СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Когнитивно-деятельностный стиль ученика"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Демонстрационный материал для психолого-педагогического семинара, раскрывающий особенности мышления в зависимости от доминирующего полушария.

Просмотр содержимого документа
«"Когнитивно-деятельностный стиль ученика"»

Психолого-педагогические аспекты

Психолого-педагогические аспекты

Методы анализа ошибок Определение причин ошибок
  • Методы анализа ошибок
  • Определение причин ошибок
тестирование
  • тестирование
  • Визуал - вы - человек с преимущественно зрительным восприятием действительности, вы привычно полагаетесь на свою зрительную память и лучше усваиваете учебный материал с помощью визуальных средств (видео, книги). Человек с преимущественно зрительным восприятием действительности, опираясь на свою зрительную память, предпочитает использовать на работе наглядные средства (графики, рисунки).
  • Аудиал - вы человек с преимущественно слуховым восприятием, в процессе обучение вы стремитесь к разговорной и слуховой активности (дискуссии, лекции, пластинки). Воспринимая действительность на слух, вы, напротив, предпочтете аудиоинформацию, включая совещания и указания.
  • Кинестетика - наиболее развитым у вас является кинестетическое чувство, можно предположить, что вы лучше учитесь в непосредственном контакте с предметами обучения (игры. моделирование, практические эксперименты). Опираясь на развитое кинестетическое чувство, вы предпочитаете быть непосредственным участником общего информационного процесса (работа за компьютером), строительства, моделирования.
  • Если два, а тем более все три рассматриваемых чувства у вас хорошо развиты, вы гибко варьируете ими на широком поле вашей разнообразной деятельности
Экстраверт , вам нравится учиться в окружении и во взаимодействии с другими людьми (игры, дискуссии, розыгрыши). Если вы экстраверт, вам нравится работать в окружении и во взаимодействии с другими людьми (работа командой, совещания). Интроверт - вы предпочитаете работать независимо от коллектива (компьютеры, индивидуальные проекты) или берете в партнеры хорошего знакомого, вы и в учебе стремитесь к независимости и личной свободе (самостоятельное чтение, обучение за компьютером) или берете себе в напарники хорошего знакомого. Если разница между показателями по экстра- и интровертированности небольшая, вы балансируете между ними, способны работать и в контакте, и независимо от окружающих.
  • Экстраверт , вам нравится учиться в окружении и во взаимодействии с другими людьми (игры, дискуссии, розыгрыши). Если вы экстраверт, вам нравится работать в окружении и во взаимодействии с другими людьми (работа командой, совещания).
  • Интроверт - вы предпочитаете работать независимо от коллектива (компьютеры, индивидуальные проекты) или берете в партнеры хорошего знакомого, вы и в учебе стремитесь к независимости и личной свободе (самостоятельное чтение, обучение за компьютером) или берете себе в напарники хорошего знакомого.
  • Если разница между показателями по экстра- и интровертированности небольшая, вы балансируете между ними, способны работать и в контакте, и независимо от окружающих.
Интуитивно мыслящий  человек, вы ориентированы на будущее, легко распознаете основополагающие принципы предложенной темы. любите свободно размышлять, избегаете жестких правил и инструкций. Если у вас хорошо развита интуиция, вам нравится разрабатывать творческие планы на будущее, осваивать новые направления (моделирование, масштабные проекты) в вашей производственной деятельности. Если вы предпочитаете логический подход к рабочей проблеме, вы стремитесь к высокой степени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами производственного процесса (статистика, экономика). Логически мыслящий субъект, вы, напротив, предпочитаете поступательный ход обучения с обязательным знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на протяжении всего учебного процесса. В отличие от интуитивно мыслящих людей, ваше восприятие действительности всегда реально. Если разница между показателями незначительна, вы легко переключаетесь от интуитивного к логическому способу освоения действительности.
  • Интуитивно мыслящий человек, вы ориентированы на будущее, легко распознаете основополагающие принципы предложенной темы. любите свободно размышлять, избегаете жестких правил и инструкций. Если у вас хорошо развита интуиция, вам нравится разрабатывать творческие планы на будущее, осваивать новые направления (моделирование, масштабные проекты) в вашей производственной деятельности.
  • Если вы предпочитаете логический подход к рабочей проблеме, вы стремитесь к высокой степени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами производственного процесса (статистика, экономика). Логически мыслящий субъект, вы, напротив, предпочитаете поступательный ход обучения с обязательным знанием того, что конкретно следует учить в каждый данный момент и на протяжении всего учебного процесса. В отличие от интуитивно мыслящих людей, ваше восприятие действительности всегда реально.
  • Если разница между показателями незначительна, вы легко переключаетесь от интуитивного к логическому способу освоения действительности.
  • Рациональный - вы предпочитаете жестко регламентированный режим работы, значит, вы сосредоточены на всем протяжении учебного процесса, планируете свой труд. от задания к заданию приближаясь к его завершению. Ваше стремление к регламентированному труду очень высоко, это означает, что вы структурируете производственный процесс, ориентированы на его результат, стремитесь добиться его или раньше, или в назначенный срок. Вы - серьезный работник, не хотите и не можете относиться к работе как к игре.
  • Иррациональный - вы предпочитаете учиться без строгих ограничений режима, следовательно, вас вдохновляет сам процесс обучения - познание нового, интересного. Но вы расслаблены во время занятий и вас не очень заботят формальные правила или лимит времени. В работе вы предпочитаете нерегламентированный труд, избегаете жесткого подхода к рабочей проблеме, вы расслаблены, вам нравится сам процесс обработки информации, вы не стремитесь к структурированию рабочей темы. Вас не сильно заботят лимит времени или руководящие указания.
  • Если разница между показателями незначительна, вы балансируете между жестко регламентированным и нерегламентированным подходами, вы свободны в рамках заданной структуры учебного или производственного процесса и можете выйти из них без особого стресса.
Синтез - Вы мыслите общими категориями, вы легко усваиваете главную идею, общий смысл и связь, даже если не знаете всех слов и понятий излагаемой темы. Мысля общими категориями, вы сосредоточены на ключевых моментах производственного процесса, вас не заботят его детали. Анализ  - Вы - аналитик, сосредоточены на частностях, их противопоставлении и логическом анализе. Не представляете общей картины производства, логически анализируете все частности и детали. Если показатели между аналитическим и синтетическим стилями мышления оказались приблизительно равными, вы, очевидно, легко оперируете общими категориями и логическим анализом частей.
  • Синтез - Вы мыслите общими категориями, вы легко усваиваете главную идею, общий смысл и связь, даже если не знаете всех слов и понятий излагаемой темы. Мысля общими категориями, вы сосредоточены на ключевых моментах производственного процесса, вас не заботят его детали.
  • Анализ - Вы - аналитик, сосредоточены на частностях, их противопоставлении и логическом анализе. Не представляете общей картины производства, логически анализируете все частности и детали.
  • Если показатели между аналитическим и синтетическим стилями мышления оказались приблизительно равными, вы, очевидно, легко оперируете общими категориями и логическим анализом частей.
Визуал Аудиал Кинестетик Экстраверт Интроверт Иррациональный Рациональный Логик Интуит Анализ Синтез

