СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Здоровое питание - основа процветания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа (с презентацией) предазначена для проведения внеклассного мероприятия в рамках года экологии.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Здоровое питание - основа процветания"»

Министерство общего и профессионального образования

Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области

«Волгодонский техникум информационных технологий бизнеса и дизайна

им. В.В. Самарского»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

На тему:

«Здоровое питание – основа процветания»

(в рамках года Экологии в России)



Разработчик:

преподаватель ГБПОУ РО «ВТИТБиД»

Моисеенко И.Н.




Волгодонск

2017


Пояснительная записка


Методическая разработка по проведению тематического классного часа «Здоровое питание – залог процветания» представлена в рамках учебно-воспитательной работы классного руководителя.

Цель: формирование у обучающихся целостного представления о глобальных проблемах человечества и их влиянии на здоровое питание.

Задачи:

- Расширить знания об экологических проблемах, причинах их возникновения и последствий;

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- Развивать интерес в вопросах рационального и сбалансированного питания.

Воспитывать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

Формировать привычку правильно питаться и соблюдать режим питания;

Выработать навыки выбора правильных продуктов питания и составления ежедневного рациона.

Подготовительный процесс: дать задание обучающимся самостоятельно подготовить материал об экологических проблемах.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация


Ход мероприятия:

Введение

2017 год в России объявлен годом экологии.

5 января Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

Одной из примет нашего времени становится осознание необходимости перемен в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Главная идея этих отношений проста: не ждать милостей от природы, а подчинять ее интересам развития общества. Но оказалось, что природа не обречена навеки быть источником неисчерпаемых запасов сырьевых ресурсов и полезных ископаемых. Более того, она не мастерская и даже не лаборатория, где допустимы любые эксперименты. Вообще природа существует не для человека и он, человек, по отношению к ней никогда не станет властелином. Представление о власти человека над природой оказалось всего лишь очередным мифом, который уходит вместе с уходящим веком расточительства.

Нормальное развитие человеческого общества возможно лишь в условиях удовлетворения его непрерывно растущих потребностей в продовольствии, полезных ископаемых, энергии и др. Достигается это за счет ресурсов, извлекаемых из окружающей природной среды. Однако возможности природы в этом отношении не беспредельны и человечество в конце XX в. оказалось перед лицом грядущего дефицита: продовольственного, сырьевого, энергетического и т.п. Перспектива тотального дефицита создаст реальную угрозу выживанию человечества.


Глобальные экологические проблемы

Непрерывный технический прогресс, продолжающееся порабощение природы человеком, индустриализация, до неузнаваемости изменившая поверхность Земли, стали причинами глобального экологического кризиса. В настоящее время перед населением планеты особенно остро стоят такие проблемы окружающей среды как загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, парниковый эффект, загрязнение почвы, загрязнение вод мирового океана и перенаселение.


Глобальная экологическая проблема №1: Загрязнение атмосферы


Доклад студента: Ежедневно среднестатистический человек вдыхает порядка 20 000 литров воздуха, содержащего, помимо жизненно важного кислорода, целый перечень вредных взвешенных частиц и газов. Загрязнители атмосферы условно делятся на 2 типа: естественные и антропогенные. Последние превалируют.

Атмосферное загрязнение воздуха отрицательно сказывается на здоровье человека, способствуя развитию сердечных и лёгочных заболеваний (в частности, бронхита). Кроме того, такие загрязнители атмосферы как озон, оксиды азота и диоксид серы разрушают естественные экосистемы, уничтожая растения и вызывая смерть живых существ (в частности, речной рыбы). (Слайд)


Глобальная экологическая проблема №2: Истощение озонового слоя


Доклад студента: Озоновый слой – тонкая полоска стратосферы, защищающая всё живое на Земле от губительных ультрафиолетовых лучей Солнца.

Ещё в 1970-х гг. экологи обнаружили, что озоновый слой разрушается под воздействием хлорфторуглеродов. Эти химические вещества входят в состав охлаждающих жидкостей холодильников и кондиционеров, а также растворителей, аэрозолей/спреев и огнетушителей. В меньшей степени истончению озонового слоя способствуют и другие антропогенные воздействия: запуск космических ракет, полёты реактивных самолётов в высоких слоях атмосферы, испытания ядерного оружия, сокращение лесных угодий планеты. Существует также теория, согласно которой, истончению озонового слоя способствует глобальное потепление.

