СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Забвению не подлежит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная задача  мероприятия  «Забвению не подлежит» - воспитание  у учащихся чувства долга перед прошлым, чувства человеческого достоинства, способности откликаться на боль других людей.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Забвению не подлежит"»

Сегодня самая новая памятная дата России Иванова А.В.

Сегодня самая новая памятная дата России

Иванова А.В.

Эта памятная дата России была установлена в 2005 году федеральным законом «О днях воинской славы России» и связана с трагическими событиями в Беслане. Иванова А.В.

Эта памятная дата России была установлена в 2005 году федеральным законом «О днях воинской славы России» и связана с трагическими событиями в Беслане.

Иванова А.В.

Тема мероприятия «Забвению на подлежит» Иванова А.В.

Тема мероприятия

«Забвению на подлежит»

Иванова А.В.

Задачи: Вспомнить жертвы терактов Беслана, метро в Москве, Буденновска, театрального центра «Норд-Ост», Волгодонска, Чечни, Дагестана, Первомайска и т.д. Вспомнить жертвы сталинского режима. Познакомиться с художественными произведениями, повествующими об истории геноцида русского народа эпохи сталинизма. Воспитывать у учащихся чувство долга перед прошлым, чувство человеческого достоинства, способность откликаться на боль других людей. Иванова А.В.

Задачи:

  • Вспомнить жертвы терактов Беслана, метро в Москве, Буденновска, театрального центра «Норд-Ост», Волгодонска, Чечни, Дагестана, Первомайска и т.д.
  • Вспомнить жертвы сталинского режима.
  • Познакомиться с художественными произведениями, повествующими об истории геноцида русского народа эпохи сталинизма.
  • Воспитывать у учащихся чувство долга перед прошлым, чувство человеческого достоинства, способность откликаться на боль других людей.

Иванова А.В.

Беслан 1 сентября 2004 года. Дети с родителями пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году. Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники три дня удерживали 1128 человек. Погибло более 350 человек, в основном дети и женщины. Иванова А.В.

Беслан 1 сентября 2004 года. Дети с родителями пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году.

Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники три дня удерживали 1128 человек.

Погибло более 350 человек,

в основном дети и женщины.

Иванова А.В.

 Жертвы терактов: Беслан Метро в Москве Буденновск театральный центр «Норд-Ост» на Дубровке Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске Взрывы на железнодорожном вокзале и в городском троллейбусе в Волгограде Чечня Дагестан Первомайск И др.  Иванова А.В.

Жертвы терактов:

  • Беслан
  • Метро в Москве
  • Буденновск
  • театральный центр «Норд-Ост» на Дубровке
  • Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске
  • Взрывы на железнодорожном вокзале и в городском троллейбусе в Волгограде
  • Чечня
  • Дагестан
  • Первомайск
  • И др.

Иванова А.В.

Википедия Терро́р  (лат.  terror  «страх, ужас») — устрашение политических противников путём физического насилия. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам либо запугивание с угрозой расправы или убийства. Синонимами слова «террор» являются слова «запугивание», «устрашение». Иванова А.В.

Википедия

  • Терро́р  (лат.  terror  «страх, ужас») — устрашение политических противников путём физического насилия. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам либо запугивание с угрозой расправы или убийства.
  • Синонимами слова «террор» являются слова «запугивание», «устрашение».

Иванова А.В.

Сталинские репрессии Большой террор в истории России - массовые политические ( сталинские )  репрессии  в СССР. Жертвами сталинского режима стали погибшие в лагерях от болезней и тяжелых условий труда, расстрелянные, депортированные, лишенные имущества , жертвы голода, пострадавшие от неоправданно жестоких указов и получившие чрезмерно суровое наказание за мелкие правонарушения. Всего – 39 миллионов.   Источник: Сколько жертв «сталинских репрессий» было на самом деле © Русская Семерка russian7.ru Иванова А.В.

