СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективный проект "Гнилое слово да не исходит из уст ваших"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи проекта:

-способствовать просвещению обучающихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека;

- создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, нравственного самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию;

- выяснить отношение учащихся и их родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде;

- вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

- формировать навыки совместной работы;

- воспитание чувства уважения одноклассников.

Просмотр содержимого документа
«Коллективный проект "Гнилое слово да не исходит из уст ваших"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №29









Коллективный проект

обучающихся 6, 7, 8, 11 классов

«Гнилое слово да не исходит из уст ваших»




















Руководитель: Шахова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы





Село Новопокровское

Типология проекта.

В соответствии с предметно-содержательной областью:

межпредметный (внеурочное время).

По характеру координации:

с открытой координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы).

По характеру контактов:

внутренний (внутри школы).

По количеству участников:

парные (между парами участников).

По продолжительности выполнения:

среднесрочный (месяц).

Этапы работы:

1.​ Подготовка (выбор темы проекта, определение целей и содержания, формирование творческих пар, определение итогов проектной деятельности).

2.​ Планирование деятельности по реализации проекта: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, распределение заданий в парах, формулировка вопросов, на которые нужно ответить; предварительное анкетирование учащихся и их родителей, подготовка плакатов; работа со словарями по толкованию отдельных слов, подготовка презентации проекта.

3.​ Практически-деятельный: на данном этапе проекта подготовлена презентация: подобраны иллюстрации по теме, стихотворения, пословицы, высказывания великих людей о сквернословии, изготовлены плакаты,

обработаны результаты анкетирования обучающихся и родителей, вовлечь каждый обучающийся вовлечён в активный познавательный процесс.

4.​ Презентация проекта с использованием информационно- коммуникативных технологий.


Цель и задачи проекта:

-способствовать просвещению обучающихся, большей их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека;

- создавать тем самым условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам окружающих, нравственного самосовершенствования, формирования активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию;

- выяснить отношение учащихся и их родителей к проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде;

- вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный процесс;

- формировать навыки совместной работы;

- воспитание чувства уважения одноклассников.

Используемое оборудование:

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер.

3. Презентация.


(Слайд). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы защищаем проект «Гнилое слово да не исходит из уст ваших».

Одной из примет постигшей нас культурной катастрофы стало сквернословие.

- Что же такое сквернословие?

(Ответы обучающихся).

Пара обучающихся

Наша цель: найти в словарях определение слова сквернословие.


(Слайд). Согласно словарю В. Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

(Слайд) Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами.

(Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

(Слайд) Итак, сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др.

Мат – это относительно небольшая и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном обществе накладывается запрет (табу). Сюда входят названия частей тела (лексика «телесного низа»), физиологических отправлений, полового акта, слова, называющие распутную женщину.

Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

(Слайд) Что же такое сквернословие – порок или болезнь? Позор или национальная гордость? «Велик и могуч русский язык» - читаем мы в книгах. А какую "литературную" речь мы слышим вокруг: (слайд) на улице, (слайд) в школе, (слайд) в квартире, (слайд) с экранов телевизоров?

(Слайд) Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось.

(Слайд) Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Сквернословие охватило почти все возрасты.

(Слайд) В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости.

(Слайд) Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

(Слайд) По информации Фонда "Общественное Мнение" сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения ее никогда не употребляют. При этом 64% против 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах.

(Слайд) Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

- Давайте познакомимся с результатами анкетирования.

-Для чего используется мат в наше время?

Ответы обучающихся)

(Слайд) В наше время мат используется

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности,

7) пренебрежительного отношения к системе запретов,

8) демонстрации принадлежности к «своим».




Пара обучающихся

Наша цель: найти материал об истории возникновения сквернословия.

(Слайд) История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность.

В древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Крестьяне верили, что “черт матюгов боится”, поэтому использовали нецензурную лексику. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла.

(Слайд) Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.

(Слайд) Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться,

(Слайд) на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

(Слайд) Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. Отсюда и выражение "поле брани". Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

(Слайд) Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

(Слайд) Мы несем ответственность за каждое праздное слово, особенно за скверное. Считалось, что матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя.

