СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Климатические пояса Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  методической разработке представлен план урока географии "Климатические пояса Земли". Структура и содержание урока соответствует требованиям ФГОС. Обучающиеся-активные участники образовательного процесса, т.к.выбранная форма сотрудничества, построенная на самостоятельной работе учащихся под руководством учителя, обеспечивает развитие мыслительных операций, формирование критического мышления,личностно-ориентированного обучения.

Просмотр содержимого документа
«"Климатические пояса Земли"»


Тема урока: «Климатические пояса Земли».

Тип урока: комбинированный мультимедийный урок

Цели: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.

Задачи урока:

Обучающие:

- повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.

- познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов мира.

- выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.

- рассмотреть влияние климатообразующих факторов на распределение климатических поясов наЗемле.

Развивающие:

- содействовать овладению методами научного анализа;

- уметь определять климат на основе климатической диаграммы;

- уметь работать с климатической картой;

- развивать пространственное мышление.

Воспитательные:

- воспитание познавательного интереса к новым знаниям;

- воспитание логического мышления;

- воспитание любви к окружающей природе.

Планируемые результаты:

- учащиеся должны знать понятия: климатический пояс, основные и переходные климатические пояса, климат.

Предметные:

- умение объяснять климатические пояса и называть типы климатов на территории Земли, знать причины их создающие;

- умение определять существенные признаки каждого климатического пояса;

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- знать климатические пояса и называть их;

- знать в каких климатических поясах расположена Земля, с чем это связано;

- знать определение климата, его типы;

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в парах;

- знать правила коллективной работы;

- соблюдение правил вежливости и этикета.

Регулятивные УУД:

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- умение по показателям характеризующим климат называть тип климата;

- определение правил отработки терминов и понятий.

Личностные УУД:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- уважительно относиться к учителю и одноклассникам;

- умение применять полученные знания на практике;

- понимать важность изучения темы «Климатические пояса».

Межпредметные связи: физика

Технологии (элементы):

- проблемная;

- личностно -ориентированная;

- ИКТ;

- здоровьесберегающая;

- критического мышления.

Методы:

-мотивационный, репродуктивный, частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный;

Приёмы деятельности учителя и учащихся:

- интонационное выделение основных моментов;

- создание проблемной ситуации;

- намѐк – подсказка;

- задания с методом отсроченной отгадки;

- проведение мини-исследования;

- задание учащимся на заполнение таблицы при работе с учебником («Дрофа» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев География. География материков и океанов)

Формы работы: индивидуальная,парная, групповая, коллективная.

Контроль: промежуточный.

Структура урока:

I этап. Самоопределение к деятельности.

II этап. Актуализация знаний и мотивация.

III этап. Постановка проблемы.

IV этап. Открытие нового знания.

V. Первичное закрепление знаний

VI. Рефлексия.

Средства обучения: проектор, учебник В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А.Щенев «География.География материков и океанов», атлас 7 класс, раздаточный материал для работы в группах, карта «Климатические пояса Земли».

Список литературы, Интернет-ресурсов:

Крылова О.В. Уроки географии.7 класс-Москва «Просвещение» 1990

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-2-е изд., перераб. – М.: ВАКА, 2014



Ход урока:

Самоопределение к деятельности. Проверка домашнего задания: 

Географический диктант (фронтальный письменный опрос)

1. Многолетний режим погоды, характерный для данной местности ( климат).

2. Господствующие ветры умеренных широт (западные).

3. Ветры, господствующие на Дальнем Востоке (муссоны).

4.Линии, соединяющие точки с одинаковой температурой (изотермы).

5.Ветры, дующие близ 300 широт от поясов высокого давления к экватору (пассаты)

6. Большие объемы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами (воздушная масса)

7.Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики:

а) свойства меняются по сезонам года;

б) жаркая и сухая;

в) холодная и сухая;

г)  жаркая и влажная.

Индивидуальная работа на доске (2 учащихся)

1.На схеме показать стрелочками направления движения постоянных ветров, подписать названия, подписать области атмосферного давления 2.На схеме обозначить районы формирования воздушных масс, поясов атмосферного давления. Дать краткую характеристику свойств воздушных масс.

Проверка в парах и выставление отметок.

«5»-1ошибка

«4»- 2-3 ошибки

«3»- 4-5 ошибок

«2» более 5 ошибок

Учитель: Молодцы, а теперь проверим задание на доске.



Актуализация знаний и мотивация.

Учитель: Подведем некоторые итоги. На предыдущих уроках мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли, отображенный на карте « Климатические пояса Земли». Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Борис Павлович Алисов выделял 13 климатических поясов.

