Коллективный проект
«Предметы русского быта »
Номинация «Познавательное развитие»
Вид проекта: информационно - коммуникативный
По исполнению: коллективный, детско – родительский
Выполнили: воспитанники
подготовительной группы
СП «Детский сад Солнышко»
ГБОУ СОШ им. Н.С. Доровского с. Подбельск
воспитатели: Архипова А.Е.
Панасенко М.А.
С.Подбельск 2018 год
Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели группы, учитель-логопед, музыкальный руководитель, физкультурный инструктор, родители.
Продолжительность проекта: 01.10.2018 г.-31.10.2018 г.
Русская изба так хороша,
В каждом стареньком предмете
Живёт русская душа!
Актуальность:
Президент России Владимир Путин заявил «У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. А для того чтобы его пробудить, внедрить сознание о патриотизме как о национальной идее, нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях. Это и есть национальная идея».
В последнее десятилетие уровень патриотического воспитания молодого поколения в стране заметно снизился. Любовь к Родине становиться дефицитным качеством людей. Все меньше и меньше наши дети знают об истории русской культуры, истории российского народа. Для того чтобы не погибла наша страна в будущем, не исчезла русская культура необходимо знакомить детей с историей Русского народа.
ФГОС ДО (п.4.6) ориентирует педагогов детских садов на реализацию содержания ООП, направленную на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.
Проблема:
Детская: | Педагогическая |
Однажды воспитанник нашей группы вместе с мамой принесли осеннюю поделку. Она отличалась и выделялась от других тем, что ее основа стояла в необычном предмете – туеске. Детей заинтересовал этот предмет. Ребята с интересом начали спрашивать мальчика, что это такое, откуда они с мамой его взяли и почему они никогда не видели туесок раньше. Тимур начал рассказывать ребятам, что это туесок, то есть коробочка круглой формы, сделанная из бересты. В нем раньше хранили травы, крупы, соль, сахар и многое другое. А нашли они его у бабушки. Мальчик рассказал ребятам, что еще он видел очень много разных необычных предметов: веретено, чугунок, утюг из железа. И такие предметы были раньше, в бабушкином детстве. Ребята проявили интерес к старинным предметам русского быта. | Достижение старшими дошкольниками одного из целевых ориентиров (п.4.6. ФГОС ДО) на этапе завершения ДО - это овладение старшими дошкольниками духовно-нравственными ценностями и элементарными представлениями из области истории (знакомство с предметами русского быта). Построение вариативного образовательного процесса по реализации содержания АООП предполагает проведение разнообразных развивающих форм и методов работы с детьми и родителями (их законными представителями). Организация группового конкурса «Осенняя фантазия» способствовала проявлению детьми познавательной активности и интереса к предметам русского быта. Это позволило создать условия для организации детско-взрослого проекта по теме «Предметы русского быта » |
Гипотеза:
Детская: Если мы познакомимся со старинными предметами русского быта, то узнаем, как жили наши бабушки и дедушки и сможем рассказать об этом своим друзьям и близким.
Педагогическая: Если мы познакомим детей с предметами быта русского народа, то старшие дошкольники овладеют элементарными представлениями из области истории (знакомство с предметами русского быта) и приобретут систему нравственно – патриотических качеств маленького гражданина.
Главная цель проекта:
Детская: | Педагогическая |
Познакомиться с предметами русского быта | Формирование элементарных представлений из области истории (знакомство с предметами русского быта). |
Задачи:
Образовательная область | Задачи |
Познавательное развитие | Формирование первичных представлений детей о социокультурных ценностях русского народа, его традициях и обычаях. |
Социально – коммуникативное развитие | Формирование общепринятых норм и ценностей, принятых в обществе. Воспитание бережного обращения со старинными предметами русского быта. |
Речевое развитие | Обогащение активного словаря словами: изба, печь, чугунок, ухват, зыбка, керосиновая лампа, веретено, прялка, маслобойка, деревянные ложки, коромысло, туесок, рубель. Развитие связной диалогической и монологической речи, интонационной культуры речи, речевого творчества. Знакомство с книжной культурой. |
Художественно – эстетическое Развитие | Формирование представлений о видах искусства (танец, песня) Развитие творческой деятельности через продуктивную деятельность. |
Физическое развитие | Овладение подвижными играми с правилами . |
Ожидаемый результат:
Детский:
1.Знают предметы русского быта, их использование.
2.Обогащен словарный запас названиями предметов русского быта: изба, печь, чугунок, ухват, зыбка, керосиновая лампа, веретено, прялка, маслобойка, деревянные ложки, коромысло, туесок, рубель.
3. Знают и умеют играть в подвижные народные игры «Солнце», «Дедушка», «Аленький цветочек», «Капуста», «Заря – зарница».
4.Изготовили матрешку из глины, чугунок и ухват из пластилина
5.Представлена театрализованная деятельность по русской народной сказке «Маша и медведь».
6.Играют в сюжетно – ролевую игру « В музее»
Педагогический:
1. Создан мини - музей «Русская изба».
2.Создан фотоальбом «Поездка в краеведческий музей г. Похвистнево»
3.Создана электронная дидактическая игра» Найди прадеда».
4. Родители - активные участники проектной деятельности.