Сталинские репрессии

  • Большой террор в истории России - массовые политические ( сталинскиерепрессии  в СССР.
  • Жертвами сталинского режима стали погибшие в лагерях от болезней и тяжелых условий труда, расстрелянные, депортированные, лишенные имущества , жертвы голода, пострадавшие от неоправданно жестоких указов и получившие чрезмерно суровое наказание за мелкие правонарушения. Всего – 39 миллионов. Источник: Сколько жертв «сталинских репрессий» было на самом деле © Русская Семерка russian7.ru

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

“ Солженицын раскрыл нам глаза, наглухо зашитые идеологией, нечувствительные к террору и лжи” (Ж.Нива).

Солженицын раскрыл нам глаза, наглухо зашитые идеологией, нечувствительные к террору и лжи” (Ж.Нива).

Действие происходит в течение одного дня. Пространство замкнуто, огорожено со всех сторон колючей проволокой. Временные рамки повествования и пространство раздвигаются в эпизодах воспоминаний героев. Иванова А.В.
  • Действие происходит в течение одного дня.
  • Пространство замкнуто, огорожено со всех сторон колючей проволокой.
  • Временные рамки повествования и пространство раздвигаются в эпизодах воспоминаний героев.

Иванова А.В.

Проблематика  Перед героями рассказа стоит проблема: как выжить в ситуации, когда время тебе не принадлежит, а пространство враждебно?  Центральная проблема - проблема человека и государства, проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Проблематика

Перед героями рассказа стоит проблема: как выжить в ситуации, когда время тебе не принадлежит, а пространство враждебно?

Центральная проблема - проблема человека и государства, проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

   Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

   Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

Утро в Гулаге Иванова А.В. https://www.youtube.com/watch?v=4PmndeevucY

Утро в Гулаге

Иванова А.В.

https://www.youtube.com/watch?v=4PmndeevucY

В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича Шухова Солженицын воссоздал обобщённый образ русского народа, способного перенести страдания, издевательства тоталитарного режима и блатной беспредел Архипелага, сохранить при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к подлости. Тоталитари́зм — политический  режим , подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни. Иванова А.В.
  • В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича Шухова Солженицын воссоздал обобщённый образ русского народа, способного перенести страдания, издевательства тоталитарного режима и блатной беспредел Архипелага, сохранить при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к подлости.

Тоталитари́зм — политический  режим , подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.

Иванова А.В.

  Иван Денисович за восемь лет каторги научился повседневной борьбе за существование: припрятать мастерок, вырвать поднос у зэка пощуплей, «закосить» пару мисок баланды, научился хранить запрещённые вещи: иголку — в шапке, нож — в щели, деньги — в подкладке. Постиг он и ту премудрость, что зэку, чтобы выжить, надо оставить гордость: «...кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься». Но при всём этом Шухов не потерял главного — чувства человеческого достоинства. Он твёрдо знает, что за пайку и за глоток махорочного дыма нельзя пресмыкаться.  Сила героя Солженицына в том, что при всех неизбежных для зэка моральных потерях он сумел сохранить живую душу. Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания, даже в лагере он остался человеком.

Иван Денисович за восемь лет каторги научился повседневной борьбе за существование: припрятать мастерок, вырвать поднос у зэка пощуплей, «закосить» пару мисок баланды, научился хранить запрещённые вещи: иголку — в шапке, нож — в щели, деньги — в подкладке. Постиг он и ту премудрость, что зэку, чтобы выжить, надо оставить гордость: «...кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься». Но при всём этом Шухов не потерял главного — чувства человеческого достоинства. Он твёрдо знает, что за пайку и за глоток махорочного дыма нельзя пресмыкаться.

Сила героя Солженицына в том, что при всех неизбежных для зэка моральных потерях он сумел сохранить живую душу. Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания, даже в лагере он остался человеком.