Визуал Аудиал

Кинестетик

Экстраверт

Интроверт

Иррациональный

Рациональный

Логик

Интуит

Анализ

Синтез

Кто они и кому труднее учиться в школе?
  • Кто они и кому труднее учиться в школе?
Логика - левое полушарие имеет дело с деталями, частями, обработкой языка и линейным анализом. Гештальт - п равое полушарие имеет дело с образами, ритмом, эмоциями и интуицией. Мозолистое тело  - между полушариями действует как короткий путь, позволяющий быстро воздействовать на оба: линейное детальное в логическом полушарии и общий образ - в гештальт полушарии. Перекрестный латеральный контроль - к аждая из сторон мозга контролирует противоположную сторону тела. Мозг обладает перекрещенным способом соединения с частями тела так, что каждая сторона тела связана с противоположной стороной мозга.
  • Логика - левое полушарие имеет дело с деталями, частями, обработкой языка и линейным анализом.
  • Гештальт - п равое полушарие имеет дело с образами, ритмом, эмоциями и интуицией.
  • Мозолистое тело - между полушариями действует как короткий путь, позволяющий быстро воздействовать на оба: линейное детальное в логическом полушарии и общий образ - в гештальт полушарии.
  • Перекрестный латеральный контроль - к аждая из сторон мозга контролирует противоположную сторону тела. Мозг обладает перекрещенным способом соединения с частями тела так, что каждая сторона тела связана с противоположной стороной мозга.
Когда информация от органов обрабатывается в нашем сознании, мы отдаем предпочтение одному полушарию мозга. Предпочитаемое полушарие называется латеральной доминантой .

Когда информация от органов обрабатывается в нашем сознании, мы отдаем предпочтение одному полушарию мозга. Предпочитаемое полушарие называется латеральной доминантой .

во время получения новых знаний или стресса  недоминирующее полушарие стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию заботиться о базовых потребностях.  Односторонне состояние – э то состояние подавленного функционирования в одном полушарии.

во время получения новых знаний или стресса недоминирующее полушарие стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию заботиться о базовых потребностях.

Односторонне состояние –

э то состояние подавленного функционирования в одном полушарии.

Доминирующие профили дают информацию обо всех компонентах обучения: глазах, ушах, полушариях мозга, руках и ногах. Люди могут быть ограничены в одних чувствах и более способны в других. Они могут быть визуально или аудиально способными, но с ограниченным движением рук и ног, или иметь другие комбинации. Во время стресса некоторые имеют полный доступ ко всем чувствам, другие ограничены в доступе  Интегрированное состояние – когда оба полушария функционируют оптимально и синхронно, и это ключ к высшему уровню логических и творческих способностей.

Доминирующие профили дают информацию обо всех компонентах обучения: глазах, ушах, полушариях мозга, руках и ногах. Люди могут быть ограничены в одних чувствах и более способны в других. Они могут быть визуально или аудиально способными, но с ограниченным движением рук и ног, или иметь другие комбинации. Во время стресса некоторые имеют полный доступ ко всем чувствам, другие ограничены в доступе

Интегрированное состояние

когда оба полушария функционируют оптимально и синхронно, и это ключ к высшему уровню логических и творческих способностей.

Полушарие Глаз Ухо Рука Нога Во время стресса только доминирующие чувства, рука и нога противоположного полушария  будут в состоянии принимать участие в обработке информации.

Полушарие

  • Глаз
  • Ухо
  • Рука
  • Нога

Во время стресса только доминирующие чувства, рука и нога противоположного полушария будут в состоянии принимать участие в обработке информации.

Полушарие Глаз Ухо Рука Нога Мы  ограничены в доступе к тем чувствам и функциям физического движения, которые доминируют на той же стороне тела, что и доминирующее полушарие мозга.

Полушарие

  • Глаз
  • Ухо
  • Рука
  • Нога

Мы ограничены в доступе к тем чувствам и функциям физического движения, которые доминируют на той же стороне тела, что и доминирующее полушарие мозга.

Обрабатывает  информацию из кусков до целого линейным способом.

Обрабатывает информацию из кусков до целого линейным способом.

язык слова алфавит синтаксис произношение вербальное полушарие

язык

слова

алфавит

синтаксис

произношение

вербальное полушарие

Линейным способом имеет дело с числами и предпочитает технику обучения новому мастерству по типу «шаг за шагом». 18

Линейным

способом имеет дело с числами и предпочитает технику обучения новому мастерству по типу «шаг за шагом».

18

Ученик с логической доминантой имеет большее преимущество в нашей современной системе образования, сориентированной на вербальные функции.

Ученик с логической доминантой имеет большее преимущество в нашей современной системе образования, сориентированной на вербальные функции.

Обрабатывает  информацию из целого по частям в виде контекста.

Обрабатывает информацию из целого по частям в виде контекста.

язык понимани е сказанног о образы эмоции диалект творческое сознание из-за его любознательной спонтанной природы. творческое сознание 22

язык

понимани е сказанног о

образы

эмоции

диалект

творческое сознание из-за его любознательной спонтанной природы.

творческое сознание

22

Обрабатывает  информацию через образ, ритм, движение, эмоции и интуицию.

Обрабатывает информацию через образ, ритм, движение, эмоции и интуицию.

Ученик с гештальт доминантой, на  сегодняшний день, мягко говоря, не приветствуется  в нашей образовательной системе.

Ученик с гештальт

доминантой, на

сегодняшний день,

мягко говоря,

не приветствуется

в нашей

образовательной

системе.

Даже под стрессом личность с таким профилем име е т доступ к визуальной и аудиальной информации может связывать детали посредством языка. Этот тип учеников обычно хорошо справляется с тестами на проверку вербальных (устных) и математических способностей.   (поскольку их гештальт, обычно правое, полушарие не жизнедеятельно во время стресса) Т акие ученики могут испытывать затруднения в понимании образных, ритмических или эмоциональных способов обучения. У них может отсутствовать в и дение всей картины (не видят лес за деревьями), что значительно уменьшает их понимание информации . 22

Даже под стрессом личность с таким профилем

  • име е т доступ к визуальной и аудиальной информации
  • может связывать детали посредством языка.
  • Этот тип учеников обычно хорошо справляется с тестами на проверку вербальных (устных) и математических способностей.

