Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Егорлыкский Центр внешкольной работы
Коллективный творческий проект
«Кто нас от пожара защищает»
подготовила
педагог дополнительного образования
Ткачева Алла Николаевна
станица Егорлыкская
2022
Вид проекта: творческий, информационно-практико-ориентированный, комплексный, по характеру контактов – разновозрастной, по продолжительности – краткосрочный.
Срок реализации проекта: с 21февраля по 25 марта 2022 год.
Участники проекта: обучающиеся детского объединения «Крокус»
Проблема: увеличение количества стихийных бедствий — природных пожаров - привело к необходимости поиска нового содержания образования.
Актуальность проекта определяется повышением внимания государства и общества к проблеме сохранения природных территорий от пожаров и их разрушительных последствий. Задача взрослых – дать школьникам основные понятия пожароопасных ситуаций в лесу, познакомить с правилами поведения при пожаре.
Цель проекта: формирование у обучающихся осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Создание условий для творческой самореализации детей и подростков, развития их творческого потенциала.
Задачи проекта:
- воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях,
- популяризация профессии пожарного и спасателя,
- познакомить детей с правилами поведения при пожаре,
- закрепить знания детей о профессиях пожарного и технике, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к их труду,
- развивать социально значимые личностные качества: целеустремленность, организованность, инициативность.
Прогнозируемый результат:
Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Создание творческих работ в технике сухое и мокрое валяние и шерстяная акварель.
Формирование первоначальных знаний о пожароопасных ситуациях.
Формирование чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: Создание условий для привлечения обучающихся к проблемам пожаров в быту, подбор информации и изготовление поделок на тему пожарной безопасности.
Пожарная безопасность - важная и злободневная проблема. Всем взрослым прекрасно известно, что такое огонь и к чему приводят шалости с ним. Должны об этом знать и дети. Но как им объяснить этот важнейший постулат, и как научить их обращаться с огнем осторожно? Лекциями и нравоучениями? Ну, так детям они скучны, а, следовательно, ничего они не запомнят и не примут к сведению. Значит, необходимы какие-то другие, чисто детские способы. И один из таких способов – поделки. Дети их очень любят, а, значит, и полезную информацию они усвоят гораздо успешнее.
Выполняя творческие работы по пожарной безопасности, обучающиеся не только демонстрируют свои умения, но и знакомятся с правилами обращения с огнем, учатся беречь имущество и окружающую природу от пожара. Именно на это нацелены конкурсы «Неопалимая купина» и «Звезда спасения», в которых наше детское объединение участвует всегда.
Проект «Кто нас защищает» направлен на просветительскую и работу по неосторожному обращению с огнем, начиная с со школьного возраста.
Все сжигает на своем пути пламя огня, гибнет все живое. На защиту от огня встают самые смелые и выносливые люди – пожарные. Служба пожарной охраны одна из главных в любом населенном пункте. Мы должны знать кто нас защищает: врачи, скорая помощь, МЧС, пожарные, армия, полиция, газовая служба.
-Основной этап – осуществление проекта:
На помощь пострадавшим спешат все люди и, конечно же, бригада спасателей. Как же давно официально появилась эта служба? Обратимся к исторической справке. Оказывается, самые первые пожарные в истории появились около 27 года до нашей эры, когда Цезарь Август создает первый пожарный отряд «вигилов». Это слово переводится как «бдительные» – основное качество спасателей.
На Руси первые постройки были сделаны из дерева. Малейшая искра могла вызвать сильнейший пожар, особенно в летний период. Огонь, словно рыжая белка, легко перекидывался с одной избы на другую, нанося непоправимый ущерб. Люди любой ценой пытались защитить себя и свое имущество, устанавливали правила обращения с огнем, проводили противопожарные мероприятия. В сборнике законов, известном под названием «Русская Правда» историки находят первые упоминания о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси в 11 веке, при Великом князе Ярославе Мудром. Несколько позже, в 13 веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги, а в 14 и 15 веках принимаются некоторые предупредительные противопожарные меры.
В апреле 1649 г. царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии» для жителей Москвы. В нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны: был создан штатный состав людей, которые получали зарплату и вели постоянное дежурство в виде объезда города, также они имели право наказывать жителей города за нарушение правил обращения с огнем.
Подобные службы были организованы и в других городах России. Большую роль в деле пожарной охраны сыграл царь Петр I. В 1747 году пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения. Так, например, при Сенате имелась одна большая труба с рукавами, 2 малых трубы и 20 ведер. 17 марта 1853 года была утверждена «Нормальная табель составу пожарной части в городах», которая четко описывала структуру пожарной охраны, а также нормы обеспечения пожарных частей. Для городов с населением до 2 тыс. человек пожарным командам полагалось иметь: 2 повозки для доставки заливных труб, 7 лошадей, 2 линейки для перевозки пожарной команды, 4 бочки, не более 2 повозок для перевозки багров, лестниц и большое количество топоров, ломов, лопат, багров и крюков.
Государственная пожарная охрана Советской России была создана в апреле 1918 года документом «Об организации государственных мер борьбы с огнём». С тех пор пожарники стали отмечать свой профессиональный праздник сначала 17 апреля, а с 1999 г. было принято решение о переносе даты ежегодного праздника «День пожарной охраны» на 30 апреля.
Итак, мы видим, что на протяжении многих веков пожарная служба постепенно развивалась. В городах и селах появлялись пожарные части, главным зданием которых была каланча – пожарная башня, напоминавшая крепость. Дозорные в течение суток несколько раз поднимались на нее и осматривали территорию населенного пункта. Сначала эти башни были деревянные, а затем стали делаться из камня. Под крышей здания был колокол, который оповещал жителей о пожаре. Первая каланча в России была построена в 19 веке в Москве. Вокруг башни были развешаны кожаные шары, которые поднимались во время пожара. По количеству шаров можно было судить о силе пожара.
Пожарная команда имела свой транспорт – лошади, которые тащили бочки с водой и другим инвентарем. Позже пожарные части получили машины. Они были более быстрыми и вмещали больше воды и другого инвентаря.
Современное пожарное оборудование более совершенное. Огонь можно потушить не только водой, но и пеной и песком. Все это имеется в пожарной машине. Также имеются огромные лестницы и еще много всякого приспособления. Большого уважения заслуживают спасатели-пожарники. Рискуя собственной жизнью, они спасают жизнь других людей и даже животных.
Таким образом, среди служб спасения важное место занимает служба пожарной охраны. Низкий поклон всем отважным и смелым людям, связавшим свою жизнь со спасением человека от огня!
Реализация проекта: выполнение задуманных поделок на тему пожарной безопасности.
Сопутствующие формы работы с обучающимися:
Викторина «Что мы знаем о пожарной охране»
Цель:
1. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара; с профессией «пожарный»,
2. Закрепить знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем.
3. Воспитывать у детей уважение к труду пожарных; развивать чувства коллективизма, ответственности и выдержки у школьников.
«Диалоги по телефону»
Игровая задача: совершенствовать умение правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.
«В жизни всегда есть место подвигу». Закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем.
Практический этап проекта. Изготовление творческих работ на выбор обучающихся в любой технике валяния: шерстяная акварель, сухое или мокрое валяние.
Итог. Представление проекта. Участие поделок в конкурсах «Неопалимая купина» и «Звезда спасения»
Критерии оценки
творческий подход к выполнению работы
оригинальность.
художественный вкус, техника исполнения.
эстетический вид изделия (оформление изделия).