СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когнитивистика и способы оптимизации творческого процесса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен материал о важных когнитивных функциях студента, которые преподаватель использует в процессе обучения на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Когнитивистика и способы оптимизации творческого процесса»

КОГНИТИВИСТИКА И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Алиева Т.А.,

ГБПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум имени казачьего генерала В.П. Бондарева»

(методические указания)

Когнитиви́стика, когнити́вная нау́ка (лат. cognitio «познание») — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта.

Когнитивистика сегодня - больше, чем наука, и это направление одинаково интересно специалистам разных сфер деятельности - философам, лингвистам, физикам и IT-специалистам.

Когнитивистика в образовании является очень востребованной, так как предоставляет большие возможности для работы в различных видах деятельности, в том числе творческой. Данный подход изучает все когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики: память, внимание, чувства, представления, воображение, логическое и творческое мышления.

Особую ценность этот подход представляет при изучении гуманитарных и культурологических дисцилин при выполнении творческих проектов, самостоятельной работы и нестандартных форм уроков, поскольку активизируется весь когнитивный ресурс обучающихся:

  • Владение информацией

  • Перенос усвоенного на новый материал

  • Умение делать выводы

  • Участие в решении проблем

  • Умение замечать различия

  • Анализ ситуации

  • Умение анализировать результат

  • Умение предвидеть последствия

  • Умение рассуждать

  • Логичность в мышлении

  • Любознательность.

В творческой деятельности еще одним эффективным способом является комбинирование – варьирование уже имеющихся знаний и известных способов действий. Фантазия и воображение служат при этом необходимым компонентом творческой деятельности обучающегося, который выражается в построении образов. А важнейшим механизмом творчества служит интуиция – знание, которое не осознаётся, но даёт возможность включить дополнительные важные резервы когнитивных возможностей обучающегося. Например, при изучении творчества М.Ю. Лермонтова используются междисциплинарные знания по литературе, русскому языку, истории мировой культуры и истории искусств, философии, психологии, истории, краеведению, живописи. Интегральный подход в создании творческого проекта о М.Ю. Лермонтове в полной мере задействует практически все вышеперечисленные познавательные способности.

Ещё один важный аспект для творческого человека, играющий определяющую роль для конечного результата - окружающая обстановка, способная поддержать длительный и продуктивный исследовательский/ творческий процесс: стимулировать деятельность и повышать её эффективность, усиливать сосредоточенность и снижать уровень энтропии внимания. Эти факторы могут вызвать определенное эмоциональное состояние, в котором работать будет намного легче и приятнее. Более того, подобные состояния могут пробуждать в сознании конкретные идеи, планы, факты, полезные для реализации задуманного.

Абстрактные идеи, изображения, планы, конкретные предложения, эмоции и все остальное, что может представлять собой нужную и полезную для творчества информацию, оказываются связанными с окружающей обстановкой, а именно — временем и местом, которое обучающийся выбрал для занятий творчеством. После того, как он концентрируется на приходящих из подсознания идеях, творческий процесс захватывает его полностью. Также эффективным сопутствующим фактором в этом процессе является соответствующая фоновая музыка.

Таким образом, это пространство оказывается связанным со всеми «мыслепродуктами» человека - автора и каждый раз становится отправной точкой для его дальнейших творческих изысканий.

Надо сказать, что работать обучающимся приходилось в разных форматах: менялись виды информации, места и время, но многообразие вариантов организации рабочих сред давало свой положительный эффект. Многие обучающиеся с удовольствием вовлекались в новую среду и погружались в работу. Это лишний раз указывало на гибкость человеческого мышления. Ведь человек может работать в любых условиях, хотя, надо признать, некоторые предпочитают свои индивидуальные варианты. Главное же — найти/ создать под себя такую среду, которая позволит максимально сконцентрировать внимание на задаче и достичь высокой продуктивности.

Заключение. Следует признать, что все эти способы сами по себе, конечно же, не помогут «прыгнуть» выше своих возможностей, но создадут слагаемые для успешного воплощения своих идей в профессиональной сфере в перспективе.







Список использованной литературы:

  1. Режабек Е.Я., Филатова А.А. 2019. Когнитивная культурология: Учебное пособие / СПб.: Алетейя, 316 с.

  2. А.А. Филатова. –5.Тагард П. 2018. Междисциплинарность: творческие зоны в когнитивной науке. / Журнал «Логос» №1. С.35-60.

  3. Фаликман М. 2021. Когнитивная наука: основоположения и перспективы. / Журнал «Логос» №1. С.1-18.

  4. Федорова О. 2018. А. и Б сидели на трубе, или Междисциплинарность когнитивных исследований. / Журнал «Логос» №1. С.19-34.

  5. Маркова, Л.А. 2018. Трансформации междисциплинарности в контексте социальной эпистемологии / Философия науки и техники - №1 - Том 19. С.27-37.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!