Классный час «Великий и могучий Русский язык»
Пояснительная записка.
Методическая тема занятия: логопедическая игротека.
Тема занятия, называемая студентам: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой: Родная речь и русский язык
Цель использования игровых технологий: привитие интереса к логопедическим занятиям у студенов
Аудитория: 3 курсы ППК
Используемые технологии:
игровые;
ИКТ;
Здоровьесберегающие.
Оборудование: компьютер: экран, проектор, карточки с заданиями, ручки, листы бумаги, в зале расставлены столы для участников, шары для оформления зала, сладкие призы всем участникам.
Цели и задачи:
1. Проверить качество имеющихся знаний;
2. Способствовать понятию интереса к предмету (Русский язык ) и получению новых знаний;
3. Расширить кругозор студентов;
4. Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности в коллективе.
Выбирается жюри викторины.
Ход занятия: Звучит музыка
Ведущий _ Дамы и господа, сегодня у нас незабываемый конкурс, мы будем выбирать лучшего из лучших, знатока русской речи и русского языка, достойнейшего из достойных Умника, или Умницу!
Из каждой группы на данное мероприятие были направлено по три участника, но только один станет победителем и получит звание лучшего. Итак, я приглашаю в зал участников:
Представители 1-2 группы
Представители 3-4 группы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Представители 5-6 группы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А так же я хочу вам представить наше компетентное жюри:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, у нас с вами имеются 9 претендентов на звание лучших, но только три из них дойдут до финала и только один из них получит главный приз.
Правила просты и в то же время очень сложные. Каждому из вас дается задание, после чего по результатам в каждом туре остаются лучшие!
И тема нашей викторины «Великий и могучий русский язык!»
Конкурс 1
«Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)
Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)
Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)
Обвершка строения или крыша (Кровля)
Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)
Нарушение равновесия в жизненных отправлениях. (Болезнь)
Общее название всякого твердого ископаемого, кроме твердых металлов, или крупица, королька (Камень)
Куча, толпа насекомых (Рой)
Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)
10.Отверстие, проем в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды. (Ворота)
Конкурс 2
«Угадай профессию». Я называю вам фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.
Стричь под одну гребенку
На живую нитку,
Сложить оружие
Брать на прицел, закидывать удочку
В час по чайной ложке,
играть первую скрипку
Петь с чужого голоса
Открывать Америку
Ждать у моря погоды
Попасть в ловушку
Закусить удила
Сгущать краски
Ход конем
Ведущий: Пока жюри подсчитывают количество правильных ответов, а значит и сумму баллов, прежде чем мы узнаем выбывших лиц, мы проведем конкурс с залом.
За каждый ответ дается конфетка, приз дается тому, кто наберет большое количество конфет в течении всех конкурсов.
Игра с залом, подсчет голосов, назвать двух выбывших.
Конкурс №3
Вы наверное слышали про слова - анограммы. Это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке. Например, весна – навес, масло - смола. Вам предлагаются слова, из которых вы образуете новые слова:
Лето (тело), атлас (салат), маяк (ямка), каприз (приказ), лопата (оплата), водопад (подвода), кукла (кулак), колесо (оселок), комар (корма)
Победителем становится тот, кто первым справится с задачей или подберёт больше новых слов.
Конкурс №4
Есть удивительные слова, которые как бы их не читали, слева направо или справа налево, они будут означать одно и то же. Например: ПОТОП, ЗАКАЗ. Попробуйте придумать как можно больше таких слов.
- А есть даже целые предложения:
А роза упала на лапу Азора.
Около Миши молоко.
Ведущий, а сейчас жюри подводит итоги и назовет еще двух выбывших по результатам подсчета баллов и итогов 4-х конкурсов
Пока продолжаем игры со зрителями.
Тур 5
Александр Иванович Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Докажите это. Итак, задание 1 тура для команд: Мудрость языка заключена в пословицах и поговорках. Надеемся, вы часто их используете в своей речи.
Из предложенных пар слов составьте пословицы:
Коса – камень (Нашла коса на камень)
Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)
Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)
Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)
Ведущий: Мы подошли к 6 туру нашего состязания, который называется «Краток и точен», потому что для всего в русском языке есть своё название, порой данное с такой меткостью, что только диву даёшься. Н.В.Гоголь как-то подметил, что «иное название ещё драгоценней самой вещи» Итак, ваша задача назвать словом то, что оно обозначает.
1. Словарный состав языка (лексика)
2. Устное народное творчество.
3.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения (синтаксис).
4. Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки ( пунктуация).
5. Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению. ( омонимы)
6. Раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах (орфоэпия).
Пока жюри определяет трех финалистов, мы поиграем с детьми из зала
Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)
Первый слог – личное местоимение, второй –синоним слова «несчастье», вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)
В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)
Итак, перед нами три финалиста нашего конкурса, и впереди самые сложные задания!
Ведущий, и вот первое задание для финалистов. Оно выполняется на время. В течении трех минут вам необходимо составить как можно больше слов из слова
КАРУСЕЛЬ
Второе задание для финалистов.
Прочитайте небольшое стихотворение, по результатом которого вам будет выставлены оценки от 3-х до 5 балов.
И последнее задание. Вам раздали текст в нем записан абзац сказки. Есть один нюанс, данные предложения записаны в зеркальном стиле . Ваша задача перевести текст на нормальный язык. Кто за 3 минуты переведет больше слов, тот и выигрывает. А кто угадает откуда этот текст и кто автор, тот получит дополнительные очки.
Игра со зрителями антонимы. Кидаем мяч
Ну вот мы и знаем победителя сегодняшнего тура. Прошу жюри объявить.
Вручение призов, фанфары. Показ мультика.