(поскольку их гештальт, обычно правое, полушарие не жизнедеятельно во время стресса)

Т акие ученики могут испытывать затруднения в понимании образных, ритмических или эмоциональных способов обучения.

У них может отсутствовать в и дение всей картины (не видят лес за деревьями), что значительно уменьшает их понимание информации .

22

В о время стресса такая личность не способна иметь доступ к большей части аудиальной и визуальной информации имеет трудности в тонкой моторике и в общении.  ученик ошеломлен всей картиной, не способ е н увидеть детали, у н его должно быть время, чтобы посидеть в тишине и одиночестве для внутренней переработки информации. Из-за того, что ученики имеют трудности вербального плана, видения и слышания под стрессом, они часто получают ярлык

В о время стресса такая личность

  • не способна иметь доступ к большей части аудиальной и визуальной информации
  • имеет трудности в тонкой моторике и в общении.
  • ученик ошеломлен всей картиной,
  • не способ е н увидеть детали,
  • у н его должно быть время, чтобы посидеть в тишине и одиночестве для внутренней переработки информации.

Из-за того, что ученики имеют трудности вербального плана, видения и слышания под стрессом, они часто получают ярлык "неспособные" ученики, или им требуется специальное образование, и в конце концов они получают еще больший стресс, который увековечивает их одностороннее состояние.

Д оминирующее гештальт полушарие Под  стрессом ваша первая реакция охватить всю ситуацию в целом и понять, что вы чувствуете по этому поводу. Но вы можете быть не способны расшифровать детали. Вам будет трудно рассказать о ситуации по частям. Выражение ситуации через словесное описание не является первоначальной потребностью. Чаще вы чувствуете сильную потребность в физическом движении или выражении эмоций. Д оминирующее логическое полушарие под стрессом вы сначала анализируете ситуацию, пишете или говорите об этом, рассматриваете специфические причины, вызвавшие ее. Вы фокусируетесь на деталях, и вам очень нужно понимание каждого аспекта ситуации.

Д оминирующее гештальт полушарие

  • Под стрессом ваша первая реакция охватить всю ситуацию в целом и понять, что вы чувствуете по этому поводу.
  • Но вы можете быть не способны расшифровать детали. Вам будет трудно рассказать о ситуации по частям.
  • Выражение ситуации через словесное описание не является первоначальной потребностью.
  • Чаще вы чувствуете сильную потребность в физическом движении или выражении эмоций.

Д оминирующее логическое полушарие

  • под стрессом вы сначала анализируете ситуацию, пишете или говорите об этом, рассматриваете специфические причины, вызвавшие ее.
  • Вы фокусируетесь на деталях, и вам очень нужно понимание каждого аспекта ситуации.
Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Итак, переплетите пальцы и в зависимости от того, какой из двух больших пальцев оказался сверху, отметьте в своем листке правый или левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).
  • Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Итак, переплетите пальцы и в зависимости от того, какой из двух больших пальцев оказался сверху, отметьте в своем листке правый или левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).
Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. (Гонг). А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Итак, пожалуйста, закрываем сначала один, а затем другой глаз и фиксируем, в каком случае точка прицеливания сместится. (Гонг).
  • Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. (Гонг).
  • А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Итак, пожалуйста, закрываем сначала один, а затем другой глаз и фиксируем, в каком случае точка прицеливания сместится. (Гонг).
Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте. Итак, складываем руки на груди и смотрим, какая рука оказалась сверху. Пожалуйста. (Гонг).
  • Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте. Итак, складываем руки на груди и смотрим, какая рука оказалась сверху. Пожалуйста. (Гонг).
Сначала мы попросим вас немного поапплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. (Гонг). А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Итак, смотрим, какая рука при хлопках в ладоши оказывается сверху и фиксируем этот результат на своем листке. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо.
  • Сначала мы попросим вас немного поапплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. (Гонг).
  • А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Итак, смотрим, какая рука при хлопках в ладоши оказывается сверху и фиксируем этот результат на своем листке. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо.
ПППП  1. Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы), консервативный тип характера, наиболее стабильное (правильное) поведение. ПППл  2. Неуверенный консерватизм, слабый темперамент. Нерешительность. ППлП  3. Способность к кокетству, решительность, чувство юмора, актив- ность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы. ППлл  4. Редкий и самостоятельный тип характера. Кокетство, чувство юмора, мягкость, артистизм. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера. Высокая контактность, но медленное привыкание.
  • ПППП 1. Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы), консервативный тип характера, наиболее стабильное (правильное) поведение.
  • ПППл 2. Неуверенный консерватизм, слабый темперамент. Нерешительность.
  • ППлП 3. Способность к кокетству, решительность, чувство юмора, актив- ность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный характер не воспринимает слабые типы.
  • ППлл 4. Редкий и самостоятельный тип характера. Кокетство, чувство юмора, мягкость, артистизм. Некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью характера. Высокая контактность, но медленное привыкание.
ПлПП  5. Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип
  • ПлПП 5. Деловой тип характера, сочетающий аналитический склад и мягкость. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип "деловой женщины". Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, "вязкость", замедленность в развитии отношений, некоторая хододность.
  • ПлПл 6. Самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость. Подверженость различным влияниям. Встречается только у женщин.
  • ПллП 7. Склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликты. Некоторое непостоянство, способность кокетничать в аналитической манере, особая мягкость. Эмоциональная медлительность, томность. Простота и редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Чаще встречается у женщин.
  • Пллл 8. Непостоянный и независимый характер, основнвая черта - аналитичность. Встречается редко.
  • лППП 9. Часто встречающийся тип характера с очень хорошей адаптацией к разным условиям. Эмоциональность в сочетании с недостаточной настойчивостью, которая прежде всего проявляется в основных стратегических вопросах (брак, образование и т.п.). Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
  • лППл 10. Слабая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию, наивность. Требует особо тщательного отношения к себе - тип "маленькой королевы".
  • лПлП 11. Самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных целях. Сильная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
  • лПлл 12. Сильный и ненавязчивый характер. Практически не поддается убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
ллПП  13. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов. ллПл  14. Основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (1% женщин, у мужчин практически не встречается). лллП  15. Эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные
  • ллПП 13. Дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
  • ллПл 14. Основные черты: простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип (1% женщин, у мужчин практически не встречается).
  • лллП 15. Эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта), энергичность, некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных характеров возможны эмоциональные, быстро принимаемые, непродуманные решения. Поэтому в общении с ними важны дополнительные "тормозные механизмы".
  • лллл 16. Способность по-новому взглянуть на вещи (антиконсерватизм), наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, защищенность, иногда переходящая в замкнутость. Способность "ослепительно" улыбаться.
В интегрированном состоянии мы способны получать первичную информацию обоими глазами, которые включают оба поля зрения: левого и правого глаза. Обзор с этих полей затем интерпретируется в мозге чтобы дать нам действительное целостное восприятие и анализ.  Только 4 % видения действительно приходит через глаза как первичное видение, другие 96 % строятся в нашем мозге, используя интегральную информацию нашей памяти и всех наших чувств.
  • В интегрированном состоянии мы способны получать первичную информацию обоими глазами, которые включают оба поля зрения: левого и правого глаза. Обзор с этих полей затем интерпретируется в мозге чтобы дать нам действительное целостное восприятие и анализ.
  • Только 4 % видения действительно приходит через глаза как первичное видение, другие 96 % строятся в нашем мозге, используя интегральную информацию нашей памяти и всех наших чувств.
- если его доминанта полушария на левой стороне, а доминанта глаза – на правой стороне, то он способ е н принимать визуальную информацию в любых ситуациях, даже в стрессовой ситуации. Видение будет предпочтительным способом обучения для людей с доминантой глаза противоположной доминанте полушария, и, таким образом, они будут визуальными учениками.