(Слайд) Как отмечают историки, племена славян, конечно, ругались, однако их ругань была по сравнению с тем, что произошло далее, сплошной невинностью, и их ругательства заключались, в основном, в сравнении с домашними животными.

(Слайд) Но в 1342 году на русское княжество напал хан Батый. И именно за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для Руси бесследно. После монгол ругались все.

(Слайд) Богатые и обеспеченные дворяне считали ниже себя говорить на матерном языке. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

(Слайд) Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. Сквернословящего подвергали публичной порке, а если не помогало, то наказывали вплоть до смертной казни.

(Слайд) При Петре I была выпущена книга "Юности честное зерцало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

(Слайд) Стихией, в которой матерная брань бушевала, как грозное море, явилась Красная Армия. И понятно почему: в ней торжествовало воинствующее безбожие, неграмотность, духовное обеднение.





Пара обучающихся

Наша цель: выяснить влияние сквернословия на здоровье человека.

(Слайд) Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Научные исследования ученых о вреде сквернословия

Надо сказать, что проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был и доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он попытался выяснить, каким образом на человеческий организм влияют не какие-то огромные блоки информации, а простые односложные слова.

(Слайд) Семнадцатилетнее исследование И.Б. Белявского, к которому постепенно присоединилась большая группа его коллег, увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены. Результатом этого влияния при упорном (положительном или отрицательном) воздействии через какое-то время становится не просто передача видоизмененных генов потомству, но и изменение собственного генетического кода человека, касающегося темпов старения и срока жизни!

(Слайд) Было доказано, что каждое слово несет энергетический заряд и воздействует на наши гены, либо продлевая молодость, либо приближая старость.

Оказывается, разные слова по-разному заряжены, причем зарядов может быть только два: положительный и отрицательный.

Любая матерщина идет со знаком «минус».

(Слайд) Исследования показали, что у матерщинников очень быстро проявляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут к всевозможным болезням. Одним словом, мат способствует быстрому старению.

(Слайд) В институте проблем управления РАН кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев (автор новой науки «волновая генетика») и кандидат технических наук Георгий Георгиевич Тертышный занимаются изучением влияния слов на человека.

(Слайд) Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. А они, как известно, влияют на молекулы ДНК.

(Слайд) Ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы

корежатся и гнутся, гены меняются местами.

В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.

(Слайд) И так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Еще один интересный факт. Если человек при выбросе отрицательной энергии вспоминает половые органы, это оказывает на них негативное влияние. Поэтому матерщинники рано становятся импотентами и приобретают урологические заболевания. Беда еще и в том, что необязательно браниться самому, достаточно нечаянно услышанной ругани, из-за чего страдают заболеваниями и люди, живущие в окружении сквернословов.

С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют. Интересно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом. Матерное антислово делает человека намного хуже животного, которое никогда не сквернословит.

Пушкин когда-то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов», и не зря. Молекулы наследственности получают и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Один текст оздоравливает наследственность, другой ее травмирует.


(Слайд) Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Леонид Китаев – Смык утверждает, что злоупотребление матом медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин. Косметологи заметили, что те их клиентки, которые не могут жить без мата, больше других страдают от повышенной волосатости конечностей, у них более низкий голос, портится кожа. Дело в том, что мат способствует выработке мужских половых гормонов.



(Слайд) Эксперимент с рисом

Эмото Масару, японский учёный, поместил рис в три банки. В течение месяца рис в первой банке слышал: «Спасибо», во второй: «Ты – дурак», а на третью банку не обращали внимания. Через месяц рис в первой банке забродил, издавая сильный и приятный аромат, во второй почернел, а в третьей – загнил. Вода и рис «понимают» направленность слов! Слово оказывает воздействие на живую и неживую природу.


(Слайд) Вот также слово действует и на человека. Матерные слова вызывают мутации, приводят к врождённым уродствам. Возможно здесь лежит объяснение того факта, что

  • из тысячи новорождённых младенцев только семнадцать имеют запись в медицинской карте: «Здоров»;

  • лишь каждый 10 выпускник школы здоров.

