СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Клуб выходного дня, тематическое занятие: "Здоровье подростков"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучениевредных привычек и их влияние на здоровье человека. Закрепить у воспитанников знания о том, что здоровье- главное условие счастливой жизни.

Просмотр содержимого документа
«Клуб выходного дня, тематическое занятие: "Здоровье подростков"»

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Белореченский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект тематического мероприятия в рамках КВД

Тема: «Здоровье подростков».

(с использованием коррекционных технологий и ИКТ)



Дата проведения: 29.07.2022г.





Разработчик: Сидоренко Н. А., воспитатель


с. Великовечное.


Цель: - Изучение вредных привычек и их влияние на здоровье человека;

- Закрепить у воспитанников знания о том, что здоровье- главное условие счастливой жизни.

Задачи: -Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики);

- Пробуждать в детяхчевство собственного достоинства и уважительное отношение к себе;

- Пропагандировать здоровый образ жизни.

Оснащение: стулья, телевизор, ноутбук.

Ход занятия:

Здоровье подростков в недавнем прошлом и сегодня


Жизнь меняется стремительно и, видимо, бесповоротно. Сегодняшним тинейджерам трудно поверить, что у вполне молодых еще бабушки и дедушки в детстве не было не только мобильных телефонов, но и стационарные-то были не у всех. И чтобы позвонить маме, надо было добежать до будки с телефоном-автоматом, бросить в щель желтенькие 2 копейки, покрутить пальцем застревающий диск, и, когда мама ответит, проорать в микрофон: «Маам, я пообедал, иду на тренировку, а потом гулять!». Быстро бросить трубку, пока мама не успела спросить про результат контрольной и домашнее задание, и унестись галопом по своим важным ребеночьим делам, дожевывая на ходу котлету. Дома-то ее есть некогда, да и скучно.

Родители не слишком контролировали то, чем занимается подросток, чем питается. И не только потому, что не было такой возможности. Уклад жизни был иным. Лучше или хуже — вопрос спорный. У детей, с одной стороны, было меньше прав. Но при этом, как ни странно, гораздо больше свободы — в определенных пределах.

Взрослые, учителя и родители, гораздо строже относились к детям в вопросах учебы и дисциплины. За курение отец мог и надавать ремнем по мягкому месту, а уж какое наказание ждало подростков за раннее начало половой жизни (если об этом становилось известно), и подумать страшно. О пирсинге и тату не стоило и мечтать, да и выполнялось все это кустарно, порой совершенно дремучими методами.

Зато у подростка было море возможностей для саморазвития и спорта. О таком количестве бесплатных секций, кружков, клубов и дешевых курсов сегодняшняя молодежь даже мечтать не может. Все, от шахмат до конного и парусного спорта, от авиамоделирования до театральной студии, художественной, музыкальной школы и курсов иностранных языков. Любых, включая японский и суахили.

И дети всем этим занимались. И спортом, и рисованием, и шитьем, и чтением. И настольными играми — за неимением компьютерных. Да и вообще за неимением компьютеров и смартфонов.

И прививки им делали всем, не спрашивая разрешения родителей — так и удалось почти победить многие болезни. Почти — потому что не вовремя появились антипрививочники и все испортили.

Предыдущие поколения были более здоровыми, несмотря на более низкий уровень медицины. Трудно сказать точно, в чем именно скрывалась причина — в лучшей ли экологии, более натуральных продуктах, доступности медицины или даже в меньшей доступности информации. Но это факт.

Современные подростки и ЗОЖ


По сведениям НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, среди сегодняшних детей здоровыми можно считать не более 10-12%. У остальных есть расстройства здоровья той или иной степени, и с возрастом количество диагнозов только увеличивается. Уже в начальной школе около 50% учеников имеют хронические заболевания, а к старшим классам — и все 60-70%. Самые пугающие показатели роста заболеваемости — у болезней опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы, а также заболеваний почек.

В среднем в начальной школе ученики имеют по 2 диагноза, в средних классах добавляется еще два, а к окончанию школы у подростков в среднем имеется 5 и более хронических заболеваний и функциональных нарушений.

