СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Закон жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Закон жизни"»


Республика Бурятия,

Мухоршибирский район,

с. Мухоршибирь.

МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1»

Васильева Екатерина Владимировна,

учитель математики.



«Закон жизни». Классный час для учащихся 8 класса

Цели: воспитывать у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям, пробудить внимание к проблеме взаимоотношений старших членов семьи и общества и младших, пробудить интерес к проблемам стариков.


В начале беседы делю ребят на четыре группы, желательно честно, по жребию. Если использовать задание на дом, то и ребят на группы нужно разделить заранее, чтобы каждая из групп получила своё задание.

Учитель.

О чём я хотела бы сегодня поговорить? Закон жизни. Именно так называется рассказ Джека Лондона. Это рассказ об индейцах – коренном народе Северной Америки. Поскольку индейцы – кочевой народ, они часто меняют место жительства. И покидая в очередной раз место стоянки, они оставляют своих престарелых родителей у костра с вязанкой веток. Зачем оставляют? Умирать. Таков обычай, таково отношение индейцев к своим старикам.

На Руси же испокон веков было принято почитать «отца-батюшку» и «родную матушку». Одна из самых первых заповедей Библии – священной книги – гласит: «Почитай отца твоего и мать». Правила уважительного отношения к старшим были изложены в литературном памятнике XVI века «Домострой».


Зачитать основное из «Домостроя» (см. Приложение)

Учитель.

«Домострой» утверждал власть «главы дома» над жизнью домочадцев.

С приходом европейского этикета большая часть правил «Домостроя» была забыта. И чем дальше, тем больше мы отходим от этих правил.

* Если раньше маменьку и папеньку называли на «вы», то теперь уже такого отношения, наверное, нигде не встретишь.

* Если раньше родители не одобряли выбор своего сына (дочку и вовсе никто не спрашивал), то и не мог он жениться, сейчас же родители вынуждены любить того, кого им приведут дети.

* Если раньше, пока отец не возьмёт в руки ложку и не попробует ужин, никто вперёд него этого сделать не смеет, то сейчас дети садятся за стол тогда, когда захотят. Но это, безусловно, можно объяснить условиями жизни работы современного человека: родители зачастую приходят с работы, когда детям давно уже пора спать, и если ждать их, то с голоду умереть можно.

Дети сегодня могут «выпрашивать» у родителей дорогие вещи, гулять допоздна (а может, и до утра), не задумываясь о том, что мама с папой тревожатся и не спят, они могут спорить и не соглашаться с ними, ругаться…

Много чего изменилось.

В иностранных фильмах часто приходится слышать, как внуки называют бабушек и дедушек просто по имени, как будто общаются со своими сверстниками, скоро и до нас это дойдёт.

Поговорим мы сегодня с вами об уважении к старшим.

Но не только к своим родителям, но и бабушкам и дедушкам, а также чужим родителям и чужим бабушкам и дедушкам.

Но прежде давайте разберёмся, что такое «уважение».

В этимологическом словаре написано, что слово «уважать» заимствовано в XVII веке (напомним, до того было «почитать») из польского языка и означает в буквальном смысле «быть внимательным, проявлять внимание». «Уважать» родственное слову «важный». (Школьный этимологический словарь русского языка. Н.М. Шанский, Т.А.Боброва. Москва, ДРОФА, 2003г.)


Что скажет нам толковый словарь?

«Уважение» - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. (Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Москва, 2001г.)

Будет лучше, если значения слов учащиеся будут воспринимать не только на слух, но и зрительно, например, это можно заранее записать на листках.

Вопросы для беседы.

1) Правда ли, что уважение надо заслужить?

Тогда за что я должна уважать бабушку, которой уступаю место в общественном транспорте, если я её вижу в первый и, скорее всего, в последний раз в жизни?

2) Говорят: «Боится, значит, уважает». Это на самом деле так? Объясните.

3) Очень часто приходится слышать от дежурного класса на линейке, что наши буйные шестиклассники не слушаются дежурных, обзываются и чуть ли не матерятся. А на самом деле они должны слушаться дежурных, да и вообще, старших учеников?

4) Должны ли учащиеся приветствовать учителя стоя?

А вставать при ответе на уроке?

