МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУРАГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Учитель Лис Л.А.
п. Курагино
Сегодня ценность исторической науки в обществе возрастает. История учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования и рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Важной частью в успешном изучении истории является формирование мотивации ученика на изучение курса. Учащиеся 6 классов впервые приобретают навыки получения знаний по курсу истории Отечества. Программа способствует расширению знаний шестиклассников, полученных на уроках истории, формированию предметных и развитие общеучебных навыков и умений в образовательной области «история».
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе данного курса
-развитие умения рассматривать события и явления прошлого пользуясь различными приёмами
- формирование личности, способной ценить исторический вклад народов, в том числе и народов России, в мировую культуру.
Для этого предполагается изучение исторических явлений и фактов, не затрагиваемых при изучении основного курса истории Древней Руси. К тому же на занятиях предполагается изучение ряда вопросов истории Средневековья.
Учитывая цели и задачи курса, а также возрастные особенности учащихся основными формами организации занятий являются игра, урок-суд, экскурсия, практическое занятие.
Для повышения эффективности занятий предполагается сочетание различных типов заданий:
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Форма контроля | Дата проведения |
| Раздел 1 «Ключи к тайнам Клио» | 17 | |
1 | Введение Ключи к тайнам Клио . | 1 | Рассказ учителя | Беседа |
|
2 | Вспомогательные исторические дисциплины. Исторические источники. | 1 | Рассказ учителя, использование презентации | Работа с историческими документами | |
3 | Ключ первый. Археология .Кладовая земли раскрывает свои тайны | 1 | Рассказ учителя, использование презентации | Работа с иллюстрациями (анализ материала) | |
4 | Ключ второй. Палеография. В мире древних и старинных рукописей. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей | Сообщения. Выполнение творческого задания: кроссворд рисунки | |
5 | .Ключ третий Историческая хронология и система исчисления времени | 1 | Практическая работа с лентой времени | Сообщения | |
6 | Ключ четвёртый. Геральдика. С гербом, где вписан знатный род | 1 | Рассказ учителя Практическая работа | Нарисовать герб |
|
7 | Ключ пятый. Нумизматика Монеты рассказывают | 1 | Рассказ учителя, использование презентации | Сообщения | |
8 | Ключ шестой. Топонимика | 1 | Практическая работа -работа с топонимическими словарями | Оформление газеты Сообщения о происхождении исторических названий | |
9 | Ключ седьмой. Нарисованная история | 1 | Рассказ учителя -работа с иллюстративными источниками | Составить кроссворд | |
10 | Ключ восьмой. Стражи прошлого: архив, библиотека ,музей. | 1 | Рассказ учителя, экскурсия в районный архив | Рассказать о документе из семейного архива | |
11 | Ключ девятый. Генеалогия | 1 | Рассказ учителя Практическое занятие | Составить генеалогическое древо семьи | |
12 | Ключ десятый. Метрология | 1 | Рассказ учителя - использование презентации | Подобрать поговорки и пословицы с использованием различных мер | |
13 | Ключ одиннадцатый. Фольклористика. Сказка ложь, да в ней намек | 1 | Рассказ учителя -сообщения учеников -анализ мифов, летописей, легенд и т.д. | Оформление газеты | |
14 | Ключ двенадцатый . В гостях у исторической личности | 1 | Рассказ учителя с элементами ролевой игры. использование презентации | Рассказ с ошибкой | |
15 | Ключ тринадцатый Этнография | 1 | Рассказ учителя использование презентации | История народа | |
16 | Ключ четырнадцатый Фалеристика | 1 | Рассказ учителя -сообщения учеников | .Рассказать о наградах в своей семье | |
17 | Нелегкой тропой исторического исследования | 1 | Практическое занятие | | |
| Раздел 2 «Русь изначальная» | 14 | |
18 | Возникновение Земли Русской. | 1 | Заочная экскурсия | Рассказ с ошибкой | |
19 | Гардарика. Появление городов. | 1 | Рассказ учителя использование презентации | Нарисовать план (вид) города | |
20 | Древний Киев. | 1 | Заочная экскурсия | Экскурсия по городу | |
21 | Первые русские князья.. | 2 | Рассказ учителя Практическое занятие | Составить числовой кроссворд | |
22 | В гостях у исторической личности Князь Владимир Красное Солнышко. | 1 | Рассказ учителя с элементами ролевой игры. использование презентации | Придумать 5 вопросов для интервью | |
23 | Династия Рюриковичей | 1 | Рассказ учителя Практическое занятие | Составить генеалогическое древо | |
24 | Славянская азбука | 1 | Рассказ учителя -работа с иллюстративными источниками | Написать (нарисовать) понравившиеся буквы | |
25 | Русские летописи. | 1 | Рассказ учителя использование презентации, исторических источников | Составить летопись (важных событий своей семьи, поселка, ) | |
26 | Берестяные грамоты. | 1 | Рассказ учителя использование презентации исторических источников | Рисунок по берестяной грамоте | |
27 | . Славянский календарь. Дар Коляды. | 1 | Рассказ учителя использование презентации | Сообщения о других календарях | |
28-29 | Славянские боги и праздники. «Кто умеет веселиться, того горе боится». | 2 | Рассказ учителя использование презентации | Энциклопедия «Боги славян» Сообщения о праздниках славян | |
30 | Жизнь древних славян. «Работай до поту, поешь хлеба в охоту». | 1 | Заочная экскурсия Рассказ учителя -работа с иллюстративными источниками | Кластер «Занятия славян» | |
31 | «Дом построить – не шапку на голову надеть». | 1 | Рассказ учителя -работа с иллюстративными источниками | Нарисовать дом | |
32 | «Щи да каша – пища наша». | 1 | Рассказ учителя -работа с иллюстративными источниками | Составить меню | |
33 | «Платье красно, за реку видно». | 1 | Рассказ учителя -работа с иллюстративными источниками | Нарисовать (сшить)мужской и женский костюм | |
34 | Итоговое занятие по разделу «Русь изначальная» | 1 | Беседа, обмен мнениями Творческий отчет | Творческое оформление материала, накопленного в процессе работы , анализ проведённой работы | |
1. Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007
2. Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. Dorling Kindersly, 2004.
3. Православная икона: крупнейшёё собрание репродукций икон, фресок и книжной миниатюры Византии, Руси, стран Восточной Европы, Армении и Грузии с 5 по 20 вв. ДиректМедиа Паблишинг, 2004.