Помочь в освоении новых способов общения с миром – через вещи и предметы музейных коллекций.
Познакомить с жизнью горожан период блокады Ленинграда.
Пробудить в детях чувство сострадания к людям и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны
Развивать коммуникативные умения.
Укрепление ценностей в семье.
Этап занятия. Слайд. | Содержание | Примечания |
Орг.Момент (1мин.) 1 | Установка на внимание «Все может родная земля: Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой». А. Митяев | |
2.Ведение в тему, постановка цели. (3мин.) 2 3 | - Ребята, какую дату отмечает наш город 27 января? (День освобождения Ленинграда от вражеской блокады) - В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. -Давайте вспомним эти даты: День установления блокады Ленинграда. 8 сентября 1941 года. День прорыва блокады Ленинграда. 18 января 1943 года. День полного снятия блокады Ленинграда. 27 января 1944 года. - А что вы знаете об этом периоде? (ответы) - Как вы думаете, тяжело жилось тогда людям? - Сегодня мы сможем приблизиться к тому времени. | |
3.Что хранит память о блокаде Ленинграда? (7мин.) | - Ребята, кто, по вашему мнению, может нам рассказать о тех тяжёлых событиях, которые происходили во времена блокады Ленинграда (ветераны)? - Мы с вами живем в то время, когда они еще живы. Большинству из них уже за 80 лет. Мы последнее поколение, которое может с ними встречаться и разговаривать. Для наших детей и внуков такой возможности уже не будет, но об этом сможем рассказать и мы, знающие эту историю. -Ребята, а что же ещё помогает нам хранить эту память? (книги и фильмы о войне и блокаде, места, которые помнят…). - Кроме того, воспоминания о блокадных, тяжелых днях сохраняют и предметы, которые находятся в музеях нашего города. - В нашем классе нашими силами создан музейный уголок, где каждая вещь имеет свою историю. Какие это вещи? - Сейчас в группах рассмотрите один из предметов, подумайте, что он рассказывает об этих тяжелых днях. А то, что рассказал вам предмет, расскажите классу. 1. Кусочек хлеба – 125г. 2. Модель машинки – полуторки, которая широко использовалась для перевозки продуктов по дороге жизни. 3. Котелок солдата. 4. Книга со стихами Ольги Бергольц. 5.Мина, осколок снаряда. 6.Изображение аэростата. -Обсуждение. | Работа в группах, затем обсуждение. |
4. Создание обстановки блокадной школы. (7мин.) | Сможем представить, какой была школа. А какой была школа? (не было света, ребята учились при коптилках, было очень холодно) - Давайте попытаемся создать в ту обстановку. На стекла наклеивались полоски ткани, чтобы при взрывной волне стекла не бились. А сверху зашторивали плотной тканью, чтобы не проходил свет коптилки. | Дети вместе с родителями на стекла наклеивают газеты «крест-накрест». Родители закрывают окна тканью. |
5. Кадры из прошлого. (5 мин.) 4 фильм 5 6 7 | Звук сирены. Метроном. 1 ученик Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна. 2 ученик … 25 декабря – хлеба нет. Мы с мамой почти целый день лежим в кровати и слушаем радио. Передают прекрасную музыку и стихи. Утром на нашем проспекте – сплошной поток покойников. 3 ученик …На всю свою жизнь я запомнил невероятно громкий, отвратительный по звуковой гамме вой сирен – знак начала очередного налёта врага и несущийся из черного репродуктора мужской громовой голос, от которого становится жутко: «Воздушная тревога! Воздушная тревога!». Сирена воет, голос громыхает, люди, сломя голову, несутся в бомбоубежище, дети плачут… 4 ученик …26 января. С утра воды нет ни капли. По 25 – градусному морозу с детской ванной на саночках: отправились за водой. На Пушкинской встали в громадную очередь к люку с водой. Страшно промёрзнув, облившись, обледенев, наполнили и привезли ванночку. Хватит на несколько