Классный час «Живая память», посвященный
Дню вывода войск из Афганистана.
Ход классного часа
Демонстрируются видео об Афганской войне. Ученик читает стихотворение.
Опять пришел заснеженный февраль,
Пятнадцатое - знаменательная дата,
И радость встреч, воспоминаний, и печаль,
И скорбь вдовы и матери погибшего солдата...
Опять нас вспомнит телевиденье, печать,
А памятники засверкают новыми венками,
Опять однополчан пойдём встречать,
Пройдут "афганцы" поредевшими рядами.
Мы вспомним всех, кто воевал в чужих горах,
Тех, кто вернулся, каждого, кто там остался,
Мы вспомним тех, кто с нами был ещё вчера,
Но, к сожаленью, годовщины не дождался.
А завтра будет новый день опять,
Работа, дети, внуки, радости и беды,
Но каждый терпеливо будет ждать,
Когда нас снова вспомнят в День Победы…
Орест Мищанчук
Организационный момент. Учитель:
-Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чем сегодня мы будем говорить?
- Как вы думаете, какому событию посвящён наш классный час?
Действительно, наше мероприятие посвящено 35 годовщине вывода советских войск из Афганистана, а также памяти тех, кто шел на смерть, защищая нас с вами.
Ребята, мы назвали наш классный час «Живая память».
- Как вы считаете, почему мы выбрали именно такое название?
- Вы правы, такое название выбрано не случайно. Живая память, так как живы те, кто воевал в Афганистане и других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об том говорим.
- Ребята, как вы думаете, а каковы будут цели нашего сегодняшнего мероприятия? (познакомиться с участниками боевых действий, узнать факты о войне в Афганистане, узнать памятные даты).
-Молодцы, вы верно определили цели нашего классного часа.
-Ребята, сейчас я раздам вам карточки. Ознакомьтесь с ними и отложите на край стола. В конце классного часа на основе полученных знаний вы сами попробуете ответить на вопросы, кто изображён на карточках и что это за цифры.
Ведущий -1: У каждого поколения воинов есть своя память о войне. Память о тех боевых друзьях, с которыми делили краюху хлеба, память о тех, кто уже никогда не вернется.
Ведущий2: Декабрь 1979 год. Советские войска входят в Афганистан – 4 моторизованные дивизии; 4 тыс. советских военнослужащих 40-й армии; 103 воздушно-десантная дивизия. Цель: миротворческая операция для оказания помощи афганскому народу в стабилизации внутренней ситуации.
Ведущий 1: Война – это всегда горе.. Многолетняя Афганская военная компания принесла много страданий народу Афганистана. Постучалась она горем и в дома наших соотечественников.
15 тыс. военнослужащих погибли;
27 тыс. военнослужащих стали инвалидами;
17 тыс. человек оказались в плену или попали в плен.
За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых 130 человек в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину. По состоянию на 1 января 1999 г. в числе не вернувшихся из плена и ненайденных оставалось 287 человек.
Более 200 тыс. солдат и офицеров награждено за участие в афганской кампании орденами и медалями; 72-м присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 2: Наши земляки, волею обстоятельств, были вовлечены в водоворот событий, которые навсегда останутся не только в истории нашегo государства, но и в исторической памяти русского народа.
Ведущий 1: Ребята подготовили доклады о героях, погибших в этой ужасной войне. Пожалуйста, вам слово.
Доклад 1 . Доклад 2
Учитель: Ребята, спасибо огромное за ваши доклады. Мы с вами сейчас познакомились с ветеранами боевых действий, которые, к сожалению, погибли, выполняя свой воинский долг. Но многие участники Афганской войны смогли пережить это ужасное время. Сейчас мы предлагаем вам сделать небольшое групповое задание, в ходе которого вы узнаете об участниках Афганской войны, которые вернулись домой. Поможет вам в этом Анна Александровна (Работа в группах)
Учитель : Спасибо огромное за проделанную работу, ребята. Вы молодцы, отлично справились с данным заданием
Ведущий 1: Память о погибших в Афганской войне жива, она нужна всем нам. В городах России бывшие солдаты, служившие в Афганистане, объединились в общественные организации и ведут активную работу. В нашем городе тоже существует такая организация воинов-интернационалистов. Они проводят большую работу в Железногорске по патриотическому воспитанию молодого поколения.
Ведущий 2: У нас в городе есть сквер в честь ребят, выполнявших свой интернациональный долг в разное время, где установлены стелы с именами наших земляков, отдавших свои жизни, защищая интересы Родины. Руководители общества «афганцев» активно участвуют в жизни города, проводят памятные мероприятия.
Учитель: Ребята, на нашем мероприятии присутствует гость, которому не понаслышке известно, что такое война. Давайте поприветствуем участника боевых действий в Афганистане, Кузнецова Виктора Ивановича. Виктор Иванович, Вам слово.
Спасибо вам большое, что посетили наше мероприятие
Ребята, действительно, это было страшное время для каждой семьи. Эта война длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней и унесла, к сожалению, много жизней. Давайте почтим минутой молчания память тех, кто отдал свои жизни за Родину и погиб, выполняя воинский долг.
Читает ученик:
На дне окопного оврага добыл я гильзу из стены.
А в ней — истлевшая бумага, письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто-то перед боем смочил графит карандаша
И с перемазанной губою писал, как думал,— не спеша.
