Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»
Клуб молодого педагога
«Ступени
педагогического мастерства»
М.А. Черненко
старший воспитатель
МАДОУ «Колокольчик»
г. Когалым, 2020 г.
Клуб молодого педагога
«Ступени педагогического мастерства»
Цели и задачи методической службы в рамках деятельности клуба молодого педагога детского сада
Актуальность:
Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.
С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего дошкольника;
с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.
Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.
Цель деятельности клуба молодого педагога:
Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Помощь молодым педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
Задачи клуба молодого педагога:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
2. Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
3. Обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.
4. Выявление затруднений педагогов в осуществлении педагогической деятельности и оказание им помощи в преодолении данных затруднений;
Пути реализации:
Создание условий для успешной профессиональной адаптации начинающего педагога детского сада в процессе «вхождения» в образовательную среду.
Обеспечение реализации потребности начинающих педагогов на повышение своей профессиональной квалификации.
Оказание консультативной помощи всем начинающим педагогам по вопросам образования и воспитания детей дошкольного возраста.
Работа клуба молодого педагога детского сада проходит в форме лекций, практических занятий, мастер классов опытных педагогов дошкольного учреждения.
Технология:
Технологически стимулирование профессионального роста молодых специалистов, повышение уровня их педагогической культуры и профессионального мастерства осуществляется нами с учетом следующих принципов:
любое достижение, любой успех педагога сделать достижением педагогического сообщества, поднять веру педагога в самого себя, уверенность в своем педагогическом мастерстве.
терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросов и идей;
помочь человеку в умении строить свою систему ценностей, уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями;
помочь справиться с разочарованиями и сомнением, когда человек остается один в процессе творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими;
спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы не всегда можно ответить однозначно; «интеллектуальное напряжение» должно стать обычным явлением;
оценка человека как творческой личности; показать его самоценность, но при этом чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение;
поддержка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею.
Технологическая карта
по развитию профессионально важных качеств
у молодых педагогов ДОУ
Метод | Содержание | Практическое значение метода |
Анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач | Известны четыре вида конкретных ситуаций: В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение; Ситуации-упражнения нужно решать, выполнив некоторые задания (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела «Программы воспитания и обучения в детском саду» и др.); В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его; Ситуации-проблемы – наиболее сложный метод активизации, где конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить; в помощь воспитателям дается несколько вопросов. Подбирая ситуации с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. | Данный метод помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами, способствует формированию и развитию умения принять педагогически правильное решение в любой обстановке. |
Диалог, дискуссия | Диалог – это беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом обычно не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения. При обсуждении двух противоположных точек зрения руководитель предлагает к обсуждению две точки зрения в педагогике на одну и ту же проблему. Педагог должен высказать свое отношение и обосновать его. | Овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора |
Обучение практическим умениям | По продолжительности этот метод должен занимать незначительную часть от общего времени заседания Школы (до 5 мин.). Лучше дать обучающий элемент из опыта работы. Интересен опыт педагогов-наставников. Эффективно применять аудио- и видео запись. | Знакомство с возможными и эффективными решениями практической ситуации, овладение профессиональными умениями на практике |
Метод имитации рабочего дня воспитателя | При использовании этого метода педагоги характеризуют возрастную группу детей, формулируют цель и задачи, которые надо решить, и им предлагается в течение определенного времени смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей, анализирует положительное и недостатки. | Овладение профессиональными умениями на практике |
Решение педагогических кроссвордов и перфокарт | Этот метод целесообразно использовать как на групповых, так и на индивидуальных методических мероприятиях. | Этот метод помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивать педагогический кругозор. |
Метод «педагогический бой» | Применяется так же, как составная часть консультации, семинара или педсовета. На это отводится не более 10 минут. Участники разбиваются на 2 группы. Руководитель заранее готовит вопросы, каждый из которых адресуется сразу обеим группам. На обдумывание вопроса предоставляется 1 мин., после чего поочередно выслушиваются и оцениваются ответы по 5-балльной системе, при этом учитывается: - быстрота при подготовке ответа; - его правильность, краткость и оригинальность; - умение дать обоснование. По наибольшему количеству баллов определяется группа победителей. | Развивает профессионально важное умение точно формулировать свою точку зрения, умение ее аргументировано обосновать, овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора |
Работе с инструктивно-директивными документами | Воспитателям заранее предлагается ознакомиться с каждым из них, соотнести весь изложенный материал со своей работой, и выделив одно из направлений, продумать план по устранению недостатков. Эту работу каждый проделывает сначала самостоятельно, а затем обговариваются разные подходы к решению одной и той же проблемы. | Развитие умения работать с документами |
Анализ детских высказываний, поведения и творчества дошкольников | Руководитель готовит материал: магнитофонные записи, подборка рисунков или поделок детей, записи их поведения. Молодые воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю, работающему с этими детьми. | Умение анализировать продукты детской деятельности |
Метод игрового моделирования | В целом игры с их многосторонним анализом конкретных ситуаций позволяют связывать теорию с практическим опытом воспитателей. | Данный метод повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем. |
Предполагаемые результаты работы клуба молодого педагога детского сада:
Оказана адресная методическая помощь по заявленной педагогической проблеме.