Предметно – развивающая среда:
Подборка наглядно - дидактического материала: на тему: «Старинные предметы русского быта», дидактические игры «Лото», «Разрезные картинки», «Найди тень», электронная дидактическая игра» Найди прадеда» (соотнесение современных предметов с предмета русского быта, выполняющих ту же функцию), организация мини - музея «Русская изба», подборка художественной литературы – сказок, стихов загадок, пословиц и поговорок о старинных предметах, подборка русских народных песен, игр, подготовка атрибутов для сюжетно – ролевой игры «В музее», игры – инсценировки «Телепередача -Юные знатоки предметов русского быта», атрибутов для театрализованной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
Рассматривание поделки воспитанника
Определение темы проекта
Формулировка цели и задач.
Составление плана основного этапа проекта.
2. Основной этап.
Непосредственно – образовательная деятельность «Путешествие в прошлое», «Знакомство со старинными предметами быта».
Просмотр видео презентаций «Как раньше жили русские люди», «Русская изба», «Предметы быта русского народа».
Ситуативные беседы «Что для чего (знакомство с использованием предметов быта)?», «Что такое музей?», «Кто такой экскурсовод?», «Как необходимо вести себя при посещении музея?».
Посещение краеведческого музея г. Похвистнево.
Восприятие художественной литературы: русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Лиса и журавль», «По щучьему веленью», «Лисичка со скалочкой», К.Чуковский «Федорино горе».
Прослушивание русских народных песен «Во поле березка стояла», «Валенки», «Калинка – малинка», «Скок – поскок», «Каравай».
Составление «Загадок о старинных предметах русского быта».
Продуктивная деятельность: лепка из глины «Матрешки», из пластилина «Чугунок и ухват», рисование «Русские народные костюмы».
Разучивание русских народных подвижных игр «Солнце», «Дедушка», «Аленький цветочек», «Капуста», «Заря – зарница».
Изготовление детьми и родителями книжек – малышек «Предметы русского народного быта».
3.Заключительный этап
Игра – инсценировка «Телепередача – Юные знатоки старинных предметов русского быта»
Театрализованная деятельность «Маша и медведь»
Коммуникативная деятельность детей с лэпбуком «Самовар»
Сюжетно – ролевая игра « Музей предметов русского быта»
Электронная дидактическая игра «Найди прадеда».
Практическая часть
по организации детских видов деятельности
Виды деятельности | Практическая часть |
Познавательно - исследовательская | Непосредственно – образовательная деятельность «Путешествие в прошлое», «Знакомство со старинными предметами быта», просмотр видео презентаций «Как раньше жили русские люди», «Русская изба», «Предметы быта русского народа», поездка в краеведческий музей г. Похвистнево по теме «Русская изба»; |
Коммуникативная | Обогащение активного словаря словами: изба, печь, чугунок, ухват, зыбка, керосиновая лампа, веретено, прялка, маслобойка, деревянные ложки, коромысло, туесок, рубель. Ситуативные беседы «Что для чего (знакомство с использованием предметов быта)?», «Что такое музей?», «Кто такой экскурсовод?», «Как необходимо вести себя при посещении музея», «Русские народные костюмы», обыгрывание ситуации «Матрешки обедают»; Составление «Загадок о старинных предметах русского быта», Театрализованная деятельность «Маша и медведь» |
Игровая | Дидактические игры «Лото», «Разрезные картинки», «Найди тень», электронная дидактическая игра «Найди прадеда». Игры по ТРИЗ – РТВ: «Части – целое», «Хорошо – плохо». Игра - инсценировка «Телепередача - Знатоки предметов русского быта». Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия в музей» Обыгрывание ситуации «Матрешки обедают» |
Изобразительная | Продуктивная деятельность: лепка из глины «Матрешки», из пластилина «Чугунок и ухват», Изобразительная деятельность : рисование « Русские народные костюмы ». |
Конструирование из различных материалов | Конструирование из деревянных кубиков «Русская изба» |
Музыкальная | Разучивание танца «Рябинки и грибочки», прослушивание русских народных песен «Во поле березка стояла», «Валенки», «Калинка – малинка», «Скок – поскок», «Каравай». |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Русские народные сказки « Гуси – лебеди», «Лиса и журавль», «По щучьему веленью», «Лисичка со скалочкой», К.Чуковский «Федорино горе». |
Двигательная | Подвижные и хороводные народные игры «Солнце», «Дедушка», «Аленький цветочек», «Капуста», «Заря – зарница» |
Продукты проекта:
Фотоальбом «Поездка в краеведческий музей г. Похвистнево».
Музей старинных предметов русского быта
Лепбук «Самовар».
Картотека русских народных подвижных игр.
Мини - макет русской комнаты со старинными предметами, изготовленной детьми из пластилина и деревянных кубиков.
Электронная дидактическая игра «Найди прадеда».
Вывод:
Проект «Предметы русского быта» был успешно реализован. Дети активно и заинтересованно принимали участие в реализации проекта. Активную деятельность проявили и родители, они ответственно сотрудничали в создании альбомов, подборе материалов, создания музея предметов русского быта, оснащении развивающей среды. Исходя из реализованного проекта и полученных результатов, можно сделать вывод о том, что дети овладели элементарными представлениями из области истории (знакомство с предметами русского быта). В процессе работы над проектом были реализованы все поставленные задачи и достигнут ожидаемый результат.