Коллективный исследовательский проект «Загадки о цифрах»
Проект подготовлен учениками 4 Б класса МБОУ лицея №6 г. Ессентуки
Лукьянченко Елизаветой, Лукьянченко Николаем и Лукьянченко Ярославом.
Руководитель проекта: Шевченко Н.А.
1.Введение.
Цель исследования
Задачи
Гипотеза
Актуальность
2.Основная часть
.Как люди научились считать
Магия чисел
3. Практическая часть
Загадки о цифрах. Презентация
4.Заключение
5. Литература
6. Приложение №1 .
Презентация «Загадки о цифрах»
Введение.
Мы часто используем в жизни цифры и числа. Их можно встретить на витринах магазинов, услышать о них из средств массовой информации. Цифры объясняют нам сколько стоит конкретный продукт или вещь, какой возраст у ребенка и когда у него день рождения , дату и время. Все это и многое другое мы узнаем благодаря цифрам и числам. Но когда мы не знаем о чем именно идет речь при использовании тех или иных цифр, они становятся просто знаками. Наши предки придумали множество пословиц и поговорок .И немалое место среди них занимают пословицы и поговорки с цифрами. И все-таки нам хотелось узнать , а на все ли цифры есть пословицы и какие цифры в пословицах и поговорках встречаются чаще всего. Знают ли ребята нашего класса пословицы и поговорки с цифрами? Какие цифры чаще всего использовались в пословицах и поговорках? Много ли вы знаете пословиц, поговорок, в которых есть цифры? Мы решили заняться поиском таких пословиц. Интересно, а с каким числом пословиц больше?
1.1 Цель исследования.
Исследовать загадки о цифрах.
1.2 Задачи.
Провести анализ литературы с целью выявления и классификации загадок о цифрах
Систематизировать загадки о цифрах 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
1.3 Гипотеза.
Анализ загадок проводился, исходя из следующей гипотезы: мы предположили, что загадки есть на все цифры .
1.4 Актуальность
Знание загадок расширяет наш кругозор, делает нас умнее.. В пословицах и поговорках заложен богатый опыт и мудрость народа. Русская культура в последнее время все больше подвергается влиянию западных мультфильмов, книг, фильмов. Очень трудно сейчас найти на книжных полках русские народные сказки, загадки, которые русский народ собирал много лет и передавал из поколения в поколение. С загадками мы встречаемся очень часто в повседневной жизни. Их можно услышать и от родителей, и от учителя, а самое интересное, найти и прочитать самим загадки, а то и придумать свои загадки. Мы должны постараться сохранить русскую культуру , ее самобытность.
Основная часть.
Как люди научились считать
Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у собаки? Чтобы все подсчитать нужно знать цифры.
А как считали древние люди, которые их не знали? Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой или камнем, привязанным к палке. Первобытные люди не знали счета. Их учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела их жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы : «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов ( глаза, уши, рога, крылья), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух гусей, сравнивал их с парой глаз. А если видел их больше двух , то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенного когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, желая обменять сделанное им копье на пять шкур, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.
Как же люди научились записывать цифры? В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Сначала это были зарубки на палках, костях животных, в виде ракушек или отложенных камешков, или в виде узелков на ремне или веревке. Сейчас нам, привыкшим к написанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел. Способ записи чисел всего несколькими знаками (десятью), который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии. Индийская система счета распространилась затем по Европе, а цифры получили название арабских( в отличии от применяющихся иногда римских цифр). Но правильнее их называть все-таки индийскими.
Магия чисел.
Еще в древности люди заметили, что некоторые цифры счастливые, магические. Так в Древнем Вавилоне поклонялись трем главным божествам: Солнцу, Луне и Венере. Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа «Семь бед - один ответ», «На седьмом небе» , «Лук от семи недуг».
Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Особым почитанием были окружены числа в Древне Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что « числа правят миром». Он создал школу единомышленников, которые верили в магию чисел и думали, что за каждым предметом стоит какое-то число. Число, считали они, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.
Была даже целая наука — нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры. Если имя человека сочетается с его характером- это хорошо, если не сочетается или противоречит — плохо. Конечно, вера в счастливые и несчастливые числа уходит корнями в суеверие, но все равно интересно будет узнать , что :
единица — это символ славы и могущества, действия и честолюбия;
два - это символ любви и непостоянства, поиск высшей гармонии и равновесия;
три — это символ совершенства, полноты, счастливое число. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Число три считалось магическим, символизировалось треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее;
четыре - это символ устойчивости и прочности;
пять — это символ риска, непредсказуемость, энергичность и независимость;
шесть - это символ успеха в делах;
семь - это символ тайны;
восемь - это символ надежности, доведенной до совершенства;
девять - это символ материального успеха.
Практическая часть
Загадки с цифрами
Основным направлением нашей работы было изучение загадок на пример наличия в них цифр. Все ли цифры используются в загадках или только их часть? Вот вопрос, который мы ставили перед собой.
Нам пришлось опять обратиться к книгам и справочникам. Вот какую информацию мы нашли . Оказывается Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от нее пошел весь мир. И вправду единица - «героиня» и «прима» всякого счета. Та самая, о которой говорится : «Мал , да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление. И в жизни, и в математике не раз доказывала единица , что и «один в поле воин».
Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа «Семь бед — один ответ», «На седьмом небе». Когда-то семерка была предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», « Семеро одного не ждут», где «семь» употребляется в значении «все». Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней. И не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес света.
Как утверждали древние греки, число два – это символ любви и непостоянства, всё время находится в поисках равновесия. Число два – это мягкость и тактичность, стремление сгладить острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой. Мы провели анализ литературы с целью выявления загадок с цифрами и систематизировали их. Результаты проведённых исследований подтверждают нашу гипотезу. Итак, наше предположение подтвердилось в полной мере.
Мы считаем, что материалы нашего исследования могут быть полезны при проведении внеклассных занятий со школьниками по математике для развития интереса к предмету.
Обращаясь к загадкам русского народа, человек берёт лучшее и отбрасывает то, что не нужно ему. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, его национальная история, общественный строй, быт, как в народном творчестве, одной из форм которого являются загадки.
Результатом наших исследований стала презентация «Загадки о цифрах», в которой мы предложили загадки о цифрах от 0 до 9.
Список литературы.
Акимова С. Занимательная математика. – СПб.; Тригон, 1997г.
Бурау И.Я. "Загадки мира цифр и чисел"- Сталкер, 1996.
Гелахова А., Гербер Н., Сергеев Д. "Числа в стихах, загадках, считалках, пословицах и поговорках"/ Учебное пособие,- Узнаем сами, 2014.
Математика: Школьная энциклопедия. – М.; «Большая Российская энциклопедия», 2002г.
Волина В. Праздник числа(Занимательная математика для детей): Книга для учителя и родителей.- М.: Знание, 1993.-336с.
Интернет сайт «Учат в школе».