КЛАССНЫЙ ЧАС
«Защита персональных данных в сети интернет»
Аннотация:
Внеклассное мероприятие для учащихся в форме интеллектуально-познавательной игры.
Возможности игры: стимулирует общение детей; способствует созданию дружеских отношений на основе общих интересов; способствует защите студентов при работе в сети интернет.
Цель:
формирование у студентов потребности защиты личной информации, культуры общения в социальных сетях.
Задачи:
расширение представления учащихся о персональных данных;
обобщение видов ресурсов в сети Интернет, требующих размещения персональных данных;
включение школьников в обсуждение безопасности личной информации и культуры общения в сети Интернет.
Оборудование:
Мультимедиа- проектор
Структура:
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
3. Обобщение.
I. Вводная часть предполагает актуализацию знаний учащихся о размещении персональных данных в сети Интернет (например, регистрация на различных сайтах).
Педагог задает вопросы по регистрации в сети Интернет:
1. Зачем нужна регистрация в сети Интернет?
2. Какую информацию Вы размещали в сети Интернет при регистрации?
3. Что такое персональные данные?
Рекомендация для педагога:
Согласно ст. 3 Закона N 152-ФЗ персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу, в том числе его фамилию, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес; семейное, социальное и имущественное положение; образование и профессия; доходы и другая информация.
Персональные данные бывают:
- общие;
- специальные;
- биометрические.
Персональные данные, размещенные в сети Интернет самим субъектом персональных данных, становятся общедоступными, и доступ к ним получает неограниченный круг лиц.
В ходе беседы рекомендуется подвести учащихся к классификации ресурсов, требующих размещения персональных данных:
1. Социальные сети (Одноклассники, Вконтакте, Мой Мир, Facebook и др.);
2. Почтовые сервисы (Yandex, mail, google, rambler и др.);
3. Он-лайн сервисы (сервисы по созданию видеороликов, фотоколлажей, редактированию фото и видео и т.д.);
4. Программы и сайты для общения (Skype, Viber, WhatsApp и др.);
5. Файлообменники (сайты обмена файлами: облако mail, dropbox, torrent и др.);
6. Электронные журналы (dnevnik, БАРС);
7. Государственные и официальные сайты (kremlin, госуслуги, он-лайн банки, страховые компании, медицинские учреждения и т.п.);
8. Интернет-магазины.
В вышеуказанном перечне обратить внимание на то, что ресурсы, указанные в пунктах 6-7, являются безопасными для размещения персональных данных (разработчиками сайтов предусмотрена безопасность и конфиденциальность информации).
Особое внимание обратить на ресурсы пунктов 1, 4, 5 т.к. они наиболее посещаемые школьниками и на них размещается наибольшее количество персональных данных.
II. Основная часть
Риски, которые влечёт обмен информацией в Интернете
Как только информация попадает в Сеть, контролировать ее дальнейшее использование уже практически невозможно. Кто, когда и в каких целях может воспользоваться такими данными, прогнозировать невозможно.
Следует всегда знать и понимать, что вы не будете иметь никакого контроля в отношении информации, размещенной на Вашей странице в социальной сети в случае, когда ваши друзья скопировали информацию и распространили ее в дальнейшем, при этом, не спросив вашего мнения или разрешения.
Пользователи смартфонов часто становятся свидетелями различных инцидентов, которые происходят в общественной жизни и моментально публикуют снятое на фото или видео в Интернете. Некоторые Интернет-форумы пользуются популярностью среди своих пользователей благодаря так называемому «мастерству раскрытия личности лиц, размещенных в онлайн-видеороликах». Даже если вы или ваши друзья оставляют в сети неструктурированную и разрозненную информацию о вас на разных сайтах, есть те, кто может находить способы собирать всю имеющуюся о вас информацию без вашего ведома.