При этом во время анонимных и открытых анкетирований подавляющее число школьников на первое место в шкале ценностей ставят здоровье. И отмечают приверженность идее здорового образа жизни. Но на деле все оказывается совсем не так, и их утверждения носят скорее декларативный характер.

Большинство подростков не соблюдают рекомендованный по возрасту режим учебы и отдыха. И чаще всего дело даже не в отсутствии дисциплины у ребенка, а в учебной нагрузке, не соответствующей возрастным возможностям детей, в чрезмерной информативной и эмоциональной насыщенности их жизни.

Крайне отрицательно сказывается на состоянии здоровья и нехватка физической активности. Дефицит ее особенно сильно проявляется в старших классах школы. Это связано и с тем, что избыточная нагрузка в школе просто не оставляет времени на спорт, и с тем, что занятия в спортивной секции или клубе оказываются не по карману многим родителям.

Много проблем с правильным питанием. Всего 14% школьников ответили, что питаются 4-5 раз в день, как это рекомендовано диетологами. Почти треть принимают пищу всего 1-2 раза в день, а за сбалансированностью рациона следят всего 18% молодых людей. При этом 13% подростков вообще не следят за своим весом, 20% уверены, что вес следует контролировать только посредством ограничения в пище, и только 15% в качестве средств контроля за весом называют не только диету, но и физические нагрузки.

Мало времени подростки проводят «на свежем воздухе», то есть на улице, причем даже в выходные и праздничные дни. Многие признаются, что чаще всего их пребывание вне помещения ограничивается дорогой из дома в учебное заведение и обратно, да походами в кафе и магазин.

Подавляющее большинство школьников и студентов не соблюдают режим сна: половина спит меньше рекомендованных 8 часов, а 20% проводят во сне больше нормы.

Кроме того, свое губительное влияние оказывают и вредные привычки, с которыми подростки знакомятся все раньше и раньше. Это и курение, и алкоголь, и игромания, и наркотики. По результатам анонимного опроса, почти 60% детей в возрасте 10-12 лет уже пробовали курить, к 13-15 годам более 70% знакомы с алкогольным опьянением. Всего 30% молодежи не употребляют спиртного, остальные делают это чаще 2 раз в месяц. Высока доля подростков, знакомых с наркотическими веществами, и около 20% оценивают употребление этих веществ как менее опасное по сравнению с алкоголем. Хотя положительного отношения к наркотикам не высказал никто.

Школьники признаются, что при желании наркотические вещества можно раздобыть практически в любом учебном заведении.

И еще: большинство подростков не понимают, что в понятие здорового образа жизни входит не только питание и физическая активность, но и психогигиена, подразумевающая благоприятный эмоциональный фон и позитивное отношение к жизни.


Формирование привычки к здоровому образу жизни


Хотя молодежь и уверена, что они обо всем знают больше и лучше своих «замшелых предков», это почти всегда не соответствует фактическому положению дел. Подросткам для формирования действительного здорового образа жизни часто не хватает ни знаний, ни умения их систематизировать, ни понимания цели, которая объясняла бы смысл стараний.

Потому декларируемые ценности юного поколения не всегда соответствуют их поведению в реальности. Задача старших — помочь детям достичь этого соответствия. И для начала — ненавязчиво объяснить, в чем, собственно, заключается этот самый ЗОЖ.

Вот его главные составляющие:

Правильный, физиологически оптимальный режим учебы/труда и отдыха, включающего в себя и достаточно продолжительный ночной сон, и общение с близкими, и занятие хобби.

Рациональное по составу и регулярности питание, контроль за весом.

Закаливание, прогулки и физическая активность на воздухе, вне помещений.

Личная гигиена — как тела, так и мыслей и чувств.

Обеспечение потребности тела в движении: прогулки, занятия спортом, танцами и т.д.

Отказ от вредных привычек и опасных пристрастий, включая не только курение и алкоголь, но и интернет-зависимость, игроманию и др.

