СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Зимние святки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот классный час могут использовать классные руководители, чтобы познакомить детей с народными традициями празднования Святочной недели

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Зимние святки"»

Открытое мероприятие

«Зимние святки»

Цель:

  • Познакомить учащихся со Святками (Святыми вечерами), с народными традициями этого праздника;

  • прививать уважение к истории и культуре своего народа, любви к Родине

  • пробудить эстетическое чувство, творческие способности, воображение.

Задачи:

Образовательные:сформировать представление у учащихся о традициях и обычаях праздников в России в зимний период.

Развивающие:сформировать навыки работы с информацией; сформировать навыки коллективного поведения, чувства дружбы, ответственности за порученное дело.

Воспитательные:воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе;

создать атмосферу предстоящего праздника;

способствовать развитию преодоления застенчивости, приобрести уверенность в себе, умению неформального общения со сверстниками и взрослыми;развитие творческих способностей и таланта учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

Личностные УУД:

испытывать чувства сострадания и ответственности.

Оборудование, оформление:

 класс оформлен под русскую избу, ёлка, украшенная гирляндами, на вершине ёлки сверкает Вифлеемская звезда, украшенная блёстками, DVD, мультимедийная установка, слайды с репродукциями, изображающими Рождество Христово;

На доске висит объявление:

Добро пожаловать, гости дорогие!

Давно же я вас поджидаю,

Без вас речей не начинаю.

Для каждого найдется

Глоток водицы из колодца,

Подарки есть на всякий вкус:

Кому – сказка, кому – быль,

Кому – песенка вприкус

И хлеб-соль, как в старину.

За хлебом да солью всякая шутка хороша.

Рада видеть я вас всех,

Ждут вас игры, танцы, смех.

Пусть сопутствует вам всем успех!

Всем петь и плясать!

Святки встречать!



  1. Выходят две хозяйки в русских народных костюмах.

Хозяйка 1: Здравствуйте, гости жданные, званные, желанные!

Хозяйка 2:
Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, молодцы удалые!

Хозяйка 1:
Здравствуйте, девицы-красавицы!
Надеемся, всем вам здесь понравится!!!

Вместе:
Низкий поклон вам, в нашем дворе,
Священные праздники встречаем в январе!!!

Хозяйка 1:
Ведь мы сегодня собрались на необычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир Рождества!

Хозяйка 2:
Кто знает, какие праздники мы отметили недавно, и что нас ждет еще впереди?

Хозяйка 1:
Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1.

Хозяйка 2:
А Рождество, Щедрый вечер и Крещение на Руси праздновались издавна.

Хозяйка 2:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.



  1. Ведущая:

Тихо на землю приходит зима. Снег засыпает дворы и дома. Расскажу-ка я вам, детушки про святки. В это время никто не работал. С этим временем связано много веселья, обычаев. Наши предки верили, что в это время силы добра и света побеждали силы зла и тьмы. Этот праздник считался колдовским, волшебным временем. Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями всего хорошего. А хозяева одаривают колядующих – пряниками, пирогами, сладостями, мелкими денежками.

Хоть и зол месяц декабрь, неуступчив январь, но верил народ: пришла Коляда, придет и зиме поворот. Солнце на лето поворачивает, дни прибавляет. А Коляда, добрая невидимая богиня, ходит да напоминает – не спи, земледелец, будешь здорово пахать – много станешь убирать.

Дети читают стихи – колядки:

1. Вот и святки пришли,

Зиму в дом привели.

В сани коней запрягли,

В путь-дорожку вывели.

Белый снег заледенили,

Лед на речке замостили,

Ребят в санки усадили,

По колядкам покатили.

2. Коляда-маляда,

Уродилась Коляда,

Кто подаст пирога –

Тому двор живота,

А мелкой скотинки –

Числа бы вам не знать!

3. Кто не даст лепешки –

Завалим окошки.

Кто не даст пирога –

Сведем корову за рога.

Кто не даст хлеба –

Уведем деда.

Кто не даст ветчины –

Тем расколем чугуны!

4. Коляда, коляда,
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
Хоть рубль,
Хоть пятак,
Не уйдём из дома так!

5. Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!


6. А дай Бог ещё тому,
Кто живёт в этом дому. (кланяется)
У хозяина в дому
Велись бы ребятки,
Велись бы телятки,

Велись бы ягнятки,
Велись бы жеребятки,
Велись бы поросятки,
Велись бы козлятки,
Велись бы цыплятки,
Велись бы утятки!

Инсценировка «Коляда» 

Ведущий:

Вот и матушка зима пришла,
Отворяй – ка ворота!
Пришли Святки!
Пришла Коляда!

Колядовщик 1.

Коляда – моляда,
Зашла в новы ворота!

Колядовщик 2.

А за ней и мороз
Через тын перерос.

Колядовщик 3.

Принёс он холод,
Так что дед Архип
Стал молод!

Колядовщик 4.

Мороз невелик,
Да стоять не велит.

Колядовщик 5.

Не велит мороз стоять,
Нам пора колядовать.

Колядовщики, взявшись за руки, идут «змейкой» и поют:

Коляда-моляда
Прикатила молода.
Мы нашли Коляду
На Ивановом двору!
Эй, дядька Иван,
Выноси добро во двор!
Как на улице мороз
Примораживает нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать.
Или тепленький пирог,
Или маслице, творог,
Или денежку копьём,
Или рубль серебром!

Хозяин. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!

Хозяйка.

Вот вам угощенье –
Пироги да печенье,
Пряники, конфетки
Покушайте, детки.

Колядовщики.

