Цель занятия: создать условия для формирования культуры поведения обучающихся с другими людьми. Задачи: = познакомить с употреблением в речи слов благодарности, извинения, просьбы = повторить слова приветствия и прощения = учить поступать в соответствии правилам вежливого человека = развивать культуру общения между детьми = воспитывать уважение к себе и к окружающим людям Оборудование: сборник стихов о вежливости, рассказ В. Осеевой «Волшебное слово», карточки №1-5, слова-приветствия, слова-прощания, вежливые (волшебные слова), игра «Волшебные слова». Ход занятия: 1. Организационный момент. Ну-ка проверь дружок. Ты готовь начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый должен получать Только лишь оценку «пять». 2. Сообщение целей и задач урока. - Сегодня мы познакомимся с волшебными словами, которые вежливые люди употребляют, когда благодарят, извиняются или что-то просят. Вспомним те волшебные слова, с которыми мы уже знакомы –это слова приветствия и прощения. Научимся правильно употреблять эти слова в речи при общении. Будем учиться быть вежливыми людьми. Девиз нашего занятия: Да здравствуют вежливость и доброта, Да здравствуют добрые лица! И пусть тот, кто злится, - стыдится. В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Поэтому так важно употреблять в своей речи вежливые слова. ВОЛШЕБНЫЕ СЛОВА Четыре волшебные слова – ЭТИКЕТА основа. Вы часто их говорите, Звучат они очень красиво: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО 3.Актуализация ранее изученного Сейчас я проверю, знаете ли вы волшебные слова. Поиграем в игру. Игра «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА» (Олеся Емельянова) Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «… Привет! А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, … Здравствуй! К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «… До свиданья! Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «… Извини! Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «… Спасибо! Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «… Браво! Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «… Будь здорова! Молодцы! Все ли это волшебные слова. Нет, их много Карточка: слова- приветствия, слова-прощания, вежливые (волшебные) слова. - Когда мы говорим слово «здравствуйте»? - Что обозначает это слово? («Здравствуйте» - это слово приветствие, означает пожелание здоровья) -Какие еще слова приветствия вы знаете? (Привет. Добрый день, добрый вечер, …) - Когда и кому мы говорим «до свидания»? - Что означает это слово? (До свидания, пока, до вечера, до завтра – это слова -прощания) -Когда мы произносим слова: простите, извините? Это слова извинения. (Я виноват, извините, пожалуйста). В разных странах культура общения разнообразна. В Великобритании, если вы случайно задели кого-то в толпе, извиняются оба участника происшедшего. Как просить прощения? Во-первых, извиняющийся должен хорошо понимать, за что он просит прощения, осознавать свою вину, желать искупить её. Во-вторых, извиняться надо от чистого сердца, чтобы обиженный чувствовал Ваше раскаяние в содеянном, верил искренности Ваших слов. Во время произношения извинений необходимо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону. Этикет разрешает дополнять слова извинений подарками (Хотя некоторые могут отнестись к этому как к попытке подкупа) Этикет разрешает извиняющемуся предлагать возможные пути искупления своей вины. Тем, кто готов простить, необязательно отвечать на извинения словами: можно просто улыбнуться или протянуть руку для рукопожатия. - Слово «спасибо» говорим, когда кого-то благодарим. Спасибо, благодарю, большое спасибо –это слова благодарности. - Когда просим, говорим «пожалуйста» (будьте добры) - Ребята, все эти слова мы называем волшебными. А какое волшебство они совершают? (Эти слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной) - Все ли правильно употребляют эти слова в речи. Давайте послушаем стихи: 1.