Слишком сильно информационное загрязнение вокруг нас. Люди – сквернословы живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит.


(Слайд) Эксперимент на растениях

Проводился эксперимент с семенами растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами.

Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они не могли произноситься то громко, то шепотом.

На этом основании ученые сделали вывод, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК.


(Слайд) Проведен был и обратный эксперимент: ученые «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в десять тысяч рентген, молились над ними, и тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.


(Слайд) Эксперименты с водой

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело состоит примерно на 80 процентов из неё) начинают выстраиваться в сложные скульптуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

(Слайд) Ученые проверяли, как влияют слова на воду. Проводили разные эксперименты: над одной матерились, над другой молились. Потом исследовали структуру. И у той воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась.

(Слайд) Также проводились эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой молились, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми молились, прорастали лучше, чем те, над которыми и не ругались, и не молились. Уже существуют специальные институты, в которых как раз на семена пытаются воздействовать добрыми словами, чтобы повысить урожайность.

(Слайд) В XX веке японский ученый Масару Эмото с помощью новейшего оборудования смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.

То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости – с виду очень похожие на снежинки.

(Слайд) Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристалла отражает удивительные свойства воды. Можно сделать вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

(Слайд)

(Слайд)

(Слайд) Лист бумаги с напечатанными на нем словами обертывали вокруг бутылки с водой. Получился кристалл совершенной формы. Это указывает на то, что любовь и признательность являются основой жизни.

(Слайд) Как видим, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

А ведь человек состоит на 80-90% из воды.

Страшно представить, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком.

Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.

(Слайд)

(Слайд) Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода.


(Слайд) 4 стадии развития болезни:

I стадия - человек испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

II стадия - человек впервые употребляет такое скверное слово - для разрядки или напускной удали;

III стадия - человек использует эти слова, не замечая этого.

IV стадия - уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.






(Слайд) Физкультминутка

Раз — мы встали, распрямились.

Два — согнулись, наклонились.

Три — руками три хлопка.

А четыре — под бока. Пять — руками помахать.

Шесть — на место сесть опять.





Пара обучающихся

Наша цель: выяснить, как борется с нецензурной бранью закон.


(Слайд) Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.


(Слайд) Уголовный Кодекс России, статья «Оскорбление», 1992, с. 75-76].

«Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, наказывается исправительными работами на срок до шести месяцев, или штрафом до 100 рублей, или возложением обязанности загладить причиненный вред, или общественным порицанием, либо влечет применение мер общественного воздействия».





Пара обучающихся

Наша цель: выяснить, как относится православная церковь к сквернословию.

(Слайд) Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит. 

Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

(Слайд) Американская ассоциация психотерапевтов опубликовала данные многолетних исследований здоровья тысяч верующих и атеистов. Медики пришли к выводу, что в среднем человек, регулярно посещающий церковь и молящийся в ней, живет дольше, чем отвергающий религию. При этом верующие гораздо реже болеют так называемыми болезнями века: раком, гипертонией, диабетом

(Слайд) Все русские святые благоговейно относились к Слову, некоторые подвижники годами не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день - спасёшься».

(Слайд) В Библии сказано: « От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься», «Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют».

(Слайд) Святой Апостол Павел писал: «Скверное слово - гнилое слово. Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает».

(Слайд) Святитель Тихон Задонский говорил: «Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу».

- Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих.

Пр. Антоний Великий

- Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие. Бог вложил в уста твои благовоние, а ты влагаешь в них слова, зловоннее всякого трупа, убиваешь самую душу и соделываешь ее нечувствительною.

Святитель Иоанн Златоуст

- Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит об этом грехе с болью: «Что у нас пользуется меньшим уважением как сло­во? Что у нас изменчивее как слово? Что мы бросаем подобно грязи поминутно как не слово? — О, окаян­ные мы человеки! С какой драгоценностью так мы об­ходимся невнимательно! Не вспоминаем мы, что сло­вом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например на молитве, при Богослужении, в проповедях, при совершении таинств! Христианин! дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. По­мни, что слово — начало жизни» (Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 212).

