СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Волшебное царство Осени» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивает познавательный интерес, умение видеть красоту окружающего мира  через  музыку, картины, стихи, устное народное.

 

познакомить с  особенностями  времени года - осень,  с названием и  очерёдностью осенних месяцев,  их отличительными особенностями.

воспитывать бережное отношение к  природе. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Волшебное царство Осени» 2 класс»

2 класс.

Классный час «Волшебное царство Осени»

Цели: 1. Развивающая: развивать познавательный интерес, умение видеть красоту окружающего мира через музыку, картины, стихи, устное народное.

2. Обучающая: познакомить с особенностями времени года - осень, с названием и очерёдностью осенних месяцев, их отличительными особенностями.

3. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.

Оформление: картины осенней природы, произведения П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Осень»; Шопена «Осенний вальс», презентация, кроссворд (каждому ученику),карточки с названием месяца, карточки для самооценки (осенний листочек и капелька дождя)

(1слайд)

Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы приглашаем вас на экскурсию в волшебное царство. А кто хозяйка этого царства догадаться вам поможет загадка:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек – я …. (осень).

Ведущий: Конечно это, царица Осень! (2слайд).

(3слайд)

Мы с вами пройдём по царским палатам с необычными названиями

1. «Поэтическая»

2. «Осенние месяцы»

3. « Дары осени»

4. «Лесные загадки»

(Звучит «Осенний вальс» Шопена. На фоне музыки текст ведущего и иллюстрации осенних пейзажей).

Ведущий: Осень – красивое время года. Сколько впечатлений дарит она человеку, недаром художники изображают её на своих полотнах. Осенние пейзажи поражают яркостью красок. Много стихов написано об этом прекрасном времени года. (4,5,6 слайды )

Мы подошли к первой царской палате «Поэтической».

Нам прочтут стихи _________________________ (ученики читают стихи об осени)


(7,8,9слайд)

Ученики:

Иван Бунин 

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.


(10,11,12 слайд)

Осень!.. Осыпается весь наш бедный сад ,

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются – там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин. А.Толстой.


(13,14,15 слайд) Константин Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.

Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.



Ведущий: - Спасибо. На пути у нас вторая царская палата - «Осенние месяцы». (16слайд с названиями месяцев)

У царицы Осени есть 3сына - царевича. Они очень разные. А как их зовут догада - лись? .
Поговорим об особенностях каждого месяца.

Ведущий: В народе сентябрь называют «листопадник». Как вы думаете почему?

(17слайд)

Ученик:

Утром мы во двор идем — Под ногами шелестят
Листья сыплются дождём, И летят… летят… летят… (Е. Трутнева)


А еще говорят: сентябрь - «хмурень». Потому что идут дожди, небо заволакивают облака и тучи. Дни становятся короче, рано наступают сумерки. Не зря в народе говорят: «в сентябре лето кончается, а осень начинается». (18 слайд)

В сентябре собирают урожай плодов, овощей, ягод, фруктов. Делают запасы на зиму не только люди, но и птицы и звери. Наступает праздник урожая. (19,20слайд)

Ведущий: Следующий месяц - октябрь. Октябрь - самая середина осени, коренной осенний месяц. В октябре осень проявляет себя особенно ярко. Лес полыхает прощальными красками и постепенно редеет. В народе октябрь называют «грязник». Как вы думаете почему?(ответы детей).

(21 слайд) В октябре дует холодный резкий ветер – листобой, который срывает листья с деревьев, идут дожди, но может и снег пойти. Не зря в народе говорят: «в октябре до обеда осень, а после обеда зима»; «в октябре на одном часу и дождь, и снег». Ещё его называли « хлебник» потому, что поля уже были убраны и хлеб лежал в закромах.

Стихи про октябрь прочтёт____________

Ученик :

Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад –

Дорога промерзает.

Журча еще бежит

За мельницу ручей... А.С.Пушкин

(22слайд)

Ведущий: Следующий месяц – ноябрь. В народе ноябрь называют «листогной». Как вы думаете почему? (ответы детей) .Листья опадают, мокнут под дождем, смешиваются с землей и сгнивают. В народе так говорят: «ноябрь - бездорожник: то снег, то грязь, ни колесу, ни полозу нет ходу». Но снег в ноябре – это хорошо для урожая: в ноябре снега надует - хлеба прибудет. Дни становятся все холоднее. В ноябре зима с осенью борется. Не зря говорят: ноябрь - ворота зимы.

Ведущий - Я предлагаем вам игру «Как назывался месяц». Выберите слова, которые подходят к сентябрю, октябрю, ноябрю. Объясните свой выбор.

( На доске таблицы со словами, дети выбирают характеристики каждого месяца и объясняют свой выбор)

(23слайд)

Сентябрь

а) пора золотой осени ; б) чародей цвета; в) отлётная пора; г)хмурень

(24слайд)

Октябрь а) хлебник; б) листобой; в) грязник;

(25слайд)

Ноябрь а); бездорожник; б) кузнец тонкого льда; в) ворота зимы


Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием! Теперь вы знаете, как раньше в народе назывались месяцы!

Ведущий: Осень изобильное время года: овощи и фрукты, ягоды и грибы – щедро дарит нам она. Мы подошли к царской палате под названием « Дары осени». (26 слайд)

Собирают осенью урожай плодов,

Много людям радости после всех трудов.