Формирование эмоциональной и психологической устойчивости, уверенности в себе, овладение культурой общения, в том числе в сфере половых контактов.

Самообразование в сфере ЗОЖ, без которого трудно достичь понимания необходимости выполнения всех предыдущих пунктов.

Подросток должен понимать, почему надо спать 8 часов ночью, а не днем, по два часа вразнобой. Чем отличается здоровое питание от фастфуда и прочего пищевого «мусора». Почему неправильно наедаться один раз в день перед сном, почему надо завтракать и обедать. Зачем надо гулять и двигаться, и чем плоха привычка жить, уткнувшись в смартфон или планшет. Почему важно научиться говорить «Нет», и чем страшен даже одноразовый прием наркотиков «чтобы попробовать и понять». В конце концов, почему надо принимать душ не по субботам, а утром и вечером, и дважды в день чистить зубы.

Прийти к здоровому образу жизни поможет мотивация, которая бывает разной — от пробуждения чувства сохранения до следования модным тенденциям. Курить, например, не только вредно для всего организма. Это еще и неприятно для окружающих — включая тех, чье мнение для подростка важно. Это уже и не модно. Потому что модно быть здоровым, стройным, с хорошей кожей, белыми зубами и блестящими волосами. Важно не переборщить с формированием мотивации, потому что можно нечаянно вызвать других «джиннов»: чрезмерную зацикленность на самочувствии, ипохондрию, фобию болезней и смерти, или неадекватное стремление следовать моде и добиваться одобрения социума любой ценой.

На практике оказывается, что лучший способ воспитания — собственный пример. Если ребенок с раннего детства живет в семье, где здоровый образ жизни — естественная норма, ему не потребуется дополнительных мотиваций. Этот образ жизни впитается в его сознание сам собой, формируя жизненные установки и модели поведения в будущем.


Что я могу посоветовать подросткам?

Прислушивайтесь к советам взрослых. Хотя бы неявно. Они действительно хотят добра и знают больше.

Питайтесь правильно. Лучше всего посоветоваться со специалистом по правильному питанию, чтобы составить свой рацион из самых подходящих и вкусных продуктов и определить количество приемов пищи в день. Спите и отдыхайте достаточно. Как правило, спать надо не менее 8 часов, причем в ночное время.

Занимайтесь спортом, или хотя бы просто энергично двигайтесь 60 минут в день. Это может быть прогулка с собакой и игра с ней, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках, танцы, бег, игра в волейбол или работа с тренажерами. Что угодно, но чтобы организм получил свою порцию движения. Гуляйте, бывайте на свежем воздухе. Заведите друзей, с которыми вам интересно и приятно общаться, с которыми вас объединяет сходное отношение к жизни.

Научитесь говорить: «Нет». Когда вам предлагают попробовать что-то запретное или вредное, когда вами манипулируют или пытаются втянуть во что-то негативное, отказывайтесь. Это простое умение может спасти ваше здоровье, карьеру, отношения и даже жизнь.

Планируйте свое время. Многие подростки говорят, что у них не хватает времени на спорт или регулярное питание, на полноценный ночной сон или на прогулки. На самом деле им не хватает не времени, а организованности и мотивации. Лениться легче всего, но добиваются успеха только те, кто сумел включить в свой распорядок дня даже лень — в умеренной дозе.

Ну и закончить наше занятие хочу просмотром мультфильма. Смотрим.






Список литературы:

  1. Антонова Е.В. Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления / диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Научно-исследовательский институт педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Москва, 2011.

  2. Баранов А.А., Алексеева Е.И., Антонова Е.В. и др. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии, 2 изд. испр. и доп. Под ред. А.А. Баранова. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009. - 592 с.

  3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России / Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 6. – С. 10-14.

  4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. и др. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации / Российский педиатрический журнал, 2016, том 19, №5, С. 287-293.

  5. Энциклопедия для родителей / Союз педиатров России, Научный центр здоровья детей, Российская академия педиатрии; под ред. Л.С. Намазовой-Барановой.- М.: ПедиатрЪ, 2017. – 740 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!