5) Должны ли учащиеся здороваться с техническими работниками школы? А кто должен это сделать первый?

6) Вы пришли в гости к однокласснику, кто должен первый поздороваться: вы с его родителями или они с вами? Это принципиально?

7) К кому из взрослых можно обращаться на «ты»?

8) Можно ли прерывать беседу взрослых людей? (Если считаете, что можно, объясните на примерах)

9) Можно ли спорить со старшим, если вы точно знаете, что он не прав?

10) Как вы думаете, что нужно делать, если взрослые злоупотребляют своей властью?


Работа в группах.

Каждая из групп получает отпечатанные на отдельных листках «ситуации для обсуждения» (см. Приложение). В течение 3 – 4 минут учащиеся разбирают и обсуждают ситуации, затем каждая группа зачитывает свою «ситуацию», отвечает на вопросы. Остальные могут высказывать своё мнение, соглашаться или не соглашаться.

Рисование (опять-таки в группах).

Поскольку групп четыре, каждая получает задание:

1) нарисовать молодость с её положительными сторонами, а с какими именно, это должны решить сами дети (например, красота, здоровье, энергия и др.);

2) молодость с её отрицательными сторонами (какие это моменты, тоже решают сами учащиеся, например, неопытность, опрометчивость), если такие, по мнению детей, найдутся;

3) старость с её положительными сторонами, если такие, по мнению детей, найдутся (например, мудрость, жизненный опыт);

4) старость с её отрицательными сторонами (болезни, слабая память, упадок жизненных сил, беспокойство, а, может быть, раздражительность, ворчливость).

Рисунки могут быть совсем необычные, необязательно рисовать старого человека или молодого человека, эти абстрактные понятия могут быть в каком-либо отвлечённом образе (например, в образе дерева или цветка).

На обсуждение и работу даётся не более пяти минут. Затем учащиеся объясняют, что они нарисовали и почему именно это.

Для сохранения времени это задание можно дать ребятам на дом, перед классным часом, также предварительно разделив их на группы.

Показывая остальным группам свои рисунки, дети объяснят, что они нарисовали и почему старость или молодость им видится в этом образе. Они называют положительные или отрицательные стороны этих периодов жизни человека.

Во время беседы нужно помочь понять детям, что молодость всем хороша, но вот жизненного опыта, а, следовательно, и мудрости у молодого человека нет. А вот придирчивость, ворчливость, раздражительность – это, скорее, недостатки характера, но не старости. Нужно заострить их внимание на проблемах старых людей: они часто болеют, страдают от недостатка внимания, в том числе и своих близких – детей, им не под силу выполнить какую-то физическую работу, многие старики страдают от одиночества.

Учитель показывает детям свои рисунки-ассоциации молодости и старости.


Это новый дом и старый дом. Посмотрите, какой красивый новый дом. Он чистый, светлый, на него приятно смотреть.

А теперь взгляните на старый дом. Без комментариев. Он просто портит облик современного города.



Учитель. А теперь вернёмся к рассказу Джека Лондона.

Можно зачитать отрывок из рассказа.

«Таков путь жизни, и путь этот правилен. Он родился на земле, прожил жизнь, и закон для него не нов. Это закон для всего живого. Природа жестока ко всем живущим. Она не считается с отдельной особью. Она заботиться лишь о роде». «Природа возложила на каждую особь обязанность. Если обязанность не выполнена – особь умирает. Но выполнив её – она всё равно умирает». «Живые должны выполнить свой долг и подчиниться закону. Долг этот был продолжение рода, а законом была смерть. На здоровую, сильную девушку приятно смотреть; шаги её легки, и глаза блестят. Но ей предстоит выполнить долг». «С появлением детей красота покидает её. Ноги волочатся по земле, глаза тускнеют, и одни лишь маленькие дети охотно ласкают морщинистые щёки сидящей у огня старой сквау. Её долг выполнен. А затем, как только наступает голод либо предстоит далёкий путь, её оставляют, как оставили его, в снегу, с небольшой вязанкой дров. Таков закон!»

Так думал старик, оставленный своими детьми.