Надо помнить великую значимость слова.

Пара обучающихся

Наша цель: найти пословицы, высказывания известных писателей, композиторов, художников, ученых, общественных деятелей о вреде сквернословия, о великом русском языке.

Давайте прислушаемся к советам мудрых.

(Слайд) Изречения великих людей

- Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

Василий Сухомлинский

(Слайд) Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н. Толстой

(Слайд) Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И.С. Тургенев

- Бранные слова оскорбляют уста, из которых исходят, столько же, сколько уши, в которые входят.

Екатерина Великая

- Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость.

А.С. Макаренко

- Брань всегда служила признаком дефектного мышления.

Л. Леонов

- Цени слово. Каждое может быть твоим последним.

Лец С.Е.

- Брань — оружие низменных.

С. Гудрич


- Язык — это орудие мышления... Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

А.Н.Толстой

- Язык есть исповедь народа.

В нём слышится его природа,

Его душа и быт.

П.А. Вяземский


- Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь!

И. Бунин


- С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом.

Владимир Даль

- Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский

- Язык — самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова.

П. Кальдерон

- Речь - это показатель ума.

Сенека

- Каков человек, такова его и речь.

Сократ

- Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков. Аристотель


- Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь.

Гомер

- Язык многих людей выдает развязность их хозяев.

У. Шекспир

- Ругательство - доводы тех, кто не прав.

Ж. Ж. Руссо

- Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

Абу-ль-Фарадж

- Развязность языка сама себя корит, рождает сотни бед, несчастий и обид.

Навои

- Брань во время споров должна запрещаться и караться, как другие словесные преступления. Какого только вреда не причиняет и не нагромождает она, неизменно порождаемая злобным раздражением.

М. Монтень

(Слайд) Пословицы

- Гнилые слова - от гнилого сердца.

- Страшен нож не за поясом, а на кончике языка.

-Словом оправдаешься, словом и осудишься,

- Не торопись языком, торопись делом.

- От доброго слова язык не усохнет,

- Кроткое слово гнев побеждает.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой потерять.

- Хорошее слово – половина дела.

- Слово - серебро, а молчание – золото.

- С умным разговориться, что меду напиться.

- Красно поле пшеном, а беседа - умом.

- Сердечное слово до сердца доходит.

- Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену.

- Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

- Слово молвит – соловей поёт.

- Слово дано человеку, животным – немота.

- Живое слово дороже мёртвой буквы.

- Пустые слова, что орех без ядра.

- Слов много, а толку нет.

- Много слов – много оговорок.




Пара обучающихся

Наша цель: найти стихотворения о вреде сквернословия, о великом и могучем русском языке.

Стихотворения

О чистоте языка

Будем гордиться своим словарём,

Грязь из него навсегда уберём!

Детям нельзя души матом пятнать,

Это родителям надо понять.


Мат проникает в сердца и умы.

С детства за это ответственны мы.

Наша обязанность в детях беречь

Доброе сердце и чистую речь.


Чтоб сквернословие крепко связать,

Каждый отец должен сыну сказать:

«Речь не грязни и язык не калечь!»

Души чисты там, где чистая речь.


Дан нам язык, чтобы мысль выражать,

А не за тем, чтоб его искахать.

Грубостью женщина губит любовь,

К ней же она не воротится вновь.


Мерзость нечистых речей велика.

Стыд молодца и позор старика.

Чтобы язык не растаял в веках,

Будем беречь чистоту языка. А.М. Пугаченков


О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное – Мать!


Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?


Тот пращур был и тёмный и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.


И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как тёмная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века...


Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?


(Слайд) Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И всё же трудно попросту понять,

Что слово "мат" идёт от слова "мать",

Сквернейшее от самого святого!


Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!


(Слайд) Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:


Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей! (Эдуард Асадов, 1970 г.)


(Слайд) Что значит, для нас современным казаться?

Одеваться по моде и вслепую влюбляться?

Или взрослым хамить и детей обижать?

Или мат полюбить, или пьяницей стать?

Нет и нет!