Задание: Откройте карту атласа «Климатические пояса Земли». Если посмотреть на карту, то мы увидим, что границы климатических поясов не проходят строго по параллелям и местами отклоняются то к северу, то к югу. Как вы думаете, чем это можно объяснить? (Это объясняется тем, что на климат оказывает влияние рельеф, океаны, течения, суша, т.е. КФ)

Запишите в тетрадь термин «климатический пояс»

« Климатические пояса – это широтные полосы земной поверхности, отличающиеся друг от друга интенсивностью нагревания лучами Солнца, особенностями циркуляции атмосферы, сезонной сменой воздушных масс».

Климатические пояса формируются под действием определенных ВМ. Основным признаком пояса являются воздушные массы, которые преобладают в нем.

Открытие нового знания.

Задание: Прочитайте текст параграфа и заполните схему, ответив на вопросы:

1.На какие группы делятся климатические пояса.

2. Сколько типов ВМ преобладает в каждом из них.

Климатические пояса



Основные переходные

( в течение года ( происходит смена

господствует одна ВМ) ВМ по сезонам)



Задание. Используя текст параграфа и схему движения воздуха в тропосфере (рис.21) , заполните таблицу.

Практическая работа по группам.

1 группа - ЭКП

2 группа - ТКП

3 группа - УКП

4 группа - АКП

Учащиеся изучают материал учебника параграф 6 и заполняют таблицу

Характеристика климатических поясов северного полушария



КП

ВМ

Атмосферное

давление

Движение воздуха

Температура

в течение года

Влажность в течение года

Преобладающие ветры

ЭКП

ЭВМ

пониженное

восходящее

высокая

Большое количество


с\ЭКП

летом-ЭВМ;

зимой -ТВМ

Пониженное


высокое

Восходящее


нисходящее

Высокая


прохладнее

Высокая


сухо


ТКП

ТВМ

высокое

нисходящее

Летом – очень высокая;

зимой – прохладнее.

Очень сухие

пассаты

с/ТКП

летом-ТВМ;

зимой -УВМ

Высокое


пониженное

Нисходящее


восходящее

очень высокая

Сухо


влажно


УКП

УВМ

пониженное

восходящее

Ясно выражены времена года. Лето- теплое, зима- холодная.

Значительное, но распределены неравномерно

западные

с/АКП

Летом -УВМ;

зимой -АВМ

пониженное



высокое

восходящее

Лето- прохладное, зима- холодная.

Влажно


сухо


АКП


АВМ

высокое

восходящее

Холодно

Очень сухие

Северо-восточные



Отчет групп, после заполнения таблицы.

Физминутка для глаз

Учитель: Трудно себе представить, чтобы очень влажная, покрытая лесами территория в районе экватора сразу переходила в тропическую пустыню. Поэтому вполне естественно, что между основными КП существуют переходные, которые формируют две воздушные массы, и в которых, соответственно бывает два сезона года»

Переходные пояса имеют приставку «суб» (лат.), что означает «под»-подэкваториальный, подтропический, подарктический.

Запишите в тетрадь правило: «Летом в северном полушарии все пояса перемещаются к северу, а зимой - к югу, т.е. в каждом переходном поясе летом господствует ВМ пояса, который расположен южнее, а зимой - того, который расположен севернее».

Продолжение практической работы по группам.

1 группа – с\ЭКП

2 группа – с\ТКП

3 группа – с\АКП

4 группа – с\АКП

Отчет групп, проверка заполнения таблицы.



Закрепление изученного материала.

Учитель: Однажды мне в руки попалось шуточное стихотворение Андрея Усачева «Климатические пояса».   Я его немного «отредактировала»  и вот, что у меня получилось:   

Послушайте его внимательно и скажите, права ли я: 

«Ах, как же прекрасна наша планета!

Вот – белая лента,

Вот – синего цвета,

А вот голубеет над ней полоса…

Земля в разноцветные ленты одета,

Точней – в Климатические пояса.

Взгляните, вверху, там, где Южный полюс,

Вы сразу Полярный увидите пояс.

А что означает пояс Полярный?
Там климат суровый и жутко коварный:

Теплые ветры летят как ножи,

И мерзнут пингвины, и даже моржи.

Чуть ниже – пояс Тропический

И климат в нем тоже нужный:

Не то, чтобы очень северный,

Но и не так, чтобы южный.

Еще ниже - пояс Умеренный,

Там даже зимою тепло,

И снег видят люди практически,

Не чаще, чем НЛО.

А в поясе Экваториальном,

Самом холодном из поясов,

Все ходят в костюме купальном,

Летом и зимой.

Зачем же наш глобус так разрисован,
Располосован,

И распоясован?
Зачем? —
Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!»


Согласны вы с моей редакцией. Попробуем исправить стихотворение вместе (фронтально). 


«Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот - белая лента,
Вот - синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса...
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней - в КЛИМАТИЧЕСКИЕ ПОЯСА.

Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,
Вы сразу ПОЛЯРНЫЙ увидите пояс.
А что означает пояс ПОЛЯРНЫЙ?
Там климат суровый и жутко коварный:
ХОЛОДНЫЕ ветры летят как ножи,
И мёрзнут МЕДВЕДИ, и даже моржи.

