СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Законопослушный гражданин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки; - воспитывать уважительное отношение к закону; - обсудить значение слов «мораль», «закон», «правонарушение», «ответственность». 

 

  

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Законопослушный гражданин»»

Классный час «Законопослушный гражданин» (8 б класс)

Цели: 

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
- воспитывать уважительное отношение к закону;
- обсудить значение слов «мораль», «закон», «правонарушение», «ответственность». 

Задачи:
- развивать осознанное понимание значимости данных понятий в реальной человеческой жизни, умение действовать сообразно нравственным законам человеческого существования. 

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово.

 Вы знаете, что Россия – самая большая в мире страна. В России много самого-самого… В России более тысячи городов, есть города - миллионники. Это - Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург. Есть большие реки. Это – Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга. Есть самое глубокое озеро - Байкал. В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Наш сегодняшний разговор будет связан с Россией.

     Вы знаете, что родителей не выбирают, как не выбирают и Родину. Вы родились в России. Какие ассоциации у вас с этим словом?

     Упражнение на ассоциацию.

    Назовите ассоциации, которые у вас возникают на каждую букву из слова «Россия».

Р - родина, родная, русская, решительная

О - особенная, одна, огромная

С - славная, сильная

С - смелая, свободная

И - искусная, историческая, идеальная

Я - ясная, яркая, я

Всем известно, что человек – существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Каждый член общества - единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но человек живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых людей. Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одной стране? Об этом мы сегодня и побеседуем, и назовем нашу беседу «Законопослушный гражданин».

 Работа с понятием «гражданин».

- Вы – юные граждане России. 

- Кто же такой гражданин?

    Гражданин России – это свободный человек, желающий и умеющий отвечать за свои поступки, ощущающий себя частью народа своей страны, объединенный с ним общей судьбой, прошлым, настоящим и будущим.

    Истинному гражданину России не безразлично, что происходит в его стране и какова роль России в мире.

   Для настоящего гражданина характерны законопослушание и общественная активность. Он пользуется всеми предоставленными ему государством правами.


Что же такое закон?

Закон – это нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека.
Как называется основной закон страны? (Конституция) 

В Конституции – основном, главном законе государства сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством.  Здесь записаны основные права граждан и обязанности. 

Когда мы отмечаем День Конституции? (12декабря) 

Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок.

Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона. 

В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве?

(Если все будут выполнять, соблюдать закон).  Закон должен быть внутри нас! Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить. 


Как вы понимаете слова «законопослушный гражданин»
Законопослушный гражданин – это человек, имеющий права и исполняющий обязанности.

Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушными, а какие мешают.

вспыльчивость ( - ) 

торопливость ( - ) 

осмотрительность ( + ) 

аккуратность ( + ) 

честность ( + ) 

лживость ( -) 

уважение к людям ( +) 

безразличие ( - ) 

Важно понимать, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке.

Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить: 

Помочь маме или пойти погулять? 

Делать уроки или бездельничать? 

Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески? 

Сказать правду или промолчать? 

Согласитесь, чтобы принять верное решение, нужны и сила воли, и смелость, и важение к себе!


Давайте вспомним, что такое мораль?
Мораль – это правила поведения, принятые в обществе и регулирующие поступки каждого члена этого общества.


 По словам Конфуция, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».
Если бы мы все выполняли правила морали, это привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.
Приведем примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков

(грубость, хамство, неуважение старших, замусоривание территории, неприличные надписи в подъездах домов и т. д.)
Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде морального осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.
Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.
Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях 

Все вы, конечно, знаете о том, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
Ответственность – это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом

Приведите примеры правонарушений

(Курение, употребление алкоголя в общественных местах, переход железнодорожных путей в неположенном месте)


А теперь обсудим такие, часто встречающиеся и порой не замечаемые нами примеры правонарушений, как нарушение правил дорожного движения (передвижение по проезжей части не по своей стороне, пересечение улицы одновременно с идущим транспортом и т. д.).

Пожалуйста, поднимите руку те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения. 


Спасибо за честное признание своей вины и давайте вместе попытаемся разобраться, какие опасности таят в себе эти, казалось бы, невинные шалости на дорогах. (травмирование пешехода, образование аварийной ситуации, ДТП)
А теперь поговорим о заведомо ложных сообщениях по телефону, например, о готовящемся взрыве. Шалость на ваш взгляд. А на самом деле преступление.


Преступление – это виновное, общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой наказания.

Ответственность наступает с 16 лет, а за особо тяжкие преступления – с 14 лет. 

Статья 207 Уголовного кодекса РФ гласит «Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге, создающих опасность гибели людей…- наказывается штрафом, либо исправительными работами на срок от 1 до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 3-х лет».


Конечно, платить за такую глупость придется родителям, и вряд ли они воспримут такой поступок своего сына как невинную шалость. Печально, но государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту от глупости. Например, чтобы проверить 200 подобных звонков государству нужно заплатить более 10 млн. рублей.

Не слишком ли дорогое удовольствие?


 V. Заключительное слово.

Приходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные – жизнь без правил, где побеждает сильнейший, где царят хаос и анархия. Вы должны понять, чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, тем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе причин для возникновения преступности.

Так что же выберете вы? Закон и порядок или хаос и анархию? 
Раз вы выбираете закон и порядок, то не должны забывать, что выбранный вами путь законопослушных граждан потребует от вас самих неукоснительного соблюдения и выполнения всех моральных норм и законов общества.


 Знакомство и обсуждение Конвенции о правах ребенка.

- Итак, у каждого из вас как у гражданина нашей страны есть права. 

- А где эти права записаны?

- Эти права записаны в Конвенции Прав ребенка. Наша страна в 1990 году приняла Конвенцию и соблюдает права детей наряду с правами взрослых граждан.

- Какие права имеет ребенок в нашей стране?

- Каждый ребенок имеет право на жизнь, право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право на жилище, право на получение бесплатной медицинской помощи, право на мелкие бытовые сделки, право выражать свое мнение в суде, право на изменение имени и фамилии, право на наследство, право на распоряжение своими доходами по достижении 14 лет и т.д. 

 

Во времена, когда ещё не было законов, народ, используя житейский опыт и предостерегая людей от проступков, за которые нужно будет отвечать, слагал пословицы и поговорки.

Многие из них актуальны и в наше время:

- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

- Украсть – в беду попасть.

- Не воровством добывают деньги, а ремеслом.

Думаю, что всем понятен смысл этих народных изречений.
Помните, в любой жизненной ситуации вы должен вести себя достойно, справедливо и уважать закон. Именно, знания законов помогут вам поступить так, чтобы не пришлось сожалеть ни вам самим, ни вашим родителям, ни другим окружающим вас людям.

Притча

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я желаю вам не кормить своего волка злобы и жестокости.

Вовремя остановитесь у преступной черты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!