СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Практическая реализация технологии «Коллективно-творческой деятельности» на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе описана технология коллективной творческой деятельности и ее применение в моей работе.

Просмотр содержимого документа
««Практическая реализация технологии «Коллективно-творческой деятельности» на уроках»

Тема: «Коллективное творческое дело как эффективная форма для достижения результатов в воспитании детей с ОВЗ»


В настоящее время одним из основных направлений в развитии и воспитании детей с ОВЗ является творчество и труд. Творческие способности и трудовые навыки закладываются и развиваются у детей в процессе жизни и совершенствуются на каждом этапе становления личности.

В зависимости от того насколько у детей будут сформированы творческие способности и трудовые навыки, зависит его дальнейшая социализация.

Важное значение в развитии ребенка с ОВЗ, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности идет становление и сплочение детского коллектива, развиваются навыки общения, взаимодействия, дети учатся работать вместе, формируется умение слушать и слышать друг друга. Автором методики является профессор Игорь Петрович Иванов.

Если разложить понятие КТД по частям, то получится:

Коллективное – планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями.

Творческое – на каждой стадии его осуществления ведется поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно важной практической задачи.

Дело – это совокупность определенных действий на общую пользу и радость.


В чем же суть КТД? Прежде всего - это общественно-важное дело, социально значимое. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники, во главе с воспитателем, ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается обучающимися и педагогом.


Так же у КТД есть свои признаки и особенности:

  • практическая направленность;

  • коллективная организация;

  • творческий характер;

  • забота детей друг о друге;

  • забота о своем коллективе;

  • забота об окружающих людях, о далеких друзьях;

  • поиск лучших средств этой заботы;

  • все более четкая организация своей жизни;

  • разнообразие дел на пользу и радость;

  • способствует сплочению воспитателей и воспитанников.


  В своей работе я уделяю большое внимание данной технологии, так как это действенный, а иногда и основной шанс для детей с ОВЗ получить и закрепить практические навыки для дальнейшей жизни.

Но, как и у любой технологии, здесь тоже есть свои трудности:

-отставание в развитии психической деятельности недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность

-бедность накопленных знаний и представлений

-низкий уровень познавательной активности

-отсутствуют живость воображения

 Работая учителем в коррекционной школе с детьми с ОВЗ, я поняла, с какими трудностями сталкиваются эти дети в процессе развития творческих умений и навыков. 

Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с детьми с ОВЗ. КТД я использую и в создании совместных творческих работ, и в подготовке к разным мероприятиям.

Данную форму работы я выбрала не случайно. Два года назад я пришла работать в класс, в котором была разрозненность, обучающиеся не умели работать вместе, не слышали друг друга и часто конфликтовали. Чтобы определить степень интеграции класса, ее сплочения в единое целое я применила методику Сишора, которая показала, что уровень сплоченности детского коллектива - ниже среднего. Поэтому в первую очередь моей целью стало объединить детский коллектив и сблизить ребят, а данная форма работы помогает мне в этом на протяжении всего времени.

Например, у нас в школе проходил фестиваль песни «Ты моя мелодия», посвященный 90-летию А. Пахмутовой. Мы инсценировали с ребятами песню «Главное ребята сердцем не стареть». Предварительная работа была огромной: от выбора песни и изготовления реквизита своими руками, до грамотного распределения ролей и бесконечных репетиций. Из-за сниженного интереса, боязни выступать перед публикой, большого объема предварительной работы у ребят не было большого желания. Они не верили в свои силы и возможности. Но когда роли и задания были распределены по силам каждого и мы начали подготовку, ребята втянулись в работу и у них появился азарт.

Так же КТД я использовала при подготовке к мероприятию, посвященному 23 февраля «Смотр строевой песни». Песню мы не выбирали, она нам досталась по жеребьевке: «Три танкиста». Работа эта была сложной именно для нашего класса. Как оказалось, если песню они могут выучить и пропеть (для них это привычно), то строевой шаг дается им очень нелегко. Это особенность детей – у них недостаточно развита или нарушена координация движений. Реквизит изготавливали совместно. Кроили и шили шлемы и изо дня в день репетировали строевой шаг.


Еще одной из запоминающихся для ребят коллективно-творческих работ был «Аукцион добрых дел». Мероприятие проводилось в рамках гражданско – патриотического воспитания. В ходе обсуждения было решено с ребятами помочь птицам зимой - покормить их. На эту акцию активно откликнулись и родители –помогли с кормом, а мы с детьми вышли на улицу и кормили пернатых, насыпали им еду в кормушки. Но обучающимся этого показалось мало, и они предложили сделать еще что-нибудь хорошего для младших школьников. Было решено рассказать им о том чем они могут помочь маме дома в уходе за цветами и показать, как нужно ухаживать за комнатными растениями. Ребята более начитанные и у которых хорошо развита речь подготовили рассказ об уходе за цветами, а остальные показали пример как это нужно делать в школе.

Чем хороша данная технология – это то, что ее реализация возможна и в обычных мелких работах. Например, в простом рисовании открытки к празднику 8 Марта. Или при оформлении классного уголка по ПДД. Мы с ребятами сначала обсудили, что мы будем рисовать. Для этого они сходили в библиотеку и взяли книги по ПДД, выбрали знаки, которые будут изображать, нарисовали их, кому тяжело дается художественная деятельность – тот врезал эти знаки или прикреплял к стенду.

Это, конечно, далеко не весь список, где я применяла форму работы КТД. Практически в каждом мероприятии или изготовлении какой-либо работы я стараюсь чтоб это делалось не по принципу «каждый сам за себя и для себя», а вместе, чтоб ребята сближались, реализовывали себя в творческой работе и учились жить дружно. И могу с уверенностью сказать, что результаты есть. Проведя диагностику по той же методике Сишора на конец года уровень сплоченности детского коллектива вырос от ниже среднего до среднего. Конечно, это пока не совсем тот результат, который хотелось бы достичь, но мы стремимся к этому.

Таким образом, развивая творческие способности у детей с ОВЗ через КТД, мы создаем условия для успешной адаптации в социум и равные возможности для дальнейшего существования в нем.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!