Мы - малёшеньки колядовщики,
Мы пришли прославлять,

Хозяев величать.
Иван – господин,

Светлый месяц!
Красно солнышко -
Его Варварушка!

Часты звёздочки –
Его детушки!

Иван Иванычу –
Житья сто лет!

Его жёнушке –
Всегда здравица!

И всем деточкам:
Сыновьям, дочерям – барышням!

Житья всем вместе
Лет до двести!

Колядовщики.

Всем людям добрым
Желаем добра,
Золота и серебра.
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!

Колядовщики поют колядку:

Счастье будет вам горой!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеничка, и горох, и чечевичка!
Кому песенку споём,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется!

Хозяйка.

А вот вам на память печенье,
Примите от нас угощенье.

III. Ведущая:

Святые вечера сменялись «страшными». После 9 -10 января по дворам начинали ходить «ряженые». С давних времён, ещё у древних славян бытовало поверье, что накануне Нового года и других больших праздников дома живущих на земле людей посещают души умерших предков, чтобы увидеть, как живут их потомки и. если нужно, помочь им «с того света».

«Ряженые» считались заместителями душ умерших предков, потому и встречали их с уважением, одаривали богато. Во время «страшных» вечеров по деревням «кудесили» подростки и молодежь: разбирали поленницы, примораживали двери, а потом требовали с хозяев выкуп. Такие шалости были традиционными лишь во время «страшных» вечеров.

Под Новый год – с 13 по 14 января – пелись под окнами домов специальные песни – «щедровки» и «виноградья», названия которых говорят сами за себя.

 Инсценировка «Щедрый вечер»

Хозяйка и хозяин за празднично накрытым столом.

Хозяйка. Желанные гости – дому утеха. С песнями, хороводами да плясками время, как птица, летит. Оглянуться не успели, как за святыми вечерами, щедрый вечер пришёл.

(Раздаётся стук в дверь.)

Хозяин. Ну, жена, жди гостей со всех волостей! Кто там?

Дети (приоткрыв дверь, за порогом). Разрешите в избу войти, зерно посеять!

В избу входит группа девочек и мальчиков. В руках у ведущей девочки – расписное лукошко, у мальчика – холщовая сумка через плечо. Крестятся, кланяются хозяевам, поют.

1.Добрый вечер, люди
Мы пришли до хаты,
Чтобы с новым годом
Всех вас поздравляти.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям Новый год.

Чтоб масло и сало
На кухне скворчало,
Жилось без печали,
Чтоб деньги бренчали.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям Новый год.

2.Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте.
Щедрый вечер, ой добрый вечер.

3. Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Прилетел сокол,
Сел на оконце,
Кроил суконце.
А остаточки хозяевам на шапочки,
А обрезочки да на поясочки,
Здравствуйте, с праздником

4.Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тётка, наварила,
Что ты тётка, напекла?
Неси скорей до окна.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.



IV. Ведущая:

14 января дети норовили придти в гости на рассвете с лукошком или мешком, в котором была пшеница. Рассевая её по избе, они исполняли особые песни – «засевалки» с пожеланием богатого урожая.

1-я девочка (разбрасывая крестообразно зерно из лукошка). На счастье! На здоровье! На Новый год!

Дети (хором припевают).

Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем!

Мальчик(перенимая лукошко). Чтоб здоровенькими были, много лет прожили!

Дети (хором припевают).

Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем!

2-я девочка. Жито, пшеницу, всякую пашницу! В поле – зерно, в доме – добро. В поле – колосисто, в доме – порожисто.

Дети (припевают).

Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем!

Дети (хором).

А теперь и наш черёд:
Открывать пошире рот!

2-й мальчик. Открывайте сундучок! Подавайте пятачок!

2-я девочкаНе подашь ватрушку, разобьём кадушку! Не подашь пирога – мы корову за рога!

Хозяйка(выносит обрядовое печенье). Как же таких гостей не одарить, не попотчевать. И пели, и плясали. Вот вам, милые, за доброе слово, за песни звонкие, за пляски огневые.

Хозяин. Спасибо всем – за честь, за славу!

ДетиИ вам за хлеб да за соль почтение наше!

Мальчик. Будьте здоровы …

Дети хором: … на многие лета! (Поют).

Многие лета!
Многие лета!
Многие лета!
Спаси, Христе Боже,
Спаси, Христе Боже,
На многие лета!

Уходят.

V. Ведущая:

Заканчивались Святки Крещеньем. В Крещенскую ночь люди с молитвой обходили все надворные постройки и закрещивали их крестами, загоняя нечистую силу в ад.

Канун праздника – вечер 18 января – называется Навечерием Крещенья, или Крещенским сочельником. Самое главное и торжественное событие праздника – Великое водоосвещение. Воду освещают в сочельник после литургии – в память о том, как Иисус своим собственным крещеньем освятил воды Иордана.

В полночь ходили к проруби (Иордани) за святой водичкой, купались в Иордани. Крещенская святая вода обладает удивительными свойствами. Её кропят углы комнат, чтобы в доме были покой и благодать.

19 января – последний день Святок.

VI. Заключение:

Такие традиции и обычаи соблюдали на Руси и стараются придерживаться в нынешнее время. Я думаю, что и в Ваших семьях есть традиции, которые связаны с праздниками в зимний период. Вы можете сейчас нам их перечислить?

Возможные ответы учеников:

  • установка и украшение ёлки;

  • создание новогодних украшений и нарядов в кругу семьи;

  • украшение домов к новому году (внутреннее и уличное);

  • встречи с друзьями и родственниками;

  • приготовление праздничного стола;

  • и др.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!