- если его доминанта полушария на левой стороне, а доминанта глаза – на правой стороне, то он способ е н принимать визуальную информацию в любых ситуациях, даже в стрессовой ситуации.

  • Видение будет предпочтительным способом обучения для людей с доминантой глаза противоположной доминанте полушария, и, таким образом, они будут визуальными учениками.
имеют доминанту глаз противоположную доминирующему полушарию, и сохраняют доступ к визуальной информации даже под стрессом. Для них помощью будет визуальная презентация новой или критической информации в виде карт, диаграмм, картин, таблиц, стендов и т.п. Личности с логической доминантой и противоположным доминирующим глазом будут обрабатывать свое визуальное поле только в деталях, опуская общую картину. Личности с гештальт доминантой и противоположным доминирующим глазом будут видеть всю картину, опуская детали.
  • имеют доминанту глаз противоположную доминирующему полушарию, и сохраняют доступ к визуальной информации даже под стрессом.
  • Для них помощью будет визуальная презентация новой или критической информации в виде карт, диаграмм, картин, таблиц, стендов и т.п.
  • Личности с логической доминантой и противоположным доминирующим глазом будут обрабатывать свое визуальное поле только в деталях, опуская общую картину.
  • Личности с гештальт доминантой и противоположным доминирующим глазом будут видеть всю картину, опуская детали.
  • В визуально-ограниченном профиле доминирующий глаз находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие, и визуальный доступ во время стресса уменьшается.
  • Таким образом, при попытке получения критической информации, они могут не смотреть на преподавателя. Они даже могут закрыть глаза для того, чтобы сконцентрироваться на устной информации более эффективно, особенно если их ухо имеет соответствующий доминирующий признак.
  • Как вы можете представить, доминирующий глаз имеет большое значение при чтении. При нормальной церебральной организации доминирующий глаз определяет траекторию движения обоих глаз.
  • Правый глаз естественным образом следит слева на право, в то время, как левый глаз естественным образом следит справа на лево.
  • Ученики с левым доминирующим глазом будут сначала вести взгляд с правой стороны страницы, затем с левой, это вызывает трудности в чтении языков, которые пишутся слева на право (например русский язык).
  • Поскольку рука и глаз так глубоко связаны, то перевернутое письмо не является чем-то необычным, когда дети с доминирующим левым глазом начинают учиться читать и писать.
  • Приблизительно половина всех учеников имеют доминирующий глаз на той же стороне, что и доминирующее полушарие.
В интегрированном состоянии мы способны принимать первичную слуховую информацию через оба уха. Звук затем интерпретируется в мозге (с интеграцией нашей памяти и всех наших других чувств), что дает нам аудио представление и анализ мира.
  • В интегрированном состоянии мы способны принимать первичную слуховую информацию через оба уха.
  • Звук затем интерпретируется в мозге (с интеграцией нашей памяти и всех наших других чувств), что дает нам аудио представление и анализ мира.

Аудио-способные ученики предпочитают слуховую презентацию при получении новой или критической информации.

Восприятие

  • Поэтому личности с гештальт полушарием и противоположным доминирующим ухом будут предпочитать обзоры, метафоры, эмоционально окрашенные истории, лучше понимать диалекты и эмоциональную информацию.
  • Личности с логической доминантой и доминирующим противоположным ухом будут превосходными слушателями для детального или линейного способа подачи информации.

Память

  • Личности с логическим доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне имеют хорошую память на числа, формулы, произношение и другую детальную информацию.
  • Личности с гештальт доминирующим полушарием, чье доминирующее ухо расположено на противоположной стороне имеют хорошую память на лица, основной смысл, эмоции и целые понятия.

Существует определенная асимметричность в нервных связях, идущих от каждого уха к полушарию мозга. Заметим, что нервные волокна, идущие от правого уха к левому полушарию, толще, чем нервные волокна, идущие от левого уха к левому полушарию (так же, как для глаз). Из-за этой асимметрии правое ухо первоначально посылает информацию в левое полушарие, в то время, как левое ухо первоначально посылает информацию в правое полушарие.

22

В аудио-ограниченном профиле (доминирующее ухо находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие) аудиальный доступ уменьшается во время стресса.  Для таких учеников слышание, получение новой информации через слушание, может быть трудным. Почти половина учеников являются аудио-ограниченными, однако большая часть обучения в нашей образовательной системе производится устно. Уши также облегчают наше понимание оттенков и скрытого значения слов, а также множество высокочастотных компонент в обычном языке. Поскольку было определено, что одним из факторов причины нарушения речи является невозможность расшифровать высокочастотные компоненты обычного языка (ш, з, с, ч и т.д), то при нарушении речи необходимо рассматривать возможность улучшения функционирования слуха.  22

В аудио-ограниченном профиле

(доминирующее ухо находится с той же стороны, что и доминирующее полушарие)

аудиальный доступ уменьшается во время стресса.

  • Для таких учеников слышание, получение новой информации через слушание, может быть трудным.
  • Почти половина учеников являются аудио-ограниченными, однако большая часть обучения в нашей образовательной системе производится устно.

Уши также облегчают наше понимание оттенков и скрытого значения слов, а также множество высокочастотных компонент в обычном языке. Поскольку было определено, что одним из факторов причины нарушения речи является невозможность расшифровать высокочастотные компоненты обычного языка (ш, з, с, ч и т.д), то при нарушении речи необходимо рассматривать возможность улучшения функционирования слуха.

