СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Загадки волшебницы Зимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зимнее путешествие. Остановки на полянках "Птичья", "Лесные жители".

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Загадки волшебницы Зимы"»

9


Классный час "Времена года. Зима"

Цель: Расширить знания детей о временах года, о зиме и зимних месяцах; народном творчестве.

Задачи:

  1. Развивать мотивацию детей к познанию и творчеству.

  2. Содействовать формированию эмоционально-личностной сферы, культуры общения и поведения.

  3. Совершенствовать навыки выразительности речи, отрабатывать чёткую дикцию.

Подготовительная работа:

  • Чтение сказки С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”.

  • Подбор стихотворений, пословиц, поговорок, загадок, примет, связанных с зимними месяцами.

  • Знакомство с музыкальными произведениями П.И.Чайковского из цикла “Времена года” (фонограмма).

  • Конкурс чтецов “Здравствуй, Зимушка-зима!”.

План занятия

  1. Вводная беседа. Знакомство с зимними месяцами.

  2. Путешествие.

  1. Первая полянка - остановка «Птичья».

  2. Полянка – «Лесные жители».

  3. Полянка – «Любознательные».

  4. Остановка – «Снеговик».

III.Подведение итогов.

Ход занятия:

Учитель (читает стихотворение И.Сурикова “Зима”)
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится, 
И на землю тихо. 
Падает, ложится. 
И под утро снегом 
Поле забелело, 
Точно пеленою. 
Всё его одело. 
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы –
И зима настала.

Да, выпал снег, и пришла зима. Любит русский народ зимушку – зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить…

Ведущий:“Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие в мой зимний лес. А помогут вам в пути мои сыновья, если отгадаете их имена”.

  • Старший сын год кончает, зиму начинает.

  • Интересно, кто это?

Дети: Декабрь.

Ребёнок: (читает стихотворение Зубаревой Н. “Декабрьь”).

Я — декабрь, старший сын,
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днём и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Речки льдами покрываю,
Чтобы дети не скучали
В эти зимние деньки,
Чтобы смело доставали
Санки, лыжи и коньки!

Ведущий:- Средний сын – году начало, зиме середина.

Дети Январь.

Ребёнок: (читает стихотворение С.Маршака “Январь”).

Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе.
Много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке...
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идёт столбом.

Ведущий: - Вьюги да метели с его приходом налетели.

Дети Февраль.

Ребёнок: (читает стихотворение К.Бальмонта “Февраль”).

Поля затянуты недвижной пеленой,
Пушисто-белыми снегами,
Как будто навсегда простился мир с весной,
С её цветками и листками.
Окован звонкий ключ. Он у зимы в плену,
Одна метель поёт, рыдая.
Но солнце любит круг. Оно хранит весну.
Опять вернётся молодая.

Учитель

Декабрь: Первый зимний месяц- Декабрь говорят: студень, шапка зимы. Под тёплым снежным покрывалом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им всем не спать, ведь декабрь – это самые короткие дни и самые длинные ночи.

Январь: Январь, середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах тоже хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Дети! Вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.

Февраль: Февраль – народное название – лютый. Это злой, холодный и ветреный, он не хочет уступать свои права. Ведь это последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! Больно на него смотреть. Уже начали подавать голоса птички! Весна наступает ему на пятки.

Звучит одна из зимних пьес П.И.Чайковского цикла “Времена года”.

II. Путешествие.

Ведущий:

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.

(Открывается занавес – на центральной стене появляется “карта путешествия”, на которой обозначены полянки – остановки, соединённые цепочками звериных и птичьих следов.)

Ведущий: Мы с вами очутились на первой Полянке – остановке “Птичья”.

Ребята, жителей этой полянки вы узнаете, если правильно отгадаете загадки

( Дети отгадывают загадки- отгадки помещают на полянке).

- Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это… (Снегири)

- Трещала с самого утра:
“Пор-р-ра! Пор-р-ра!” А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит… (Сорока)

- Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)

- Что за птица
Мороза не боится?
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде. (Клёст)

- Кто присел на толстый сук
И стучит: “Тук-тук, тук-тук!”? (Дятел)

Ведущий: Прежде чем продолжить наше путешествие по лесу, ребята, давайте немного отдохнём и поиграем в игру. (Проводится игра “Снежный ком”; вставшие в круг дети передают друг другу “снежный ком” и говорят слова.)

- Снежный ком мы все катаем,
До “пяти” мы все считаем –
Раз, два, три, четыре, пять –
А тебе стишок читать…

Ведущий: Следующая Полянка – остановка “Лесные жители”

Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, кто нас встретит на этой полянке.

( Дети отгадывают загадки- отгадки помещают на полянке).