Вручал слова бумаге бренной, писал, склоняясь к фитилю.
...И вот слова сожрало время.
И лишь одно сквозит: «люблю»...
Одно осталось...
Но упрямо горит сквозь все, что в жизни есть!
...Что он «любил»..?
Отчизну? Маму?
Иль ту, которую?.. Бог весть.
Любил, и все. Не по приказу.
А по приказу он в тот раз,
Наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес
Во мне
Сейчас.
Ведущий 2: Что может быть страшнее, когда родителям приходится хоронить своих детей? Что может быть больнее, когда их отбирает война — бессмысленная и беспощадная? Она разрушает человеческие ценности, построенные на принципах любви и добра. Сеет хаос, боль, разлуку, горькие слезы и смерть.
Сценка : Стихотворение АФГАНСКИЕ ПИСЬМА
Сын : Здравствуй, мама! Как часто в Афгане мне снится,
Что по нашему лугу иду босиком,
И журчит так спокойно в овражке криница,
А земля будто пахнет парным молоком.
Мать:Сыночек, родной, твои письма сегодня читала –
Строчку каждую помню из них наизусть.
Ты, сыночек, мне пишешь так редко и мало...
Ты пиши – я молчания больше боюсь.
Сын: А у нас здесь весна, расцветают тюльпаны,
И колышут ветра это море цветов,
На вершине – снега, а в пустыне – барханы,
Всё как будто застыло на срезе веков.
Мать: А у нас ещё снег, только старого тополя ветки
Ветер рвёт и бросает на скользкий порог.
Из центральных газет вырезаю заметки,
Вдруг мелькнёт про тебя там хоть несколько строк?
Сын: Знаешь, мама, колодец я наш вспоминаю,
Той прохладной воды мне б напиться сейчас!
Я верблюжью колючку кипятком заливаю,
И лишь фляга одна – весь дневной мой запас.
Мать: Мой родной, я так много тебе написала,
Жду ответ, а его почему-то всё нет,
В сельсовет я ходила и там узнавала,
Может быть, затерялся на почте ответ.
Сын: Ты не плачь, потерпи ещё самую малость,
Я ведь знаю, считаешь и ночи, и дни.
До приказа сто дней мне всего-то осталось!
Ты, родная, не плачь, пробегут и они.
Мать: Ты послушай, сынок, я прошу тебя снова,
Если очень устал или тяжко писать,
Напиши мне всего лишь одно только слово,
Что ты жив – и мне легче тебя будет ждать.
Сын: Здравствуй, мама, подходит к концу это лето,
Понемногу и пыль, и жара улеглись,
Не волнуйся, когда не приходит ответа,
Каждый день за меня ты, родная, молись.
Мать : Засыпаю, сынок, и встаю я с молитвой,
Целый день я шепчу, тихо Бога моля:
«Сохрани и спаси! Будь Ты сыну защитой,
И помилуй его – он один у меня...».
Сын: Вот и вышел приказ, скоро борт до Ташкента,
А потом я на поезде – прямо домой,
И останутся в прошлом войска Контингента,
И забуду в России и жажду, и зной.
--------------------------------------------------------—
Ученик: А над миром, по-прежнему, солнце восходит,
И весной птицы гнёзда торопятся свить,
Только к матери письма теперь не приходят
И не будут уже никогда приходить.
Ведущий – 1:
Девятилетняя война закончилась. Однако мир в Афганистане не наступил.
Еще долго будут тревожить всех нас голоса погибших и живых – ведь войны не проходят бесследно.
Ведущий – 2: Тема афганского кoнфликта, политических, военных и нравственных его последствий - актуальна сегодня даже бoльше, чем много лет назад, когда были выведены войска из Афганистана. Так как 24 февраля 2022 г. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обратился к россиянам и объявил о начале специальной военной операции на Украине. И вновь наша страна замерла в ожидании…
Стихотворение Сергей Михалков
Мой боец
Ты зайдешь в любую хату,
Ты заглянешь в дом любой —
Всем, чем рады и богаты,
Мы поделимся с тобой.
Потому что в наше время,
В дни войны, в суровый год,
Дверь открыта перед всеми,
Кто воюет за народ.
Кто своей солдатской кровью
Орошает корни трав
У родного Приднепровья,
У донецких переправ.
Никакое расстоянье
Между нами в этот час
Оторвать не в состоянье,
Разлучить не в силах нас.
Ты готовил пушки к бою,
Ты закапывался в снег —
В Сталинграде был с тобою
Каждый русский человек.
Ты сражался под Ростовом,
И в лишеньях и в борьбе
Вся Россия добрым словом
Говорила о тебе.
Ты вступил на Украину,
Принимая грудью бой,
Шла, как мать идет за сыном,
Вся Россия за тобой.
Сколько варежек связали
В городах и на селе,
Сколько валенок сваляли, —
Только был бы ты в тепле.
Сколько скопленных годами
Трудовых своих рублей
Люди честные отдали, —
Только стал бы ты сильней.
Землю эту, нивы эти
Всей душой своей любя,
Как бы жили мы на свете,
Если б не было тебя?!
Учитель (Анна Александровна): Ребята, вот и подходит к концу наш классный час. Давайте подведем итоги. Давайте попробуем оценить свою работу на классном часе.