СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов и мелкой моторики рук у дошкольников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудование. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук, стремление к самостоятельности, аккуратность.

Просмотр содержимого документа
««Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов и мелкой моторики рук у дошкольников».»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка - детский сад №88 «Улыбка»  города Белгород   Мастер класс для воспитателей: «Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов и мелкой моторики рук у дошкольников». Подготовила: Попова Татьяна Алексеевна, воспитатель высшей  квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №88 «Улыбка» города Белгород

Мастер класс для воспитателей:

«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов и мелкой моторики рук у дошкольников».

Подготовила:

Попова Татьяна Алексеевна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

Актуальность     В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  движений пальцев рук.  Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.  Тема эта очень актуальна.   Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами.  Такую  работу психологи называют  ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её  дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов  даёт возможность  развить практическое мышление.

Актуальность

В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Учёными установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности  движений пальцев рук. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  • Тема эта очень актуальна. Одним из главных средств развития моторики рук служат игры с предметами.  Такую  работу психологи называют  ориентировочно-исследовательской деятельностью, так как в ходе её  дети получают самый разный чувственный опыт, возможность изучить свойства и качества предметов, а практическое познание функций, назначения предметов  даёт возможность  развить практическое мышление.
«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.  Но если у вас отсутствует пуговица, каждый  обратит на это внимание»  Э.М.Ремарк   ЦЕЛЬ     Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудование. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук, стремление к самостоятельности, аккуратность.  ЗАДАЧИ: - развитие мыслительной активности и творческих способностей; - развитие коммуникативных навыков;  - развитие стремления к поисково-познавательной деятельности; - поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям; - формирование представления о многообразии видов пуговиц.

«Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание» Э.М.Ремарк

ЦЕЛЬ

  Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудование. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук, стремление к самостоятельности, аккуратность.

ЗАДАЧИ:

- развитие мыслительной активности и творческих способностей;

- развитие коммуникативных навыков; 

- развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;

- поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;

- формирование представления о многообразии видов пуговиц.

Развивая мелкую моторику рук мы:   Создаем предпосылки для успешного развития устной речи. Побуждаем детей к творчеству. Закрепляем знания об окружающем мире.

Развивая мелкую моторику рук мы:

  • Создаем предпосылки для успешного развития устной речи.
  • Побуждаем детей к творчеству.
  • Закрепляем знания об окружающем мире.
Игры и упражнения для Развития мелкой моторики  рук с использованием пуговиц   Цель этих игр и игровых упражнений  развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.  

Игры и упражнения для Развития мелкой моторики рук с использованием пуговиц

Цель этих игр и игровых упражнений  развивать воображение, внимание, сенсорное восприятие, усидчивость, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.  

Дидактические упражнения  Задачи:   закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук, воображение.  • «Найди одинаковые по цвету пуговицы. Назови их цвет и определи размер»  •«Найди все маленькие пуговицы. Назови их цвет»  • «Разложи в ряд от самой большой пуговицы жёлтого цвета (красного, синего, зелёного) до самой маленькой»  •«На что похожа пуговица?»  •«Пуговицы перемешались. Разложи их на 2-е кучки: большие и маленькие»

Дидактические упражнения

Задачи:   закреплять знание цвета, формы и размера, развивать мелкую моторику рук, воображение.

• «Найди одинаковые по цвету пуговицы. Назови их цвет и определи размер» •«Найди все маленькие пуговицы. Назови их цвет» • «Разложи в ряд от самой большой пуговицы жёлтого цвета (красного, синего, зелёного) до самой маленькой» •«На что похожа пуговица?» •«Пуговицы перемешались. Разложи их на 2-е кучки: большие и маленькие»

Дидактические игры 1.«Пуговицы рассыпались.  Разложи их по цвету»   Задачи:   закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук.  Средства:  пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.  Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.  2.«Пуговицы рассыпались.  Разложи их по форме»   Задачи:   закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук.  Средства:  пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры.  Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.