22

Руки посылают информацию в мозг через касание и движение. Руки являются также средством выражения получаемых знаний через жест и письмо. С канирование мозга показало, что когда люди говорят, существует увеличение активности в области мозга, связанной с движением рук (моторный и сенсорный участок коры головного мозга). Фактически, руки интенсивно включены в человеческое общение, как в устном, так и в кинестетическом выражении. Наши соотношения доминант для полушарий мозга и рук отчетливо влияют на то, как мы предпочитаем выражать себя. Личности с логическим доминирующим полушарием стремятся выражать себя вербально . Они любят говорить о том, что они изучают и о своем мнении. Личности с доминирующим гештальт полушарием стремятся выражаться кинестетически . Они хорошо общаются при помощи жестов своего тела и любят вовлекаться в физическое действие во время обучения. Их жесты и язык тела могут быть очень выразительны.
  • Руки посылают информацию в мозг через касание и движение.
  • Руки являются также средством выражения получаемых знаний через жест и письмо.
  • С канирование мозга показало, что когда люди говорят, существует увеличение активности в области мозга, связанной с движением рук (моторный и сенсорный участок коры головного мозга).
  • Фактически, руки интенсивно включены в человеческое общение, как в устном, так и в кинестетическом выражении.
  • Наши соотношения доминант для полушарий мозга и рук отчетливо влияют на то, как мы предпочитаем выражать себя.
  • Личности с логическим доминирующим полушарием стремятся выражать себя вербально . Они любят говорить о том, что они изучают и о своем мнении.
  • Личности с доминирующим гештальт полушарием стремятся выражаться кинестетически . Они хорошо общаются при помощи жестов своего тела и любят вовлекаться в физическое действие во время обучения. Их жесты и язык тела могут быть очень выразительны.
обычно левое полушарие + правая рука д аже под влиянием стресса они могут полностью сохранять вербальные способности.  Этим ученикам полезно обсуждение или конспектирование для того, чтобы переслать новую информацию в память. Но под стрессом они могут быть менее способны выразить себя с помощью жестов рук или поз тела ( кинестетически ограниченные ).  Вербально-ограниченные ученики обычно левое полушарие + левая рука  в одностороннем состоянии ограничены в общении п од стрессом они имеют ограниченный доступ к кинестетическому, гештальт полушарию и также будут ограничены в своем устном выражении
  • обычно левое полушарие + правая рука
  • д аже под влиянием стресса они могут полностью сохранять вербальные способности.
  • Этим ученикам полезно обсуждение или конспектирование для того, чтобы переслать новую информацию в память.
  • Но под стрессом они могут быть менее способны выразить себя с помощью жестов рук или поз тела ( кинестетически ограниченные ).

Вербально-ограниченные ученики

  • обычно левое полушарие + левая рука
  • в одностороннем состоянии ограничены в общении
  • п од стрессом они имеют ограниченный доступ к кинестетическому, гештальт полушарию и также будут ограничены в своем устном выражении
кинестетически способны е обычно правое (гештальт) полушарие + левая рука Даже под стрессом они могут полностью взаимодействовать кинестетически. Этот тип учащихся эмоционально и физически выражается и обучается кинестетически посредством манипуляции объектами и через ручной труд . Но под стрессом они будут не способны использовать слова, чтобы выразить себя ( вербально ограниченные ). ограниченны е в общении обычно правое полушарие + правая доминирующая рука Под стрессом они имеют ограниченный доступ к вербальному, логическому полушарию и также будут ограничены в своем кинестетическом выражении из-за одностороннего состояния мозг/рука.  Всем ученикам с гештальт доминантой рекомендуется движение для закрепления обучения. В любом случае, движение и устное общение являются существенными для закрепления новой информации и должны быть обычными и часто используемыми в эффективном учебном плане.
  • кинестетически способны е
  • обычно правое (гештальт) полушарие + левая рука
  • Даже под стрессом они могут полностью взаимодействовать кинестетически.
  • Этот тип учащихся эмоционально и физически выражается и обучается кинестетически посредством манипуляции объектами и через ручной труд .
  • Но под стрессом они будут не способны использовать слова, чтобы выразить себя ( вербально ограниченные ).
  • ограниченны е в общении
  • обычно правое полушарие + правая доминирующая рука
  • Под стрессом они имеют ограниченный доступ к вербальному, логическому полушарию и также будут ограничены в своем кинестетическом выражении из-за одностороннего состояния мозг/рука.
  • Всем ученикам с гештальт доминантой рекомендуется движение для закрепления обучения.

В любом случае, движение и устное общение являются существенными для закрепления новой информации и должны быть обычными и часто используемыми в эффективном учебном плане.

Способность к точным движениям ( ловкость ) Логическое полушарие + противоположная нога личность будет стремиться выполнять более планируемые движения. х орошо следуют инструкциям типа: шаг-за-шагом в спорте, танцах и других видах активного движения, но могут иметь недостаток в спонтанности (красоте) движения. Ноги контролируются противоположным полушарием, которое координирует и команды движения ног, согласно мышечным усилиям. гештальт полушари е + противоположная нога движения будут более спонтанными, свободными и ритмичными. о днако, у таких людей могут быть трудности следования инструкциям типа: шаг-за-шагом. 22

Способность к точным движениям ( ловкость )

Логическое полушарие + противоположная нога

  • личность будет стремиться выполнять более планируемые движения.
  • х орошо следуют инструкциям типа: шаг-за-шагом в спорте, танцах и других видах активного движения,
  • но могут иметь недостаток в спонтанности (красоте) движения.

Ноги контролируются противоположным полушарием, которое координирует и команды движения ног, согласно мышечным усилиям.

гештальт полушари е + противоположная нога

  • движения будут более спонтанными, свободными и ритмичными.
  • о днако, у таких людей могут быть трудности следования инструкциям типа: шаг-за-шагом.

22

доминирующее полушарие + доминирующая нога на той же стороне  под стрессом такие личности будут иметь затруднения в движении. в стрессогенных условиях, прежде всего, они имеют тенденцию замирать и не способны выполнять немедленные физические действия. Они могут почувствовать себя парализованными или испытывают неуклюжесть, приводящую к легким и серьезным травмам.

доминирующее полушарие

+ доминирующая нога на той же стороне

  • под стрессом такие личности будут иметь затруднения в движении.
  • в стрессогенных условиях, прежде всего, они имеют тенденцию замирать и не способны выполнять немедленные физические действия.
  • Они могут почувствовать себя парализованными или испытывают неуклюжесть, приводящую к легким и серьезным травмам.
Мотивационный этап Операционный этап Результативный этап

Мотивационный этап

Операционный этап

Результативный этап

Для правополушарных учащихся  Для левополушарных учащихся Необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.  Необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.  мотивация

Для правополушарных учащихся

Для левополушарных учащихся

  • Необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации.
  • Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире.
  • Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу.
  • Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
  • Необходимо делать упор на познавательные мотивы.
  • Их привлекает сам процесс усвоения знаний.
  • Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности.
  • Социальным мотивом является возможность продолжения образования.
  • Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития мышления.
  • Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств.