дней. 5 ученик Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре – Сто двадцать пять блокадных грамм С огнём и кровью пополам. - То, что вы сейчас услышали – строки из дневников детей. Они писали свои послания, чтобы мы знали и чувствовали, как это было. И, как мы уже говорили, они учились. А после уроков их ждали дела. Об этом мы тоже узнаем из дневников и рассказов детей блокадного города. И, несмотря на разрывы снарядов, внимательно ловили каждое слово таких же голодных, измученных блокадой учителей. Дома при коптилке усердно выучивала я заданное, и тетради вела так старательно и красиво, что теперь смотрю и диву даюсь: как я могла. Да я писала, я могла. Я крепко верила, что этим я приближаю час победы и помогаю фронту. «Преодолей себя» - говорили себе ленинградские дети, когда с весны до самого октября работали на полях. Городу нужны были овощи. Три года по пять месяцев руками ленинградских школьников город эти овощи получал. Всего вкусили: и жары и дождей, и заморозков, и грязи. В два, в три раза перевыполняли норму ребята, собирали рекордные урожаи. Кто-то отправлялся в госпиталь. В госпиталях помогали кормить и поить тяжело раненных, мыть полы, убирать палаты. Давали концерты для раненых, чинили белье, писали письма, под диктовку тех, кто не мог писать сам. В детских домах помогали воспитателям. | Пытались передать то, что чувствовали (читают хорошо читающие дети и родители) |
6. Наша школа во время блокады. (3мин.) | - Ребята, наша школа тоже работала. Кто знает, что было в здании нашей школы во время войны? (ответы) - Один ученик узнал все об этом и сейчас, об этом расскажет. - Выступление. | Выступление ученика |
7. Письмо из блокадного города. (10мин) | - Ребята, если бы не было дневников, смогли бы мы узнать, какой ценой далась победа? Ведь в голоде, холоде люди даже не думали сдаваться, верили в победу. - Подумайте, чтобы вы сделали, если были бы в той ситуации. (ответы) - А что бы вы рассказали в своем блокадном дневнике? (ответы) Откройте блокадные дневники, лежащие на парте, запишите ваше послание из 2019 года детям, которые жили в блокаду. Может вам хочется что–то спросить, пожелать, рассказать. (индивидуальная работа) - Зачитывание нескольких работ. Мы с вами создадим свой дневничок. | Индивидуальная работа метроном |
8. «Зажги огонёк» - минута молчания. (2мин) | Конечно же, дети совершали подвиг, учась, работая. И, кроме того, искали разные средства защиты. Однажды писатель Лев Успенский вместе с писателем Николаем Корнеевичем Чуковским на разбомбленной лестнице увидели фанерку с надписью «Зажги огонек», а рядом лежали лучинки (маленькие щепочки) и горел маленький, сделанный заботливыми руками, огонек. На лестнице, на третьем этаже был провал. Это двое ребят, единственные, которые остались во всем доме, хотели помочь людям. «Зажги огонек», в своей душе, этот огонек в страшные дни блокады поможет тебе не сломаться, не струсить, выстоять, выдержать среди голода, холода, смерти и разрушений. «Зажги огонек». Минута молчания. 900 страшных дней | «Зажигаются» свечи на столах учащихся, у гостей |
9. Итог. | - Ребята, как вы считаете, что помогало жителям выжить и победить. (вера в победу, учеба, забота друг о друге, работа на зло врагу) - А что мы можем для них сделать? (перевести через дорогу, купить продукты…, или просто поговорить) - Почему это важно для нас с вами? (благодаря им мы имеем возможность учиться, жить, любоваться красотой города, который хотели снести с лица земли) Они боролись, не смотря на голод, холод, бомбежки, получали звание героя. Многие ушли, а многие остались. Сейчас я передам «свечу» вам и попрошу каждого ответить на вопрос: чему научил вас подвиг жителей блокадного Ленинграда? (дети, передавая друг другу свечу, отвечают) | |