Первый урок 2017-2018 учебного года в 9 классе
(классный час)
Тема «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите!»
Дата проведения: 01.09.2017
Класс: 9 класс
Учитель: Руцкая Виктория Викторовна
Цель: развитие осознанного отношения к учебе; формирование положительной мотивации к самообразованию и самоопределению в учебе и жизни в целом.
Задачи:
формирование у обучающихся понятия важности выбора профессии;
формирование у обучающихся осознания необходимости получить глубокие и прочные знания школьного курса;
развитие способностей самостоятельно приобретать новые знания, вырабатывать профессиональные навыки и умения;
развитие у обучающихся стремления к активному участию в образовательном процессе; целеустремленности в выполнении учебных задач;
воспитание у обучающихся добросовестного отношения к процессу и результату своей работы;
воспитывать правильную гражданскую позицию;
стимулировать процесс самопознания, самовоспитания, самореализации
Ход классного часа
Цитата М Горького на доске под темой урока «Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать. М. Горький
Учитель: Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Вот мы снова и вместе! Впереди у нас с вами 9 класс. А значит , возможно, для кого-то это последний год в школе, Возможно, до конца этого учебного года некоторые ребята нашего коллектива сделают выбор на пути к своей будущей профессии. Итак, каким будет этот год для всех, зависит только от вас, от вашего стремления получить новые знания, навыки и умения их применить в своей будущей профессии и жизни. Ведь от вашего сегодняшнего понимания будущего зависит вся ваша дальнейшая жизнь. И мне бы хотелось настроить вас на учебу, на осознание того, что любому человеку необходимо развивать себя и не останавливаться на полученных знаниях и умениях. Обратим же свое внимание на доску. Давайте же прочитаем высказывание писателя М Горького Человек по - настоящему счастлив лишь тогда, когда он занимается любимым делом: делает то, что любит; делает то, что умеет; делает то, что нужно людям; и, конечно-же, делает то, за что хорошо платят. Но ведь без знаний и умений будет сложно пристроиться в жизни, фактически невозможно.
Основная часть:
Сейчас я предлагаю вам прослушать внимательно высказывание древнего философа Конфуция об учебе и получении знаний, а после обсудить его: «Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - этот путь самый горький. (размышления детей о трех путях к получению знаний).
Американский философ Элвин Тоффлер сказал следующее : Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. В связи с эти у меня вопрос : Скажите, а достаточно ли современному человеку, будь то школьник, будь то работник предприятия, учереждения тех знаний, которые он получил в школе, институте? И почему да или нет? (размышления детей) и как итог предлагаю вам еще одно высказывание нацеливающее вас на самосовершенствование и самообразование :
«Формальное образование поможет вам выжить, а самообразование приведет вас к успеху» (Джим Рон, американский оратор, бизнес-тренер, автор многочисленных книг по психологии) (рассуждения учеников)
Момент рефлексии:
А теперь предлагаю использовать вам свои знания и навыки и немножко применить свои ранее полученные знания: (можно поделить на команды или группы ограничить по времени и предложить записать на листочке пословицы и поговорки о знаниях, учебе, пользе знаний, любви к знаниям….) (можно распечатать и разрезать, дать задание собрать поговорку в командах)
Например:
Пословицы и поговорки об учении и науке
• Без муки нет и науки.
• Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
• Век живи — век учись.
• Всезнания Бог человеку не дал.
• Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учён.
• Не выучит школа, выучит охота.
• Повторенье — мать ученья.
• Дураку наука, что ребёнку огонь.
• Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.
• Идти в науку — терпеть муку.
• Красна птица перьем, а человек ученьем.
• Кто больше знает, тому и книги в руки.
• Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
• Мудрено тому учить, чего сами не знаем.
• Наука не пиво, в рот не вольёшь.
• Не силою дерутся, а уменьем.
• Не учась и лаптя не сплетёшь.
• Не штука — промашка, штука — поправка.
• Недоучёный хуже неучёного; переучёный хуже недоучёного.
• И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.
• Всему учён, только не изловчён.
• Не штука — наука, а штука — разум.
• В умной беседе быть — ума прикупить.
• Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
• Голова без ума — что фонарь без свечи.
• Умный любит учиться, а дурак — учить.
• Умный научит, дурак наскучит.
• У глупого умный, как бельмо на глазу.
• Глупый осудит, а умный рассудит.
• С умом жить — тешиться, а без ума — мучиться.
• Не для шапки только голова на плечах.
• От умного научишься, от глупого разучишься.
• Без ума голова — лукошко.
• По платью встречают, по уму провожают.
• Голова с короб, а ума с орех.
• Учёный водит, неучёный следом ходит.