Молодые педагоги принимают участие в педагогических чтениях, семинарах, выступают на заседаниях ГМО, в профессиональных конкурсах.
Молодые педагоги аттестуются на соответствие должности и 1 кв. категории.
Посещаемость занятий школы молодого педагога ДОУ составляет не менее 80%.
Положение
О клубе молодого педагога
«Ступени педагогического мастерства»
г. Когалым, 2020 год
Положение о клубе молодого педагога
«Ступени педагогического мастерства»
Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения города Когалыма «Колокольчик»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность клуба молодого педагога, который является педагогическим сообществом ДОУ и действует в целях развития и совершенствования образовательного процесса, адаптации и повышения педагогического опыта молодых педагогов, внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Клуб молодого педагога ДОУ действует в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом ДОУ и настоящим положением.
1.2. Клуб молодого педагога ДОУ является составной частью системы повышения квалификации педагогов ДОУ.
1.3. Клуб молодого педагога создается решением педагогического коллектива ДОУ.
1.4. Членами клуба молодого педагога могут быть любые члены педагогического коллектива ДОУ на добровольной основе.
1.4. Деятельность клуба молодого педагога осуществляется на основе данного положения.
2. Основные задачи
2.1. Цель деятельности Клуба молодого педагога:
Создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Помощь молодым педагогам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
2.2. Задачи Клуба молодого педагога:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых педагогов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
2. Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
3. Обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.
4. Выявление затруднений педагогов в осуществлении педагогической деятельности и оказание им помощи в преодолении данных затруднений;
3. Функции
3.1. Клуб молодого педагога осуществляет следующие функции:
3.2.. Обсуждает и утверждает план работы Клуба молодого педагога.
3.3. Изучает общеобразовательные программы дошкольного образования, нормативные документы, методическую литературу по вопросам образования.
3.4. Оказывает консультативную помощь через семинары, тренинги, консультации специалистов, практические занятия, взаимопосещения.
3.5. Определяет соответствие предметно-развивающей среды и образовательного процесса возрастным, индивидуальным особенностям воспитанников, требованиям общеобразовательной программы дошкольного образования.
3.6. Отслеживает итоги успешности обучения и воспитания детей, состояния их здоровья.
3.7.Изучает затруднения молодых педагогов, организацию работы по их самообразованию; преодолению выявленных проблем на тренировочных практических занятиях;
4. Права
4.1. Члены клуба молодого педагога имеют право:
- использовать имеющуюся материальную базу ДОУ для адаптации и самообразования;
- обращаться за методической, научной и другими видами помощи к администрации ДОУ и наставникам;
- творчески самореализовываться в рамках педагогической деятельности, участвовать в работах творческих групп, педагогических мастерских и др.;
- получать оперативную консультационную помощь.
5. Организация деятельности
На занятиях клуба молодого педагога оказывается теоретическая и практическая помощь педагогам по вопросам саморазвития и организации образовательного процесса.
- работа с документацией детского сада;
- современные подходы к образовательному процессу дошкольного учреждения;
- культура анализа и самоанализа образовательной деятельности;
- создание воспитательной системы детского сада;
- руководитель клуба молодого педагога организует посещения занятий и режимных моментов начинающих педагогов к опытным воспитателям.
- изучаются проблемы в организации и осуществлении педагогической деятельности, под руководством опытного педагога разрабатывается и реализуется индивидуальная траектория накопления и совершенствования опыта молодого педагога.
- руководителем клуба молодого педагога является старший воспитатель.
- занятия с молодыми педагогами проводятся 1 раз в месяц в течение учебного года.
6. Планируемые результаты деятельности клуба молодого педагога:
Сформируются педагогические кадры, способные отвечать вопросам современной жизни.
Сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.
Повысится доля педагогических работников, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
Деятельность клуба молодого педагога способствует тому, чтобы из молодого специалиста за три года «вырос» молодой перспективный педагог, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности
7. Состав и руководство
В состав клуба молодого педагога могут входить:
7.1 .Педагоги со стажем работы до 10 лет;
7.2. Педагоги – специалисты;
7.3. педагоги со стажем работы более 10 лет, если выбранная тема на учебный год их заинтересовала;
7.4. В работу клуба могут быть приглашены: родители, медицинский персонал, педагоги и специалисты других ДОУ.
7.5. Руководить клубом может любой выбранный из состава клуба молодого педагога.
8. Взаимосвязи
8.1. Клуб молодого педагога может взаимодействовать с коллегиальными органами управления ДОУ, педагогическими сообществами, общественными объединениями ДОУ в рамках своих компетенций.
9. Ответственность
9.1. Клуб молодого педагога несет ответственность за выполнение, выполнение не в полном объеме или невыполнение закрепленных за ним задач и функций.
10. Делопроизводство
10.1. План работы клуба молодого педагога фиксируется в специальном журнале. Материалы занятий прилагаются к плану работы.
10.2. Материалы клуба молодого педагога хранятся у старшего воспитателя ДОУ.
