Классный час «Путешествие на планету Здоровья»
Цели: Актуализировать знания обучающихся о составляющих здоровья, формировать ценностное отношения к здоровью и навыки здорового образа жизни
Задачи: 1. Формировать устойчивую установку выполнять режим дня 2. Научить приемам закаливания и положительного восприятия жизни 3. Воспитать негативное отношение к вредным привычкам 4. Способствовать расширению и закреплению знаний гигиене и здоровом питании, 5. Развивать стремление заниматься физкультурой и спортом, 6. Формировать умение работать в группе 7. Развивать творческие способности обучающихся.
Ребята, сегодня я проведу у вас классный час. Меня зовут ________ и я говорю вам здравствуйте! При встрече люди обычно приветствуют друг друга этим хорошим словом. Задумывались ли вы, какой смысл заложен в этом слово? Мы говорим друг другу «здравствуйте», а это значит, что мы желаем друг другу здоровья.
Слайд 1: Прочитайте высказывания выдающихся людей:
«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье» Гейне
«Здоровье не купишь, им можно только расплачиваться» Сенека
«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь» Гораций
Догадались ли вы, какой теме будет посвящен классный час? (ответ) Правильно, темой нашего классного часа является здоровье. Здоровье – это великая ценность.
Как вы понимаете слово «здоровье»? Выскажите свою точку зрения. (Ответы: это когда ничего не болит, когда человек хорошо себя чувствует, это когда тебе хорошо, это когда утром просыпаешься бодрым и весёлым, это сила) Вы правы. На самом деле существует более 300 определений здоровья. Давайте обратимся к толковому словарю В. Даля и прочитаем определение понятия «здоровье». (об-ся читают)
Слайд 2: «Здоровье - это правильная, нормальная деятельность организма, отсутствие каких-либо болезней».
Слайд 3: По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека:
на 10% зависит от качества медицинского обслуживания,
на 20 % - от наследственности,
на 10 % от состояния окружающей среды,
на 60 % - от образа жизни человека, т.е. наше здоровье в наших руках. Чтобы быть здоровым надо вести здоровый образ жизни.
Слайд 4: Тестирование. Согласно исследованиям ученых только 10 % школьников, заканчивающих школу, имеют хорошее здоровье. Давайте проанализируем, какое у вас здоровье. Для этого проведем тест. Ответьте на вопросы в баллах. (Обучающиеся отвечают на листочках).
1. Как часто у вас бывает простуда?
0 - ни разу
1 - от 1 до 4 раз
2 - более 4 раз
2. Есть ли у вас хронические болезни органов дыхания? (бронхит, ангина, гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит)
0 - нет
1 - одна болезнь
2 - комплекс болезней.
3. Бывают ли у вас дни общего недомогания? (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли)
0 - крайне редко
1 - частою
2 - очень часто.
Сложите все баллы. Если вы набрали 0-1 балл, то ваш организм в порядке, 2-4 балла - вы в группе риска, 5-6 баллов - ваш организм ослаблен. Есть ли среди нас те, кто находится в группе риска и имеет ослабленное здоровье. Поднимите руки. К сожалению есть. Вы хотите быть здоровыми? Тогда, я приглашаю вас отправиться в путешествие на Планету здоровья. В ходе путешествия мы обсудим факторы, от которых зависит здоровье и, вы узнаете способы его сохранения и укрепления.
Слайд 5: Игра «Ракета на старт». Представьте, что вы являетесь членами космического корабля. Чтобы подняться в воздух нам надо снять усталость и избавиться от плохого настроения в этом нам поможет игра «Ракета на старт». Я отдаю команды, а вы говорите слово «есть» и повторяете мою команду:
- Членам экипажа занять свои места.
- Есть занять места
- Приготовиться
- Есть, приготовиться
- Пристегнуть ремни
- Есть, пристегнуть ремни
- Завести моторы
- Есть, завести моторы.
(звук взлетающей ракеты)
Итак, мы преодолели земное притяжение и вышли в открытый космос. Чтобы не сбиться с пути, давайте изучим звездную карту. Наш маршрут пролегает через планеты закаливания и гигиены, через созвездия режима дня и питания, мы посетим млечный путь двигательной активности, изучим звездные россыпи позитивных эмоций, обогнем комету вредных привычек,. И тогда, мы достигнем конечную цель нашего путешествия – Планету здоровья.
У нас на пути – Планета закаливания.