- Кто на дереве дуплистом
Замахал хвостом пушистым,
Ловкий, маленький и рыжий
По стволу спустился ниже? (Белка)

- Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… (Лиса)

- Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведь)

- Отступать врагам пришлось –
Их рогами встретил… (Лось)

- Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей! (Ёж)

- Сбросил серенькую шубку,
Белую к зиме надел.
Прыг – и позади лужайка –
Спрятался от волка… (Зайка)

- Кто в лесу разбойник серый?
Кто зубами щёлк да щёлк?
Вы, конечно, догадались:
Это злющий, страшный… (Волк)

Ведущий: Вот мы уже добрались и до Полянки – остановки “Любознательные”.

Январь: На этой полянке Зима хочет проверить, какие вы внимательные. Попытайтесь отгадать её загадки и ответить на её вопросы:

- Когда всё укрыто седыми снегами
И солнышко рано прощается с нами? (Зимой)

- Бел, как вата,
Мягок, как шерсть,
Лёгок, как перо. (Снег)

- Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель)

- Белой стайкой мошкара
Вьётся, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
На ладони сразу тают. (Снежинки)

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки - над миром пушинки. (зима)


Кто в холод не боится остаться без перинки
и вытряхнет на землю летящие пушинки. (зима)


Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)


Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (зима)


Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ... (зима)


Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (зимние месяцы)


Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (месяц январь)


Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (месяцы)


Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (метель)


Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)


Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (мороз)


Гость гостил, мост мостил,
без пилы, без топора мост вымостил. (мороз)

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы
И заросли роз? (мороз)

Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес. (морозный узор)


Конь бежит
А шкура лежит. (река подо льдом)


Не в темницу, а в светлицу
Запирает он девицу.
До весны девице
не открыть светлицы. (мороз и река)


Сито большое, сито голубое.
Сеет-веет белый пух
на леса, дома, на луг. (небо и снег)


Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (снег)


Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)


Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (снег)


Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой. (снег)


Вдоль села
Бежит кобыла весела,
Под конец хвоста
Висит полон кошель овса,
Бежит да потряхивает (туча со снегом)


Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)


Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)


Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)


Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб. (санки)


Беленька собачка
В подворотню глядит. (сугроб)


Упрятались голышки
в мохнатые мешки,
четверо вместе,
один на шесте. (пальцы в рукавичках)

Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден
И мать рождает. (лед)

И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (иней)

-Все ли зайцы белые зимой?

- Что в природе зимой и летом одним цветом?

- Почему зимой звери и птицы из леса перебираются ближе к жилью человека?

- Скажите, а что принесла с собой Зима? : Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Зима будет очень довольна вами.

- Ребята, так что же принесла с собой Зима? (ответы детей: снег, метель, снежинки и т.д.) А ещё кого? Отгадайте загадку:

- Жил я посреди двора,
Где гуляет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

Учитель: Послушайте, какое чудесное стихотворение есть о Снеговике. (Инсценировка стихотворения “Снеговик”).

1. - Зачем вам, ребята, два уголька?
- Два уголька? Совсем непохоже.
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это же глазки Снеговика.
Чёрные глазки Снеговика.

2. -Зачем ты морковку из кухни унёс?
- Какая морковка? Совсем непохоже.
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это озябший оранжевый нос,
Снеговика замечательный нос.
Ну, это известно, мы думаем, всем.

3. - Зачем ты ведро приволок с чердака?
- Какое ведро? И совсем непохоже.
Да кто вам поверит? Придумали тоже!
Это ведь шляпа Снеговика,
Красивая шляпа Снеговика.

4. -Зачем вам, скажите, две длинных доски?
- Две длинных доски? И совсем непохоже.
Да кто вам поверит? Придумали тоже!
На лыжах катаются Снеговики.
Отличные лыжники Снеговики.

5. -Куда же отправится ваш Снеговик?
- На это ответим мы вам напрямик.
Дорогою зимней, дорогою долгой
Поедет он в лес за пушистою ёлкой.
Вы спросите, ёлка ребятам зачем?

Учитель : Вот и закончилось наше путешествие. Давайте, ребята, выйдем на улицу и полюбуемся на зиму, поиграем в снежки и слепим снеговика…

Литература:

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.

  2. Осипова М.П., Бесова М.А., Мельничук И.А., Панасевич З.М. и др. Воспитание. Подготовительный класс: Учеб.-метод. пособие для учителей и воспитателей. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002.

  3. Леонтьева В.Б., Фалей Н.В. Праздники для детей младшего школьного возраста. – Мн.: ООО “Юнипресс”, 2002.

  4. Соколов Г.В., Куров В.Н. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. – Ярославль: “Академия развития”, 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!