СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда начинать учить читать ребенка

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каком возрасте начинать учить ребенка читать? Кто-то из родителей начинает учить читать два года, кто-то вообще не учит,  у кого-то ребенок в шесть лет заинтересовалс, взял и сам научился. Так как правильно? 

Просмотр содержимого документа
«Когда начинать учить читать ребенка»

Консультация для родителей

Когда начинать учить читать ребенка

Учитель-логопед: Орленко Н.А.



Буквы повсюду вокруг нас, дети видят их в книгах, в журналах, на витринах магазинов, на упаковках продуктов, в компьютере, на детских кубиках. Ребенок с раннего детства знает, что эти буквы можно читать, как это делают взрослые.

Так в каком возрасте можно начинать учить читать ребенка? Ведь бывает очень по-разному: кто-то из родителей начинает учить читать в два года, кто-то вообще и не учит, у кого-то ребенок в шесть лет заинтересовался, взял и сам научился. Как правильно?

Иногда бывает, что маленький ребенок садится с книгой в руках и своим видом копирует чтение взрослых — держит правильно книгу, переворачивает страницы, где нужно, и рассказывает сказку, так как знает её наизусть. Все психофизиологические и физиологические системы у ребенка правильно организованы, но пока ему нужно переждать период медленного чтения.

В два и в три года детей можно познакомить с буквами, чтобы он мог узнавать их, показывать. Но учить читать не нужно. Ребенок сам начнёт интересоваться буквами, цифрами на шестом, седьмом году жизни, когда у него будут сформированы психические функции, созреет мозг. Конечно, бывают частные случаи, когда ребенок сам зачитал в три года, но в «массовое производство» нельзя пускать лозунг «чем раньше, тем лучше». Потому что по данным исследования института возрастной физиологии РАО, у 40–60% детей к школьному возрасту не сформировано внимание, у 60% детей не сформирована речь. Также важным является и то, что при несформированности мозга и произвольности внимания никакой запас знаний эффективного результата нам не даст. В шесть лет уже начинаются зрительные дифференцировки, и все дети мира начинают интересоваться процессом чтения, потому что все готовы и знают, что мы будем читать.

Обратимся к физиологии и нейрофизиологии. Мы знаем, что читаем в тот момент, когда фиксируем взор на слове. Было проведено исследование по фиксации этого взора (данные движения глаз в процессе чтения). Большое количество детей фиксировали взгляд на сочетании нескольких букв. То есть во время чтения, как только взгляд фиксировался на слове, исследователь ставил туда точку. Если диаметр этой точки большой, значит, у ребенка нет целостного восприятия букв. Ребенок начинает двигать глазами, неоднократно возвращаться по строке. Так осуществляется неадекватное чтение.

У всех детей, которых учили читать рано и торопили, в результате отмечалось неадекватное чтение: одномоментно не схватывают комплекс букв, «читают» по буквам. Так появился термин «угадывающее чтение». Ребенок распознает букву, и дальше «додумывает» слово. Родители нервничают, ругают: «Ты что, не видишь?» Но дело не в зрении, а в затруднении при зрительных дифференцировках, нет правильной фиксации взора (на каждой букве или слоге), наблюдается много возвратных движений глаз. Именно поэтому процесс чтения бессмысленный.

Вообще, процесс чтения сложный и состоит из двух уровней. На первом, сенсомоторном уровне, формируется техника чтения. Как только техника чтения «нарастет», вперед выходит понимание, за которое отвечает семантический уровень. Когда у ребенка кора «готова», то быстро формируется сенсомоторный уровень — звукобуквенный анализ, умение удержать получаемую информацию, смысловые догадки, сличение, контроль, скорость восприятия, а дальше только сплошное удовольствие от процесса чтения и получения новой информации.

Поэтому главным критерием для родителей должно быть наличие у ребенка интереса к чтению. Если ребенок интересуется, то нет никаких проблем. Потом этот интерес либо получает развитие, либо временно затухает. Всему свое время.





В статье использовано интервью руководителя центра «Логомед-Прогноз» О. Азовой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!