаз не сводил с ее сухаря. Лёка точно поняла, что именно с сухаря. Сначала она спрятала сухарь за спину. Потом и сама повернулась к забору спиной. Но даже спиной Лёка чувствовала этот взгляд. Она поняла, что там кто-то голодный. Лёка вздохнула, но все-таки подошла к забору, отломила половинку половинки и протянула…
-Что мы узнали о девочке из прочитанного отрывка?(жалостливая) .
-Кого пожалела? (врага).
-Как она поступила? (милосердно,проявила человечность)
Чтение отрывка.
А Колька Безымянный, из старшей группы, подглядел. Безымянный — это была его фамилия, потому что он ничего не помнил, был старше Лёки, а даже фамилии не помнил. От голода, наверное. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть.
— Что ты делаешь? — закричал Колька. — Это же вражина, фашист! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад!
-Понятно ли вам поведение Кольки? (Да,ведь пленный немец-враг,фашист)
Лёка заплакала. Но назад забрать она не могла. Не потому что боялась, а — не могла. И объяснить Кольке тоже ничего не умела. В свои восемь лет Лёка хорошо знала, кто такие фашисты. Но ведь и у фашистов животы есть, а живот есть просит.
-Почему Лека так поступила?(она знала, что такое голод).
-Сколько лет Леке?(8).
Составление кластера.
-Какой Колька?(жестокий, озлобленный,не помнит семью)
-Что вас удивило в поступке Леки? (Ребенок размышляет по-взрослому(на войне дети рано взрослели),она сумела сохранить жалость, несмотря на пережитый ужас в блокаду Ленинграда ,потерю семьи, в отличие от Кольки).
-Как называется это чувство?(сострадание,милосердие).
-Что будет дальше?(ребятам запретят ходить на пустырь).
Чтение отрывка.
А вечером Мария Константиновна собрала всех и велела:
— К забору ходить не нужно. Гуляйте в другой стороне.
Лицо у неё было грустное-грустное. А потом Лека нечаянно услышала, как Мария Константиновна сказала нянечке Шуре:
— Откуда у нее,птахи, только сила взялась на жалость?
И Лёка поняла, что Мария Константиновна на нее не сердится. И что жалеть — не стыдно. А это было самое главное.
-Что поняла Лека?(Надо быть доброй,жалостливой к людям,то есть милосердной).
С тех пор тайком Лека и другие девочки прокрадывались к забору и кормили пленных немцев. У них была такая банка от тушенки, они в банку сливали суп, кто сколько мог, и кормили.
А к лету уже и Колька стал с ними ходить. Девочки ничего ему не говорили, и он девочкам — тоже ничего. Да и что тут скажешь!
-Как изменился Колька? (подобрел).
-Значит, доброта может распространяться и на других, становиься шире,ведь даже Колька подобрел.
Чтение отрывка.
Немец, тот, которому Лёка первому полсухаря дала, вырезал для Лёки маленькую куколку. Из губной гармошки. Лёка не знала, можно ли взять у фашиста. Но он протягивал и улыбался. И Лёка опять подумала: «Хоть и фашист, а живой ведь. Не взять, все равно что ударить».И взяла.
-Что поняла Лека в свои 8 лет? (надо оставаться доброй, милосердной ко всем)
-Какой мы увидели Леку в рассказе?
Восьмилетняя девочка, потерявшая семью в годы блокады Ленинграда,
рано повзрослевшая, не по годам мудрая, понимавшая, что такое плохо и хорошо. Совестливая, милосердная, умеет радоваться жизни, любознательная.
-Какая черта главная в характере Леки? (милосердие)
-Как вы думаете, кем станет Лека, когда вырастет?
Чтение отрывка.
Девочка, которую в детском доме все называли Лёкой, став взрослой — Ольгой Ивановной Громовой, — выбрала себе профессию врача.
У этого доктора был счастливый дар: она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью — жалеть так, что это было ничуть не обидно. Многие люди до сих пор говорят ей спасибо.
-Чему учит рассказ Т.Кудрявцевой «Детский дом. Лека…»?
Жизнь –это…..допишите (милосердие, жалость, любовь, доброта, взаимовыручка, дружба, совесть, умение радоваться жизни).На слайде.