Н. Юсупова «Кто кого любит?» Пошел я гулять И в саду по привычке Я дернул девчонку За обе косички. На крик прибежала Девчонкина мать, Меня уловчилась За ухо поймать… Попробовать, что ли? В сторонку куда-то… «Простите меня» - Я шепнул виновато. - Ступай,- Улыбнулась. - Прощаю пока. - И ухо мое отпустила рука. «Простите» … Ура! Убедился я снова, Какое оно интересное слово. - Почему мама отпустила мальчика? - Было ли извинение искренним? - В каких случаях мы просим извинения? Сейчас мы с вами послушаем еще одно стихотворение «Вежливый Витя или нет» и подумаем такая ли здесь ситуация. 2.И. Антонов «Вежлив Витя или нет» Малыша обидел Витя Перед школою в строю Витя просит: - Извините, Я ошибку признаю. На урок пришел учитель, Положил на стол журнал, Следом Витя: - Извините, Я немного опоздал. - Тихомиров! Покажите Нам на карте город Псков - Извините, шепчет Витя,- Я к уроку не готов. Мы поспорили с Наташей! Вежлив Витя или нет? Разберитесь в споре нашем И пришлите нам ответ! - Как вы думаете, вежливый ли Витя? Нужно ли принимать его извинения? 3.В. Лунин «Вежливый слон» Вышел слон на лесную дорожку Наступил муравью на ножку. И вежливо очень Сказал муравью - Можешь и ты наступить на мою. - Вежливый ли слон? - Правильно он извинился? Ребята, давайте подумаем, когда же мы извиняемся? Вывод: Извиняемся мы тогда, когда совершаем что-то обидное нечаянно, случайно, а не специально. Послушайте стихотворение и подумайте, что сделал мальчик неправильно? 4.С. Погорельский «Перестарался» Вот кто вежливость у нас Проявил на деле: Он в полночный тихий час Поднял мать с постели - Что с тобой?! – вскричала мать,- Заболел сыночек? ... - Я забыл тебе сказать: «Мама, доброй ночи». - Как он должен был поступить? Вывод: Оказывается, зная волшебные слова, мы можем быть невежливыми людьми. Каждый из нас должен знать, где и когда, и как мы должны произносить эти слова. Давайте вспомним рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». - За что Павлик был обижен на сестру? Бабушку? брата? - Кого встретил Павлик на улице? - Как помог мальчику старичок? -Найдите и прочитайте отрывок, где говориться о том, как поступила сестра, услышав волшебное слово от Павлика. - Что сделала бабушка на просьбу внука? - Прочитайте отрывок о том, как прореагировал брат на просьбу Павлика? - Почему никто не отказал Павлику? Мальчик просил так, что ему нельзя было отказать. Найдите в рассказе строчки, где старик учил Павлика, как нужно говорить слово «пожалуйста». Вывод: Говорить слово «пожалуйста» надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Физкультминутка «Пожалуйста» Педагог дает команды, а обучающиеся выполняют только тогда, когда произносится слово «пожалуйста». 4.Закрепление Работа в парах. Разыгрывание ситуаций. Карточки № 1- 5. 5.Итог занятия: -О каких словах мы сегодня говорили? -Для чего нужны вежливые слова? Тот. Кто часто использует «волшебные» слова. Является вежливым человеком. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Добрый день и добрый вечер! Здравствуй, здравствуйте, привет! Сколько зим и сколько лет! Много разных слов волшебных Знаю я И охотно передам вам Знания: Разрешите, извините, Будьте так добры, скажите, Ах, пожалуйста, простите, До свидания 7.Рефлексия Карточка №1 Обратитесь к соседу с просьбой дать карандаш. - Андрей, дай мне, пожалуйста карандаш, а то мой поломался. - Возьми. - Спасибо. Анализ ситуации. Карточка № 2 Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время? -Скажите, пожалуйста, который час? -Шесть часов. -Спасибо. -Правильно ребята разыграли ситуацию. Все ли слова использовали вежливые для этого? Карточка № 3 Вы едете в транспорте и вам надо выйти, а впереди вас стоят люди, вы обычно говорите: «Извините, вы на следующей остановке выходите!» или «Вы выходите?» Первое выражение — это не извинение, а вежливое обращение. Карточка № 4 Случайно толкнув или задев локтем кого-то в транспорте, воспитанный человек обязательно произнесёт: «Извините», «Прошу прощения» или «Ничего страшного», «Да ладно, не стоит извинений». Карточка № 5 Вопрос к случайному прохожему надо начинать с извинения: «Извините, пожалуйста, Вы не подскажите, как добраться до улицы Голенева?» |