ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ЗАВИСИМОСТЬ
Цели:
развитие у обучающихся осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность;
формирование потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье.
Задачи:
- доказать пагубность вредных привычек;
- выявить способы борьбы с вредными привычками;
- развивать умение выступать перед аудиторией своих сверстников.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, карточки красного и синего цветов.
Форма проведения: беседа с элементами игры
План
Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Актуализация знаний обучающихся
Основная часть
Подведение итогов. Рефлексия.
Вывод
Классный час способствовал развитию у обучающихся негативного отношения к вредным привычкам.
Обучающиеся самостоятельно пытались доказать пагубность вредных привычек, выявляли способы борьбы с ними.
Ход классного часа
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
(В ходе классного часа используются слайды презентации)
Просмотр мультфильма (Слайд 1)
Классный руководитель:
Ребята, просмотрев фрагмент мультфильма, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего классного часа, о чем мы будем говорить?
Слайд 2
Все вы знаете, что важнейшей потребностью каждого человека в современном обществе является укрепление и сохранение здоровья, хорошего самочувствия и настроения, высокой работоспособности, творческого долголетия.
- Как вы думаете, какие факторы влияют на наше здоровье.
К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействия агрессивной среды. Особое место среди них занимают так называемые «дурные привычки» и склонности.
Привычка! Что это такое? (ответы)
Слайд 3
Да, привычка — это то, к чему привыкаешь и без чего потом, увы, бывает трудно обойтись.
Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель.
Привычки бывают вредные, дурные, неразумные и порой опасные. Первые привычки берут свои истоки из детства. Самое неприятное в нашей жизни - это плохие привычки. Мы знаем, что они плохие, а зачастую ничего с собой сделать не можем - привыкли!
Что такое вредная привычка?
Вредная привычка – это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли.
- Какие привычки мы можем назвать полезными? (Ответы детей)
Слайд 4
Полезными привычками мы можем назвать такие, как:
соблюдать режим дня
делать зарядку по утрам
мыть руки перед едой
убирать за собой все вещи на место
чистить каждый день зубы
правильное питаться и т.п.
Слайд 5
Полезные привычки улучшают работоспособность, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
Слайд 6
Вредную же привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость.
Слайд 7
К вредным привычкам можно отнести следующие действия:
Алкоголизм
Наркомания
Курение
Игровая зависимость
Телевизионная зависимость
Интернет-зависимость
Привычка грызть ногти
Техномания
Привычка грызть карандаш или ручку
Привычка сплёвывать на пол
Употребление нецензурных выражений
Злоупотребление “словами-паразитами”
Привычка завидовать другим
Недооценивать себя
Привычка кому-то подражать
Привычка опаздывать
Крайняя болтливость
Лень и неряшливость
Вот только небольшой перечень плохих привычек, которые нам мешают жить и порой создают конфликты. Давайте охарактеризуем некоторые из них.
Сообщения обучающихся
Слайд 8
Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков несмотря на негативные последствия.
- Чем же вредно пьянство?
Слайд 9
Наркомания – хроническое заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.
Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.
Различают позитивную привязанность — приём наркотика для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение) и негативную привязанность — приём наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приёме наркотиков (т.н. ломка). От этих ощущений временно избавляет возобновление приёма наркотиков.
Слайд 10
Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.
- Почему люди пробуют курить?
Слайд 11
Игровая зависимость – предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми, а также лудомания – патологическая склонность к азартным играм заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, такой человек не уделяет должного внимания своим обязанностям в этих сферах.
Телевизионная зависимость. Телевидение стало самым распространенным способом бегства от себя в мир иллюзий. Оно вошло в жизнь практически каждого современного человека, стало привычным спутником его жизни.
По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором. Это составляет примерно половину его свободного времени и около 9 лет из жизни каждого.
Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Интернет-зависимость является широко обсуждаемым вопросом, но её статус пока находится на неофициальном уровне
Основные типы интернет-зависимости таковы:
1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
5. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день, не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу.
- А есть ли у вас какие-либо зависимости? Как с этим бороться?
Слайд 12, 13
Если уж ты решил отказаться от вредных привычек, ни в коем случае не давай себе поблажек. Самое главное — постарайтесь найти причины этой привычки.
Борьба с вредными привычками - дело, которым должен заняться практически каждый человек (все мы, увы, несовершенны). Давайте наметим основные принципы избавления от них.
Слайд 14
- Отучать себя
- Замотивировать себя
- Самому самоорганизовать себя
- Замотивировать других организовать вас (найти себе “пастуха”)
- Отучать других
Инсценирование стихотворения
Кроха
Кроха – сын пришёл к отцу
И спросила кроха:
“Если я курить начну –
Это очень плохо?”
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
“Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень”.
Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:
“Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?”
Да, курю я много лет,
Отдыха не зная.
Я не ведал страшных бед,
А голова седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, а стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой в припрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает одышка.
Прошлым летом иль забыл,
Что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило.
Сердце, лёгкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За своё куренье.
Никотин – опасный яд.
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
“Ну и ну!” - воскликнул сын, -
Как ты много знаешь
Про смолу и никотин
А курить, всё ж, не бросаешь!
Я бросал курить раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять.
Не хватает воли.
Ты мой папа, я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И решили впредь ещё
И отец и кроха:
Будем делать хорошо
И не будем - плохо!
Здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов. Что же можно, а что нельзя, чтобы ваше здоровье сохранить?
Игра «Полезное – вредное»
Если я называю действие (привычку) полезную – поднимаем красную карточку, вредную - синюю карточку
МОЖНО | НЕЛЬЗЯ |
Заниматься спортом Дышать свежим воздухом Спать достаточно Чаще улыбаться Любить жизнь Почаще есть рыбу, овощи, фрукты Пить воду, молоко, соки, чай Как можно больше ходить Помогать окружающим | Сидеть дома Играть на компьютере Употреблять алкоголь, наркотики Смотреть часами телевизор Быть раздражительным Унывать, сердиться, обижаться Переедать Курить Поздно ложиться и вставать |
Практическая часть.
А сейчас напишите на листочках свои привычки вредные и хорошие. Хорошие привычки необходимо написать на красных карточках, плохие - на синих карточках.
А теперь листы с плохими привычками скомкайте и выбросьте в мусорное ведро.
Так мы сделаем первый шаг от избавления привычек.
Слайд 15
Подведение итогов. Рефлексия
Давайте подведем итоги сегодняшнего классного часа. О чем мы сегодня с вами говорили, что нового вы узнали?