Слайд 6: 1. Планета закаливания
Мы находимся на Планете закаливания. Что по вашему мнению, обозначает «закаливание»? (ответы: укрепление организма против болезней). Правильно!
Слайд 7: Закаливание – важный способ профилактики (борьбы) с простудными заболеваниями. Люди, живущие на этой планете, учат бороться с простудными заболеваниями. А что помогает нам бороться с простудными заболеваниями? (ответы: солнце, воздух и воду) Правильно!
Слайд 8: Основные способы закаливания – это воздушные и солнечные ванны и водные процедуры. Давайте образует три команды, назовем их «Солнце», «Воздух» и «Вода» (раздает таблички)
Слайд 9: Существуют много способов закаливания, но, что начинать закаливание надо с хождение босиком по комнате. Закаливание будет эффективным, если будет регулярным. При закаливании надо увеличивать продолжительность закаливающих процедур и постепенно понижать температуру. Хочу, чтобы вы построили «логическую цепочку», расположив в правильной последовательности способы закаливания. Какая команда быстрее.
(1. Хождение босиком 2. Обтирание 3. Обливание 4. Контрастный душ. 5. Купание в открытом водоеме.) Прочитайте, свою цепочку.
Слайд 10: Сделаем вывод: Чем же полезно закаливание? (ответы) Закаливание способствует укреплению здоровья. Закалённый человек легче переносит холод и почти не болеет простудными заболеваниями.
Слайд 11: 2. Планета гигиены
Слайд 12: Мы успешно преодолели планету закаливания и отправляемся на планету гигиены. Слово "гигиена" в переводе с греческого означает "целебный", «оздоровительный". А что мы понимаем под словом «личная гигиена» сегодня? (ответы: это уход за своим телом, содержание его в чистоте, гигиена кожи, гигиена зубов и полости рта, гигиена одежды и обуви, гигиена помещения). Давайте прочитаем стихотворение, в котором поэт пытается привлечь внимание людей к вопросам гигиены и сформулируем правила гигиены. (обучающиеся по очереди читают стихотворение)
1 команда 2 команда 3 команда
1. Воды не бойся
Ежедневно мойся
2. Ежедневно обувь и платье
Очищай от грязи и пятен.
3. Проветривайте комнаты,
Форточки открывайте
Перед тем, как лечь
В свои кровати.
4. Будь аккуратен,
Забудь про лень,
Чисти зубы дважды в день.
5. Товарищи
Мылом и водой
Мойте руки перед едой.
7. Болезнь и грязь
Проникают всюду
Держи в чистоте свою посуду
Какие же правила гигиены упоминает поэт? Давайте их сформулируем. (Ответы: Убирать и проветривать комнату, принимать ежедневно душ, чистить зубы дважды в день, чистить одежду и обувь, мыть руки перед едой, мыть посуду горячей водой).
Слайд 13: Молодцы! Я прикрепляю законы гигиены на доске. Именно этих правил гигиены советуют придерживаться жители планеты Гигиены.
Слайд 14: 3. Созвездие «Режим дня»
Слайд 15: У нас на пути созвездие «Режим дня». Режим – слово французское и в переводе означает «управление». Режим - это управление своим временем, своим здоровьем и жизнью. Как вы считаете, что такое режим? (ответы) Правильно. Режим – правильно организованный распорядок дел в течение суток. Как вы думаете, нужен ли режим дня школьнику? (чтобы все успеть). Режим дня школьника включает постоянные элементы: учебные занятия в школе, подготовка домашнего задания дома, сон, внешкольные занятия: кружки, музыка, занятия спортом, прогулки, гигиенические процедуры, прием пищи, сон, подъем. Важно, чтобы все элементы режима выполнялись в строгой последовательности и в одно и то же время. Главное правило в режиме дня — разумное чередование труда и отдыха, занятий и игр. В режиме следует учитывать, что самая высокая работоспособность у человека бывает с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов.
Жители созвездия приготовили для нас такое испытание. Составьте распорядок дня. Каждая команда получит таблицу, все графы должны быть заполнены основными режимными моментами, 1 мин.
Режимные моменты: 1. Подъем Зарядка Гигиенические процедуры Завтрак
2. Занятия в школе Обед Занятия спортом, музыкой, кружки Приготовление уроков
3. Прогулка Ужин Свободное время Сон
7.00. | 15.00 – 16.00 |
7.00.- 7.15. | 16.00. – 18.00. |
7.15.- 7.30 | 18.00. – 19.00 |
7.30. - 8.00. | 19.00. -19.30. |
8.30. – 14.00 | 19.30 – 22.00 |
14.30- 15.00 | 22.00 – 7.00 |
Слайд 16: Вы справились с испытанием и составили правильный режим дня, соблюдение которого способствует повышению работоспособности, помогает привыкнуть выполнять все вовремя, помогает преодолеть переутомление.