Дидактические игры

  • 1.«Пуговицы рассыпались.  Разложи их по цвету»  Задачи:   закреплять знание цвета, развивать мелкую моторику рук. Средства:  пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры. Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки по цветам.
  • 2.«Пуговицы рассыпались.  Разложи их по форме»  Задачи:   закреплять знание геометрических форм (круга, квадрата), развивать мелкую моторику рук. Средства:  пуговицы разной формы, контейнер с ячейками, где на дне ячеек геометрические формы-ориентиры. Воспитатель предлагает детям разложить пуговицы в ячейки, основываясь на геометрические формы.
 «Найди лишнюю пуговицу»  Задачи:   развивать логическое мышление детей.  Средства:  5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету  Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу  другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на  нужную  по цвету.  Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.

«Найди лишнюю пуговицу» Задачи:   развивать логическое мышление детей. Средства:  5 пуговиц, 1 из которых отличается по цвету Воспитатель выкладывает в ряд 4 пуговицы одного цвета и среди них кладёт 1 пуговицу  другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пуговицу или заменить её на  нужную  по цвету. Можно разложить пуговицы одинаковые по размеру (например, большие красные) и среди них одну маленькую красную пуговицу. Предложить выполнить то же самое задание.

Дидактическая игра «Посади клумбу» Правила игры: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветочек, к пуговице голубого, розового и зеленого цвета цветок того же оттенка соответственно. Ход игры: Ребенку предлагается посадить цветы в клумбе. Ребенок находит и пристегивает пуговицы определенного цвета. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Дидактическая игра «Посади клумбу»

Правила игры: пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый цветочек, к пуговице голубого, розового и зеленого цвета цветок того же оттенка соответственно.

Ход игры:

  • Ребенку предлагается посадить цветы в клумбе.
  • Ребенок находит и пристегивает пуговицы определенного цвета.
  • Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Дидактическая игра «Геометрические фигуры» Правила игры: Пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый овал, к пуговице голубого цвета – голубой круг, к пуговице зеленого цвета – зеленый треугольник, к пуговице розового цвета – розовый квадрат. Ход игры: Ребенку предлагается распределить геометрические фигуры по местам. Ребенок пристегиваем геометрические фигуры пуговицами определенного цвета. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания .

Дидактическая игра «Геометрические фигуры»

Правила игры:

Пристегнуть к пуговице желтого цвета желтый овал, к пуговице голубого цвета – голубой круг, к пуговице зеленого цвета – зеленый треугольник, к пуговице розового цвета – розовый квадрат.

Ход игры:

  • Ребенку предлагается распределить геометрические фигуры по местам.
  • Ребенок пристегиваем геометрические фигуры пуговицами определенного цвета.
  • Воспитатель проверяет правильность выполнения задания .
Игра «Подбери пуговицы разного цвета, размера» Задача: Найти в коробке пуговицы одинакового цвета, или одинакового размера. Выложить в одну линию пуговицы одинакового цвета от самой маленькой до самой большой и наоборот.

Игра «Подбери пуговицы разного цвета, размера»

Задача:

  • Найти в коробке пуговицы одинакового цвета, или одинакового размера.
  • Выложить в одну линию пуговицы одинакового цвета от самой маленькой до самой большой и наоборот.
Дидактическая игра «Рисунок»  Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самое самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дидактическая игра «Рисунок»

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самое самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

"Пуговичные узоры" Для начала предложим детям немного пофантазировать и выложить на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов. Пуговицы интересны тем, что имеют разную форму, размер, фактуру.

Макет дерева, нарисованный на картоне

Макет дерева, нарисованный на картоне

"Дорожки"

Детям предложили проводить до дома животных по лабиринтам. Оказывается, зажимая пуговичку пальчиком, это делать гораздо интереснее и сложнее.

Массаж пуговицами  Благодаря такому массажу активизируется «мануальный интеллект», стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.   Коробка заполняется пуговицами разного размера, разного цвета, формы, изготовленных из различных материалов, предлагается выполнять следующие задания: 1. Опустить руку в коробку и погладить пуговицы ладошкой, а затем внешней стороной ладони. 2. Захватить пуговицы в кулак и пересыпать обратно в коробку. 3. Перетирка пуговиц между ладонями, с увеличение амплитуды. 4. Поиск и перекатывание пуговиц определенного цвета, формы, размера. 5. Перекатывание пуговиц внешней стороной ладони.