У некоторых народов существовал обычай: избавляться от стариков. Японцы уносили беспомощных стариков на высокую гору и там оставляли. Монгольские старики сами уходили в долину смерти. В древней Греции, не только в Спарте, стариков сбрасывали со скал. В Скандинавии стариков отвозили умирать в лес. Адыги на Северном Кавказе также сбрасывали стариков со скалы в реку. Жители Тибета, как только кто-то из старшего поколения заболевал, выносили больного из дома и оставляли на улице навсегда. В Иране стариков относили в горы, где и оставляли умирать с голода или быть растерзанными хищниками. Среди бурят вплоть до начала ХХ века существовал обычай убивать стариков по достижении 60-тилетнего возраста.

А теперь послушайте притчу о вороне (см. Приложение).

Я не раз была свидетельницей тех случаев, когда пожилой мужчина в общественном транспорте уступал место молодой беременной женщине.

Вот, посмотрите. У людей любой национальности где-то, наверное, на генетическом уровне «записано», что живёт он ради будущего, для детей и ради детей. А старики… Их время прошло.

В нашей жизни тоже немало примеров, когда старики «мешают».

Мать с утра до вечера крутится как белка в колесе. У неё работа, двое детей-школьников, за ними нужно смотреть, кормить, одевать, разговаривать по душам, учить, развивать, а у неё, может быть, прикованная к постели мать, за ней тоже нужно убирать, кормить её. Представляете, как она устаёт?

Так, может, правы были предки индейцев, бурят, монголов, японцев, когда избавлялись от старых и немощных своих родителей? Каков, по-вашему, должен быть закон жизни?

Обсуждение.

Можно спросить у ребят, как они относятся к тому, что некоторые люди сдают своих родителей в дома престарелых? Кстати, говорят, что в Америке сдавать родителей в дом престарелых – это нормально.


Заключительный этап беседы.

Афоризм древнегреческого философа-мыслителя Аристотеля: «Воспитание – лучший припас к старости». Как вы понимаете это высказывание?

Обсуждение.

Самое лучшее воспитание – на собственном примере. Как вы будете относиться к своим родителям в старости, так и ваши дети будут относиться к вам, когда вы состаритесь. А вспомните, что написано в «Домострое»: «Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети».

А пока есть время и возможность чаще ходите в гости к своим бабушкам и дедушкам, помогайте им, жалейте их. Им не надо никаких подарков. Самый лучший подарок для них – это внимание близких – детей и внуков.

________________________________________________________________________Приложение

Материалы для классного часа

«Ситуации для обсуждения»

1. В заполненном трамвае на одном из первых мест сидит молодая симпатичная девушка. На остановке заходит женщина лет 65-ти. Оглядев салон, она молча встала у окна. Девушка стыдливо опустила голову. Трамвай тронулся. На следующей остановке заходят несколько молодых людей, две мамы с маленькими детьми и одна бабулька. Завидев девушку на первом сиденье, она набрала воздуха в лёгкие и без всякого вступления стала громко говорить:

- Это чё же такое-то, а? Как тебе не стыдно? Институт поди-ка закончила, а что стариков уважать надо, и знать не знаешь. Расселась тут. Посмотрите на неё. Губы накрашены. А в голове пусто.

- Я после операции домой еду, - покраснев, тихо сказала девушка. И подняв с пола по виду нелёгкую сумку, вышла из трамвая явно не на своей остановке. Выйдя, она первым делом вытерла слёзы.

Прокомментируйте ситуацию. Кто, по-вашему, не прав? Как бы вы поступили на месте девушки.


2. Однажды я разговаривал с одним молодым человеком, который очень обижался на своих родителей. Молодой человек (назовём его Петей) уже окончил институт, а его родители ещё не купили ему квартиру.

- Никто не должен покупать тебе квартиру, - говорил я, - родители воспитали тебя, дали образование, теперь ты сам должен заработать себе на квартиру.

- Ты в своём уме?! – негодовал Петя. – Это когда же я накоплю себе на квартиру? Дело родителей – поставить ребёнка на ноги. Или я не прав?

- Самое главное, они дали тебе жизнь, продолжили род, - отстаивал я свою точку зрения.

- Таким образом я многим смогу подарить жизнь. И это всё, в чём заключаются обязанности родителей?

- Да, но ведь они научили тебя трудиться, они кормили и одевали тебя, лечили, когда ты болел, объясняли, что такое «хорошо», что такое «плохо», они научили тебя жить! А как жить дальше, это ты сам уже должен решать!