 В речи Ивана Денисовича много диалектных слов и всего 16 слов лагерного жаргона. Он сохранил свою выразительную крестьянскую речь, а сохранение языка для Солженицына – один из факторов сохранения личности.  Шухов не борец с системой, он не задумывается над «проклятыми» вопросами: почему так много людей сидит в лагерях? В чём причина их возникновения? Он не пытается даже осмыслить, за что сидит сам. Он простой, природный, естественный человек, всегда живший в лишениях и недостатке. Он ценит прежде всего саму жизнь, удовлетворение простых потребностей – еды, тепла, сна.  Не участвуя в творимом зле, он остался внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранил своё имя, свой язык, свою индивидуальность.  Подводя итог прожитому дню, Шухов отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло: «не посадили». «не выгнали», «не попался». Главное, что в этот день он не перестал быть человеком. Иванова А.В.

В речи Ивана Денисовича много диалектных слов и всего 16 слов лагерного жаргона. Он сохранил свою выразительную крестьянскую речь, а сохранение языка для Солженицына – один из факторов сохранения личности.

Шухов не борец с системой, он не задумывается над «проклятыми» вопросами: почему так много людей сидит в лагерях? В чём причина их возникновения? Он не пытается даже осмыслить, за что сидит сам. Он простой, природный, естественный человек, всегда живший в лишениях и недостатке. Он ценит прежде всего саму жизнь, удовлетворение простых потребностей – еды, тепла, сна.

Не участвуя в творимом зле, он остался внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранил своё имя, свой язык, свою индивидуальность.

Подводя итог прожитому дню, Шухов отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло: «не посадили». «не выгнали», «не попался». Главное, что в этот день он не перестал быть человеком.

Иванова А.В.

Финал фильма Г.Панфилова «Один день Ивана Денисовича» Иванова А.В. https://www.youtube.com/watch?v=FhyCXA_1Eac

Финал фильма Г.Панфилова «Один день Ивана Денисовича»

Иванова А.В.

https://www.youtube.com/watch?v=FhyCXA_1Eac

Жертвами сталинских репрессий стали ученые, писатели, деятели культуры : русский поэт Серебряного века  Н. Гумилев. поэт Б.Л.Пастернак писатель А.И.Солженицын академик А.Д.Сахаров генерал-майор вооружённых сил СССР П.Г.Григоренко народный артист СССР Георгий Жженов поэт Николай Заболоцкий авиаконструктор Сергей Королев легендарный создатель самолета Андрей Туполев и многие другие Лидия Чуковская. Письмо «Гнев народа». 1973 г.  У нас действует один неписаный закон, тот, который сильнее всего свода наших законов, вместе взятых…этот единственный, соблюдаемый строжайше закон: каждый человек должен быть сурово наказан за малейшую попытку самостоятельно думать. Думать вслух. Иванова А.В.

Жертвами сталинских репрессий стали ученые, писатели, деятели культуры :

  • русский поэт Серебряного века

Н. Гумилев.

  • поэт Б.Л.Пастернак
  • писатель А.И.Солженицын
  • академик А.Д.Сахаров
  • генерал-майор вооружённых сил СССР П.Г.Григоренко
  • народный артист СССР Георгий Жженов
  • поэт Николай Заболоцкий
  • авиаконструктор Сергей Королев
  • легендарный создатель самолета Андрей Туполев
  • и многие другие

Лидия Чуковская. Письмо «Гнев народа». 1973 г.

У нас действует один неписаный закон, тот, который сильнее всего свода наших законов, вместе взятых…этот единственный, соблюдаемый строжайше закон: каждый человек должен быть сурово наказан за малейшую попытку самостоятельно думать. Думать вслух.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Иванова А.В.

Источники https://ru.wikipedia.org/  И.Л.Пономарева. «Забвению не подлежит» (сайт «Могу писать») Кадры из фильма Г.Панфилова «Один день Ивана Денисовича» Иванова А.В.

Источники

  • https://ru.wikipedia.org/
  • И.Л.Пономарева. «Забвению не подлежит» (сайт «Могу писать»)
  • Кадры из фильма Г.Панфилова «Один день Ивана Денисовича»

Иванова А.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!