Слайд 17: 4. Созвездие «Питание»
Нас встречают на планете Питания. Мудрец сказал: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей», как вы это понимаете? (ответы обучающихся) Правильно, чтобы жить, человеку необходимо питаться. Питание школьников должно быть разнообразным содержать полезные вещества, в том числе витамины. Следует меньше есть жареного, жирного, сладкого и мучного.
Слайд 18: Жители созвездия «Питания» хотят проверить ваши знания правил питания и приготовили блиц-опрос. Я задам 3 вопроса каждой команде, а вы должны давать краткие ответы. (давать звездочки за правильный ответ):
1. Сколько раз в день надо питаться (4)
2. Утренний прием пищи называется? (завтрак)
3. Последний прием пищи? (ужин)
4. какой прием пищи должен быть самым плотным? (завтрак)
5. Назовите вредный продукт кефир, молоко, газированный напиток – (газированный напиток)
6. Какие продукты богаты витаминами? (фрукты)
7.Тщательно пережеванная пища способствует пищеварению или дыханию? (пищеварению)
8. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
9. На обед подают кондитерские изделия, горячие блюда, фаст-фуд? (горячие блюда)
Ваши ответы порадовали жителей созвездия питания. Разыграйте роль поваров и откорректируйте меню, которым угощают на планете питания, вычеркните вредные блюда и составьте «Здоровое меню». (повесить на доске)
1 команда: меню на завтрак
2 команда: меню на обед
3 команда: меню на ужин
Прикрепите к доске
Слайд 23 «Вредная пятерка»: Мы разработали правильное меню и исключили пятерку самых вредных продуктов: фаст-фуд, газированные напитки, шоколадные батончики, чипсы, жареное жирное мясо)
Слайд 24: 5. Млечный путь «Двигательная активность»
А теперь нас ждет млечный путь «Двигательная активность»
Объясните мне, что значит «двигательная активность»? (Ответы: это подвижные игры во время перемен и после уроков, зарядка по утрам, физкультминутки на уроках, занятия физкультурой и спортом)
Слайд 25: Двигательная активность подразделяется на четыре вида: гимнастика, физкультура и спорт, подвижные игры (в том числе танцы), туризм.
Слайд 26-27: Рассмотрите фотографии. Что их объединяет? (Занятия физической культурой и спортом) Врачи провели эксперимент среди школьников. Более здоровыми оказались те ребята, которые посещали не только уроки физкультуры, но и занимались в спортивных секциях. Не зря говорят «Движенье – это жизнь». А есть ли среди вас посещающие спортивные кружки? Назовите, какие спортивные кружки вы посещаете? (если нет – то советую посещать)
Давайте поиграем в подвижную игру. Игра «Пантомима». У меня в руках кубок, а в нем листочки с названиями разных видов спорта. Покажите пантомимой, какой вид спорт написан на листке. Каждой команде по три вида спорта. (по 2 на каждую команду)
(бег, прыжки в длину, лыжный спорт, метание диска, теннис, волейбол, бокс, плавание, боулинг)
Как вы считаете полезно ли для здоровья заниматься двигательной активностью? (ответ) А в чем состоит польза двигательной активности? (ответы: укрепляются мышцы, становится гибким позвоночник, улучшается дыхание, улучшается осанка)
Слайд 28: Польза двигательной активности:
- укрепляются мышцы
- улучшается гибкость позвоночника и подвижность суставов, улучшается осанка
- улучшается дыхательная система: увеличивается объем грудной клетки и возрастает жизненная емкость легких;
- улучшается работа сердечно – сосудистой системы;
- возрастает сопротивляемость организма
Итак, чтобы быть здоровым, надо двигаться ведь не зря говорят «движение –это жизнь)
Слайд 29: 6. Звездные россыпи позитивных эмоций
Наш маршрут лежит через звездные россыпи положительных эмоций. Известно, что все здоровые люди – жизнерадостные и уверенные в себе. Поэтому надо чаще улыбаться, даже если в вас неудача и станет легче. Чувство уверенности придает хорошая осанка. Поэтому поднимите голову, расправьте плечи, подтяните живот. Вы стразу выглядите подтянутыми и уверенными. Сейчас мы потренируемся и выполним несколько упражнений.