- Ты не прав, - не унимался Пётр, - они должны…

Прокомментируйте ситуацию. Кто, по-вашему, не прав? Что нам должны родители?


3. Бабушка смотрела свой любимый сериал, когда к телевизору подошёл внук, пятиклассник Максим.

- Извини, бабуля, но этих мультиков я ждал целую неделю, - сказал он и переключил канал.

- Здравствуйте, - сказала бабушка, - а я смотрю этот фильм каждый день, - и пультом переключила канал снова на свой сериал.

- Тем более, каждый день смотришь, ничего страшного, если пропустишь одну серию, к тому же она через двадцать минут уже кончится, - сказал Максим достаточно резко и снова переключил канал.

- Вот и подождёшь всего каких-то двадцать минут, - уже начинала вскипать бабушка и снова переключила на сериал.

- Да там всё одно и то же показывают. Можно не смотреть две недели, а потом посмотреть один раз, и всё сразу понятно станет, - уже почти крикнул Максим и опять-таки переключи на мультики.

Бабушка тоже отличалась характером и настойчивостью, она и победила: досмотрела свой сериал.

Максим не разговаривал с бабушкой после этого случая пять дней, пока бабушка не купила ему мороженое.

Прокомментируйте ситуацию. Кто был не прав? Почему?


4. Ты собралась на дискотеку. «С кем?» - спрашивает мама. Ты решила, что лучше сказать правду и объяснить ей, кто твой спутник. Но тебе показалось, что мама нахмурилась, правда, промолчала.

Немного погодя мама вдруг говорит, что вы давно уже (с неделю!) не были у бабушки и пора бы к ней сходить. «Мам, но я же иду на дискотеку!» - в сердцах восклицаешь ты, - «Давай сходим к бабуле завтра». «Кто тебе важнее: этот мальчик или бабушка?» Ты промолчала, но твёрдо решила не отступать от своего: я иду на дискотеку.

Вечером, уже перед самым выходом на улицу, мама снова завела разговор: «Может, всё-таки пойдём к бабушке, она в последние дни что-то недомогает». «Мам, по-моему, тебе просто не нравится Витя», - раздражённо говоришь ты. «Да, не нравится!» - и мать с жаром стала объяснять тебе, почему ей не нравится этот Витя, вспоминая всех его родственников, чуть ли не до седьмого колена.

Прокомментируйте ситуацию. Кто не прав? Почему? Пойдёшь ли ты в этот вечер на дискотеку?


Материалы из Интернета

Во многих (не стану утверждать, что во всех) культурах, даже уже и развитых, существовала практика умерщвления "бесполезных" членов сообщества. В частности, стариков. Примеры многочисленны.
 В конце XIX - начале XX века на территории Украины, Белоруссии и России (в том числе и Русского Севера) была выявлена фольклорная традиция, свидетельствовавшая о существовании некогда (и сохранившемся в пережиточных формах вплоть до Нового времени) ритуала умерщвления "стариков" - людей пожилого возраста.

 По старинному японскому обычаю, дети уносили беспомощных стариков на высокую гору и там оставляли. Монгольские старики сами уходили в долину смерти.

 В Спарте говорили: "Лучше быть бездомной собакой, чем стариком": немощных (бесполезных) стариков в Спарте сбрасывали со скалы в пропасть, причем, старик-спартанец воспринимал такой конец жизни как естественный.

 В древней Греции не только в Спарте стариков сбрасывали со скал. В Скандинавии стариков отвозили умирать в лес. Адыги на Северном Кавказе также сбрасывали стариков со скалы в реку. Жители Тибета, как только кто-то из старшего поколения заболевал, выносили больного из дома и оставляли на улице навсегда. В Иране стариков относили в горы, где и оставляли умирать с голода или быть растерзанными хищниками. Среди бурят вплоть до начала ХХ века существовал обычай убивать стариков по достижении 60-ти летнего возраста. Тот же возраст считался предельным и в Японии, где стариков отводили умирать в горы. В центральной и западной Африке стариков не только убивали, но и съедали...