В результате разрушения озонового слоя ультрафиолетовое излучение беспрепятственно проходит через атмосферу и достигает поверхности земли. Воздействие прямых УФ-лучей пагубно сказывается на здоровье людей, ослабляя иммунную систему и вызывая такие заболевания как рак кожи и катаракта. (Слайд)


Мировая экологическая проблема №3: Глобальное потепление


Доклад студента: Подобно стеклянным стенам парника, углекислый газ, метан, окись азота и водяной пар позволяют солнцу нагревать нашу планету и одновременно препятствуют выходу в космос отражающегося от поверхности земли инфракрасного излучения. Все эти газы ответственны за поддержание температуры, приемлемой для жизни на земле. Однако повышение концентрации углекислого газа, метана, оксида азота и водяного пара в атмосфере – это очередная мировая экологическая проблема, именуемая глобальным потеплением (или парниковым эффектом). В течение XX века средняя температура на земле выросла на 0,5 – 1 C. Главной причиной глобального потепления считается повышение концентрации углекислого газа в атмосфере вследствие увеличения объёмов сжигаемого людьми ископаемого топлива (уголь, нефть и их производные). Однако по заявлению Алексея Кокорина, руководителя климатических программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, «наибольшее количество парниковых газов образуется в результате работы электростанций и выбросов метана в ходе добычи и доставки энергоресурсов, в то время как дорожный транспорт или сжигание попутного нефтяного газа в факелах наносят сравнительно небольшой вред окружающей среде».

Если температура в течение XXI века увеличится ещё на 1 ?C – 3,5 ?C, как прогнозируют учёные, последствия будут весьма печальными:

поднимется уровень мирового океана (вследствие таяния полярных льдов), возрастёт количество засух и усилится процесс опустынивания земель,

исчезнут многие виды растений и животных, приспособленные к существованию в узком диапазоне температур и влажности,

участятся ураганы.


Глобальная экологическая проблема №4: Кислотные дожди


Доклад студента: Кислотные дожди, содержащие продукты сжигания топлива, также представляют опасность для окружающей среды, здоровья человека и даже для целостности памятников архитектуры.

Содержащиеся в загрязнённых осадках и тумане растворы серной и азотной кислот, соединения алюминия и кобальта загрязняют почву и водоёмы, пагубно воздействуют на растительность, вызывая суховершинность лиственных деревьев и угнетая хвойные. Из-за кислотных дождей падает урожайность сельскохозяйственных культур, люди пьют обогащённую токсичными металлами (ртутью, кадмием, свинцом) воду, мраморные памятники архитектуры превращаются в гипс и размываются.



Глобальная экологическая проблема №5: Загрязнение почвы


Ежегодно люди загрязняют окружающую среду 85 млрд. тоннами отходов. Среди них твёрдые и жидкие отходы промышленных предприятий и транспорта, с/х отходы (в том числе ядохимикаты), бытовой мусор и атмосферные выпадения вредных веществ.

Главную роль в загрязнении почвы играют такие компоненты техногенных отходов как тяжёлые металлы (свинец, ртуть, кадмий, мышьяк, таллий, висмут, олово, ванадий, сурьма), пестициды и нефтепродукты. Из почвы они проникают в растения и воду, даже родниковую. По цепочке токсичные металлы попадают в организм человека и не всегда быстро и полностью из него выводятся. Часть из них имеет свойство накапливаться в течение долгих лет, провоцируя развитие тяжёлых заболеваний.


Глобальная экологическая проблема №6: Загрязнение воды


Загрязнение мирового океана, подземных и поверхностных вод суши – глобальная экологическая проблема, ответственность за которую целиком и полностью лежит на человеке.

Главными загрязнителями гидросферы на сегодняшний день являются нефть и нефтепродукты. В воды мирового океана эти вещества проникают в результате крушения танкеров и регулярных сбросов сточных вод промышленными предприятиями.

Помимо антропогенных нефтепродуктов, индустриальные и бытовые объекты загрязняют гидросферу тяжёлыми металлами и сложными органическими соединениями. Лидерами по отравлению вод мирового океана минеральными веществами и биогенными элементами признаются сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Нефтяное загрязнение гидросферы приводит к разрушению естественной среды обитания сотен представителей океанической флоры и фауны, гибели планктона, морских птиц и млекопитающих. Для здоровья человека отравление вод мирового океана также представляет серьёзную опасность: «заражённая» радиацией рыба и прочие морепродукты могут запросто попасть к нему на стол.