А какие дары осени вы узнаете, сыграв в игру «Доскажи словечко».

(27слайд)

(Проводится игра "Доскажи словечко")

1. И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом …(картошка)

2. На грядке привалился на бочок

Солидный крутолобый... (кабачок).

3 Хвост зеленый, красная головка,

Это остроносая... (морковка).

4. Верите – не верите я родом из Америки,

В сказке я сеньор- красный (помидор)

5.От частой поливки

Едва не промокла

Хвостатая, темно-лиловая... (свекла).

6. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи. (Капуста)

7. Золотист он и упруг,
Всем полезен круглый… (Лук)

8. Величава и кругла,

На бахче она жила.
Сверху серая, смотри,
Но оранжево внутри.

К похвалам она привыкла
Королева каши... (тыква)

Ведущий: Молодцы, ребята! Правильно назвали овощи, которыми богата царица Осень. Не зря в народе говорят «Весна красна цветами, а осень плодами».

Ведущий: Мы продолжаем свой пусть по царству осени. Но вдруг подул сильный ветер и мы должны его успокоить. Тихо встаньте и выполняйте со мной движения.(проводится физкультминутка )

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер,тише-тише-тише,

Деревцо всё выше-выше.

Следующая царская палата «Лесные загадки» (28слайд)

Я предлагаю вам разгадать первую лесную загадку - кроссворд «С какого дерева лист»

А поможет вам ________________

Ученик:

Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько

Кистью проводила,
Пожелтел орешник,

Заалели клены,
В пурпуре осеннем
Только дуб зеленый.
Улетают птицы,

Не жалейте лета!

Посмотрите - роща Золотого цвета.


Ведущий:

Возьми карточку и впишите название дерева под указанной цифрой.

(кроссворд у каждого ученика на карточке) (21 слайд)


Ведущий:

1.д

у

2.б

5.с



6.о

с

н

а

е

с


3.р

я

б

и

н

а

4.к

л

ё

н


н




з


а

а



  1. дуб 2.береза 3. рябина 4.клен 5.сосна

  2. 6.осина







Ведущий: Проверьте, как вы разгадали кроссворд. (22 слайд)

Кто всё разгадал правильно – поднимите осенний листочек, кто допустил ошибку – поднимите капельку дождя. Вы хорошо знаете деревья, молодцы.


Ведущий: Начало осени считается грибной порой.

В лес за грибами нас приглашает____

Ученик:

Иван Демьянов

Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползет.
У погрустневших сосен
И огненных рябин
Идет и сеет осень
Душистые грибы!

(31слайд)

Ведущий: Вторая лесная загадка: проверим как вы знаете грибы. Посмотрите внимательно и назовите их.(23 слайд с грибами, дети называют их)

(Волнушка) (Лисички) (Опята) (Мухомор) (Подосиновик) (Белый гриб) (Подберёзовик) (Сыроежки)

Ведущий: А какой гриб вы не положите в корзинку? (мухомор) Почему? (ответы детей)

А как вы назовёте остальные грибы? (съедобные грибы)

Молодцы! Грибы вы знаете.

(32слайд) Ведущий : Царица Осень приготовила вам ещё одну загадку:

Скажите, чем отличаются птицы от других животных?

Почему осенью становится меньше птиц?(становится холодно и птицам нет корма)

Куда улетают птицы осенью? (На юг.)

Как называют птиц, которые улетают осенью? (Перелётные птицы)

Когда улетают от нас последние утки? (Когда замерзнут реки.)

Каких перелетных птиц вы знаете? (Скворцы, ласточки, журавли, грачи.)

(33 слайд)

Ведущий: - Молодцы, ребята, и эту загадку Осени вы разгадали.

Ведущий: Предлагаю вам ответить на вопросы «Осенней викторины».
(34слайд)

  • Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (белка)

  • Листья каких деревьев краснеют осенью? (клен, осина, рябина)

  • О каком дереве сказано – «Никто не пугает, вся дрожит»? (об осине)

  • У какого зверя в листопад рождаются детеныши? (у зайца) А кто знает, как называют таких зайчат? (листопаднички)

  • Как готовятся к зиме муравьи? (закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу)


  • Когда и как летают пауки? (осенью ветерок разносит паутинки с молодыми паучками)

  • Куда осенью исчезают бабочки? (гибнут, забиваются в щели, под кору деревьев)

  • Куда исчезают на зиму лягушки? (Прячутся на глубину под камни или в ил.)

  • Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда.)

Ведущий: Молодцы, ребята, вы разгадали все загадки.


Итог занятия:

Ведущий:

Мы с вами, ребята, совершили путешествие в волшебное царство Осени. Узнали, чем богата осень, вы читали стихи об этом прекрасном времени года.

Назовите приметы по которым мы её узнаем? (ответы детей). (35слайд)

Пришло время заканчивать нашу экскурсию.


(Самооценка)

- Если вам экскурсия в царство Осени понравилась, вам было интересно и вы узнали много нового – подними те осенний листочек, если вас не заинтересовала экскурсия– поднимите капельку дождя.

(36слайд)Спасибо. До свидания.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!