10.3. Итоги работы клуба молодого педагога подводятся в конце учебного года и заслушиваются на заседании педагогического совета.
11.Заключительные положения
8.1.Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителя Учреждения.
8.2.Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение не реже одного раза в 5 лет и подлежат утверждению руководителем Учреждения.
План работы клуба молодого педагога
«Ступени педагогического мастерства»
на 2020 – 2021 учебный год
руководитель М.А. Черненко
старший воспитатель
Месяц | Тема | Содержание | Форма проведения |
Ноябрь | «Будем знакомы» | Самопрезентация участников, знакомство с коллегами, мотивация к участию в работе клуба | Игра |
Декабрь | «Планирование воспитательно-образовательной работы» | Представление форм планирования воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО | Круглый стол |
Январь | «Интегрированный подход в организации образовательного процесса» | Развитие умений проектирования воспитательно-образовательного процесса через интеграцию содержания образовательных областей | Семинар-практикум |
Февраль | «Организация развивающей предметно--пространственной среды в группе» | Совершенствование теоретических знаний и умений по созданию развивающей предметно-пространственной среды, способствующей индивидуализации образования | Семинар |
Март | «Понять, принять, признать» | Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми | Тренинг |
Апрель | «Организация взаимодействия с семьями воспитанников» | Знакомство с эффективными формами сотрудничества с родителями, развитие умений конструктивного партнёрского общения в соответствии с ООП ДО | Семинар-практикум |
Анкета
для начинающих педагогов
Уважаемые педагоги, для определения выбора тем занятий клуба молодого педагога ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
С какими законодательными актами, нормативными документами, регламентирующими вопросы образования, Вы хотели бы ознакомиться?
Какую(-ие) образовательную(-ые) программу(-ы) дошкольного образования Вы хотели бы изучить более подробно?
Какие трудности Вы испытываете при составлении плана (перспективного, календарного), занятия, воспитательно-образовательного мероприятия и др.?
С какими сложностями Вы сталкиваетесь в образовательном процессе (укажите направления воспитательно-образовательной деятельности, вызывающие у Вас наибольшие затруднения)?
Какие проблемы возникают у Вас при установлении контакта с ребенком, общении с группой воспитанников, разрешении детских конфликтов?
Какими педагогическими методами и приемами, способами воспитания Вы хотели бы овладеть?
Консультации каких специалистов (образования, медицины, психологии и др.) Вы хотели бы получить, по каким вопросам?
Какие проблемы возникают у Вас в работе с семьями воспитанников?
Какие затруднения вызывает у Вас создание предметно-развивающей среды?
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости
(Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают.
В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину.
Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что
доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту
Если у Вас преобладают ответы:
"А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.
"Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.
"В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!
Стрессоустойчивость:
для ответов типа "А" – нормальная.
для ответов типа " Б" – неустойчивая.
для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
Советы молодому педагогу
Станьте для детей ярким, интересным, гуманным человеком, у которого они всегда смогут найти поддержку.
Будьте чуткой и внимательной: это поможет Вам заметить, что ребёнок в Вас нуждается.
Стремитесь узнать ребёнка: его интересы, особенности, духовный мир. Это поможет лучше понять ребёнка. Присматривайтесь, прислушивайтесь, анализируйте!
Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно совершенствуйтесь! В этом особенность нашей профессии. Чтобы детям было с Вами хорошо и интересно – пополняйте свои знания, овладевайте передовыми педагогическими методиками.
Держите правильный тон в разговоре с детьми: мягкий, спокойный, но требовательный в нужной ситуации. Обращайтесь к детям по имени, будьте улыбчивы, даже если у Вас плохое настроение.
Не смотря на трудности в первое время, постарайтесь быть уверенным с детьми и родителями. А для того, чтобы у Вас самой появилась такая уверенность, больше готовьтесь к педагогическому процессу и советуйтесь с коллегами.
Главное – установить контакт с детьми и лучше всего это сделать ласковым и добрым отношением, интересными делами.
Умейте применять на практике те знания, которые Вы получили.
Перенимайте из опыта коллег то ценное, что они наработали. Но не копируйте бездумно, а делайте соответствующие выводы; не переносите негативные стороны в свою работу (не водите детей строем в умывальную, не заставляйте подолгу ждать, томясь за столом, собираясь на прогулку…).
Больше играйте с детьми! Будучи партнёром, Вы легче сможете поддерживать и развивать игровой замысел, расширять их кругозор, научите общаться и вести диалог в игре.
Чтобы дети с интересом шли в Вашу группу, каждый раз приготавливайте для них что-нибудь новое, интересное (сказку, игру, поделку и т.п.). Маленький сюрприз, доброе слово или шутка, улыбка, весёлая потешка послужит хорошим началом не только наступившего дня, но и установлению прочных тёплых отношений между Вами и детьми.
Осторожно устанавливайте нить доверия между родителями и Вами. Будьте тактичны, не допускайте панибратства и не будьте чересчур фамильярны. Самый верный способ завоевать расположение родителя – это похвалить его ребёнка, а уж за что – решите сами.