Проблемы питания современного человека

В случае недостаточного и неправильного питания у человека наблюдается плохое самочувствие, низкая работоспособность, быстрое утомление, могут появляться болезни, связанные с нарушением обмена веществ (диабет, ожирение, онкологические заболевания, атеросклероз).

Уже было доказано, что современных людей невозможно обеспечить качественным, сбалансированным питанием, и на это есть множество причин:


Экологические проблемы питания

Проблема отрицательного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье человека становится все более острой. Она переросла национальные границы и стала глобальной. Интенсивное развитие промышленности, химизация сельского хозяйства приводят к тому, что в окружающей среде появляются в больших количествах химические соединения, вредные для организма человека. Вместе с тем успехи науки позволяют регулировать содержание этих вредных веществ и доводить их концентрацию до безопасных величин. Это касается как всей окружающей среды, так и отдельных пищевых продуктов. Известно, что значительная часть чужеродных веществ поступает в организм человека с пищей (например, тяжелых металлов — до 70%).

Наличие в пищевых продуктах загрязняющих веществ, не обладающих пищевой и биологической ценностью или токсичных, угрожает здоровью человека. Загрязняющие вещества могут попадать в пищу случайно в виде контаминантов-загрязнителей, а иногда их вводят специально в виде пищевых добавок, когда это, якобы, связано с технологической необходимостью. В пище загрязняющие вещества могут в определенных условиях стать причиной пищевой интоксикации, которая представляет собой опасность для здоровья человека. При этом общая токсикологическая ситуация еще больше осложняется частым приемом других, не относящихся к пищевым продуктам веществ, например лекарств, попаданием в организм чужеродных веществ в виде побочных продуктов производственной и других видов деятельности человека через воздух, воду, потребляемые продукты и медикаменты. Химические вещества, которые попадают в продукты питания из окружающей нас среды, создают проблемы, решение которых является насущной необходимостью.


2. Современные технологии в производстве продуктов питания

На сегодняшний день эти технологии нацелены только на увеличение количества продукции, и совсем не способствуют улучшению качества. При консервации, эмульгировании, рафинировании, пастеризации и введению гормонов питание теряет все наиболее ценные вещества. Еда, приготовленная согласно этих технологий, очень популярна и доступна сегодня, только она — «пустая» для человека.


3.Высокотемпературные режимы приготовления блюд

Таким способом блюда очень быстро готовятся, что особенно ценно для современного человека, который очень ограничен в свободном времени. Но подобные режимы приготовления приводят к утрате полезных элементов уже готовом блюде.


4. Игнорирование режима питания и его несбалансированность

Современный человек очень мало уделяет времени именно процессу питания, предпочитая перекусывать на «ходу», т.е. «набивать желудок» высококалорийной и жирной пищей. Такая еда быстро приносит чувство насыщения, но очень вредна для здоровья человека.

К нарушению режима также относят очень плотный ужин перед сном.

Еще, к сожалению, рацион питания людей сегодня достаточно монотонен, он утратил свое разнообразие и состоит в основном из рафинированных, размороженных мучных блюд, высококалорийных, но не богатых витаминами и минералами продуктов питания, к примеру, макаронные изделия, пельмени, фаст-фуд, печенье, пирожные, спиртные крепкие напитки.


5. Снижение количества питания

Как показывает статистика, в развитых странах за последнее время значительно уменьшилась физическая активность работающих, преобладает сидячий вид работы. Как следствие этого идет снижение затрат энергии, что требует меньшего количества потребляемой пищи. Получается, что с меньшим количеством еды в организм меньше поступает важнейших минералов, аминокислот и витаминов.


Как питаться, чтобы оставаться здоровым?

И официальная нутрициология (наука о питании человека) и различные нетрадиционные научные направления уже давно и плодотворно работают над разработкой норм питания, которые бы способствовали оздоровлению человека. Поэтому сейчас существует множество специальных диет или систем питания, часто сильно отличающихся друг от друга в своих рекомендациях.

полезные продукты 4

Какую бы популярную и специфическую диету вы не выбрали, возьмите на заметку простые, но эффективные правила здорового питания. Они помогут организовать вам полноценное и качественное питание, не прибегая к сложным расчетам.

