СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда Николаевская дорога длиннее – летом или зимой?

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зимой общая сумма длин всех рельсов уменьшается за счет длины этих пустых промежутков; убыль эта в морозы достигает ½ версты, по сравнению с величиной её в знойные летние дни. Другими словами, железная часть дороги действительно зимой на полверсты короче, нежели летом.

Просмотр содержимого документа
«Когда Николаевская дорога длиннее – летом или зимой?»

Когда Николаевская дорога длиннее – летом или зимой?


Один шутник на вопрос о длине Николаевской железной дороги ответил так:

– Летом 604 версты, а зимой – 603½.

Этот странный ответ вовсе не так нелеп, как может показаться с первого взгляда. Если под длиной железной дороги разуметь длину сплошного рельсового пути, то, действительно, он у Николаевской дороги летом на ½ версты длиннее, нежели зимой. Происходит это – как читатель, вероятно, уже догадался, – вследствие расширения тел при нагревании. Коэффициент расширения железа равен 0,000015; это значит, что каждая сажень железного бруса удлиняется на 0,000015 сажени при нагревании на 1° (Реомюра). В знойные дни температура часто доходит до 30°C, в морозы она нередко понижается до – 25°. Это дает разницу в 55°. Умножьте теперь длину рельсового пути, 609 верст, на 0,000015 и на 55 – вы получите почти ровно полверсты:



609×0,000015×55=0,502425.


Разумеется, длина дороги при этом не меняется, изменяется лишь сумма длин всех рельсов. Читатель заметил, вероятно, что рельсы железнодорожного пути не примыкают одна к другой вплотную: между стыками двух соседних рельсов нарочно оставляются так называемые зазоры, чтобы дать рельсам возможность свободно удлиняться при повышении температуры. Наше вычисление показывает, что зимой общая сумма длин всех рельсов уменьшается за счет длины этих пустых промежутков; убыль эта в морозы достигает ½ версты, по сравнению с величиной её в знойные летние дни. Другими словами, железная часть дороги действительно зимой на полверсты короче, нежели летом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!