«Психологический тренинг»:
« Я прощаю тебя»
В жизни мы часто сталкиваемся с различными неприятностями, которые оставляют в душе обиды. Обида, является причиной возникновения разных заболеваний. Чем сильнее мы переживаем чувство обиды, чем больше злимся на обидчика или на себя, тем быстрее придет к нам болезнь, и тем тяжелее она будет. Чтобы избежать этого, надо преодолеть гордыню и простить обидчика. Вот одно простое упражнение, которое поможет избавиться от обид. Встаньте в круг. Соедините ладони. Повернитесь лицом друг другу, улыбнитесь и скажите «Я прощаю тебя» (повернуться в одну строну и сказать, потом в другую сторону и снова сказать) (все говорят) (потом все садятся)
«Напряжение»
У вас бывает плохое настроение, когда вы чувствуете усталость и напряжение? (ответ) Возьмитесь обеими руками за сидение стула и потяните с силой вверх. Сосчитайте до шести, отпустите руки, расслабьтесь. Снова потяните сидение вверх, чтобы напряглись все мышцы, потом опять отпустите. Обязательно станет легче! Так можно снять напряжение, усталость, поднять настроение.
Слайд 30: Что же надо делать, чтобы быть счастливым? (улыбаться, прощать обиды)
Слайд 31: 7. Комета «Вредные привычки»
Все ли небесные тела на нашем пути мы посетили? (ответ) Нет. А куда мы не попали? А вам хочется попасть на комету «Вредные привычки»? (ответ - нет). Какие вредные привычки вы знаете? (Ответы: курение, употребление алкоголя, сквернословие, игромания, интернет-зависимость). Почему их считают вредными? (потому что они оказывают отрицательное воздействие на здоровье). Поэтому мы обогнем эту комету. И направляемся на планету здоровья.
Слайд 32: 8. Планета Здоровья
Итак, мы благополучно приземлились на планете Здоровья. Появление новых жителей на планете здоровья – это праздник.
Слайд 33: На празднике звучат песни. Послушайте отрывки из песен и скажите, о каком направлении здорового образа жизни в них поется?
Подборка песен
Слайд 34: Метод мозгового штурма: (Качества пишут на лепестках ромашки -маркерами)
На планете Здоровья живут здоровые люди. Какими вы их видите? Давайте нарисуем словесный портрет здорового человека. Какими качествами он обладает? Здоровый человек-
Я думаю, что здоровый человек ____ подтянутый.
(Ответы: красивый ловкий статный крепкий стройный сильный румяный подтянутый сильный доброжелательный энергичный уверенный)
Итак, мы создали портрет здорового человека. Вы хотите обладать этими качества? Тогда придерживайтесь здорового образа жизни.
Слайд: Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу.
Метод незаконченного предложения
Скажите, что вы сегодня узнали_______
повторили_______
чему научились________
Оцените свое эмоциональное состояние, добавив лучик на солнце, которое лучше всего соответствует вашему настроению
Здоровье - истинная ценность и подарок природы. Его надо сохранять и укреплять. На память о нашем путешествии я хотела бы вручить аттестаты здоровья с полезными советами.
Гимнастика для ума (если время осталось)
Отметь ответы, которые ты считаешь правильными для завершения утверждений.
1. Личная гигиена необходима:
для сохранения и укрепления здоровья;
для повышения аппетита;
для предотвращения заболеваний.
2. Выбирая зубную щетку, нужно ориентироваться на:
фирму - производителя;
стоимость;
состояние своих зубов и десен.
3. Основное орудие механической чистки зубов:
палец;
зубная щетка;
зубная нить.
4. Перед сном целесообразна:
прогулка на свежем воздухе;
активная физическая деятельность;
просмотр боевиков.
5. Воздушные ванны бывают:
тепловыми, прохладными, холодными;
ультрафиолетовыми.
6. Одежда и обувь обязательно должна быть:
импортного производства;
модными;
комфортными.
7. Прежде всего кожа должна быть:
чистой;
покрытой макияжем;
татуированной.
8. Питание школьника должно включать:
а) фрукты, газированные напитки, шоколад
б) фрукты, пирожное, чипсы
в) фрукты, отварная рыба, каша.
9. Закаливаться начинают:
при очень низкой температуре воздуха;
в зимний период без головного убора;
составив программу оздоровления.
Ответы на контрольные вопросы: 1 – а; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – а; 6 – в; 7 – а, 8 – в; 9 – в.