Это лишь только казаться.

Современным быть –

Это уметь говорить,

Это красиво уметь выражаться.


- В народе исконно нашем

Обычай такой пребывает:

Народ ругается матом,

Которого не убывает.


Напротив, слова эти скверные

Уже к языку прилипли,

И в кровь они въелись, наверное,

У тех, для кого мат — реликвия.


Речь русскую, непревзойдённую

Матом они испоганили,

Ругаясь бесстыдно, по-чёрному

Дома, на улице, в бане ли,


В троллейбусах, в скверах, на площади

У памятника освободителям,

В толпе, ожидая очередь,

В кабинах автолюбителей...


И грязный язык сквернословия

Из сердца людей изрыгает

Без всяких различий сословия,

Весь грех, что в душе пребывает...


Ведь, если душа беспечная

Весь день пустотой наполняется,

Не ищет сокровища вечные —

Она с каждым днём оскверняется,


И всё, в чём святыни кроются,

Она без стыда опошляет:

В мате целуются, ссорятся,

Матом друзей обзывают,


Матом родители грешные

Детей посылают подальше,

Чтоб только они не мешали им

Играть жизнь разврата и фальши,


Матом и дети родителям

В ответ отдают, что послано,

А папы - пива любители

И мамы - тётеньки взрослые


Детей ненавидят за грубости

Бьют, и клянут их ругательно,

Не замечая тупости

Собственной жизни матерной...


Ни разу в себя не взглянув, они

Во всём обвиняют детишечек,

Читая журналы разгульные

И массу развратных книжечек,


А Божьего Слова не ведая,

Не зная истоков падения,

Они продолжают во вред себе

Души своей опустошение,


И судят и рядят во всём они,

Душой возносясь гордынною,

Не слыша в собственном гомоне

Божьего Гласа призывного!


Не понимают, грешные,

Что дух их томится под тяжестью

Греховной природы телесной,

Накопленной с самой младости...


И языком своим проклятым

Они свою жизнь проклинают,

А также своих родителей,

Которые их же рожают...


И в круговом убиении

Каждый несёт ответственность:

Последнее поколение

За следующее непосредственно.


Язык — это орган совести

И орган духовного знания,

И он исторгает лишь то, что есть

И что приобрёл заранее,


А источая нечести,

В которых душа взрастилася,

Не жди к себе жизни почести

И от природы милости,


Не обвиняй кого-нибудь

В том, что судьба не сложилась—

Ты получил лишь то, "мой друг",

Что в языке накопилось,


Сам свою жизнь ругательно

Ты оплевал, облевотил,

Если хотел жить матерно

И совесть тебя не заботила,

Всех дней суета, сомнения,

Страхи, интриги, сплетни,

Телесные вожделения,

Пьянок ночные бредни,


Гнев на своих родителей

И на детей, рождённых

Для Божьего представительства,

А не для обречённых,


Обман, колдовство, суеверие,

Измены в прелюбодеянии,

И в Бога Святого безверие,

И Слова Его незнание...


И если тебе в наслаждение

Матом своим содеяться,

То ни за что на спасение

Не стоит тебе и надеяться,


И полетит душа твоя

В ад преисподнии огненной,

Когда остановится жизнь твоя,

Матом навеки проклятая! (Наталья Шаварина)


- Мир слов похож на океан безбрежный-

Он людям радость и любовь приносит:

Вот слово «мама» ласково и нежно

Малыш впервые в жизни произносит.


А мама, как Небесная Царица,

Младенцу колыбельную поет:

С ним ничего плохого не случится-

Его молитва матери спасет.


У этих слов - энергия от Бога:

Его благословение и сила.

И легче с ними трудная дорога,

Куда бы нас на ней не заносило.


Но человеку посылает беды

Другая речь (и бесы рады ей):

Слова- убийцы, хулиганы, людоеды;

Слова- укусы ядовитых змей.


Они как плод от дерева гнилого:

Отравлен даже воздух с ними рядом.

И ранит сердце матерное слово

Своим зловонным и смертельным ядом.


