Доклад на тему: «Я – классный руководитель. Что главное в моей работе?»
Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.
Классный руководитель сегодня — это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.
Функции классного руководителя это:
-организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива,
-координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
- управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.
Классный руководитель — лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:
1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий;
3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников;
4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами;
5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе;
6) получать помощь от коллектива сотрудников школы;
7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями, не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей;
8) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников;
9) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем;
10) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.
Каким должен быть классный руководитель?
Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования.
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства.
Классный руководитель — это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:
1)духовным образцом человеческой культуры;
2) защитником от безнравственности;
3) инициатором сплочения ученического коллектива;
4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика;
5) помощником социализации ребёнка;
6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
7)человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества;
7)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.
Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь:
1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями;
2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности;
3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания;
4) планировать свою деятельность;
5)организовывать воспитательные мероприятия;
6)использовать методики психологической диагностики учеников и умело использовать их результаты в работе;
Классный руководитель и педагогический коллектив.
Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель исполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.
Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеурочное время.
Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.
Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.
Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеурочной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями. Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.
Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем, как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.
Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.
В конце, мне, как классному руководителю, хотелось бы сказать, что в современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого очень многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей. Главное в моей работе это накопленный опыт, профессионализм, знания, умения, навыки, умение быть соратником и другом, с которым можно делиться мнением, спорить, отстаивать свою точку зрения и оставаться самим собой, моя цель - разглядеть все хорошее, что есть в моих учениках, ведь воспитание это жизнь рядом и вместе!