СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Живая память"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Живая память"»


Классный час «Живая память», посвященный

Дню вывода войск из Афганистана.



Ход классного часа

Демонстрируются видео об Афганской войне. Ученик читает стихотворение.

Опять пришел заснеженный февраль,

Пятнадцатое - знаменательная дата,

И радость встреч, воспоминаний, и печаль,

И скорбь вдовы и матери погибшего солдата...


Опять нас вспомнит телевиденье, печать,

А памятники засверкают новыми венками,

Опять однополчан пойдём встречать,

Пройдут "афганцы" поредевшими рядами.


Мы вспомним всех, кто воевал в чужих горах,

Тех, кто вернулся, каждого, кто там остался,

Мы вспомним тех, кто с нами был ещё вчера,

Но, к сожаленью, годовщины не дождался.


А завтра будет новый день опять,

Работа, дети, внуки, радости и беды,

Но каждый терпеливо будет ждать,

Когда нас снова вспомнят в День Победы…

Орест Мищанчук



Организационный момент. Учитель:

-Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем сегодня мы будем говорить?

- Как вы думаете, какому событию посвящён наш классный час?


Действительно, наше мероприятие посвящено 35 годовщине вывода советских войск из Афганистана, а также памяти тех, кто шел на смерть, защищая нас с вами.

Ребята, мы назвали наш классный час «Живая память».

- Как вы считаете, почему мы выбрали именно такое название?

- Вы правы, такое название выбрано не случайно. Живая память, так как живы те, кто воевал в Афганистане и других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об том говорим.

- Ребята, как вы думаете, а каковы будут цели нашего сегодняшнего мероприятия? (познакомиться с участниками боевых действий, узнать факты о войне в Афганистане, узнать памятные даты).

-Молодцы, вы верно определили цели нашего классного часа.

-Ребята, сейчас я раздам вам карточки. Ознакомьтесь с ними и отложите на край стола. В конце классного часа на основе полученных знаний вы сами попробуете ответить на вопросы, кто изображён на карточках и что это за цифры.

Ведущий -1: У каждого поколения воинов есть своя память о войне. Память о тех боевых друзьях, с которыми делили краюху хлеба, память о тех, кто уже никогда не вернется.


Ведущий2: Декабрь 1979 год. Советские войска входят в Афганистан – 4 моторизованные дивизии; 4 тыс. советских военнослужащих 40-й армии; 103 воздушно-десантная дивизия. Цель: миротворческая операция для оказания помощи афганскому народу в стабилизации внутренней ситуации.


Ведущий 1: Война – это всегда горе.. Многолетняя Афганская военная компания принесла много страданий народу Афганистана. Постучалась она горем и в дома наших соотечественников.

15 тыс. военнослужащих погибли;

27 тыс. военнослужащих стали инвалидами;

17 тыс. человек оказались в плену или попали в плен.

За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых 130 человек в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину. По состоянию на 1 января 1999 г. в числе не вернувшихся из плена и ненайденных оставалось 287 человек.

Более 200 тыс. солдат и офицеров награждено за участие в афганской кампании орденами и медалями; 72-м присвоено звание Героя Советского Союза.


Ведущий 2: Наши земляки, волею обстоятельств, были вовлечены в водоворот событий, которые навсегда останутся не только в истории нашегo государства, но и в исторической памяти русского народа.

Ведущий 1: Ребята подготовили доклады о героях, погибших в этой ужасной войне. Пожалуйста, вам слово.

Доклад 1 . Доклад 2



Учитель: Ребята, спасибо огромное за ваши доклады. Мы с вами сейчас познакомились с ветеранами боевых действий, которые, к сожалению, погибли, выполняя свой воинский долг. Но многие участники Афганской войны смогли пережить это ужасное время. Сейчас мы предлагаем вам сделать небольшое групповое задание, в ходе которого вы узнаете об участниках Афганской войны, которые вернулись домой. Поможет вам в этом Анна Александровна (Работа в группах)

Учитель : Спасибо огромное за проделанную работу, ребята. Вы молодцы, отлично справились с данным заданием



Ведущий 1: Память о погибших в Афганской войне жива, она нужна всем нам. В городах России бывшие солдаты, служившие в Афганистане, объединились в общественные организации и ведут активную работу. В нашем городе тоже существует такая организация воинов-интернационалистов. Они проводят большую работу в Железногорске по патриотическому воспитанию молодого поколения.

Ведущий 2: У нас в городе есть сквер в честь ребят, выполнявших свой интернациональный долг в разное время, где установлены стелы с именами наших земляков, отдавших свои жизни, защищая интересы Родины. Руководители общества «афганцев» активно участвуют в жизни города, проводят памятные мероприятия.

Учитель: Ребята, на нашем мероприятии присутствует гость, которому не понаслышке известно, что такое война. Давайте поприветствуем участника боевых действий в Афганистане, Кузнецова Виктора Ивановича. Виктор Иванович, Вам слово.

Спасибо вам большое, что посетили наше мероприятие

Ребята, действительно, это было страшное время для каждой семьи. Эта война длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней и унесла, к сожалению, много жизней. Давайте почтим минутой молчания память тех, кто отдал свои жизни за Родину и погиб, выполняя воинский долг.