Итак, пять «китов» правильного питания – это умеренность, индивидуальность, разнообразие, постоянство ритма и режима питания, выбор простых традиционных блюд.

Чувство меры в питании дает возможность поберечь пищеварительную систему организма, тем самым увеличивает продолжительность радостной жизни человека без болезней.

Вместе с вашими привычками в еде, индивидуальность в питании согласовывает питание с особенностями ваших пищеварительных органов и обменных процессов.

Разнообразие в продуктах дает полноценность питания, а, значит, вы гарантированно избежите дефицита важных пищевых добавок. К тому же разнообразные и интересные блюда приносят заряд хорошего настроения в процессе приема пищи.

Соблюдение режима питания с определённой ритмичностью подарит бесперебойную работу системы пищеварения, а значит и всего организма, учитывая его биологические ритмы.

Выбор простого традиционного питания, т.е. здоровых и свежих продуктов характерных для местности проживания не вызывает дополнительную нагрузку на ферментные системы организма при переработке и усвоении пищи, тем самым минимизирует иммунологическую несовместимость пищевых ингредиентов.


Будьте здоровы!


А теперь я предлагаю вам выполнить тест на проверку правильности вашего питания. (Слайд)






Тест
Правильно ли вы питаетесь?


1.Как часто в течение дня вы едите?

а) Три раза в день.

б) Два раза в день.

В) Один раз в день.


2.Как часто вы завтракаете по утрам?

а) Завтракаю каждый день.

б) Завтракаю один-два раза в неделю.

в) Почти никогда не завтракаю.


3.Что вы обычно едите на завтрак?

а) Обычно кашу и чай (кофе).

б) Съедаю что-нибудь жареное, ничем не запивая.

в) Выпиваю только чашку чая (кофе).


4.Перекусываете ли вы между основными приемами пищи?

а) Нет, мне вполне хватает завтрака, обеда и ужина.

б) Если и перекусываю, то не более 2 раз.

в) Перекусываю не менее 3 раз.


5.Как часто вы едите овощи и фрукты?

а) Не менее 3 раз в день.

б) 3 раза в течение недели.

в) не чаще раза в неделю.


6.Часто ли вы едите торты, шоколад, пирожные?

а) Не чаще 1 раза в неделю.

б) Обычно 3-4 раза в неделю.

в) Каждый день съедаю шоколадку или пирожное.


7.Вы намазываете на бутерброд сливочное масло?

а) Нет, обычно кладу кусочек колбасы или сыра без масла.

б) Изредка намазываю масло.

в) Всегда намазываю.


8.Часто ли вы едите морепродукты и рыбу?

а) Не менее 3 раз в неделю.

б) Более чем раз в неделю.

в) Не чаще 1 раза в неделю.


9.Часто ли вы едите хлеб (булки)?

а) Не чаще 1 раза в день.

б) Не чаще 2 раз в день.

в) Не менее 3 раз в день.


10.Перед приготовлением мяса, срезаете ли вы жир?

а) Да, срезаю полностью.

б) Срезаю, но не весь.

в) Не срезаю совсем.


11.Сколько чашек кофе в день вы обычно выпиваете?

а) 1-2 чашки.

б) 2-5 чашек.

в) Не менее 6 чашек.


Результаты.

За каждый ответ под буквой «а» запишите себе 2 балла, под буквой «б» - 1 балл, под буквой «в» - 0 баллов.

Сложите полученные баллы.

От 20 до 22баллов.

Ваше питание очень рационально. Ваше меню практически не требует какой-либо корректировки.

От 15 до 19 баллов.

Ваш рацион весьма рационален. Вы умеете найти оптимальное сочетание количества, состава и частоты употребления различных продуктов. Однако иногда не отказываете в удовольствии побаловать себя чем-нибудь вкусненьким, что может впоследствии сказаться 2-3 лишними килограммами.

От 11 до 14 баллов.

Хоть вы и знакомы с правильным питанием, но ваш рацион требует существенной корректировки. Иначе вскоре придется начинать борьбу с избыточным весом.

От 0 до 10 баллов.

Вы питаетесь совершенно неправильно. Чтобы в скором времени не получить проблем не только с лишним весом, но и со здоровьем, постарайтесь познакомиться хотя бы с основами правильного питания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!