То, что вы говорите или то, чем вы делитесь в Интернете, может повлечь за собой критику. Информация, которой вы поделились с другими может стать мишенью для кибер-хулиганов. Они выставят вас на всеобщее обозрение, подвергнут вас «суду» за ваши он-лайн слова или действия и вынесут вам свой «вердикт».
Наиболее типичной Интернет-угрозой для подростков в настоящее время является киберунижение.
Киберунижение – это распространение унижающей достоинство конкретного ребенка информации (изображений, видео, текста) в Интернете, а также использование Интернета для оскорблений и травли ребенка.
Киберунижение и кибертравля преимущественно встречаются в социальных сетях, на форумах и в чатах; для кибертравли используются также электронная почта и онлайн-мессенджеры (например, ICQ). Опасность распространения унижающей ребенка информации заключается в том, что в отличие от «обычного» унижения (например, «школьной дедовщины»), сцены, изображающие сам процесс унижения, распространяются на неограниченный круг лиц. Таким образом, такие видео или фото могут быть доступны будущим друзьям и знакомым даже в случае переезда ребенка в другой город. Еще одна опасность заключается в том, что на данный момент удалить все экземпляры унижающих текстов или изображений из Интернета почти невозможно – ничто не мешает кому-то сохранить их на своем компьютере и опубликовать в Сети повторно даже через несколько лет.
Не менее актуальной угрозой является вовлечение несовершеннолетних в деструктивные группировки с использованием Интернета. Опасность угрозы заключается в трансляции деструктивного мировоззрения подростку и направления его повседневной деятельности в деструктивное русло.
Набирающей масштабы Интернет-угрозой является использование Интернет-технологий для пропаганды и популяризации потребления наркотиков среди молодежи. На соответствующих Интернет-ресурсах (сайты бесплатного хостинга, профильные форумы.
Угрозы:
- вовлечение учащихся в деструктивные группы («группы смерти», АУЕ, ИГ, секты, азартные игры, детская порнография);
- мошенничество;
- шантаж;
- манипулирование;
- зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей.
Как же можно обезопасить себя?
- не разглашать сведений о себе и своих близких, которые могут быть использованы против вас и вашей семьи;
- не публиковать в сети Интернет снимков на фоне зданий, по которым можно определить место жительства или места, где вы проводите большую часть времени;
- знать какие сведения о вас выдает ваше мобильное устройство, например, указание геолокации;
- приучить своих родных, друзей, знакомых не размещать ваши данные без вашего согласия, и естественно, самим поступать также;
- прежде чем разгласить сведения о себе и своих близких, подумайте, действительно ли это необходимо (например: оформление дисконтных карт; регистрация на каких-либо сайтах для игр, или получения информации; установка приложений на мобильные устройства, PIN-коды телефонов, банковских карт).
Важно понимать, что информация, попавшая в сеть Интернет, уже не может быть удалена.
Ограничьте объем информации о себе, находящейся в Интернете. Удалите лишние фотографии, видео, адреса, номера телефонов, дату рождения, сведения о родных и близких и иную личную информацию.
Не отправляйте видео и фотографии людям, с которыми вы познакомились в Интернете и не знаете их в реальной жизни.
Отправляя кому-либо свои персональные данные или конфиденциальную информацию, убедитесь в том, что адресат — действительно тот, за кого себя выдает.
Если в сети Интернет кто-то просит предоставить ваши персональные данные, например, место жительства или номер школы, класса иные данные, посоветуйтесь с родителями или взрослым человеком, которому вы доверяете.
III. Обобщение полученной информации
1. Посмотреть презентацию, подготовленную Роскомнадзором для учащихся 11-14 лет.
2. Просмотреть видеоролик о защите детских персональных данных.
3. Пройти тест на закрепление материала «Что ты знаешь о защите персональных данных?»
4. Выдача буклетов с памяткой «Береги свои персональные ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ!»
Роскомнадзор, или РКН, — один из самых заметных органов государственной власти: он следит за СМИ, связью и охраняет персональные данные граждан, блокирует сайты