Сегодня самая новая памятная дата России
Иванова А.В.
Эта памятная дата России была установлена в 2005 году федеральным законом «О днях воинской славы России» и связана с трагическими событиями в Беслане.
Иванова А.В.
Тема мероприятия
«Забвению на подлежит»
Иванова А.В.
Задачи:
- Вспомнить жертвы терактов Беслана, метро в Москве, Буденновска, театрального центра «Норд-Ост», Волгодонска, Чечни, Дагестана, Первомайска и т.д.
- Вспомнить жертвы сталинского режима.
- Познакомиться с художественными произведениями, повествующими об истории геноцида русского народа эпохи сталинизма.
- Воспитывать у учащихся чувство долга перед прошлым, чувство человеческого достоинства, способность откликаться на боль других людей.
Иванова А.В.
Беслан 1 сентября 2004 года. Дети с родителями пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году.
Боевики проникли в школу № 1 и захватили в заложники учеников, их родителей и учителей. В здании школы преступники три дня удерживали 1128 человек.
Погибло более 350 человек,
в основном дети и женщины.
Иванова А.В.
Жертвы терактов:
- Беслан
- Метро в Москве
- Буденновск
- театральный центр «Норд-Ост» на Дубровке
- Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске
- Взрывы на железнодорожном вокзале и в городском троллейбусе в Волгограде
- Чечня
- Дагестан
- Первомайск
- И др.
Иванова А.В.
Википедия
- Терро́р (лат. terror «страх, ужас») — устрашение политических противников путём физического насилия. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам либо запугивание с угрозой расправы или убийства.
- Синонимами слова «террор» являются слова «запугивание», «устрашение».
Иванова А.В.
Сталинские репрессии
- Большой террор в истории России - массовые политические ( сталинские ) репрессии в СССР.
- Жертвами сталинского режима стали погибшие в лагерях от болезней и тяжелых условий труда, расстрелянные, депортированные, лишенные имущества , жертвы голода, пострадавшие от неоправданно жестоких указов и получившие чрезмерно суровое наказание за мелкие правонарушения. Всего – 39 миллионов. Источник: Сколько жертв «сталинских репрессий» было на самом деле © Русская Семерка russian7.ru
Иванова А.В.
Иванова А.В.
Иванова А.В.
Иванова А.В.
Иванова А.В.
Иванова А.В.
Иванова А.В.
Иванова А.В.
“ Солженицын раскрыл нам глаза, наглухо зашитые идеологией, нечувствительные к террору и лжи” (Ж.Нива).
- Действие происходит в течение одного дня.
- Пространство замкнуто, огорожено со всех сторон колючей проволокой.
- Временные рамки повествования и пространство раздвигаются в эпизодах воспоминаний героев.
Иванова А.В.
Проблематика
Перед героями рассказа стоит проблема: как выжить в ситуации, когда время тебе не принадлежит, а пространство враждебно?
Центральная проблема - проблема человека и государства, проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.
Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».
Утро в Гулаге
Иванова А.В.
https://www.youtube.com/watch?v=4PmndeevucY
- В лице тихого и терпеливого Ивана Денисовича Шухова Солженицын воссоздал обобщённый образ русского народа, способного перенести страдания, издевательства тоталитарного режима и блатной беспредел Архипелага, сохранить при этом доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к подлости.
Тоталитари́зм — политический режим , подразумевающий абсолютный (тотальный) контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
Иванова А.В.
Иван Денисович за восемь лет каторги научился повседневной борьбе за существование: припрятать мастерок, вырвать поднос у зэка пощуплей, «закосить» пару мисок баланды, научился хранить запрещённые вещи: иголку — в шапке, нож — в щели, деньги — в подкладке. Постиг он и ту премудрость, что зэку, чтобы выжить, надо оставить гордость: «...кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься». Но при всём этом Шухов не потерял главного — чувства человеческого достоинства. Он твёрдо знает, что за пайку и за глоток махорочного дыма нельзя пресмыкаться.
Сила героя Солженицына в том, что при всех неизбежных для зэка моральных потерях он сумел сохранить живую душу. Иван Денисович не поддался процессу расчеловечивания, даже в лагере он остался человеком.
В речи Ивана Денисовича много диалектных слов и всего 16 слов лагерного жаргона. Он сохранил свою выразительную крестьянскую речь, а сохранение языка для Солженицына – один из факторов сохранения личности.
Шухов не борец с системой, он не задумывается над «проклятыми» вопросами: почему так много людей сидит в лагерях? В чём причина их возникновения? Он не пытается даже осмыслить, за что сидит сам. Он простой, природный, естественный человек, всегда живший в лишениях и недостатке. Он ценит прежде всего саму жизнь, удовлетворение простых потребностей – еды, тепла, сна.
Не участвуя в творимом зле, он остался внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранил своё имя, свой язык, свою индивидуальность.
Подводя итог прожитому дню, Шухов отмечает не то, что с ним произошло, а то, что не произошло: «не посадили». «не выгнали», «не попался». Главное, что в этот день он не перестал быть человеком.
Иванова А.В.
Финал фильма Г.Панфилова «Один день Ивана Денисовича»
Иванова А.В.
https://www.youtube.com/watch?v=FhyCXA_1Eac
Жертвами сталинских репрессий стали ученые, писатели, деятели культуры :
- русский поэт Серебряного века
Н. Гумилев.
- поэт Б.Л.Пастернак
- писатель А.И.Солженицын
- академик А.Д.Сахаров
- генерал-майор вооружённых сил СССР П.Г.Григоренко
- народный артист СССР Георгий Жженов
- поэт Николай Заболоцкий
- авиаконструктор Сергей Королев
- легендарный создатель самолета Андрей Туполев
- и многие другие
Лидия Чуковская. Письмо «Гнев народа». 1973 г.
У нас действует один неписаный закон, тот, который сильнее всего свода наших законов, вместе взятых…этот единственный, соблюдаемый строжайше закон: каждый человек должен быть сурово наказан за малейшую попытку самостоятельно думать. Думать вслух.
Иванова А.В.
Иванова А.В.
Источники
- https://ru.wikipedia.org/
- И.Л.Пономарева. «Забвению не подлежит» (сайт «Могу писать»)
- Кадры из фильма Г.Панфилова «Один день Ивана Денисовича»
Иванова А.В.