СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Вперёд в прошлое", посвящённый Дню освобождения Ленинграда от вражеской блокады

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Вперёд в прошлое"  посвящен Дню освобождения Ленинграда от вражеской блокады. Форма работы на уроке - групповая. Занятие проводится с использованием экспонатов школьного музея.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Вперёд в прошлое", посвящённый Дню освобождения Ленинграда от вражеской блокады»



Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 91

Петроградского района Санкт - Петербурга


Классный час во 2 классе

Тема: «Вперёд в прошлое…»


Автор:

учитель начальных классов

Сергеева

Елена Сергеевна



г. Санкт – Петербург

2009 – 2010 учебный год


Кадырова Елена Сергеевна,

учитель начальных классов

Классный час

Тема занятия: Вперёд в прошлое.


Цель: Способствовать формированию чувства патриотизма, любви к истории города.

Задачи: создать условия для формирования чувства сопричастности к истории своего города, личного сопереживания тем людям, которые отстояли наш город в годы войны.

Помочь в освоении новых способов общения с миром – через вещи и предметы музейных коллекций.

Познакомить с жизнью горожан период блокады Ленинграда.

Пробудить в детях чувство сострадания к людям и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны

Развивать коммуникативные умения.

Укрепление ценностей в семье.


Предварительная работа: беседа об истории города во время ВОВ, истории семей учащихся в годы ВОВ, написание сочинений о блокаде Ленинграда, конкурс чтецов, встречи с ветеранами, экскурсия по городу, оформление «музейного уголка» в классе, выставка рисунков.


Оборудование: компьютер, экран, проектор, иллюстрации, модель обелиска, предметы, сохраненные со времен блокады Ленинграда, газеты и ткань для декорации окон, мыло, сосуды с водой, свечи, пергамент.

На занятие приглашены родители.

Групповая работа класса.


Ход работы.

Этап занятия. Слайд.

Содержание

Примечания

  1. Орг.Момент (1мин.)

1

Установка на внимание


«Все может родная земля:

Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может:

Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».

А. Митяев



2.Ведение в тему, постановка цели. (3мин.)

2

3

- Ребята, какую дату отмечает наш город 27 января? (День освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

- В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда.










-Давайте вспомним эти даты:

День установления блокады Ленинграда.

8 сентября 1941 года.

День прорыва блокады Ленинграда.

18 января 1943 года.

День полного снятия блокады Ленинграда.

27 января 1944 года.


- А что вы знаете об этом периоде? (ответы)

- Как вы думаете, тяжело жилось тогда людям?

- Сегодня мы сможем приблизиться к тому времени.



3.Что хранит память о блокаде Ленинграда? (7мин.)

- Ребята, кто, по вашему мнению, может нам рассказать о тех тяжёлых событиях, которые происходили во времена блокады Ленинграда (ветераны)?

- Мы с вами живем в то время, когда они еще живы. Большинству из них уже за 80 лет. Мы последнее поколение, которое может с ними встречаться и разговаривать. Для наших детей и внуков такой возможности уже не будет, но об этом сможем рассказать и мы, знающие эту историю.

-Ребята, а что же ещё помогает нам хранить эту память?

(книги и фильмы о войне и блокаде, места, которые помнят…).

- Кроме того, воспоминания о блокадных, тяжелых днях сохраняют и предметы, которые находятся в музеях нашего города.

- В нашем классе нашими силами создан музейный уголок, где каждая вещь имеет свою историю. Какие это вещи?

- Сейчас в группах рассмотрите один из предметов, подумайте, что он рассказывает об этих тяжелых днях. А то, что рассказал вам предмет, расскажите классу.




1. Кусочек хлеба – 125г.

2. Модель машинки – полуторки, которая широко использовалась для перевозки продуктов по дороге жизни.

3. Котелок солдата.

4. Книга со стихами Ольги Бергольц.

5.Мина, осколок снаряда.

6.Изображение аэростата.

-Обсуждение.









Работа в группах, затем обсуждение.

4. Создание обстановки блокадной школы. (7мин.)

Сможем представить, какой была школа.

А какой была школа? (не было света, ребята учились при коптилках, было очень холодно)

- Давайте попытаемся создать в ту обстановку. На стекла наклеивались полоски ткани, чтобы при взрывной волне стекла не бились. А сверху зашторивали плотной тканью, чтобы не проходил свет коптилки.

Дети вместе с родителями на стекла наклеивают газеты «крест-накрест». Родители закрывают окна тканью.

5. Кадры из прошлого. (5 мин.)

4 фильм











5

6




7

Звук сирены. Метроном.


1 ученик

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна.