Где ад и смерть, там солнышко не светит:

Душа идет безропотно во тьму,

Но неизбежно человек ответит

За злобный вызов Богу Самому.

Душа словами добрыми жива-

Не говорите мертвые слова!


- Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков. (М. Матусовский)


- Слова — дрова.

Но греет речь,

Нас мыслей обжигает пламя.

Душа пытливая, как печь,

Все время топится словами.


И сырость слов,

И сырость дров

Один и тот же грех имеют:

Трещат, дымят.

Но мало греют

И душу в непогодь,

И кров.


Слова бывают

И скверны,

И дым от них

Такого рода,

Как будто у живой души

Забиты сажен дымоходы. (В. Федоров).


- Что самое плохое, объясни!

Дурные мысли, губящие душу...

Ты на замок тяжелый их замкни

И ни за что не выпускай наружу.


А хуже что? Скорее говори!

Слова дурные: заглуши их песней!

Мелодии с зари и до зари

Пускай звучат — что может быть прелестней!..

(Р. Гамзатов).

- Слова бывают разные.

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые.

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету,

Слово – это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова…

Человек без дела –

Человек без слова. (С. Баруздин)


Слово о словах

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые.

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешения

И слово – удушения.

Есть трезвые, есть пьяные,

Лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные,

Одни помогут выпрямить,

Другие душу вытравить.

Есть речь огнём горящая,

Есть тлением смердящая.

Слова – высокой доблести

И самой низкой подлости. (В. Полторацкий)


- Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле - печаль

И долглвечней-царственное слово. (А. Ахматова)


Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки! ( А. Ахматова)


Слова

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.


Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.


Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.


Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.


Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.


Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.


Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле, их в душе берегу.


Кто их часто твердит - я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.


Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.


Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленный прах,

Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.


Пусть разменной монетой не служат они,-

Золотым эталоном их в сердце храни!


И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту.


Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь! (Вадим Шефнер, 1956 г.)


Дикарь

Я видел нынче дикаря

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нём всего не скажешь.


Пусть лексикон дикарский пуст, –

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого “шаг-матиста”.


Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца

Монет в ушах не носит.


Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.


А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале –

Пресечь, покуда дикари

Совсем не одичали!


Вы догадались: речь идёт

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведёт

Подобный “мате-матик”. (Анатолий Лысов)


- Словно травы шелестят слова.

Как слова и травы в жизни схожи!

Говорим «целебная трава»,-

есть слова целительные тоже…

Я смотрю на луг, в цветы одетый.

Как прекрасен сочных трав покров!

Научи нас, Бог, дарить букеты,

состоящие из мудрых, добрых слов! (Ирина Слесарева)





Стихотворение в прозе “Близнецы”.

Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.

Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.

Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:

— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко. (И.С. Тургенев. Февраль, 1878 г.)


Слово о словах

Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи.


Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок – предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду.


Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять сомнение и безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека.

Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал. (В.А. Сухомлинский)



- Перенесёмся в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей: Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа.

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

- Вот, мой господин. Это – язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

- Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.

- Вот она, мой господин!

- Снова язык?!?

- Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.


Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя. (В. А. Солоухин)


- Совершенство человечьей речи –

Вещий знак большой людской судьбы.

Умирают города и вещи –

Слово остаётся для борьбы.

Потому что человеку надо

Одолеть однажды немоту.

Потому что слово – как награда

За любовь, работу, красоту.

Да оно ведь и само – работа,

И мечта, и молодость, и страсть.

Слово – наша вечная забота,

Без него – и всей Земле пропасть.


- Слово – мир особый и иной,

Равнозначный названному им.

Если слово стало болтовнёй –

Это слово сделалось плохим.

Это слово пагубно стихам,

Это слово – дом, который сгнил.

Лучше бы его я не слыхал,

Не читал, не знал, не говорил!


- Творить слова – извечно

Людское ремесло.

Люблю я человечность

Простых неброских слов.

Живут слова такие,

Которые народ,

Которые Россия

Для песен бережёт,

Для свадеб и в дорогу,

И для святых минут,

Когда в бою, не дрогнув,

За них на смерть встают.