мотивация

для правополушарных  д ля левополушарных светлая доска и темный мел. п осадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%. наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

для правополушарных

д ля левополушарных

  • светлая доска и темный мел.
  • п осадить же учеников необходимо полукругом.
  • Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.
  • наиболее значима правая полусфера;
  • сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел;
  • классическая посадка за партами.
Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь . Но если их попросить подвести итоги они встретятся с определенными трудностями. Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи. Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников. Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.  Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи . Виды деятельности требующие постоянного самоконтроля выполняются ими плохо. В устной речи могут особенно возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски если правополушарный ученик еще и импульсивен.

Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь .

  • Но если их попросить подвести итоги они встретятся с определенными трудностями.
  • Левополушарным ученикам требуется помощь в развитии беглости устной и письменной речи.
  • Однако точность в употреблении слов и применении правил у них обычно выше, чем у правополушарных одноклассников.
  • Тем не менее, левополушарные ученики обычно медленнее выполняют письменные работы.

Дети с доминированием правого полушария не контролируют правильность своей речи .

  • Виды деятельности требующие постоянного самоконтроля выполняются ими плохо.
  • В устной речи могут особенно возникать проблемы в грамматике и подборе слов.
  • Возможны смысловые пропуски если правополушарный ученик еще и импульсивен.
Для правополушарных учащихся подойдут  методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения.  Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.  Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут:  решение задач, письменные  опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа.  Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных учащихся подойдут

  • методы устного опроса,
  • задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения.
  • Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут:

  • решение задач,
  • письменные опросы с неограниченным сроком выполнения,
  • вопросы «закрытого» типа.
  • Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Какие действия, состояния учащихся мешают вам работать?
  • Какие действия, состояния учащихся мешают вам работать?
При всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия. Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент в обучении. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария.
  • При всех неврозах происходят нарушения межполушарного взаимодействия.
  • Известно, что возникновению неврозов способствует левополушарный акцент в обучении.
  • Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении функций правого полушария.
1 - П ерегружается левое полушарие. 2 - Сниж ается активность (торможение) ведущего правого полушария. 3 - Появляются раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. 4 – При усугублении ситуации  - неврастения, наиболее распространенный невроз. Помочь детям, больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего (но приторможенного) правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга. 22

1 - П ерегружается левое полушарие.

2 - Сниж ается активность (торможение) ведущего правого полушария.

3 - Появляются раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения.

4 – При усугублении ситуации  - неврастения, наиболее распространенный невроз.

Помочь детям, больным неврастенией, можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего (но приторможенного) правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.

22

 1) Обучение детей с шести лет - традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам. 2)        После стресса повышается активность правого полушария, сопровождаемая нагнетанием отрицательных эмоций,  беспокойства, страхов. 3)        Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности. 4)        Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования. 5)        При истерическом неврозе нервное расстройство возникает в результате неудовлетворения эмоционально значимых запросов ребенка в любви, признании и понимании близких или авторитетных для него лиц.

1) Обучение детей с шести лет - традиционный левополушарный характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам.

2)        После стресса повышается активность правого полушария, сопровождаемая нагнетанием отрицательных эмоций, беспокойства, страхов.

3)        Чрезмерные требования к себе часто сочетаются с давлением родителей, обладающих гиперсоциальной направленностью личности.

4)        Родители и педагоги нередко расценивают невротические расстройства как отсутствие волевой (сознательной) регуляции поведения и усиливают моральные требования.

5)        При истерическом неврозе нервное расстройство возникает в результате неудовлетворения эмоционально значимых запросов ребенка в любви, признании и понимании близких или авторитетных для него лиц.

чувств о усталости, расстройств о внимания, головны е бол и; любое событие оказывается поводом для страха ; ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: «не слышит», «не видит», «копается», постоянно испытывает усталость. ч ем больше давление на ребенка, тем меньше он способен к критической оценке. д авление подчеркивает и усиливает неуверенность, слабость, несостоятельность ребенка. и счезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат — постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность.
  • чувств о усталости, расстройств о внимания, головны е бол и;
  • любое событие оказывается поводом для страха ;
  • ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: «не слышит», «не видит», «копается», постоянно испытывает усталость.
  • ч ем больше давление на ребенка, тем меньше он способен к критической оценке.
  • д авление подчеркивает и усиливает неуверенность, слабость, несостоятельность ребенка.
  • и счезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат — постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность.
  • 1.         Могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно. Вслед за сомнениями в правильности своих действий приходит неуверенность и, вместе с этим, болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности .
  • 2.         Это особенно заметно проявляется в подростковом возрасте. Подросток страдает от своей непохожести на других и одновременно от неуверенности в себе; его тяготят постоянные опасения и сомнения; он не способен радоваться, мучительно ищет и не может найти себя. И все это может происходить на фоне достаточно хороших, даже отличных успехов в школе, но прогрессирующих неуспехов в общении со сверстниками.
  • 1)        У тех, кому по роду своей работы приходится много писать или считать, при стрессах заметно возрастает активность левого полушария: время от времени возникает состояние умственного пресыщения .
  • 3.         Физиологическое отражение истерического невроза - деятельность ведущего, правого полушария будет чрезмерно возбуждена, а левого - несколько заторможена. Выразится это частой раздражительностью, капризами, истериками, беспричинной обидчивостью.
  • 1)        Детям младшей возрастной группы желательно не ставить оценок и всячески поощрять за достигнутые успехи. Учителя, опирающиеся на такие методы, как наглядность, образность, эмоциональность, достигают немалых успехов в обучении детей.
  • 2)        Помощь должна выражаться в психологической разгрузке. Детям необходимы яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни.
  • 3)        Эмоциональная и спортивная разрядка, музыка, танцы, встречи с друзьями, то есть в правополушарной деятельности.
  • 4)        При истерическом неврозе - крайне эмоциональным, впечатлительным и вместе с тем самолюбивым детям необходимо постоянное и доброжелательное внимание, поддержка их положительных качеств и художественных задатков. Избегайте в общении с этими детьми (как, впрочем, и со всеми остальными!) сухого формализма, педантизма.
  • 5)        Одновременно нужно устранить конфликтные ситуации в семейной жизни, сделать отношения в доме более непосредственными и открытыми, эмоционально насыщенными и жизнерадостными.
  • 6)        Учитывайте своеобразие детей, повышенную эмоциональность и художественную одаренность и не старайтесь непременно "коллективизировать" их чувства и желания, приспособить к требованиям большинства. Из-за этого зачастую происходит нивелирование, а то и потеря индивидуальности, детской самобытности и таланта.
  • 1)        Помочь детям, больным неврастенией , родители могут, если уменьшат интеллектуальную перегрузку левого полушария (в том числе свою требовательность, посещение второй школы) и вместе с тем эмоционально активизирует работу ведущего, но приторможенного правого полушария. Всем этим как раз и будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.
  • 2)        Такая же тактика эффективна при неврозе навязчивых состояний , когда появляются неотступные, приходящие помимо воли мысли и действия. Прямая борьба с ними безуспешна, как и все попытки по совету врача "взять себя в руки".
  • 3)        Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
  • 4)        Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
  • 5)        Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  • 6)        Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
  • 1)        Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестает вас слушать и слышать.
  • 2)        Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая мешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
  • 3)        Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  • 4)        Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
  • 5)        Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
  • 6)        Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
1)        Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться. 2)        Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться. 3)        Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности. 4)        Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал логически, образно, интуитивно. логически, образно, интуитивно. 5)        Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка. 6)        Сделайте своей главной заповедью — «Не навреди!».
  • 1)        Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
  • 2)        Помните, что любой ребенок может чего-то не знать, не уметь, в чем-то ошибаться.
  • 3)        Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  • 4)        Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал
  • логически, образно, интуитивно.
  • логически,
  • образно,
  • интуитивно.
  • 5)        Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
  • 6)        Сделайте своей главной заповедью — «Не навреди!».
Правополушарные художники Левополушарные художники Большие размеры, темная палитра красок, большое число световых градаций, глобальностью сюжета, свежесть видения, эмоциональность, экспрессия, динамика Строгость формы, графичность изображения, холодные цвета  Ван-Гог, Рембрандт, Суриков Пикассо, Кент, Леже Правополушарные композиторы Левополушарные композиторы Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шуман , Моцарт Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Стравинский, Шостакович , Сальери Равнополушарные гении - Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов, Аристотель