2 ученик

… 25 декабря – хлеба нет. Мы с мамой почти целый день лежим в кровати и слушаем радио. Передают прекрасную музыку и стихи. Утром на нашем проспекте – сплошной поток покойников.

3 ученик

…На всю свою жизнь я запомнил невероятно громкий, отвратительный по звуковой гамме вой сирен – знак начала




очередного налёта врага и несущийся из черного репродуктора мужской громовой голос, от которого становится жутко: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!». Сирена воет, голос громыхает, люди, сломя голову, несутся в бомбоубежище, дети плачут…

4 ученик

…26 января. С утра воды нет ни капли. По 25 – градусному морозу с детской ванной на саночках: отправились за водой. На Пушкинской встали в громадную очередь к люку с водой. Страшно промёрзнув, облившись, обледенев, наполнили и привезли ванночку. Хватит на несколько дней.

5 ученик

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.


- То, что вы сейчас услышали – строки из дневников детей. Они писали свои послания, чтобы мы знали и чувствовали, как это было. И, как мы уже говорили, они учились. А после уроков их ждали дела. Об этом мы тоже узнаем из дневников и рассказов детей блокадного города.

  1. И, несмотря на разрывы снарядов, внимательно ловили каждое слово таких же голодных, измученных блокадой учителей. Дома при коптилке усердно выучивала я заданное, и тетради вела так старательно и красиво, что теперь смотрю и диву даюсь: как я могла. Да я писала, я могла. Я крепко верила, что этим я приближаю час победы и помогаю фронту.





  1. «Преодолей себя» - говорили себе ленинградские дети, когда с весны до самого октября работали на полях. Городу нужны были овощи. Три года по пять месяцев руками ленинградских школьников город эти овощи получал.

Всего вкусили: и жары и дождей, и заморозков, и грязи.

В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи.



  1. Кто-то отправлялся в госпиталь. В госпиталях помогали кормить и поить тяжело раненных, мыть полы, убирать палаты.

Давали концерты для раненых, чинили белье, писали письма, под диктовку тех, кто не мог писать сам.

В детских домах помогали воспитателям.

































Пытались передать то, что чувствовали







(читают хорошо читающие дети и родители)


6. Наша школа во время блокады. (3мин.)

- Ребята, наша школа тоже работала. Кто знает, что было в здании нашей школы во время войны? (ответы)

- Один ученик узнал все об этом и сейчас, об этом расскажет.

- Выступление.



Выступление ученика

7. Письмо из блокадного города. (10мин)

- Ребята, если бы не было дневников, смогли бы мы узнать, какой ценой далась победа? Ведь в голоде, холоде люди даже не думали сдаваться, верили в победу.

- Подумайте, чтобы вы сделали, если были бы в той ситуации. (ответы)

- А что бы вы рассказали в своем блокадном дневнике? (ответы)

Откройте блокадные дневники, лежащие на парте, запишите ваше послание из 2019 года детям, которые жили в блокаду.



Может вам хочется что–то спросить, пожелать, рассказать.

(индивидуальная работа)

- Зачитывание нескольких работ. Мы с вами создадим свой дневничок.

Индивидуальная работа


метроном

8. «Зажги огонёк» - минута молчания.

(2мин)




Конечно же, дети совершали подвиг, учась, работая. И, кроме того, искали разные средства защиты. Однажды писатель Лев Успенский вместе с писателем Николаем Корнеевичем Чуковским на разбомбленной лестнице увидели фанерку с надписью «Зажги огонек», а рядом лежали лучинки (маленькие щепочки) и горел маленький, сделанный заботливыми руками, огонек. На лестнице, на третьем этаже был провал. Это двое ребят, единственные, которые остались во всем доме, хотели помочь людям.


«Зажги огонек», в своей душе, этот огонек в страшные дни блокады поможет тебе не сломаться, не струсить, выстоять, выдержать среди голода, холода, смерти и разрушений.

«Зажги огонек».


Минута молчания. 900 страшных дней

«Зажигаются» свечи на столах учащихся, у гостей

9. Итог.

- Ребята, как вы считаете, что помогало жителям выжить и победить. (вера в победу, учеба, забота друг о друге, работа на зло врагу)

- А что мы можем для них сделать? (перевести через дорогу, купить продукты…, или просто поговорить)




- Почему это важно для нас с вами? (благодаря им мы имеем возможность учиться, жить, любоваться красотой города, который хотели снести с лица земли)

Они боролись, не смотря на голод, холод, бомбежки, получали звание героя. Многие ушли, а многие остались.

Сейчас я передам «свечу» вам и попрошу каждого ответить на вопрос: чему научил вас подвиг жителей блокадного Ленинграда? (дети, передавая друг другу свечу, отвечают)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!