- Нам часто доброты недостаёт.

Мы в суете об этом забываем.

Добро мы мелочишкой заменяем.

Успеем, мол, куда оно уйдёт…

А вдруг уйдёт? А не успеем вдруг.

А в доброте нуждаешься ты сам.

А доброты так не хватает нам…

Опять одолевает суета.

Куда-то отступает доброта.

Но всё ж в усталости, болезнях, суете

Не забывайте вы о доброте!


- Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


- Язык народа и богат, и точен.

Но есть, увы, и бранные слова.

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин.

- Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела - делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!




Пара обучающихся

Наша цель: найти и придумать лозунги против сквернословия.

(Слайд) Лозунги – антиреклама мата

(Слайды)

(Слайд) - Кто использует мат, тот немного глуповат!

- Мат - помоев ушат!

- Мат - дорога в ад.

- Мат - это ядов концентрат!

- Мат укорачивает жизнь.

- Мат уродует девчат.

- Сквернословие вредит здоровью.

- Словом можно убить.

- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

- Нет – нецензурной брани! Мы за культуру речи!

- В классе мы найдём управу на словесную отраву!

- Очистим русский язык от нецензурной брани!

- Здоровье сгубишь – новое не купишь.

Вывод

(Слайд) Печальные последствия

  • Матерная брань – это язык бесов.

  • Матерщина - вредная привычка.

  • Любое матерное слово несет в себе эмоциональный оттенок жестокости, пошлости, цинизма и хамства.

  • Заглушается голос совести, стыда.

  • Матерщина убивает душу человека.


- Как избавиться от сквернословия?

(Ответы обучающихся)

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:

(Слайд) Как избавиться от сквернословия

  1. Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.

Вспомним слова А. И. Солженицына: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, — но не через меня».

  1. Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.

  2. Читать русскую классическую литературу; важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Если мы хотим почистить, вылечить, восстановить, оздоровить русский язык: есть роскошная клиника, которая каждому по карману – это А.С.Пушкин.

  3. Запоминать стихотворения, афоризмы.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители

( ёлки-палки, блин, фиг…). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Это явный намёк на ругательство.


(Слайд) Нам нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек.

Подведение итогов, рефлексия, оценивание результатов.

(Слайд) Дополните предложения

  • Я сегодня задумался о…

  • Я изменил мнение о…

  • Мне сегодня понравилось…


Группа учениц исполняет песню Б.Ш. Окуджавы «Давайте восклицать!»


(Слайд) Будьте здоровы!




Анкета (для родителей)

1.Часто ли Вы употребляете мат в своей речи?

2. Считаете ли Вы нормой поведения употребление нецензурной брани?

3. Верите ли Вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?

4. Споткнувшись или ударившись, какая фраза первым делом вылетит у Вас из уст?

5. В вашей семье часто присутствует нецензурная брань?

6. Считаете ли Вы мат неотъемлемой частью жизни русского

общества?

7. Какие пути борьбы со сквернословием Вы предложите ?


Анкета "Твое отношение к сквернословию»" (для обучающихся)

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) стала привычкой

б) символ взрослости

в) недостаточный словарный запас

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) от злости

б) из-за неуважения к людям

в) стала привычкой

3. Как часто ты произносишь эти слова?

а) почти каждый день

б) редко

в) никогда не использую

4. В каких ситуациях это происходит?

а) во время ссоры

б) когда плохое настроение

в) вообще не использую

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

а) неловкость

б) храбрость

в) мне иногда станет легче

6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

а) чувство отвращения

б) невоспитанность

в) низкая культура

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

а) стыдно за него

б) ничего не чувствую

в) обычный повседневный разговор

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

а) от парней

б) от девушек

в) от взрослых

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

а) не хочу, потому что, это не культурно

б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова

в) пусть используют, когда надо.






(Слайд) Информационные источники

http://www.pravoslavie.ru/

http://trezvoeslovo.ru/

Эмото Масару. Любовь и вода. – М.: София, 2008.

Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

http://www.liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745

http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.htm

http://images.yandex.ru/



































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!