Правополушарные художники

Левополушарные художники

Большие размеры, темная палитра красок, большое число световых градаций, глобальностью сюжета, свежесть видения, эмоциональность, экспрессия, динамика

Строгость формы, графичность изображения, холодные цвета

Ван-Гог, Рембрандт, Суриков

Пикассо, Кент, Леже

Правополушарные композиторы

Левополушарные композиторы

Вагнер, Дебюсси, Скрябин, Чайковский, Шопен, Шуман , Моцарт

Бах, Гендель, Мендельсон, Прокофьев, Стравинский, Шостакович , Сальери

Равнополушарные гении -

Леонардо Да Винчи, Михаил Ломоносов, Аристотель

Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. — Л., 1976. Балонов Л.Я., Баркан Д.В., Деглин В.Л., Кауфман Д.А., Николаенко Н.Н., Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - Л: Медицина, 1974. - 152 с. Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление. — М., 1980. Деглин В.Л., Балонов Л.Я., Долина И.Б. Язык и функциональная асимметрия мозга. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975 Лотман Ю.М. Риторика. . Учен. зап. / Тартуск. Гос. Ун-т, 1981, вып. 515. Структура и семиотика художественного текста (Тр. По знаковым системам, т. 12)
  • Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушария. — Л., 1976.
  • Балонов Л.Я., Баркан Д.В., Деглин В.Л., Кауфман Д.А., Николаенко Н.Н., Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий.
  • Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. - Л: Медицина, 1974. - 152 с.
  • Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога).
  • Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление. — М., 1980.
  • Деглин В.Л., Балонов Л.Я., Долина И.Б. Язык и функциональная асимметрия мозга. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975
  • Лотман Ю.М. Риторика. . Учен. зап. / Тартуск. Гос. Ун-т, 1981, вып. 515. Структура и семиотика художественного текста (Тр. По знаковым системам, т. 12)
  • Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.,1974
  • Лурия А.Р. Язык и сознание. М., МГУ, 1979
  • Николаенко А.Н. Функциональная асимметрия мозга и изобразительные способности. Учен. зап. / Тартуск. Гос. Ун-т, 1983, вып. 636. Текст и культура. (Тр. По знаковым системам, т. 16)
  • Подклетнова И.М., Таратынова Г.В. ЭЭГ-корреляты творческой деятельности // Психофизиологический эксперимент. Методическое и техническое обеспечение. - М.: Наука, 1990. - С. 74-79.
  • Прибрам К. Языки мозга. Пер. с англ., М., Прогресс, 1975. с.299.
  • С.Ю.Маслов. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия
  • Салтыков А.Б., Ильин В.И., Дронов А.А. Когнитивная деятельность и неосознаваемая ритмическая стимуляция // Психол. журн. 1993. Т.14. №5. С. 42-47.
  • Тульвисте П. Существует ли специфически детское вербальное мышление ? - Вопросы психологии, 1981, №5.
  • Тульвисте П. Тип текста и тип мышления (заметки к одной общей проблеме семиотики и психологии). - Учен. зап. / Тартуск. Гос. Ун-т, 1977, вып. 426. (Тр.по романо-германской филологии , т. VII. Литературоведение.)
  • Черниговская Т.В., Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Билингвизм и функциональная асимметрия мозга. - Учен. зап. / Тартуск. Гос. Ун-т, 1983, вып. 635. Текст и культура. (Тр. По знаковым системам, т. 16) (Источник сканирования: "Семиотика и информатика". - М., 1982. - Вып.20, с.3-34)
  • Якобсон Р.О. Поэзия грамматики и грамматика поэзии. - В кн.: Семиотика. М.: Радуга, 1983.
  • Ссылки: ( О химических элементах , Волновой геном www.rusnauka.narod.ru "Волновой генетический код
  • Ссылка: www.SAMARA.ru Адрес страницы: http://www.samara.ru/paper/81/2669/38725/
Логическая доминанта Гештальт доминанта Аналитическое восприятие мира  способность к логическому, последовательному, ступенчатому познанию Целостное восприятие  предметов и явлений действительности при улавливании множества деталей и связей между ними Информация:  слова и другие условные знаки образы и другие невербальные сигналы Логико-вербальное мышление (научное) Пространственно-образное мышление (художественное) Различия между полушариями мозга определяются не столько качественными особенностями воспринимаемого ими материала, сколько стратегией его переработки.  Комплиментарность означает, что внутренние, целостные представления в мозгу и их эмоциональная окраска обусловлены неразделимой интеграцией процессов, специфической для каждой его половины. Два полушария головного мозга в эмоциональном и когнитивном плане дополняют друг друга. Перед лицом неординарной проблемы, когда нужен новый взгляд на реальность, когда сложность задачи требует новых внутренних построений, нового творческого усилия, в работу включаются они оба.

