СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда тыл становится фронтом

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроках истории в 10 классе при изучении темы «Человек и война: единство фронта и тыла», а также при проведении Единых уроков Победы в 5 -11 классах и внеурочных мероприятиях.

Просмотр содержимого документа
«Когда тыл становится фронтом»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 30» имени Александра Ивановича Трофимова

г. Чебоксары Чувашской Республики







Номинация: урок


Тема: «Когда тыл становится фронтом:

Сурский и Казанский оборонительные рубежи»

Форма проведения урока: беседа, 10 класс



Автор работы:

Иванова Любовь Аркадьевна,

МБОУ «СОШ № 30», учитель истории,

22.11.1965,

стаж работы: 25 лет,

высшая категория,

e – mail - mull22@mail.ru






Чебоксары, 2022

Пояснительная записка к уроку

Формирование у подрастающего поколения  любви к Родине, воспитание чувства патриотизма на примере истории воинской доблести и трудовой славы, готовности  к служению Отечеству и его вооруженной защите является  одной из важнейших задач российского  образования. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне.

Скоро будет 77 лет со дня Победы, но есть еще мало изученные темы, такие как «Сурский и Казанский рубежи». Изучение данного краеведческого материала способствует пониманию обучающимися, что Победа досталась великой ценой Советскому народу. Чувашская Республики внесла свой посильный труд в общую Победу.

На данном уроке используется видеоролик (воспоминание участника Казанского рубежа Феклы Раковой и дочери Елены Яковлевой), проводится блиц – опрос, работа с картой, чтение стихотворения о тружениках тыла на строительстве Суркого рубежа, обсуждение проблемы «Почему ТЫЛ – это половина Победы, даже больше...» (Г.К.Жуков), написание синквейн, прохождение обучающимися веб–квест «Выберись из комнаты» на образовательной платформе Learnis. На уроке обучающиеся узнают об эвакуированных предприятиях в Чувашию, о вкладе республики в общую победу (в том числе о строительстве Сурского и Казанского рубежей) и вспомнят героев войны. В конце урока проводится интересная рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина». К уроку подготовлена презентация.

Данный материал можно использовать на уроках истории в 10 классе при изучении темы «Человек и война: единство фронта и тыла», а также при проведении Единых уроков Победы в 5 -11 классах и внеурочных мероприятиях.



Тема: «Когда тыл становится фронтом: Сурский и Казанский оборонительные рубежи».

Цель: формирование знаний обучающихся о роли и значении тыла в достижении победы над врагом.

Задачи:

Предметные:

  • сформировать целостное представление о значимости тыла в годы Великой Отечественной войны, способе организации жизни в тылу с целью приближения Победы.

Метапредметные:

  • продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией;

  • высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы;

  • способствовать развитию умений работать в группе.

Личностные:

  • способствовать формированию собственного представления о роли тыла в годы Великой Отечественной войны, воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

  • способствовать формированию ответственного отношения к выполняемой работе.

Место урока (занятия) в изучении темы (блока): «Человек и война: единство фронта и тыла» (учебник «История России» под редакцией А.В. Торкунова).

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: уроки смешанного типа.

Используемое оборудование: доска, тетрадь, компьютер с проектором, карта Чувашской республики и раздаточный материал (карта Чувашской республики), сотовый телефон, лист оценивания, презентация.


Конспект урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний обучающихся.

1. Вступительное слово учителя.

Прошло уже 76 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Эта война драматической страницей вошла в историю. Я и вы - мы не знаем войны. Не знаем и не хотим войны. Мы родились в мирное время, в стране, победившей фашизм. Но мы должны помнить о том, какой ценой нам достался мир, счастливое детство. Как пишет М.В.Ломоносов «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». (Высказывание на слайде). Помнить -  это хранить память.  Память бессрочна. 76 лет отделяют нас от войны, как это далеко и как это близко… Память…

2. Блиц – опрос.

  • Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 г.)

  • Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война? (1418 дней и ночей)

  • Назовите основные сражения Великой Отечественной войны? (Битва за Москву, Курская битва, Сталинградская битва и др.).

  • Назовите героев Великой Отечественной войны? (Н. Гастелло, З. Козьмодемьянская, А. Матросов и др.)

  • Кто назовет наших земляков- героев из Чувашии? (З. И. Парфенова, В. П. Винокуров, А. Н. Боголюбов, Ю.В. Смирнов, М. Н. Афанасьев).

  • Что такое война?

(На слайде: Война – это

1418 дней и ночей

27 миллионов погибших

1710 разоренных городов

70 000 сел и деревень

Голод и холод

  • Почему  война вошла в историю нашего народа как «Великая Отечественная война»?  

  • А как вы думаете, что было причиной этих побед? (Героизм, талант полководцев…)

Вывод: Да, вы правы. Но ни мужество, ни умение полководцев не приведет к победе - безоружных.

III. Постановка цели и задач урока. 

  • Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? (О работе советского тыла в годы войны.)

Правильно. «Тыл – это половина Победы, даже больше...», – сказал Г.К.Жуков (Слайд)

  • Какую проблему мы будем решать на уроке?

На уроке мы должны решить проблему: «Почему тыл – это половина Победы, даже больше...»

Тема данного урока: «Когда тыл становится фронтом: Сурский и Казанский оборонительные рубежи».

IV. Первичное усвоение новых знаний.

На какие две большие части делит война жизнь страны? (Фронт и Тыл. Запись на доске.)

1. Словарная работа.

  • А что такое тыл?

Тыл — территория воюющей страны с её населением и ресурсами, кроме районов военных действий.

Труженики тыла: кто они? (творческая интеллигенция: артисты, художники, писатели, поэты, музыканты, ученые; рабочие, труженики сельского хозяйства, дети.)

Рубеж - граница, разграничительная черта, линия.

2. Перестройка экономики на военный лад.

  • Какая первостепенная задача стояла перед правительством, когда началась война? (Перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции, мобилизация и перестройка работы транспорта, мобилизация продовольственных ресурсов для снабжения армии и городов, мобилизация всех средств на нужды войны.)

  • Что и почему эвакуировалось в первую очередь? (Заводы, которые могли выпускать военную продукцию и т.д.)

Одной из важнейших задач правительства с началом войны стала перестройка на военный лад всего народного хозяйства и снабжение фронта достаточным количеством боевой техники, оружия, продовольствия. Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования, созданного трудом советских людей. Началась грандиозная эвакуация заводов и фабрик, оборудования на Урал, в Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию и другие районы. Предстояло в короткий срок под налётами авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей. Такой практики мировая история ещё не знала. Для организации этой колоссальной работы был создан Совет по эвакуации. Уже за первые 5 месяцев войны удалось направить из прифронтовых восточных район страны более 2 тысяч крупных предприятий и свыше 12 млн. человек. Порой станки и оборудование монтировались прямо под открытым небом для того, чтобы срочно обеспечить выпуск так необходимых фронту оружия и боеприпасов. К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин, встали женщины и дети. Работали дети 12 – 13 лет по 11 - 12 часов в сутки, без выходных и отпусков. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики. (Слайд «Все для фронта, все для Победы») Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям.

3. Чувашская Республика в годы Великой Отечественной войны.

Не обошла война и нашу республику. В Чувашскую АССР были эвакуированы и за короткий срок вступили в строй 20 заводов и цехов из западных областей страны. Были организованы более 10 предприятий: (Слайд)

  • Чебоксарский электроаппаратный завод (он был эвакуирован из Харькова)

  • пять текстильных фабрик (две в Чебоксарах, в Канаше, Цивильске, Сундыре)

  • табачные фабрики в Чебоксарах и Алатыре, чулочная и лентоткацкая, обувные фабрики и др.

  • Какой вклад могли внести жители Чувашии? (выпускали военную продукцию, отправляли на фронт теплые вещи, продукты, ездили с концертами, отдавали не раздумывая свои сбережения, чтобы приблизить победу.)

