СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "Безопасный интернет"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка  урока «Безопасность в сети Интернет» для учащихся 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Безопасный интернет"»

МБОУ БГО СОШ №3

Разработка  урока

«Безопасность в сети Интернет»

(для учащихся 5-9 классов)

Подготовила: 
учитель информатики и ИКТ

Литвинова Юлия Николаевна

2017-2018

Безопасный интернет

Урок для 5-9 классов

Введение

Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека. Дети не остаются в стороне и, по разным исследованиям, начинают пользоваться интернетом в возрасте 6-8 лет.

Вместе с тем интернет-технологии активно используют преступники и правонарушители. Получили так же распространение различные маркетинговые и мошеннические схемы. Такая ситуация сформировала понятие об интернет-угрозах и необходимость их распознавать и им противостоять.

Для того чтобы учащиеся 5-9 классов могли познакомиться с возможными угрозами интернета и способами им противостоять проводятся уроки интернет-безопасности.

Цели урока:

  1. Систематизация знаний в области использования интернета.

  2. Формирование навыков безопасного использования интернета.

  3. Распознавание и реагирование на интернет-угрозы.

Задачи урока:

  • Систематизирование знаний детей в области интернет-безопасности по направлениям:

    • раскрытие персональных данных;

    • мошенничества, в т.ч. мобильные, заражение компьютера и мобильных устройств;

    • общение в сети;

    • общая компьютерная грамотность.

  • Связь навыков повседневного использования интернета и электронных устройств с правилами безопасности. Формирование у детей навыков безопасного использования интернета на основании имеющегося у них опыта.

  • Повышение уровня осведомленности детей о наиболее актуальных интернет-угрозах (с учетом возраста учащихся).

  • Формирование навыков и осознанных подходов к противодействию интернет-угрозам.

  • Показ важности взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях

Основные понятия урока: интернет, угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Оборудование: интерактивная доска с ноутбуком, презентация, видео ролик, анкета-тест.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учащихся).

2. Мотивационное начало урока

Тема нашего урока “Безопасность в Интернете”.

Безусловные преимущества использования Интернет

В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, и принес в нашу жизнь много интересного. Давайте в этом убедимся. Я буду предлагать вам некоторые высказывания об интернете и, если сказанное несет в себе пользу для человечества, мы похлопаем, а иначе, сердито сложим руки на груди! Начнем:

  1. В сети интернет можно познакомиться с огромным количеством информации о любой интересующей вас науке, искусстве, творчестве. То, чего никогда не узнали бы наши бабушки, доступно нам при нажатии клавиш, без многочасового просиживания в библиотеке, и изучения научных трудов, сразу в картинках и с видео! (аплодисменты)

  2. Здесь можно общаться с друзьями и родными на расстоянии. Некоторые люди впервые видят своего троюродного дедушку, живущего, к примеру в Перу, только благодаря интернету. (аплодисменты)

  3. Мы можем посмотреть те места, в которых не бывали никогда, можем даже отправиться в космос и взглянуть на планету Земля свысока (аплодисменты)

  4. А потом вернуться на землю отдохнуть от трудов, поиграть в интереснейшую (без сомнения развивающую) игру. Почему бы нет? (аплодисменты)

  5. Послушаем любимые песни, посмотрим хороший мультфильм, узнаем домашнее задание в электронном дневнике и… выполним всё, что нам задали очень быстро, ведь у нас есть интернет!

Вот какие овации мы устроили интернету, так почему же наш урок называется «Безопасность в интернете», если все так замечательно?

Интернет – сфера общения и жизнедеятельности человека, а значит всё, присущее человеческому обществу есть и в нем! А именно: мошенничество, компьютерные «болезни», злодеи и грубияны, обман, оскорбления, грязь, шантаж… Список можно продолжать долго, но что же делать, чтобы всех этих неприятностей избежать? Надо знать врага в лицо!



Перечислим основные виды опасностей, и способы их избежать. (Показ презентации)

  1. Преступники в интернете.

Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.

  1. Вредоносные программы, вирусы

К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, одноклассников и по всей остальной глобальной Cети.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.

Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.

Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.

  1. Азартные игры. Игромания.

Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанны с выигрышем или проигрышем настоящих денег.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Помните, что нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают. Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.

  1. Нарушение авторского права.

Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

 Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Используйте лицензионные продукты и всегда указывайте ссылку на источники, информацию из которых вы используете, чтобы не нарушать авторские права!

  1. Интернет хулиганство, троллинг

Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета. По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, а часто и деньги, хамя и грубя окружающим.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству это, в конце концов, надоест и они уйдут.

Если угрозы и оскорбления повторяются, сохраняй страницы и ОБРАЩАЙСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ к родителям или учителям, закон на твоей стороне!

  1. Недостоверная информация

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам



  1. Материалы нежелательного содержания

К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с ненормативной лексикой.

КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer®). Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.

Не переходите по ссылкам из непроверенных источников, подозрительных сайтов.



  1. Блоги, социальные сети

Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.



КАК УБЕРЕЧЬ СЕБЯ?

Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.

Всё что попало в интернет остается там навсегда, удалить это невозможно!!!

Просмотр ролика «Соцсети. Не ведите себя как дети»

Практическая работа.

Работа в группах. Составление правил безопасного использования сети интернет.

  1. При регистрации на сайтах, старайтесь не указывать личную информацию, т.к. она может быть доступна незнакомым людям. Так же, не рекомендуется размещать свою фотографию, давая, тем самым, представление о том, как вы выглядите, посторонним людям.

  2. Используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан.

  3. Нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Если вы получили такое письмо, не отвечайте на него. В случае, если Вы ответите на подобное письмо, отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и будет продолжать посылась вам спам.

  4. Если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать. Подобные письма могут содержать вирусы.

  5. Если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом.

  6. Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.

3. Закрепление.

Выполнение проверочного теста.

Тест №1 «Осторожно, Интернет!»

1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?

1. Свои увлечения .

2. Свой псевдоним .

3. Домашний адрес.

2. Чем опасны социальные сети?

1. Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях .

2. При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан .

3. Все вышеперечисленное верно .

3. Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?

1. Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия .

2. Пойти на встречу одному .

3. Пригласить с собой друга .

4. Что в Интернете запрещено законом?

1. Размещать информацию о себе.

2. Размещать информацию других без их согласия .

3. Копировать файлы для личного использования .

5. Действуют ли правила этикета в Интернете?

1. Интернет - пространство свободное от правил .

2. В особых случаях .

3. Да, как и в реальной жизни.

4. Рефлексия. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

  1. В.П.Леонтьев Компьютерная энциклопедия. М., 2002.

  2. Интернет-ресурсы. Википедия.

  3. Н.И.Дереклеева. Родительские собрания. 5-11 классы. М «ВАКО», 2005.

  4. Сайт «Азбука безопасности». ( http://azbez.com/node/2017)

  5. Воспитание ребенка дошкольного возраста » Безопасность детей в сети Интернет. http://baby-consultant.ru/2012/10/bezopasnost-detey-v-internete.html 

  6. «Соцсети. Не ведите себя как дети» https://www.youtube.com/watch?v=iI-U9A5Rlr0



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!