Классный час в форме тренинга «Сплочение классного коллектива»
Цели:
-Сформировать понятие «Наш класс - это единый коллектив»;
-Развивать познавательный интерес, способствовать формированию активной жизненной позиции;
-Воспитывать любовь к школе, уважение к одноклассникам.
Дополнительные материалы: листок бумаги, ручка, повязки для глаз, ватманы, фломастеры.
Пространство класса поделено на секции. В каждой секции было представлено определенное задание. Таким образом, дети увидели свой кабинет с другой стороны: не просто в качестве учебного помещения, а место, где можно проявить свои эмоции, умение общаться друг с другом.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята, сегодня мы проведем мероприятие, которое не связано ни с каким праздником. Но в то же время, это очень важно и интересно.
- Сейчас вам нужно сесть в круг на стулья.
1.Доверие к классу.
Упражнение проводится в кругу. Позволяет классному руководителю понять, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся в данном коллективе.
Учитель: Давайте встанем в круг, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу (максимальный балл 10, минимальный 1), затем по команде откроем глаза. На счет «три» дети показывают пальцы и открывают глаза.
-Теперь давайте обменяемся мнениями (от наименьшего по возрастанию. Тех, кто не хочет говорить, не заставлять).
-Обсудим следующие моменты: что нравится в классе?
- Какие есть трудности?
-Что бы хотелось изменить?
2. Ты мне нравишься
Это прекрасное упражнение способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это — проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.
Материалы: лист, ручка.
Учитель: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам
Сейчас каждому человеку я раздам листочек, вы записываете свои имя и фамилию. Далее мы передаем по кругу листочек. Вам нужно написать что-то доброе и хорошее об этом человеке. Можете приступать.
Анализ упражнения:
— Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?
— Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
— Достаточно ли дружен наш класс?
— Почему каждый ребенок достоин любви?
— Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
- Итог: мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого ученика в классе. Ведь в каждом есть что-то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем.
3.Слепой и поводырь
Упражнение направлено на понимание чувств тех ребят, которые пришли в коллектив совсем недавно.
Учитель: Посмотрите на ребят, которые пришли к нам совсем недавно. Как вы думаете, легко ли им было привыкнуть к вам, к школе, ко мне? Что они чувствовали? Для того чтобы понять их, я предлагаю провести небольшую игру, которая называется «Слепой и поводырь». Слепой олицетворяет прибывшего ученика, а почему?
( Ответ: потому что он не знает, что где находится, не знает куда идти и что делать).
- Без указаний и помощи ему придется очень тяжело. Поэтому нужен ответственный «поводырь». Это упражнение будут выполнять «старенькие ученики».
«Слепому» завязывают глаза, задача «поводыря» провести «слепого» из пункта А в пункт Б. Задача всех остальных ребят – усложнять путь, придумывать препятствия (поставить стул на пути и т.д.) После прохождения следует все обсудить.
Мои ученики пришли к выводу, что, не зная пути, не видя ничего, очень сложно что-либо сделать. Но благодаря помощи «проводника» проходить путь было не так страшно.
-Какой вывод можно сделать?
(ребята, которые только пришли в наш класс, нуждаются в поддержке).
4.Нарисуй дом
Данное упражнение проводится в группах, члены групп были выбраны с помощью жеребьевки (тянули разноцветные карточки из коробки. Каждой группе соответствовал свой цвет)
Психологический смысл упражнения: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения, развитие сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими, и решать поставленные задачи. Необычные условия, в которые попадают участники, включают заинтересованность, заставляют находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание. На ваших столах в каждой группе лежит ватман и фломастеры. Ваша задача – нарисовать дом мечты. Но это еще не самое сложное. В процессе работы нельзя разговаривать. Понять вы должны друг друга с помощью жестов.
Каждому члену команды дается задание. Например: одному –нарисовать крышу, другому- два окна на втором этаже, третьему – второй этаж и т.д. Каждый рисует только свою часть, лишнее рисовать нельзя.
-Сейчас каждая команда расскажет, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. (выступление команд)
- Давайте подведём итог урока. Какое задание было самым сложным? Почему?
- А что было легко выполнить? Почему?
-Для чего были проведены все упражнения.
- Как вы думаете, теперь отношения в классе изменятся? Нашли ли вы ошибки в своем поведении? Задумались о них? Будем исправлять?
- Ребята, я надеюсь, что теперь мы станем еще дружнее и чаще будем помогать друг другу, сопереживать и поддерживать.
КЛАССНЫЙ ЧАС
в форме тренинга «Сплочение классного коллектива»
Учитель начальных классов
Дмитриева Аксана Александровна,
1 квалификационная категория
2022 год