Массаж пуговицами

Благодаря такому массажу активизируется «мануальный интеллект», стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

Коробка заполняется пуговицами разного размера, разного цвета, формы, изготовленных из различных материалов, предлагается выполнять следующие задания:

1. Опустить руку в коробку и погладить пуговицы ладошкой, а затем внешней стороной ладони.

2. Захватить пуговицы в кулак и пересыпать обратно в коробку.

3. Перетирка пуговиц между ладонями, с увеличение амплитуды.

4. Поиск и перекатывание пуговиц определенного цвета, формы, размера.

5. Перекатывание пуговиц внешней стороной ладони.

Загадки о пуговице Одеваться соберёшься – Без меня не обойдёшься. Знают взрослые и дети Застегну я всё на свете. Что это? Я весёлая такая, Деловая, озорная, Вместо глазок дырочки Пришей, без растопырочек!

Загадки о пуговице

Одеваться соберёшься –

Без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети

Застегну я всё на свете. Что это?

Я весёлая такая,

Деловая, озорная,

Вместо глазок дырочки

Пришей, без растопырочек!

Стихи о пуговице  Пуговка раз, пуговка два,  Это не сложно, поверь, я права.  Не хочешь одеться? Но надо, дружок!  Гулять мы идем, а там ветерок.  К. Брель   Надевают Петеньке  За одну минуточку,  Брюки и штиблетики,  Шапочку и курточку.  Пуговичку в петельку,  Пуговичку в петельку,  Пуговичку в петельку,  Всё, одели Петеньку! В.Бредихин

Стихи о пуговице

Пуговка раз, пуговка два, Это не сложно, поверь, я права. Не хочешь одеться? Но надо, дружок! Гулять мы идем, а там ветерок. К. Брель

Надевают Петеньке За одну минуточку, Брюки и штиблетики, Шапочку и курточку. Пуговичку в петельку, Пуговичку в петельку, Пуговичку в петельку, Всё, одели Петеньку!

В.Бредихин

Народные приметы Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится. Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу. Если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас. Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь». Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте. Найти на дороге пуговицу – к хорошим изменениям в жизни. Лучше не связываться с пуговицами накануне Нового Года. Этим можно пришить все проблемы нынешнего года, которые с пришитой пуговицей перейдут в год следующий.

Народные приметы

  • Если встретишь на улице трубочиста, надо взять его за пуговицу и загадать желание – оно обязательно исполнится.
  • Если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу.
  • Если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей.
  • Потерялась пуговица – значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.
  • Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».
  • Оторвалась пуговица или сломалась – будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше – ничего важного не предпринимайте.
  • Найти на дороге пуговицу – к хорошим изменениям в жизни.
  • Лучше не связываться с пуговицами накануне Нового Года. Этим можно пришить все проблемы нынешнего года, которые с пришитой пуговицей перейдут в год следующий.

Пословицы и поговорки главным героем которых является пуговица

  • Русские народные пословицы и поговорки
  • Бойся худого локтя да светлой пуговицы.
  • На чужой рот пуговицы не нашить.
  • Не та шинель, что пуговицами блестит, а та, что греет.
  • У него рожа по шестую пуговицу вытянулась.
  • Умная умница - что светлая пуговица.
  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
  • С солдата пуговку не сорвёшь.
  • Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш — без ушка!
  • Коли первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк.
  • Застёгнут на все пуговицы
  • Прост, как пуговица.
  • Он богатый жених: рогатого скота кошка да курица, а оловянной посуды — крест да пуговица.
  • На борту шесть пуговиц. Шестопер — атаманская булава.
  • Бери гриб в пору, а не с пуговицу. От нее в лукошке шиш получишь, а хороший гриб загубишь.
  • Пословицы и поговорки народов Востока
  • Завистнику кажется, что у другого золото блестит, а подойдет поближе - медная пуговица. (таджикская пословица)
  • Чем у тебя будет рост с верблюда, лучше пусть будет ум с пуговицу.
  • И верблюд - подарок, и пуговица - подарок. (татарская пословица)