Логическая доминанта

Гештальт доминанта

Аналитическое восприятие мира

способность к логическому, последовательному, ступенчатому познанию

Целостное восприятие

предметов и явлений действительности при улавливании множества деталей и связей между ними

Информация:

слова и другие условные знаки

образы и другие невербальные сигналы

Логико-вербальное мышление (научное)

Пространственно-образное мышление (художественное)

Различия между полушариями мозга определяются не столько качественными особенностями воспринимаемого ими материала, сколько стратегией его переработки.

Комплиментарность означает, что внутренние, целостные представления в мозгу и их эмоциональная окраска обусловлены неразделимой интеграцией процессов, специфической для каждой его половины. Два полушария головного мозга в эмоциональном и когнитивном плане дополняют друг друга.

Перед лицом неординарной проблемы, когда нужен новый взгляд на реальность, когда сложность задачи требует новых внутренних построений, нового творческого усилия, в работу включаются они оба.

Логико-знаковое мышление  задействованное левым полушарием, вносит в картину восприятия мира некоторую искусственную упорядоченность Образное мышление – продукт правого полушария - обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира таким, каков он есть .
  • Логико-знаковое мышление задействованное левым полушарием, вносит в картину восприятия мира некоторую искусственную упорядоченность
  • Образное мышление – продукт правого полушария - обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира таким, каков он есть .
Логическая доминанта Гештальт доминанта Вербальная и произвольная регуляция поведения и познавательной деятельности Невербальная и непроизвольная регуляция поведения Решение задач с помощью уже известных способов, хранящихся в памяти Комбинаторная деятельность, когда для решения задач не подходит ни один из известных способов (креативность) связано с отрицательными эмоциями, с оценками неприятного и ужасного и определяет прием и переработку отрицательной эмоциональной информации связано с положительными эмоциями, с оценкой приятного и смешного, определяет прием и переработку положительной эмоциональной информации Ритм аккорд ы , интенсивност ь , тембр , определение ошибок в знакомых мелодиях

Логическая доминанта

Гештальт доминанта

Вербальная и произвольная регуляция поведения и познавательной деятельности

Невербальная и непроизвольная регуляция поведения

Решение задач с помощью уже известных способов, хранящихся в памяти

Комбинаторная деятельность, когда для решения задач не подходит ни один из известных способов (креативность)

связано с отрицательными эмоциями, с оценками неприятного и ужасного и определяет прием и переработку отрицательной эмоциональной информации

связано с положительными эмоциями, с оценкой приятного и смешного, определяет прием и переработку положительной эмоциональной информации

Ритм

аккорд ы , интенсивност ь , тембр , определение ошибок в знакомых мелодиях

«Левополушарные»

«Правополушарные»

«Левополушарные» формально-логические компоненты мышления организуют любой знаковый материал таким образом, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст необходимый для успешного общения между людьми. Это могут быть не только слова, но и другие символы знаки и даже образы.

И з всех реальных и потенциальных связей между предметами и явлениями выбирается несколько определенных не создающих противоречий и укладывающихся в данный контекст.

Функция «правополушарных» компонентов мышления — это одномоментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.

Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях когда информация сложна , внутренне противоречива и не может быть сведена к однозначному контексту.

Роль правополушарной стратегии познания проявляющейся в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте делает ее важнейшим участником творческого процесса.

Логическая доминанта

Гештальт доминанта

Левополушарным легче писать, чем диктовать.

Легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна.

Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки . Сбивчивость . лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст чем писать.

Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

Часто действуют по настроению.

Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств.

Как правило, правополушарные люди — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаются и плачут, приходят в состояние гнева и ярости, общительны и контактны.

Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты.

Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы.

Рациональность Творчество Те, у кого левое полушарие развито больше правого отличаются рациональностью . Такие люди склонны к аналитической работе, они внимательны и способны подмечать казалось бы, незначительные вещи. В принятии решения они опираются на логику, продумывая каждый шаг и каждое действие. Такой тип людей очень хорошо справляется с математическими задачами. Как правило, у них развитая и грамотная речь. Наибольших успехов этот тип добивается в работе требующей скрупулезности и не терпящей поспешных выводов. Другой тип людей - те, у кого доминирующую роль играет правое полушарие. Это прежде всего творческие личности. У них хорошо развито образное мышление, они очень эмоциональны и поэтому не могут скрывать своих чувств.

Рациональность

Творчество

Те, у кого левое полушарие развито больше правого отличаются рациональностью . Такие люди склонны к аналитической работе, они внимательны и способны подмечать казалось бы, незначительные вещи. В принятии решения они опираются на логику, продумывая каждый шаг и каждое действие.

Такой тип людей очень хорошо справляется с математическими задачами.

Как правило, у них развитая и грамотная речь.

Наибольших успехов этот тип добивается в работе требующей скрупулезности и не терпящей поспешных выводов.

Другой тип людей - те, у кого доминирующую роль играет правое полушарие. Это прежде всего творческие личности. У них хорошо развито образное мышление, они очень эмоциональны и поэтому не могут скрывать своих чувств.

Левополушарные люди  могут быть прекрасными бухгалтерами, экономистами, руководителями в исследовательских отделах, аналитиками и критиками. К сожалению, они редко генерируют новые идеи. Легко вступают в контакт с людьми, полагаются на интуицию. Обладая хорошей памятью, они способны дать ответ на любой вопрос. Среди них нередко бытует заниженная самооценка . А, стараясь подавлять в себе эмоции, выглядят черствыми и расчетливыми. Если же их постигает неудача, то ее причину они, несомненно, будут искать в себе, а потому такие люди чаще подвержены стрессам..  Развитое воображение у этих людей способствует выдвижению новых идей, они стремятся усовершенствовать все и вся. Но они не критичны по отношению к другим и себе, не терпят долгой, кропотливой работы, порой невнимательны и не способны адекватно оценивать свои идеи.

Левополушарные люди могут быть прекрасными бухгалтерами, экономистами, руководителями в исследовательских отделах, аналитиками и критиками. К сожалению, они редко генерируют новые идеи.

Легко вступают в контакт с людьми, полагаются на интуицию. Обладая хорошей памятью, они способны дать ответ на любой вопрос.

Среди них нередко бытует заниженная самооценка . А, стараясь подавлять в себе эмоции, выглядят черствыми и расчетливыми. Если же их постигает неудача, то ее причину они, несомненно, будут искать в себе, а потому такие люди чаще подвержены стрессам..

Развитое воображение у этих людей способствует выдвижению новых идей, они стремятся усовершенствовать все и вся.

Но они не критичны по отношению к другим и себе, не терпят долгой, кропотливой работы, порой невнимательны и не способны адекватно оценивать свои идеи.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!