Чуть ниже - пояс УМЕРЕННЫЙ,
И климат в нём тоже нужный:
Не то чтобы очень северный,
Но и не так, чтобы южный.

Ещё ниже - пояс ТРОПИЧЕСКИЙ.
Там даже зимою тепло,
И снег видят люди, практически,
Не чаще, чем НЛО.

А в поясе ЭКВАТОРИАЛЬНОМ,
Самом ЖАРКОМ из поясов,
Все ходят в костюме купальном,

Летом и зимой.


Зачем же наш глобус так разрисован,
Располосован,
И распоясован?
Зачем? —
Чтобы было ясней для народа,
Где климат какой,
И какая природа!»


Работа в группах. Определите, о каких климатических поясах идет речь:


1 группа: Прочитайте текст и ответьте на вопрос: В каком климатическом поясе, и в каком полушарии располагался остров Робинзона Крузо?

«По моим наблюдениям,- говорил герой одноименного романа Д.Дефо Робинзон Крузо,- на моем острове времена года следует разделять не на холодные и теплые, как они делятся у нас в Европе, а на дождливые и сухие приблизительно таким образом:

С половины февраля до половины апреля - дожди: солнце стоит в зените или почти в зените.

С половины апреля до половины августа – засуха: солнце перемещается к северу

С половины августа до половины октября – дожди: солнце снова стоит в зените.

С половины октября до половины февраля - засуха: солнце перемещается к югу» (северное полушарие, субэкваториальный пояс)

2 группа: Прочитайте текст и ответьте на вопрос : Для какого климатического пояса характерны описанные явления? Что служит причинами их существования?

«... А ливни здесь какие-то колдовские, иступленные! Они падают не сверху, как положено нормальному ливню, а как-то искоса, почти горизонтально, гонимые сильными ветрами. Крыша над головой почти не защищает, и вода проникает в хижину сбоку, сквозь бамбуковые стены. Это приводит человека в отчаяние. Иногда из-за туч выглядывает солнце. Тогда сразу становится очень жарко и так светло, что глазам больно. Деревья в лесу от корней до верхушек пропитанные влагой, на солнечном свету загораются, искрятся, словно осыпанные бриллиантами. Изголодавшиеся птицы устремляются на поиски пищи, от листьев вздымается пар. Душно так, что трудно дышать. В воздухе пение, крик и шум бурлящей воды. Всюду сразу забурлила и загудела жизнь.. . это был звонкий гимн в честь солнца! Но вдруг все изменилось: внезапно набежала черная туча, и снова полил дождь» (А. Фидлер) .

(Экваториальный. Высокая температура в течение года, восходящее движение воздуха).

3 группа: Прочитайте текст и ответьте на вопрос: В каком климатическом поясе жил ученый на Новой Гвинее? Объясните особенности климатических условий, в которых приходилось работать Н. Н. Миклухо-Маклаю.
«Русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай во время всех своих путешествий вел дневники. Вот одна из записей во время его пребывания на Новой Гвинее: «3 декабря. Вечером опять дождь, гром и молния. ..Теперь с 8-ми или 9-ти часов вечера дождь, который начался при заходе солнца, будет идти, вероятно, до 3-х или 4-х утра. В октябре еще было сносно, но в
ноябре дождь шел чаще. В декабре он имеет, кажется, намерение идти каждый день. Дождь барабанит по крыше, протекает во многих местах, даже на стол и на кровать... » (Н. Миклухо-Маклай)
(Экваториальный. Высокая температура в течение года, восходящее движение воздуха)

4 группа: Прочитайте текст и ответьте на вопрос: В каких КП расположены города и как объяснить различия в погоде и климате этих городов?

Соперничество между Сиднеем и Мельбурном острее любого иного соперничества, существующего в Австралии. Мельбурн очень похож на Сидней. Одно из кардинальных различий между этими извечными соперниками — погода. В Сиднее чаще бывает солнце («Тропическая душегубка!» — реагируют мельбурнцы) , в Мельбурне раньше наступает прохладный сезон («Арктический холод!» — не остаются в долгу сиднейцы) (Дж. Микеш) .
(Сидней- тропический КП, температура в течение годы высокая, давление высокое, осадки не выпадают или выпадает мало; Мельбурн- субтропический КП, переходный. Зимой сюда приходит холодный воздух с умеренных широт)

Рефлексия.

Учитель: Давайте подведем итог нашего урока. Определите свое отношение к уроку. Я попрошу встать тех ребят, кто выбрал первую строку. Теперь те ребята, кто выбрал вторую и третью строку. А, теперь я попрошу встать тех, кому сегодняшняя тема показалась трудной. Ребята, кому не все понятно, и кто испытывал затруднения могут подойти после урока для индивидуальной консультации.

«Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!»


Домашнее задание: Параграф 6, на контурной карте отметить климатические пояса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!