Сказки, герой которых пуговица

Жили-были пуговица и рубашка. Они были неразлучными друзьями. Рубашка идет в гости – и пуговица с ней. Рубашку стирают, и пуговица тоже купается в мыльной воде. Рубашку утюжат, а пуговица улыбается, любуется, прихорашивается.  Не трудно догадаться почему, ведь пуговица была пришита к рубашке. Пуговица радовалась, когда по утрам ее застегивали, как и всех ее подружек, а вечером расстегивали. Для неё это было игрой. Иногда она хулиганила, и не хотела застегиваться, но она понимала, что рубашка без нее выглядит очень неряшливо, ей становилось стыдно, и она быстро ныряла в дырочку-застежку. Так проходили дни и недели. Но вот однажды пуговица почувствовала, что она не так плотно прижата к рубашке. А на следующий день – она оторвалась и закатилась под стол. Весь день и всю ночь она пролежала в пыли под столом. Ей было страшно и одиноко, но она всегда думала о рубашке. Как же она без меня? Рубашка тоже скучала и тихо висела на вешалке и вздыхала… Так наступило новое утро, и новый вечер, и ничего не менялось. Однажды котенок, шустрый пушистый озорник заметил пуговицу и начал с ней играть. Он трогал ее то одной, то другой лапой, при этом забавно подпрыгивал и выгибал спинку. Пуговица выкатилась, закружилась и остановилась на самом видном месте – у дивана.  «Меня сейчас заметят, - думала она, - меня снова пришьют к рубашке». И действительно случилось так.  «А вот и пуговица!» - раздался голос в комнате. Надо ее помыть, она совсем запылилась, и пришить к рубашке. Пуговица заплакала от счастья.  Какой же будет эта встреча, думала она!

Текст песни "Коричневая пуговка"

Коричневая пуговка валялась на дороге. Никто не замечал ее в коричневой пыли,  Но мимо по дороге прошли босые ноги,  Босые, загорелые протопали, прошли.  Ребята шли гурьбою по солнечной дороге,  Алешка шел последним и больше всех пылил.  Случайно иль нарочно, он сам не знает точно,  На пуговку Алешка ногою наступил.  Он поднял эту пуговку и взял ее с собою, И вдруг увидел буквы нерусские на ней. Ребята всей гурьбою к начальнику заставы Бегут, свернув с дороги, скорей, скорей, скорей!  — Рассказывайте точно, — сказал начальник строго, И карту перед собою зеленую раскрыл, — — Среди какой деревни и на какой дороге  На пуговку Алешка ногою наступил?  Четыре дня искали, четыре дня скакали Бойцы по всем дорогам, забыв еду и сон,  В дороге повстречали чужого незнакомца, Сурово осмотрели его со всех сторон.  А пуговки-то нету от левого кармана  А сшиты не по-русски короткие штаны, А в глубине кармана — патроны от нагана И карта укреплений советской стороны.  Вот так шпион был пойман у самой у границы.  Никто на нашу землю не ступит, не пройдет. В Алешкиной коллекции та пуговка хранится, За маленькую пуговку — ему большой почет!

Памятники пуговице

Памятники пуговице

искусство

искусство

Из истории пуговиц  Троянская война случилась из-за яблока, лилипутская – из-за яиц.  А Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.    Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла:  пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.  Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного  костюма.

Из истории пуговиц

Троянская война случилась из-за яблока, лилипутская – из-за яиц. А Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.

Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.

Когда пуговицы появились, их носили гораздо больше, чем нужно, ведь чем знатнее и богаче был человек, тем их должно было быть больше. Известно, например, что французский король Франциск I как-то заказал ювелиру 13600 маленьких золотых пуговиц для отделки лишь одного бархатного  костюма.

Вывод:   Самая обычная вещь – пуговица помогает связать обучение с жизнью, развить познавательный интерес детей, любознательность к различным областям знаний, творчество. Расширить их кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, появляется интерес к сравнению пуговиц, к познанию их особенностей, и назначению, у детей формируются элементарные математические представления, интерес к окружающему миру, формируется потребность к здоровому образу жизни, развивается репродуктивное и творческое воображение.

Вывод:

Самая обычная вещь – пуговица помогает связать обучение с жизнью, развить познавательный интерес детей, любознательность к различным областям знаний, творчество. Расширить их кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, появляется интерес к сравнению пуговиц, к познанию их особенностей, и назначению, у детей формируются элементарные математические представления, интерес к окружающему миру, формируется потребность к здоровому образу жизни, развивается репродуктивное и творческое воображение.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!