Приложение 2
Клубный час «Рукотворный мир»
Учебный кабинет: Клуб почемучек «Удивительное стекло»
Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире, продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы (со стеклом).
Задачи: Образовательная область: Познание.
Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием,
видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.
Развивать умение обследовать предметы, используя все анализаторы:
зрительный, слуховой, тактильный; разрешать противоречия.
3. Упражнять детей в умении использовать в своей работе схемы-модели.
4. Воспитывать бережное и осторожное отношение к стеклу.
Социально-коммуникативное развитие:
Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.
Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к
поисково-познавательной деятельности.
Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать,
выделять причинно-следственные связи.
Воспитывать уважительное отношение к людям труда.
Образовательная область: Речевое развитие:
Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, словами,
обозначающими свойства стекла.
Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя
речь – доказательство.
Оборудование: корона Феи стекла, ИКТ – фильм «Как делают стеклянные предметы»; стаканы с мыльной жидкостью, трубочки от коктейля; символы-схемы: снежинка, рыбка в аквариуме, гладь озера, камень, осколки; картинка льда; стакан с водой; калейдоскопы.
Ход:
- Здравствуйте, ребята! Я точно знаю, что вы знакомы с настоящим чудом, но даже не подозреваете, что это чудо всегда рядом с нами. Подойдите к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Я сейчас не о сосне. И не о березе. Подойдите поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.
Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам.
И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об
него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра
Зато свет проходит почти без всякой задержки. Отгадайте загадку, и вы узнаете,
о чем сегодня пойдет речь.
- Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь. (Стекло)
- Хотите отправиться к фее стекла? Тогда в путь: 12345 – глаза закрываются, 12345 – дети удивляются. (надеваю корону Феи стекла)
- Я – Фея стекла. Что люди делают из стекла? (ответы) Вы знаете, как люди делают стекло? (ответы детей)
- А хотите увидеть своими глазами, как изготавливаются стеклянные вещи?
(ФИЛЬМ)
- Вы запомнили, как называют мастера, который выдувает стеклянные сосуды? (стеклодув).
- Попробуйте и вы превратиться в стеклодувов. Предлагаю надуть мыльные пузыри с помощью трубочки от коктейля. – Делайте это осторожно, представьте, что вы работайте с раскаленным стеклом. (действия детей)
Хорошо получилось. – А вы заметили в этой комнате изделия из стекла? Назовите их. Здесь есть и другие изделия, которые от вас спрятались. Можно я помогу вам их найти? Слушайте внимательно в каком направлении нужно двигаться.(словесная инструкция по ориентировке в пространстве). Дети находят вазу, очки, статуэтку, флакон от духов…)
- Из чего эти предметы? (из стекла). – Значит они какие? (стеклянные).
- Легко ли быть стеклоделом? Почему? Согласна, это тяжёлый и ответственный труд, люди, которые этим занимаются заслуживают уважение.
- А давайте и мы с вами превратимся в стеклоделов. (ФИЗМИНУТКА)
Мы, ребята – стеклоделы, принимаемся за дело (маршируют, засучив рукава)
Массу в печи помещаем (приседают, встают)
Очень сильно нагреваем (приседают, встают)
Долго мы стекло варили и за качеством следили (вращение кистями рук)
Нами сварено стекло, светлым быть оно должно (руки в стороны)
Все в порядке, ставим пять (показываем большой палец на вытянутых руках)
Можно смело отдыхать (потирают ладошки)
- Я Фея стекла и много о стекле знаю, а вы знаете, какими свойствами обладает стекло?
* Оно холодное. – Как это узнать? Каким символом это можно отметить? (снежинка)
* Прозрачное. Как проверить? (символ – рыбка в аквариуме)
* Попробуйте погладить стекло. О каком свойстве можно сказать? – Оно гладкое. Как это можно изобразить? ( поверхность озера)
* Как вы думаете, о каком свойстве стекла нам подсказывает символ – камень?
Да, стекло твердое. Можно его согнуть? А как отделить кусочек? (предположения детей).
* Что произойдет, если стеклянный предмет случайно уронить? (разобьется)
- Значит какое стекло? (хрупкое) Отметим это свойство. (осколки)
- По своим свойствам, что вам напоминает стекло, что обладает такими же свойствами? Конечно лёд. (картинка)
- Какое свойство стекла вы считаете опасным? (хрупкость)
- Вы сможете рассказать своим друзьям правило обращения со стеклянными предметами? (формулировка правила)
- В моей волшебной стране стекло обладает еще одним замечательным свойством. Оно умеет петь. Хотите послушать? (показ опыта: в 3 одинаковых гладких стеклянных стакана налито разное количество воды. Взрослый мокрым пальцем водит по краю стакана, извлекая звук).
- Мне было с вами очень интересно. А вам? Что вы нового узнали о стекле?
У меня есть для вас сюрприз. Его получит тот, кто поможет мне разрешить задачку. ТРИЗ – разрешение противоречий.
- В моем королевстве живет принцесса. Она очень капризная, но король все, все ей разрешает. У принцессы появилась новая забава. Она любит делать дребезги и перебила почти всю стеклянную посуду. Скоро совсем не из чего будет есть. ПОМОГИТЕ. Подскажите, что же делать. И чтобы принцесса была довольна, делая дребезги, и чтобы стеклянная посуда осталась цела?
(дети решают противоречие).
- Я очень рада вашей помощи, вы такие сообразительные! А вот и мой сюрприз – калейдоскопы.
-Пришло время возвращаться. 12345 глаза закрываются.
12345 дети возвращаются.
До свидания.