На фронт ушли 208 тысяч уроженцев Чувашии, не вернулись с полей сражения 106 тысяч человек. «Всё для фронта, всё для победы!» С этими мыслями жили и трудились наши труженики в годы войны, проводившие на фронт сыновей, отцов, мужей. (Слайд)

Вывод: Героические усилия советских людей не пропали даром. К середине 1942 года завершился переход экономики на военный лад, а выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский.

4. Физкультминутка.

5. Сурский и Казанский оборонительный рубежи.

Одной из героических, но, к сожалению, мало известных страниц истории Великой Отечественной войны является строительство Сурского и Казанского рубежей.

Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, руководство СССР приняло стратегическое решение. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать оборонительные рубежи в тылу.

В соответствии с указанием Государственного Комитета Обороны от 16 октября 1941 года принято решение: «Мобилизовать с 28 октября 1941 года для проведения работ по строительству на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных рубежей». Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они должны были задержать войска противников на подступах к Казани, Куйбышеву и Ульяновску.

Сурский рубеж обороны проходил на территориях Марийской, Чувашской, Мордовской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей.

На территории Чувашии организовали 6 военно-полевых сооружений: 4 по Сурскому рубежу – с центрами в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре; и 2 на Казанском направлении – в сёлах Октябрьское и Янтиково. (Слайд)

6. Работа с картой по парам. (Слайд)

Ребята, отметьте на карте Сурский и Казанский оборонительные рубежи. Протяженность этих рубежей составляла 380 км.

7. Мобилизация сил и строительство рубежей.

Не удивительно: на выполнение задания Госкомитета обороны были мобилизованы в Чувашии «все людские и материальные ресурсы», «не было ни одного колхоза в республике, не пославшего лучших своих представителей» на стройку, получившей название всенародной. Для его строительства было мобилизовано население не моложе 17 лет. По факту же привлекались 15 и 16-летние. На работу было направлено 171 450 рабочих, 13 660 человек конных. Ежедневно на строительстве «в среднем участвовало 85 тысяч человек, а отдельными периодами эта цифра поднималась до 110 тысяч человек». Трудиться зачастую приходилось в крайне неблагоприятных условиях. Работа «велась без единого выходного дня за все время строительства, не прерываясь и в самые сильные морозы, доходившие в отдельные дни до 40 градусов. Отдаленность рубежа, слабая его населенность затрудняли размещение людей и осложняли доставку продовольствия и фуража.

Условия, в которых жили и работали люди, были тяжелейшими. Катастрофически не хватало тёплой одежды и помещений, где можно было бы обогреть людей. Жили в холодных бараках, палатках и шалашах. Во время работы особенно быстро изнашивались рукавицы и обувь. Для решения проблемы была организована торговля лыком и лаптями. Питание было однообразным и скудным. Бывало, что из-за периодических перебоев с доставкой продовольствия рабочие по несколько суток не ели. Были факты доставки гнилых продуктов. Кто-то не выдерживал и дезертировал. По ряду районов отмечено 139 случаев дезертирства. Трудились вручную, механизированные орудия и техника были редкостью. Каждый район должен был обеспечить своих рабочих инвентарем (лопатами, кирками, ломами, кувалдами, пилами, тачками, носилками). Принимались меры по обеспечению рабочих необходимым строительным материалом (строительными инструментами, лесом, цементом, кирпичом), но его не хватало. Медицинская помощь на месте строительства не оказывалась, врачи на место стройки также не выезжали. Люди обмораживали конечности, падали в рвы, были случаи обвала при разработке грунта.

Сохранилось письмо 17-летней девушки из Канашского района: «Мама, вышлите мне белье, хлеба и картошки. Вы меня больше не увидите, как и я вас не увижу. Люди говорят, что и раньше во время рытья окопов люди умирали. Видно, и мне не придется вернуться домой».

8. Воспоминания участника Казанского рубежа Феклы Раковой. (Видеоролик).

