Коллективный способ обучения на уроках ИЗО

Категория: ИЗО

Правильное и умелое использование технологий, форм и методов обучения на уроке ИЗО способствует повышению активности , заинтерисованности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Коллективный способ обучения на уроках ИЗО»

Коллективный способ обучения на уроках ИЗО

Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, столько вооружить его таким важным умением, как уметь учиться.

качественные изменения в школе потребовали формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в образовательном процессе школы, нового отношения к ученику.

В основу стандарта положен системно-деятельностный подход предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а развитие личности обучающегося «на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

На протяжении многих десятилетий учителя делают попытки наладить сотрудничество учеников в процессе обучения. Чтобы ввести в ежедневную практику сотрудничества, взаимопомощь и взаимопроверку, необходимо организовать их совместную деятельность, через коллективный способ обучения.

Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, столько вооружить его таким важным умением, как уметь учиться. Развитие самостоятельности, любознательности, пытливости, познавательного интереса у школьников – одна из важных задач учителя

.

Коллективный способ обучения на уроках ИЗО

Созданная деятельностно-образовательная среда урока поможет обучающимся научиться работать вместе, уважать мнение друг друга, слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу, строить продуктивное взаимодействие, сотрудничать со сверстниками и учителем. Правильно организованная деятельность детей при выполнении любого самостоятельного задания должна строится по схеме: мотив – цель – действие – контроль и коррекция – оценивание результата. При групповой работе педагог предъявляет задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство деятельностью каждого ученика осуществляется самими участниками группы.

Суть коллективного способа обучения– каждый обучает всех, все обучают каждого (сотрудничество). Применение этого способа на уроках помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Повышает качество успеваемости. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает такие качества, как взаимоконтроль, самоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности. Включение учащихся в различные виды деятельности посредством коллективного способа позволяет развить у них межличностное отношение, которое вскоре станет духовным потенциалом их личностного развития и гражданской активности

Цели: - поддержать, пробудить в детях стремление к творчеству

Задачи:

- ведение диалога в паре, коллективе;

- коллективного творческого мышления;

- ответственности перед участниками творческого процесса;

- самостоятельности в принятии решений;

- умение слушать мнения других, принимать его и отстаивать его;

- высказывать, выступать;

- развитие информационных компетенции: получение, обработка и передача информации;

- проявлять компетентность (в теме, предмете) в различных ситуациях в практике;

- развитие положительных эмоций(занимательности; удивления и радости от совместной работы, достигнутых результатов; увлечения; интереса; желание познать непознанное)

- формирование мировоззренческих идей(видеть красоту мира и уметь отображать её различными средствами и способами, бережное и чуткое отношение к окружающему миру)

Изобразительное искусство – это особый предмет в школьной программе. Ребенок приходит на урок искусства не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему, но и для того чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести эмоционально-нравственный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира. То есть ребенок учится давать оценку окружающей его действительности.

Правильное и умелое использование педагогических технологий, форм и методов обучения на уроке ИЗО способствует повышению активности, заинтересованности учеников, способствует развитию любви к искусству, развивает такие качества как внимание, воображение, восприятие, мышление, память, речь, самоконтроль, способствует быстрому и прочному усвоению знаний, которые преобразуются в умение и навыки, формируют умение применять полученные знания на практике.

Совместно-последовательная работа вовлекает в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей. Класс делится на микрогруппы и выполняет свои творческие задачи. Первая группа выполняет фон пейзажа, вторая - архитектуру и т.д. такой урок позволяет выявить индивидуальные творческие способности каждого, но уже в коллективной деятельности.

При планировании цели для каждой группы для преодоления инертности, безразличия нужна четкая композиция в зрительных образах и пространственные ориентировки.

  1. Создать группу из 7-9 человек – участников «мозгового штурма»;

  2. В течение 5 минут они решают что можно сделать и как (Варианты решений до самых фантастических. Критика недопустима)

  3. Группа критиков выбирает наиболее подходящий вариант.

Чтобы работать в группе надо соблюдать несколько этапов:

Подготовительный. Экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, фильмов, репродукций картин, что позволяет детям углубить свои познания в теме будущей работы, помогает сформировать им яркие образы, которые вызывают желание попробовать их воплотить в собственном творчестве.

Основной этап. Этап выполнения работы. Он включает планирование, выполнение, оценку коллективной деятельности. Его цель не только дать детям возможность воплотить образы окружающего мира, но и создать в ходе работы условия для взаимодействия детей, содействовать формированию у них умений работать в коллективе, художественно-эстетическому развитию. Видеть себя и других в процессе совместного творчества. Совместная творческая деятельность является возможностью проявления истинной человечности в отношениях между детьми, их сплочению. Планирование – немаловажная составляющая этого этапа – как подготовитесь к проведению коллективной работы, так и будет слаженность действий, своевременное выполнение заданий.

Заключительный этап – это период взаимодействия учеников с уже завершенной работой. Они радуются законченной работе, она вдохновляет их на новые свершения.

Различные виды коллективной работы могут быть использованы на различных этапах урока.

Таким образом, коллективная изобразительная деятельность предполагает уровень подготовленности ее участников и относительно одинаковый уровень их изобразительных умений и навыков, так как только это гарантирует равную ответственность учащихся за качество результата совместной деятельности.

Три основные формы коллективной деятельности на занятиях ИЗО:

1.Фронтальная – соединение индивидуальных рисунков, сделанных с учетом поставленной перед ребятами задачи:

2. Комплексная (групповая), когда каждый делает свою часть задания, заранее предвидя общий результат и согласовывая свою деятельность с работой других учащихся.

3. Комплексно-производительная – каждый делает только одну определенную операцию.

При всей простоте данной работы педагог должен выполнить ряд условий, от которых зависит успех и качество результата коллективной работы:

подробно продумать композицию коллективной работы, подобрать цвета, определить размер и положение общей плоскости;

необходимо выбрать художественный материал для работы и технику ее исполнения;

определить размеры деталей, их соразмерность в общей композиции относительно общего размера листа или пространства;

выбрать помощников для составления общей композиции, каждый раз можно выбирать новых, давая возможность каждому ребенку попробовать проявить себя.

Художественное творчество – это сотворчество.







Список использованной литературы:

  1. В. К Дьяченко «Коллективный способ обучения»//Дидактика в диалогах. - Москва: Народное образование 2004 г.

2. М. Брейтерман "Учительская газета", 31 января, 1989 г.

3. А.К.Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий.

СПб – КОРО. 2001.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей