ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА
КОЛОКОЛАВЕКОВ
(литературно-музыкальная композиция)
Т. В. Федорова, директор
Серпуховского
машиностроительного
техникума (Московская обл.)
Чтец 1 (на фоне колокольного звона):
И звук пойдет к столетьям дальним,
И многим смертный дух пленит,
Застонет, жалобный с печальным,
И в хор мольбы соединит.
Что б земнородным ни послала
Судьба, свершая свой закон,
Про все звучит венец металла —
И поучителен им звон...
Ведущий 1: Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан, размеряя течение дня, возвещая время труда и отдыха, время веселья и скорби. «Малиновые» перезвоны указывали дороги заблудившемуся путнику, вещали набатом о грозящем бедствии.
Колокольный звон служил мерилом праведности и добра.
Ведущий 2: Колокольный звон и сами колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.
Ведущий 1: «Ходить под колоколами», «с колокольным звоном под присягу пойти» - так говорили о людях, лишенных возможности доказать свою невинность иным способом и решившихся оправдаться в церкви при стечении народа и под колокольный звон.
Ведущий 2: А как отозвались колокола в нашей русской литера-
туре? Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней.
О колоколах, о колокольном звоне писали Н. В. Гоголь,
А. С. Пушкин, В. Г. Короленко, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Бу-
нин, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, А. А. Блок и многие другие.
Чтец 1:
He спят, не помнят, не торгуют. '
Над черным городом, как стон,
Стоит, терзал всю ночь глухую,
Торжественный пасхальный звон.
Над человеческим созданьем,
Которое он в землю вбил,
Над смрадом, смертью и страданьем
Трезвонят до потери сил...
А. Блок
Чтец 2:
Семь холмов - как семь колоколов!
На семи колоколах — колокольни.
Всех счетом — сорок сороков.
Колокольное семихолмие!
М. Цветаева
Чтец З:
День православного Востока,
Святой, святой, великий день,
разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Но и святой Руси пределом
Его призыва не стесняй:
Пусть слышен будет в мире целом,
Пускай он льется через край,
Ф. Тютчев
Чтец 1 (под звон колоколов): «Никогда еще так не звонил старый Михеич. Казалось, его переполненное старческое сердце перешло в мертвую медь, и звуки точно пели, трепетали, смеялись, и плакали, и, сплетаясь чудною вереницею, неслись наверх, к самому звездному небу! И звезды вспыхивали ярче, разгорались, и звуки дрожали, и лились, и вновь припадали к земле с любовною лаской...»
Чтец 2: «Большой бас громко вскрикивал и кидал властные,
могучие тоны, оглашавшие небо и землю: “Христос воскрес”.
И два тенора, вздрагивая от очередных ударов железных сердец, подпевали ему радостно и звонко: “Христос воскрес”.
А два самых маленьких дисканта, точно торопясь, чтобы не от-
стать, вплетались между больших и радостно, точно малые ребята,
пели наперегонки: “Христос воскрес”». (В. Г. Короленко «Старый
звонарь»)
Ведущий 1: Часто звучит колокольный звон в русской классической опере. Вспомним «Ивана Сусанина» Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Псковитянку» Н. А. Римского-Корсакова, «Князя Игоря» Бородина. Ни одна музыкальная школа не может в этом сравниться с русской.
А как аплодируют зрители, когда под колокольный звон в опере, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского Корсакова, не желая сдаться врагу, Китеж становится невидимым, скрывается от захватчиков на дне озера Светлояр!
(Звучит колокольный звон.)
Ведущий 2:
Легенда о Китеж-граде
В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.
Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в
лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью.Лишь изредка легкая зябь пробегает по ним. Бывают дни, когда дотаких берегов доносится протяжное пение и слышится далекий колокольный звон.
Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге Малый Китеж (нынешней Городец), а потом, «переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Людне и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озерапоявился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.
Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами...
Когда «злые татары» подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру.
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не строили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго.
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники. Татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала...
Когда стих шум родников, на месте города были волны. Вдали
мерцала одинокая глава собора с блестящим посередине крестом.
Она медленно погружалась в воду.
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и услышать сладкий звон колоколов.
Чтец 1: Наибольшее число преданий на Смоленщине связано с селом Семлевым Вяземского района. Одно из них — об Отечественной войне 1812 года - гласит: «Остановились в селе Семлево на ночлег. Наполеон как самое безопасное убежище избрал каменную церковь. Говорят, что внизу в храме были поставлены лошади императора, в алтаре поместился его штаб. Колокольня служила наблюдательным постой.
В тот самый момент, когда пришла первая весть о разгоревшемся вяземском бое, в семлевскую колокольню ударило русское ядро, неведомо кем запущенное со стороны Савиной горы. Ядро не повредило храма, но все колокола внезапно гулко загудели.
Наполеон с необычайной поспешностью покинул Семлево и двинулся дальше. А село осталось невредимым».
Ведущий 1: Русские колокола разделили свою судьбу с судьбой
русского народа, и они, как многие наши соотечественники, не оказались в стороне от бед, их не обошли стороной «ужасы, доселе невиданные и неслыханные».
Ведущий 2: Колокола гибли во время пожаров, лопались от неосторожного обращения, а треснувший колокол – уже погибший. Хоть и запаяешь, а звона такого уже не будет.
Ведущий 1: Колокола наказывали, как живые существа: у них вырывали язык, лишали голоса, пороли плетьми, отправляли в ссылку.
Ведущий 2: Многое может рассказать колокол. Ведь он грустил и радовался вместе с Россией, вместе с русскими людьми. Мощно и грозно звучал колокольный призыв в годы бедствий. Наполнял душу радостный благовест. (Воспроизводятся звуки набатного колокола.)
Ведущий 1: Колокольный звон встречал возвращавшихся с по-
бедой на родную землю Александра Невского, полки Дмитрия Донского с Куликова поля, войска Ивана Грозного после взятия Казани, ополчение Минина и Пожарского, солдат Суворова.
Громкий колокол звал матросов отважного «Варяга» занять места
по боевому расписанию в Русско-японской войне. Русский колокол славил подвиг русского народа!
Ведущий 2 : (под тихую мелодичную музыку песни «Вечерний звон». Слова М. Козлова) : Вся жизнь человека проходила под звуки колокола. Под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей, под колокольный звон успокаивался на погосте.
Чтец 1:
Колокола!
Ваш звучный звон -
Язык земли,
Меня вскормившей,
Живет в вас радость,
Клич и стон,
Как отголосок
Жизни бывшей.
Чтец 2:
Той, что не стаяла,
Как дым,
В кострах высоких Чингисхана,
Не гибла под пятою пана,
Не стлалась ковылем седым.
Чтец 1:
Той, что под глас:
«Иду — на вы!»
Несметно войско поднимала.
И не склоняла головы
На поле брани
Оставляла.
Чтец 2:
Колокола —
Руси венец,
Червонным золотом
Горящий,
Ваш звон —
Связующая нить
Меж будущим
И настоящим.
Г. Голуб
Ведущий 1: Колокольня и колокольный звон имеют большое значение в жизни людей. Каждый знает, какое сильное впечатление может производить колокольный звон при особенных обстоятельствах и душевных настроениях человека.
Ведущий 2: Когда неожиданно в ночной тиши раздается звон,
призывающий к полуночному богослужению, как поэтически
услаждающе разливается он в душе и погружает ее в полузабытье
сладких грез!
Ведущий 1: Звук колокола иногда спасает человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели, говоря ему о чем-то таком, что выше его страданий, что может дать новое содержание его жизни.
Ведущий 2: Ученые установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.
Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится, даже дышать легче.
(Звучит песня «Вечерний звон» (слова М. Козлова), а затем — благовест).
Ведущий 1: Существовал особый устав звонам, в котором указывалось, в какие колокола звонить в будни, в какие — в праздники.
Так, в дни Великого поста благовест производился в средний, простодневный колокол, а на Пасху ударяли в великий кампан.
Чтец 1 (под звук колокола): «Звонят во все тяжкая, во вся кампаны, звонят с необычайной силой звука! В этой силе исчезает все; и начинается пушечная пальба, и пение хоров в появившихся крестных ходах... Только слышен один звон, видны разом море свечей и как бы огненные змеи, движущиеся между свечами многотысячной толпы...»