9. Из воспоминаний Ёлкиной Варвары Егоровны, ветерана войны и труда, участника Сурского оборонительного рубежа под г. Алатырь (записано со слов ее дочери Ёлкиной Тамары Федоровны. (Читает обучающийся). (Слайд)

10. Чтение стихотворения обучающимися о строительстве Сурского рубежа. (2 человека) Стихотворение посвящено шумерлинцам – участникам строительства Сурского оборонительного рубежа. 

  • Какие трудности пришлось преодолеть труженикам строительства Сурского рубежа?

Не миф, не сон — на самом деле был
Той осенью, в начале той войны.
Приказ: построить рубежи – но с тыла,
Внутри и в глубине своей страны!

Важнейшее тяжёлое заданье,
Как только это людям превозмочь?
Так надо – у людей есть пониманье -
Объект сдать в срок -трудиться день и ночь.

Лопаты, кирки и ломы, кувалды,
Носилки, тачки — вот весь инвентарь.
Боёв еще не слышно канонады,
Встал на защиту люд: и млад, и стар.

Тянулись, как резина, дни и ночи,
Ломался из железа инструмент.
Решали сверхсложнейшие задачи
Рабочий класс и сельский контингент.

Кипела настоящая работа,
Пахали все – без выходного дня.
Не предусмотрено войною льгота,
Чтоб лишний раз погреться у огня.

Объём работ – огромное пространство,
Ресурс — людской и вид работ — ручной.
Спасибо вам – колхозное крестьянство,
Где женщины, подростки встали в строй.

Мужья, отцы – они уже на фронте,
И некоторых нет в живых уже.
Светлеет где–то даль на горизонте,
Невесты, матери — на Сурском рубеже.

И закружилось, всё пришло в движенье,
И не смирилась Родина с бедой.
Геройский труд в тылу, он – как сраженье,
Он — как смертельный и последний бой.

Враг под Москвой – минутные обеды,
Не видно края и конца войны.
В висках стучало – надо для Победы,
В сердцах биенье – нужно для страны.

Ах, женское терпенье, сила, воля -
Растили хлеб и живность, и детей.
Немыслимая выпала вам доля -
И ждали-ждали с фронта новостей.

Изнашивались обувь и одежда,
Не доживая гарантийный срок.
В душе жила–была одна надежда,
Надежда на победу – дай-то бог!

Когда мороз – земля не поддавалась,
Лопаты ль, топоры не так остры?
И чтоб облегчить женский труд на малость,
Сжигали – землю обогреть – костры.

И день за днём копали, рыли люди,
Десятки, сотни тысяч человек.
Закована Сура, воды не будет,
Покамест не раздолбишь лёд и снег.

И рыли «точки», блиндажи, окопы,
Не замечая, как проходит день.
И в списках числились как землекопы
Из города, из сёл и деревень.

И люди, как солдаты, встали в роты,
Лопаты, как винтовки, вгрызлись в снег.
Как в сказке, появились дзоты
Вдоль берегов озёр и мелких рек.

Добротные землянки в три наката
И дзоты для обстрела в три окна.
Их строили мужчины и ребята,
Саперы инженерного звена.

Царапины, ушибы, травмы, боли -
В попутчиках у тружениц недуг.
…Текла — сочилась кровь из ран тем боле
И из разодранных мозолей рук.

Работа так выматывала душу,
Упасть бы на солому и… отбой.
По вечерам не пели здесь «Катюшу»,
Хотя был берег правый и крутой.

Питанием снабжали все колхозы –
Лишь скудный суп и хлеб, и кипяток.
И в то же время «красные обозы»
Зерно сдавали фронту в нужный срок.

Носков — предисполкома райсовета
Командовал людьми как только мог.
Он отвечал за всё — за то, за это,
Не выполнишь заданье не дай бог.

Работал сам с рассвета до рассвета,
Уставший, потерявший сон-покой.
Награду заслужил за дело это,
Хотя там каждый-каждый был герой.

