СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Взгляд в прошлое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с историей поселка Кестеньга.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Взгляд в прошлое"»

Классный час в 6 классе.

Тема: Взгляд в прошлое (из истории Кестеньги) /Слайд 1/

Цели: Формировать представление о различных сторонах жизни своего края и населения;

Ознакомить с историей своего населённого пункта,

Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае, интереса детей к краеведению;


Ход занятия:

Сегодня на нашей встрече мы заглянем в прошлое нашего посёлка.

А начать наш разговор я хочу со стихотворения: е

И озеро в тихом вечернем огне

Лежит в глубине, неподвижно сияя,

И сосны, как свечи стоят в вышине,

Смыкаясь рядами от края до края. Николай Заболоцкий.

А почему именно со стихотворения я начала нашу встречу? Почему именно об озере мы говорим? /Слайд 2/

Да, на северном берегу озера Топозеро расположилось старинное карельское село Кестеньга.


А откуда появилось название Кестеньга? Вспомните легенду, с которой вы знакомились в прошлом учебном году на уроке «Прошлое и настоящее моего села». /Слайд 3/


«Пришел мужик на берег Топозера, ударил по сосне и сказал: «Кёмёля!», что значит - звонкая и построили на этом месте деревню».


По другой версии Кестеньгу основал лапландец по имени Кемо, откуда и пошел род Кемовых.


Третья версия указывает на Кестеньгу, как место, где плели «кессели»- берестяные коробы для рыбалки, охоты, сбора ягод. Так до сих пор нет единого, достоверного толкования такого топонима как Кестеньга.

/Слайд 4/

У поселка Кестеньга длинная история. Он относится к древнейшим поселениям на северо-западе Карелии. В настоящее время сохранилось немного документальных свидетельств о его раннем прошлом. В XVI - XVII веках в северном Беломорье находилось 7 саамских деревень - Кестеньга была одной из них. В одном из ранних русских исторических документов 16 века говорится: « Да на Кемской ж земли жили лопари крещеные и некрещеные лукозерские по лешим озером, на Топоозере и в Кистенги…. И те лопские дворцы, и вежи, и луки все запустели от немецкия войны. А лопари побиты и в полон поиманы, а иные розно розбрелись».



/Слайд 5/

Саамы, жившие раньше в окрестностях Топозера, были самыми первыми обитателями этих мест.

Саамы, или лопари, - народ-загадка. Они относятся к особому, совершенно оригинальному типу, не имеющему аналогии в Европе. Откуда и когда появился этот народ, точно неизвестно до сих пор. Жил этот народ здесь не одно тысячелетие.

Первые жители деревни - саами были такими «еретиками», что даже могли «на камне плыть-грести». То есть умели колдовать, «шаманить». Взаимоотношения с новыми поселенцами у саамов не складывались, саамы скормили коров новых соседей медведям и вынуждены были покинуть эти места.

Как вы думаете чем жители Кестеньги занимались раньше?

/Слайд 6/

В общих чертах хозяйственная деятельность местного населения не отличалась от занятий других групп карел - охота, рыболовство, скотоводство. Долгое время занимались подсечным земледелием. Из-за частых заморозков урожаи были неустойчивыми.

Как и повсюду в Карелии, хозяйством в Кестеньгском крае в основном занимались женщины, мужчины часто уходили на отхожие промыслы. (временная, чаще всего сезонная работа крестьян вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки называли «отходниками» ) Вплоть до конца 19 века было развито коробейничество (разносная торговля), в основном на территории Финляндии. На рыбных промыслах доходили до Норвегии. Поэтому мужчины-карелы знали в пределах бытовой лексики шведский, норвежский, русский языки.

/Слайд 7/

Отличительной особенностью в хозяйственной деятельности края было то, что здесь вплоть до начала 20 века занимались оленеводством. Зимой олени служили для перевозки различных грузов. Оленеводство было удобным видом хозяйствования, поскольку оленьи стада не нужно было пасти, и они практически обходились подножным кормом. Оленье мясо использовали в пищу. В начале 20 века в Кестеньге было свыше 3500 оленей, а в Ухте - только 18.

