КОГНИТИВИСТИКА И СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Алиева Т.А.,
ГБПОУ «Железноводский художественно-строительный техникум имени казачьего генерала В.П. Бондарева»
(методические указания)
Когнитиви́стика, когнити́вная нау́ка (лат. cognitio «познание») — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта.
Когнитивистика сегодня - больше, чем наука, и это направление одинаково интересно специалистам разных сфер деятельности - философам, лингвистам, физикам и IT-специалистам.
Когнитивистика в образовании является очень востребованной, так как предоставляет большие возможности для работы в различных видах деятельности, в том числе творческой. Данный подход изучает все когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики: память, внимание, чувства, представления, воображение, логическое и творческое мышления.
Особую ценность этот подход представляет при изучении гуманитарных и культурологических дисцилин при выполнении творческих проектов, самостоятельной работы и нестандартных форм уроков, поскольку активизируется весь когнитивный ресурс обучающихся:
Владение информацией
Перенос усвоенного на новый материал
Умение делать выводы
Участие в решении проблем
Умение замечать различия
Анализ ситуации
Умение анализировать результат
Умение предвидеть последствия
Умение рассуждать
Логичность в мышлении
Любознательность.
В творческой деятельности еще одним эффективным способом является комбинирование – варьирование уже имеющихся знаний и известных способов действий. Фантазия и воображение служат при этом необходимым компонентом творческой деятельности обучающегося, который выражается в построении образов. А важнейшим механизмом творчества служит интуиция – знание, которое не осознаётся, но даёт возможность включить дополнительные важные резервы когнитивных возможностей обучающегося. Например, при изучении творчества М.Ю. Лермонтова используются междисциплинарные знания по литературе, русскому языку, истории мировой культуры и истории искусств, философии, психологии, истории, краеведению, живописи. Интегральный подход в создании творческого проекта о М.Ю. Лермонтове в полной мере задействует практически все вышеперечисленные познавательные способности.
Ещё один важный аспект для творческого человека, играющий определяющую роль для конечного результата - окружающая обстановка, способная поддержать длительный и продуктивный исследовательский/ творческий процесс: стимулировать деятельность и повышать её эффективность, усиливать сосредоточенность и снижать уровень энтропии внимания. Эти факторы могут вызвать определенное эмоциональное состояние, в котором работать будет намного легче и приятнее. Более того, подобные состояния могут пробуждать в сознании конкретные идеи, планы, факты, полезные для реализации задуманного.
Абстрактные идеи, изображения, планы, конкретные предложения, эмоции и все остальное, что может представлять собой нужную и полезную для творчества информацию, оказываются связанными с окружающей обстановкой, а именно — временем и местом, которое обучающийся выбрал для занятий творчеством. После того, как он концентрируется на приходящих из подсознания идеях, творческий процесс захватывает его полностью. Также эффективным сопутствующим фактором в этом процессе является соответствующая фоновая музыка.
Таким образом, это пространство оказывается связанным со всеми «мыслепродуктами» человека - автора и каждый раз становится отправной точкой для его дальнейших творческих изысканий.
Надо сказать, что работать обучающимся приходилось в разных форматах: менялись виды информации, места и время, но многообразие вариантов организации рабочих сред давало свой положительный эффект. Многие обучающиеся с удовольствием вовлекались в новую среду и погружались в работу. Это лишний раз указывало на гибкость человеческого мышления. Ведь человек может работать в любых условиях, хотя, надо признать, некоторые предпочитают свои индивидуальные варианты. Главное же — найти/ создать под себя такую среду, которая позволит максимально сконцентрировать внимание на задаче и достичь высокой продуктивности.
Заключение. Следует признать, что все эти способы сами по себе, конечно же, не помогут «прыгнуть» выше своих возможностей, но создадут слагаемые для успешного воплощения своих идей в профессиональной сфере в перспективе.
Список использованной литературы:
Режабек Е.Я., Филатова А.А. 2019. Когнитивная культурология: Учебное пособие / СПб.: Алетейя, 316 с.
А.А. Филатова. –5.Тагард П. 2018. Междисциплинарность: творческие зоны в когнитивной науке. / Журнал «Логос» №1. С.35-60.
Фаликман М. 2021. Когнитивная наука: основоположения и перспективы. / Журнал «Логос» №1. С.1-18.
Федорова О. 2018. А. и Б сидели на трубе, или Междисциплинарность когнитивных исследований. / Журнал «Логос» №1. С.19-34.
Маркова, Л.А. 2018. Трансформации междисциплинарности в контексте социальной эпистемологии / Философия науки и техники - №1 - Том 19. С.27-37.