 В одном из рассказов "аляскинского" цикла Джека Лондона повествуется, как индейцы бросили во время кочевья старика-отца умирать в снегу, снабдив его напоследок охапкой хвороста. Несмотря на все глубокомысленные рассуждения обреченного старика, фабула рассказа очень проста и сурова - дети избавились от лишнего рта.
 Аналогичный сюжет является основой и нашумевшего в свое время японского фильма "Легенда о Нарайяме" - дети относят стариков умирать на вершину горы, чтобы не кормить их. Как свидетельствуют античные авторы, многие древние народы придерживались подобных обычаев. Например, колхи сажали своих родителей в корзины и бросали их в море, а ирано-язычные кочевники не только умерщвляли своих стариков, но и поедали их, разрубив на куски и сварив в котлах вместе с мясом овец и быков. Таких легенд очень много в разных концах мира. Существует такая легенда и у вайнахов, повествующая об обстоятельствах отмены бесчеловечного и варварского обычая. Некий юноша, отнеся своего старого отца в корзине на то место, где оставляли обреченных на смерть стариков, стал, однако, тайком носить тому еду. Вскоре повелитель того края столкнулся с трудной проблемой, которую разрешил юноша, воспользовавшийся советами своего мудрого отца. Узнав об этом, повелитель запретил убивать стариков, ибо их опыт и мудрость были полезны для общества.
 Бесспорно, в основе всех этих обычаев лежал дикий, первобытный рационализм. Если человек из-за дряхлости или увечий не был в силах прокормить себя сам, то его оставляли умирать голодной смертью или убивали, а то и съедали, чтобы мясо обреченного досталось не червям или птицам, а пошло на пользу племени. Это тем более вероятно, что все неандертальцы, как и многие древнейшие кроманьонцы, были заядлыми людоедами.



Притча о вороне.

Однажды у старого ворона родилось три сына. Ворон построил невдалеке новое гнездо и стал переносить птенцов по одному из одного гнезда в другое.
Перевозя первого птенца, старый ворон спросил: «Как ты поступишь со мной, сын мой, когда я буду стар и немощен, и не смогу сам добывать себе пропитание. Будешь ли ты кормить меня до самой моей смерти?" - "Да", - ответил преданный птенец, и старый ворон сбросил его вниз, и тот разбился насмерть.
Перевозя второго птенца, старый ворон задал тому тот же самый ответ, и второй птенец его ответил точно также. Старый ворон сбросил его в пропасть.
Перевозя третьего птенца, старый ворон в третий раз задал тот же самый вопрос. "Нет, - ответил птенец, - если я буду кормить тебя, то не смогу прокормить свою семью, и она умрёт от голода". "Ты прав", - сказал старый ворон и довёз птенца до нового гнезда.


Японская притча.

Был в старину обычай: как только старикам исполнялось шестьдесят лет, покидали их на погибель в дальних горах. Так приказал князь: незачем лишние рты кормить.

Старики при встрече приветствовали друг друга:

— Как время-то бежит! Уж пора мне в этом году отправляться на гору Обасутэ.

— Вот как? Значит, вместе пойдём, и мне пора.

Но вот что случилось однажды на рассвете.

Двое братьев несли по очереди своего старого родителя по крутой горной тропе. Тащит старший брат тяжёлую ношу на спине и слышит по временам какой-то треск за собой.

Оглянулся он и спросил:

— Что делает наш отец?

— Да так, пустым делом балуется, — ответил младший брат. — Ломает ветки и бросает на дороге.

— Отец, ты зачем ветки ломаешь? Верно, для заметок? Хочешь убежать, когда мы уйдём домой?

Старик ответил так:
В далёких горах
Ветками путь отмечу.
Зачем, для кого?
Ради любимых детей,
Что покидают меня.

И после в молчании продолжал ломать ветки и бросать на тропинку.

Обасутэ прячется в самой глубине гор. Братья добрели туда к вечеру, сказать по правде, с лёгким сердцем, только спинам их пришлось тяжело.

Посадили они отца под большим деревом и начали совещаться, какую дорогу выбрать.

— Идти назад тем же путём скучновато.

— Правда твоя, ничего нового не увидим.

— А зачем долго думать? Пошли вниз с горы куда глаза глядят. Всё равно выйдем к деревне.