Читает ученик:

На дне окопного оврага добыл я гильзу из стены.

А в ней — истлевшая бумага, письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем смочил графит карандаша

И с перемазанной губою писал, как думал,— не спеша.

Вручал слова бумаге бренной, писал, склоняясь к фитилю.

...И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит: «люблю»...

Одно осталось...

Но упрямо горит сквозь все, что в жизни есть!

...Что он «любил»..?

Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил, и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

Во мне

Сейчас.

Ведущий 2: Что может быть страшнее, когда родителям приходится хоронить своих детей? Что может быть больнее, когда их отбирает война — бессмысленная и беспощадная? Она разрушает человеческие ценности, построенные на принципах любви и добра. Сеет хаос, боль, разлуку, горькие слезы и смерть.


Сценка : Стихотворение АФГАНСКИЕ ПИСЬМА


Сын : Здравствуй, мама! Как часто в Афгане мне снится,

Что по нашему лугу иду босиком,

И журчит так спокойно в овражке криница,

А земля будто пахнет парным молоком.


Мать:Сыночек, родной, твои письма сегодня читала –

Строчку каждую помню из них наизусть.

Ты, сыночек, мне пишешь так редко и мало...

Ты пиши – я молчания больше боюсь.


Сын: А у нас здесь весна, расцветают тюльпаны,

И колышут ветра это море цветов,

На вершине – снега, а в пустыне – барханы,

Всё как будто застыло на срезе веков.


Мать: А у нас ещё снег, только старого тополя ветки

Ветер рвёт и бросает на скользкий порог.

Из центральных газет вырезаю заметки,

Вдруг мелькнёт про тебя там хоть несколько строк?


Сын: Знаешь, мама, колодец я наш вспоминаю,

Той прохладной воды мне б напиться сейчас!

Я верблюжью колючку кипятком заливаю,

И лишь фляга одна – весь дневной мой запас.


Мать: Мой родной, я так много тебе написала,

Жду ответ, а его почему-то всё нет,

В сельсовет я ходила и там узнавала,

Может быть, затерялся на почте ответ.


Сын: Ты не плачь, потерпи ещё самую малость,

Я ведь знаю, считаешь и ночи, и дни.

До приказа сто дней мне всего-то осталось!

Ты, родная, не плачь, пробегут и они.


Мать: Ты послушай, сынок, я прошу тебя снова,

Если очень устал или тяжко писать,

Напиши мне всего лишь одно только слово,

Что ты жив – и мне легче тебя будет ждать.


Сын: Здравствуй, мама, подходит к концу это лето,

Понемногу и пыль, и жара улеглись,

Не волнуйся, когда не приходит ответа,

Каждый день за меня ты, родная, молись.


Мать : Засыпаю, сынок, и встаю я с молитвой,

Целый день я шепчу, тихо Бога моля:

«Сохрани и спаси! Будь Ты сыну защитой,

И помилуй его – он один у меня...».


Сын: Вот и вышел приказ, скоро борт до Ташкента,

А потом я на поезде – прямо домой,

И останутся в прошлом войска Контингента,

И забуду в России и жажду, и зной.

--------------------------------------------------------—


Ученик: А над миром, по-прежнему, солнце восходит,

И весной птицы гнёзда торопятся свить,

Только к матери письма теперь не приходят

И не будут уже никогда приходить.








Ведущий – 1:

Девятилетняя война закончилась. Однако мир в Афганистане не наступил.

Еще долго будут тревожить всех нас голоса погибших и живых – ведь войны не проходят бесследно.

Ведущий – 2: Тема афганского кoнфликта, политических, военных и нравственных его последствий - актуальна сегодня даже бoльше, чем много лет назад, когда были выведены войска из Афганистана. Так как 24 февраля 2022 г. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обратился к россиянам и объявил  о начале специальной военной операции на Украине. И вновь наша страна замерла в ожидании…

Стихотворение Сергей Михалков

Мой боец

Ты зайдешь в любую хату,

Ты заглянешь в дом любой —

Всем, чем рады и богаты,

Мы поделимся с тобой.

Потому что в наше время,

В дни войны, в суровый год,

Дверь открыта перед всеми,

Кто воюет за народ.

Кто своей солдатской кровью

Орошает корни трав

У родного Приднепровья,

У донецких переправ.

Никакое расстоянье

Между нами в этот час

Оторвать не в состоянье,

Разлучить не в силах нас.

Ты готовил пушки к бою,

Ты закапывался в снег —

В Сталинграде был с тобою

Каждый русский человек.

Ты сражался под Ростовом,

И в лишеньях и в борьбе

Вся Россия добрым словом

Говорила о тебе.

Ты вступил на Украину,

Принимая грудью бой,

Шла, как мать идет за сыном,

Вся Россия за тобой.

Сколько варежек связали

В городах и на селе,

Сколько валенок сваляли, —

Только был бы ты в тепле.

Сколько скопленных годами

Трудовых своих рублей

Люди честные отдали, —

Только стал бы ты сильней.

Землю эту, нивы эти

Всей душой своей любя,

Как бы жили мы на свете,

Если б не было тебя?!

Учитель (Анна Александровна): Ребята, вот и подходит к концу наш классный час. Давайте подведем итоги. Давайте попробуем оценить свою работу на классном часе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!