«Россия велика — назад ни шагу!»,
«Работать всем не покладая рук» -
Так поднимал людей, как бы в атаку,
Как на войне, Абашин – политрук.

Руками женщин, девушек, подростков
Здесь вынуто земли милльоны тонн.
И вынуты они не для погостов –
Чтоб задержать врага мог батальон.

  • Какие трудности пришлось преодолеть труженикам строительства Сурского рубежа?

  • Можно ли сказать, что эти люди совершили подвиг? Почему?

11. Итоги строительства рубежей (Слайд)

Несмотря на многочисленные трудности, голод, холод и болезни, мобилизованное население Чувашии героически выполняло поставленный перед ними план. Строительство Сурского рубежа было завершено 20 января 1942 года, а Казанского обвода – 25 января 1942 года.

За короткий срок строительства сделано было практически невозможное – построено 380 км оборонительных конструкций: вынуто около 5 млн. кубометров грунта, оборудовано 2347 огневых точек, 1970 землянок. За героический труд в тяжелых условиях Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР было награждено 167 человек, занесено в республиканскую Доску почета – 280 человек.

12. Память о строителях Сурского и Казанского рубежей.

Война явилась тяжелым испытанием для нашего народа. Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте и в тылу, внесли заметный вклад в Победу. В память о подвиге тружеников тыла в районах строительства рубежей установлены обелиски и памятные знаки. (Слайд)

  • Какой вклад мы можем внести в увековечение памяти трудового подвига строителей оборонительных рубежей Чувашии? (Проводить исследовательскую работу, выступать перед школьниками на уроках Победы, составить стенд, выпустить стенгазету, составить видеоролик).

В целях увековечения трудового подвига, мужества, героизма и самоотверженности участников строительства в 1941 году Сурского и Казанского оборонительных рубежей 2021 год в Чувашии объявлен Годом, посвященным трудовому подвигу строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей.

«Наш нравственный долг – вместе изучить забытый подвиг тыла и увековечить память исторического прошлого», – заявил Глава Чувашии Олег Николаев.

V. Решение проблемы урока.

  • Теперь давайте попытаемся сделать вывод, обращаясь к проблеме, которую мы ставили в начале урока. «Почему тыл – это половина Победы, даже больше...» сказал Г.К.Жуков. Докажите.

День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Фронт и тыл едины, они трудом приближали Победу, дети, женщины, старики.

VI. Первичная проверка понимания. (Слайд)

Прошу написать синквейн: слова - тыл, рубежи.

VII. Рефлексия: чемодан, мясорубка, корзина. (Слайд)

Выберите любой предмет: чемодан, мясорубка, корзина.

Подведем итоги: чемодан – все пригодиться в дальнейшем, мясорубка – информацию переработаю, корзина – абсолютно бесполезная информация.

VIII. Первичное закрепление.

Квест – игра «Выйти из комнаты» на образовательной платформе Learnis по ссылке. (Ребята играют на своих сотовых телефонах). (Звучит песня «А нам нужна одна победа…»)

IX. Оценивание.

Обучающиеся  самостоятельно оценивают свою работу на уроке.

Информационные ресурсы

1. Воспоминания Ёлкиной Варвары Егоровны, участника Сурского оборонительного рубежа (записано со слов ее дочери Ёлкиной Тамары Федоровны).

2. Захаров Д. А. Военно-инженерное строительство на территории Чувашской АССР в годы Великой Отечественной войны // Чувашский гуманитарный вестник. – 2011. –№ 6. – С. 18–29.

3. В.Н.Земсков. Народный подвиг на строительстве оборонительных рубежей в 1941—1943 годах. / В.Н.Земсков // Политическое просвещение. – 2014. - № 3(80). – С. 101.

4. Т. А. Соловьева, М. М. Алексеева. Строительство Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода в Чувашской АССР// Газырлар авазы – Эхо веков. – 2017. – № 3/4. – С. 23 – 45.

5. http://sovch.chuvashia.com/?p=224669 от 21.10.2020 г

6.http://xn--21-dlcie3di0l.xn p1ai/2020/10/23/%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%B6-%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D1%8B/

6. https://www.youtube.com/watch?v=t0244df1DoY от 21.10.2020 г.

7. Образовательная платформа Learnis.


Приложения:

  1. Презентация.

  2. Воспоминания Ёлкиной Варвары Егоровны, ветерана войны и труда, участника Сурского оборонительного рубежа под г. Алатырь (записано со слов ее дочери Ёлкиной Тамары Федоровны).

  3. Фото Ёлкиной Варвары Егоровны.

  4. Раздаточный материал: карта Чувашской Республики.

  5. Лист оценивания обучающимися своей работы на уроке.


Приложение 2

Из воспоминаний Ёлкиной Варвары Егоровны, ветерана войны и труда, участника Сурского оборонительного рубежа под г. Алатырь (записано со слов ее дочери Ёлкиной Тамары Федоровны):

Я родилась в селе Сугуты Чкаловского района Чувашской АССР 16 декабря 1924 г. Семья была большая, трудолюбивая.

Началась война. Мне было неполных 17 лет. Братья (Федор, Леонид, Петр, Виктор) были призваны на фронт. Мы с сестрой Феклой работали в колхозе. Приходили печальные новости с фронта: враги рвались к Москве.

В начале декабря 1941 г. мы с сестрой получили повестки на трудовой фронт. В повестке было указано, что нужно взять с собой еду на 2-3 дня и теплую одежду. В указанный день мы надели лапти с толстыми шерстяными носками, сшитые дома пиджаки и отправились в Батырево, где присоединились к группе таких же молодых девушек и женщин. Мужчин не было. Были старики, их отправляли обратно домой. Руководили нами военные. Шли пешком. Куда вели, никто не знал и не спрашивал. Все молчали и тихо плакали.

Через несколько дней наша большая группа дошла до одного села недалеко от Алатыря. В первую ночь мы спали на соломе в доме одного местного жителя. На следующий день нас отвезли в землянку. Она отапливалась кое-как самодельной печкой, но все равно было очень холодно. А домов для ночевки не хватало.

На следующий день началась работа. Мы начали рыть окопы в человеческий рост. Это была тяжелая, изнурительная работа. Земля была твердой, как камень. Копали все вручную, использовав лопату, лом, топор и пилу. Техника в то время была редкостью. С раннего утра до вечера все девушки, женщины откапывали мерзлую земли и откидывали ее в разные стороны. И так продолжалось день за днем.

Начались снегопады, метели. Работали каждый день, не останавливались даже в сильные морозы. А морозы доходили до – 40 градусов. Не было условий, чтобы согреться, отдохнуть, попить горячей воды. Кормили плохо, еды было мало. Никто из нас не жаловался. Мы думали о своих родных, близких, о тех, кто воевал. Эта мысль нас согревала, давала надежду на победу и ожидание мира на родной земле.

Работа шла медленно. Одежда изнашивалась быстро, особенно лапти и рукавицы. Руки и ноги мерзли все время, а ночью ныли от боли. Спали в той же

одежде, в которой днем работали. Не было возможности сушить, чинить одежду.

Приезжали проверяющие. Следили за тем, как мы работаем. Были установлены нормы. Рыли окопы больше 2-3-х недель. В эти дни мне исполнилось 17 лет…

Когда мы с сестрой вернулись домой, лежали целую неделю. Болели ноги и руки, кровь сочилась из разбитых ладоней, не могли ходить целую неделю.

Потом мы с сестрой поступили учиться в Батыревское педучилище. Закончив учебу, я стала работать учительницей начальных классов в Сугутской школе, а сестра Фекла – в Новокотяковской школе.

До выхода на пенсию работала в Сугутской средней школе, стаж работы – больше 40 лет. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.», «За трудовое отличие», «Ветеран Труда» и многими другими юбилейными медалями.












П риложение 3

Фото Варвары Егоровны Ёлкиной




Приложение 4

Карта Чувашской Республики






Приложение 5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя