Методическая разработка урока географии в 8 классе
Тема «Климатические особенности Тюменской области и г.Заводоуковска» (4 урок в разделе)
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о типах климата своей родной местности
Задачи урока:
Образовательные: Закрепить понятия климатообразующие факторы, сезоны года, ввести понятие агроклиматические ресурсы. Изучить климатические пояса родного края. Создать представление о климатообразующих факторах Родного края и области в целом и их влияния на формирование климата .
Развивающие: Формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицу и контурные карты.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся умение работать с наглядным материалом, умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Воспитывать интерес к изучению Родного края и бережному отношению к его природным ресурсам.
Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
знать – основные климатообразующие факторы Тюменской области и их влияние на формирование климата, знать климатические пояса, в которых расположена Тюменская область; характеристики сезонов года.
уметь – составлять краткую климатическую характеристику своего района, уметь работать с различными тематическими картами и диаграммами,объяснять влияние климата на хозяйственную деятельность человека.
понимать – значение агорклиматических ресурсов, их вличние на жизни человека.
Метапредметные результаты обучения (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
Учить:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
• выделять главное, существенные признаки понятий;
• участвовать в совместной деятельности(групповая работа);
• высказывать суждения, подтверждая их фактами;
• искать и отбирать информацию в учебных пособиях;
• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
• оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения.
Учить:
• ответственному отношению к учебе;
• осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению;
• коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,
учебно-исследовательской деятельности.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно- иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский, практическая работа .
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник В.В.Бакулин, В.В.Козин «География Тюменской области».
Используемые учебники и учебные пособия:
1 Учебник В.В.Бакулин, В.В.Козин «География Тюменской области».
2.Атлас География.8 класс.
3. Контурные карты. 8 класс
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап | Приветствие учащихся Проверка готовности учащихся к уроку. Организовать учащихся на успешную работу | Приветствие учащимися учителя | Формирование норм и правил поведения в социуме |
Повторение ранее изученного материала | Выполнение тестовых заданий по предыдущей теме | Выполнение тестовых заданий | Умение анализировать выполнение своей работы |
Активизация познавательной деятельности | Ставит проблемные задачи перед учащимися. -Вспоните!Что называется климатом? А что погодой? | Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем. Климат-многолетний режим погоды. Погода это изменение условий в данном мете и в данное время | Умение отвечать на вопрос, слушать других |
Установка познавательной задачи | 1. Создаёт проблемную ситуацию 2. Определение темы урока Посмотрите на слайд№1 Что там изображено? Слайд №2 А это? Какие типы климата вы знаете? | Учащиеся предлагают свои варианты темы урока Климатические особенности юга Тюменской области и г.Заводоуковска Запись темы урока | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока |
Изучение нового материала | 1. Организует групповую работу по маршрутной карте. | Учащиеся самостоятельно работают в группах. Выбрав, лидера(один из сильных учеников), который помогает остальным двигаться по маршрутной карте. | Высказывание суждений, подтверждая их фактами Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать |
Актуализация знаний | Как вы думаете с чем связано различие зимних и летних температур в области? Почему на крайнем севере и юге области выпадает меньше осадков? | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свою точку зрения | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Высказывать суждения, подтверждая их фактами |
Выявление причины затруднения | Ребята, подумайте а сможете ли вы самостоятельно составить краткую климатическую характеристику своего района? | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свою точку зрения | Логические действия анализа и синтеза, формулировка проблемы |
Целеполагание | Итак, ребята, давайте попробуем это сделать | Изучить тематические карты и диаграммы учебника и составить характеристику | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель |
Построение проекта выхода из затруднения | Что для этого нужно? | Определить климатический пояс региона. Средние температуры января и июля. Направление ветров. Характер подстилающей поверхности. Среднегодовое количество осадков. Сезоны года. Агроклиматические ресурсы. | Ставить учебную задачу под руководством учителя. |
Закрепление изученного материала | Практическая работа | Групповая работа с картами атласа и контурной картой | Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в табличной форме. Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать Формирование географических знаний о плане и карте, необходимость знаний для решения практических задач |
Домашнее задание | Учитель дает домашнее задание и комментирует его. (Слайд) презентации. 1) Повторить записи в тетради. 2) Творческое задание: Составление презентации «Климат Родного края» | Записывают домашнее задание в дневник. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию | Учить выполнять творческую работу, используя информацию, полученную на уроке |
Стадия рефлексии | Предлагает дополнить предложение: Я знаю, что такое… Я могу… 3) Я научился… | Подводят итог изучения новой темы, отвечают на вопросы учителя, лидеры групп оценивают работу своих одногрупников и выставляют оценки на уроке | Оценка процесса и результата деятельности Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Умение выражать свои мысли. |