• Ученье — красота, неученье — сухота.
• Ученье — свет, а неученье — тьма.
• Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
• Аз да буки избавят нас от скуки.
• Азбука — к мудрости ступенька.
• Без букв и грамматики не учатся и математике.
• Без наук — как без рук.
• Без терпенья нет ученья.
• Буквы кривые, да смысл прямой.
• Велико ли перо, а большие книги пишет.
• Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.
• Грамота — не болезнь, годы не уносит.
• Грамоте учиться — всегда пригодится.
• Для ученья нет старости.
• Древо и учитель познаются по плоду.
• Его учить — что по лесу с бороной ездить.
• Знаешь счёт, так и сам сочтёшь.
• Знание лучше богатства.
• Знание — сила.
• Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.
• Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибёт.
• Испокон века книга растит человека.
• К мягкому воску — печать, к юному человеку — ученье.
• Книга — книгой, а своим умом двигай.
• Книги не говорят, а правду сказывают.
• Коли грамота даётся, так на ней далеко уедешь.
• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
• Кто много знает, с того много и спрашивается.
• Лучше не учён, да умён, нежели учён, да глуп.
• Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
• Мнится — писание лёгкое дело: пишут три перста, а болит всё тело.
• На ошибках учатся.
• Намучится — научится.
• Наука в лес не ведёт, а из лесу выводит.
• Наука — верней золотой поруки.
• Наука — не бука.
• Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.
• Наукой люди кормятся.
• Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
• Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
• Не кичись, а учись.
• Не красна книга письмом, красна умом.
• Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.
• Не пером пишут — умом.
• Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
• Неграмотный — что слепой.
• Неразумного учить — что в бездонную кадку воду лить.
• Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
• Перо смелее, нежели язык, выговорит.
• Писать — не языком чесать.
• Почитай учителя как родителя.
• С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
• С книгой поведёшься — ума наберёшься.
• Сперва аз да буки, а там и науки.
• Счастие тот добывает, кто учением ума набирает.
• Тетрадь — зеркало ученика и учителя.
• Учение — путь к умению.
• Учёному везде дорога.
• Учёный без дела, как туча без дождя.
• Учёный идёт, а неучёный спотыкается.
• Ученье без уменья не польза, а беда.
• Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.
• Ученье лучше богатства.
• Учи других — и сам поймёшь.
• Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
• Учить — ум точить.
• Учиться никогда не поздно.
• Хорошая книга — лучший друг.
• Человек неучёный, что топор неточёный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.
• Чтенье — лучшее ученье.
Притчи (на выбор учителя):
Притча об учебе: Кремень и огниво (можно поросить ученикв прочитать и разобрать)
Короткая притча о учебе и знаниях, от Леонардо Да Винчи: Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок.
2 притча
Три человека ворочали камни. Одного из них спросили: – Что ты делаешь?
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь.
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал: – Храм строю.
Мораль:
Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель.
3 и последняя притча:
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни?
Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал:
— Самое главное в жизни — это здоровье.
Другой сказал:
— Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.
Третий сказал:
— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.
После того, как высказались все, они спросили у Сократа:
— А ты что думаешь об этом?
Сократ сказал:
— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?
Слушающие его люди сказали:
— Нет, Сократ, это не обязательно.
— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?
— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.
— Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?
— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими.
—А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни?
Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что
счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.
И последняя, моя любимая притча:
давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?»
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями.
Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно.
Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.
Итак, мы с вами возвращаемся к теме нашего классного часа и конечно же неоходимо любить то, чему учитесь и развиваться не останавливаться, т.е. учиться тому, что любите….
Человек по - настоящему счастлив лишь тогда, когда он занимается любимым делом: делает то, что любит; делает то, что умеет; делает то, что нужно людям; и, конечно-же, делает то, за что хорошо платят. Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само собой.
Сюнь-цзы (китайский философ)
А напоследок я хотела бы вам привести слова Стива Джобса, основателя компании APPLE, легендарного инноватора и предпринимателя «…Ты должен найти то, что любишь. И найти свою любимую работу так же необходимо, как и своего любимого человека. Работа будет занимать очень большую часть твоей жизни, и единственный способ получать настоящее удовлетворение от работы – это делать ее превосходно, осознавая это. А единственный способ делать свою работу превосходно – это любить ее. Если ты еще не нашел свое любимое дело, продолжай искать. Не прекращай поиски, пока не найдешь. Как и во всем остальном, к чему лежит сердце, ты сразу поймешь, что нашел то, что искал. И как в любых прекрасных взаимоотношениях, твоя увлеченность работой будет со временем только увеличиваться. Так что, ищи и не успокаивайся, пока не найдешь.»
.