Так и сделали. Но незнакомая тропинка давай петлять, шла-шла вниз и вдруг начала подниматься вверх. А уже наступила ночь. Кругом слышался волчий вой, уханье сов… Братья сперва храбрились, а потом испугались вконец.

— Вернёмся поскорей туда, где мы покинули нашего отца, и найдём верную дорогу. Он ведь оставлял заметы по пути, — взмолился младший брат.

Вот когда братья впервые поняли, как сильно любил их отец, как заботился о них.

— Батюшка! Батюшка! — стали кричать они во весь голос и бегом припустились назад.

Взошла луна и осветила тёмную чащу. Видят — старик неподвижно сидит под деревом. Братья опустились возле него на землю и перевели дух.

— Что с вами случилось, дети мои?

— Да вот, захотелось нам пойти назад по другой дороге. Но мы заблудились. Просим тебя, вернись с нами и укажи правильный путь.

Отец показал пальцем на тропинку:

— Вот идите по ней, я бросал ветки по дороге. А я останусь здесь.

— Нет, нет, не говори так. Позволь нам отнести тебя домой. Будь что будет, мы больше никогда не покинем тебя! — стали умолять братья.

— Неразумные слова! Хотите вы или нет, а должны оставить меня в горах: на то есть строгий княжеский указ. Ослушников ждёт суровая кара.

Но братья поняли, как любит родительское сердце, и твёрдо стояли на своём. Они понесли отца против его воли.

Дома братья поспешили вырыть под полом глубокий подвал и спрятали там своего отца. Каждый день они приносили еду своему отцу и беседовали с ним.

Так прошло больше года. Вдруг от имени князя объявили указ: «Приказываю свить верёвку из пепла, коли найдётся такой умелец». Люди в княжеских владениях вконец измучились, пробовали и так и этак, но всё без толку: никто не смог свить верёвку из пепла. Братья рассказали об этом своему старику-отцу.

— А ведь дело-то нехитрое. Вымочите солому в солёной воде и свейте жгутом, а как высохнет, сожгите на огне, — посоветовал старик.

Сделали братья, как он сказал, и правда, получилась у них верёвка из пепла.

Князь похвалил братьев, но задал им новую задачу:

— Коли вы такие хитрые, продёрните нить сквозь большую морскую раковину, да так, чтобы прошла внутри по всем завиткам.

Опечалились братья и поспешили к отцу за советом.

— Вот оно как, — призадумался отец, а поразмыслив, сказал сыновьям: — Принеси-ка ты муравья, а ты — длинную нитку и горсточку рисинок.

Принесли сыновья, что велено. Старик привязал нитку к муравью и впустил его в глубь витой раковины, просверлив отверстие на верхушке. Потом повернул раковину открытой стороной к свету и насыпал рисинок. Муравей скоро выполз к приманке, а по дороге продёрнул нить сквозь все завитки.

Князь остался очень доволен:

— Хотел я узнать, сколь умны люди в моих владениях. Теперь душа моя спокойна. Но скажите мне, сами ли вы догадались, или кто другой научил вас?

Братья поведали обо всём без утайки.

— Поистине старые люди — кладезь премудрости! — воскликнул князь и немедля отдал указ, чтобы стариков отныне не оставляли в горах на погибель. А братьев богато одарил.



Глава из книги «Домострой»

22. Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем

Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми; того, кто бьет отца и мать, - пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо написано: "Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит". Сын или дочь, непослушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневают отца или досадят матери. Кажется он себе праведным перед Богом, но он хуже язычника, сообщник нечестивых, о которых пророк Исайя сказал: "Погибнет нечестивый и пусть не увидит славы Господней". Он назвал нечестивыми тех, кто бесчестит родителей своих и еще насмехается над отцом и укоряет старость матери, пусть же склюют их вороны и сожрут орлы! Честь же воздающим отцу и матери и повинующимся им в Боге, станут они во всем утешением родителей, и в день печали избавит их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое; утешающий мать свою волю Божью творит и угождающий отцу в благости проживет. Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас. Не говори много: "Оказал им добро одеждой и пищей и всем необходимым", - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь их породить и заботиться так, как они о тебе; вот почему со страхом служи им раболепно, тогда и сами от Бога примете дар и вечную жизнь получите, как исполняющие заповеди его.


Воспитание – лучший припас к старости.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!