А как же хозяева узнавали своего оленя? /Слайд 8/

С оленеводством связана хорошая сохранность сведений о клеймах. В 1923 году Д.А. Золотарев, собирая сведения о карельских клеймах, зафиксировал около 500 знаков.

/Слайд 9/ /Слайд 10/

Клейма были своеобразными знаками собственности, их ставили на веслах, рыболовных принадлежностях и предметах домашнего обихода. Ими отмечали скот - главным образом овец и оленей. Ученый выделяет разнообразные по форме клейма: рубец, крест, прямоугольник, квадрат. Предметные - сорочья лапа, вилы и т.д. Клейма восходят к родовым знакам. При уходе сына из дому и создание им своего хозяйства « обычно старый домовой знак …видоизменяется путем присоединения к нему дополнительных рубцов».

Кроме того, при безграмотности населения вместо подписи на документах ставили также «клейма».

/Слайд 11/

Существенную роль в жизни карел играло и играет рыболовство. Самое распространенное орудие лова -рыболовная сеть - имелась в каждой семье. Сети вязали из конопляных нитей. Как правило, у каждой семьи имелось свое место для лова. Карелы считали, что первый весенний успешный лов обещает удачу в течение всего сезона, обеспечит хороший урожай.

В Топозере обитают такие рыбы: Узнаёте? /Слайд 12/ /Слайд 13/

лосось, палия, ряпушка, сиг, хариус, корюшка, щука, плотва, гольян, лещ, налим, окунь, ёрш, колюшка и подкаменщик.

Добыча лесного зверя и дичи – одно из древнейших занятий карел. С помощью собаки охотились на медведя, лося, лису, куницу, дикого оленя, лося. Мясо употребляли в свежем виде, шкуры шли на продажу, на изготовление одежды и обуви, их обменивали на различные товары, охотничье снаряжение. Для охоты использовали стрелы с костяными и железными наконечниками, самодельные ружья и ловушки. Охотясь на медведя, лося, волка делали специальные ямы.

Начиная со второй половины 19 века, в Кемском уезде получила развитие лесопильная промышленность и в связи с этим - заготовка и сплав леса. Большое влияние на жизнь края с начала 20 века оказало строительство Мурманской железной дороги. Местное население было занято на строительстве дороги и на лесозаготовительных работах. В крае появилось много пришлого населения. Карелы стали вести более подвижный образ жизни. В этот период усилились контакты с русским населением, молодежь стало перенимать элементы русской культуры.

Не только трудились, но и долгими зимними вечерами женщины пряли, ткали на посиделках.

Загадывали загадки, играли в игры…..

Давайте посмотрим, как это было. /видеоролик/ /Слайд 14/

Сейчас послушаем стихотворение бывшей выпускницы нашей школы Кийски Олеси, которое прочитает Куксина Алина.

=Кестеньга=
Укутавшись в карельские снега,
И волнами Топозера умывшись,
Стоит, ветрам подставив берега,
Родная Кестеньга, в себе уединившись.
Среди поникших, почерневших изб
Лишь церковь красотою ослепляет,
И звон колоколов, как пенье птиц,
Вокруг живое все обожествляет.
Ей чужды шум и городская суета,
Метро, вокзалы, небоскребы.
С тобою, Кестеньга, я прожила года,
Пускай и дальше длятся эти годы...



/Слайд 15/

Старый быт уходил в прошлое, вместе с ним уходили древние верования, обычаи. Предыдущему поколению еще посчастливилось прикоснуться к прошлому, благодаря рассказам старшего поколения, нам уже, к сожалению, остались лишь архивные записи, книги, фотографии. Так давайте с трепетом беречь то немногое, что нам осталось, для того, чтобы знать свою историю, передавать ее нашим потомкам. Ведь, без прошлого нет будущего…





Загадки:

Человек по морскому берегу ходит, посох в руке, на посохе верёвка, воду в море меряет. (удочка)

Половина из дерева, другая из железа. (нож)

Птичка маленькая, хвост льняной, сквозь стену летает.(иголка и нитка)

Сидит баба в углу, руки расставлены, рот разинут. (печь)

Собака лает на горе, я ее за хвост держу. (топор)



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!