Это идут крестные ходы.
«И над всей этой картиной — звон, да ведь какой! Звон оглуши
тельный, властный — сущее торжество!.. Слышать этот мощный,
таинственный гимн можно только в Москве, в тихую, теплую пасхальную ночь...» — так описывает современник праздничный звон в Кремле.
Ведущий 2 (под тихую мелодию «Вечернего звона»): Нигде так не почитали колокольный звон, как в России. Без особенных звуков, вдруг разливающихся над просторами полей и лесов, деревень и городов и пронизывающих душу, не мыслили своего существования на Руси.
Ведущий 1: Благодаря этой любви церковный звон получил у нас совершенно особенное, чрезвычайное развитие, какого нет ни в какой другой стране. Такого звона и таких колоколов, как в России, со всем их разнообразием и величественностью, не знают другие христианские страны.
Ведущий 2: Колокола и колокольчики, отлитые в России, считаются лучшими в мире. А создавали их наши русские мастера.
Ведущий 1: В 1530 г. Иван Афанасьев вылил для Новгорода колокол, которого раньше там не бывало; звон его, по словам летописца, уподоблялся «страшной трубе гласящей».
Ведущий 2: Андрей Чохов отлил колокол «Реут» в 32 тонны 700 килограммов. В 1819 г. Яков Завьялов отлил для колокольни Ивана Великого в Москве колокол весом в 58 тонн 165 килограммов?
Ведущий 1: И, наконец, 25 ноября 1735 г. было закончено литье
Царь-колокола весом в 201 тонну 924 килограмма. Лил сей колокол российский мастер Иван Федорович Моторин с сыном Михаилом. Высота колокола — 6 метров 14 сантиметров, а диаметр — 6 метров 60 сантиметров.
Ведущий 2: Царь-колокол является изумительным произведением русского колокольного искусства. Он не имеет себе равных во всем мире как по величине, так и по весу.
Ведущий 1: Литье колоколов считалось почетным и ответственным делом, не всякому его поручали. Надо знать, какую ему придать форму, сколько положить олова, меди, серебра, бронзы для благозвучия.
Ведущий 2: Лучшей аттестацией колокола или колокольчика было то, что он отлит в России.
Чтец1:
Вот уж форма затвердела,
Обожженная огнем.
Веселей, друзья, за дело -
Выльем колокол. Начнем!
Пусть горячий пот
По лицу течет, —
Труд наш, если Бог поможет,
Славу мастера умножит.
Чтец 2:
Смесь бурлит водоворотом,
Стержень опущу в струю,
Чуть покроется налетом —
Время приступать к литью.
А теперь ковшом
Пробу зачерпнем.
И проверим живо, все ли
Там слилось по нашей воле.
Чтец 3:
Смесь давно уже поспела.
Весь в зазубринах излом.
Подставляйте желоб смело
И с молитвою начнем.
Храмы открывай!
Боже, счастье дай!
Дай нам счастье и удачи
В форму слить металл горячий!
Чтец 4:
Ну-ка, дружно за канаты!
Вознесем его в простор,
В царство звуков, под богатый
Голубых небес шатер!
Взяли! Разом! В ход!
Тронулся! Идет!
Пусть раздастся громче, шире
Первый звон его — о мире!
Ведущий 1: Звонить в колокола было любимым занятием русских. Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих. И звон в эти праздничные дни, как правило, продолжался весь день.
Чтец 1: «Нет тех слов и красок речи, которыми можно было
бы изобразить величественный пасхальный звон в Московском
Кремле. Здесь, в самом сердце, в самом «святая святых России», тысячная толпа ждет первого полночного удара в огромный колокол Ивана Великого.
Надо быть в Москве, у соборов, чтобы самому испытать величие этого ожидания. Тысячную толпу не слыхать: она совершенно смолкла. Молчит и вся Москва.
Но вот раздается первый удар, необычайно мягкий, негромкий, на Ивановской колокольне. Он дает сигнал всей Москве. Через шесть секунд ударили все «сорок-сороков», и загорелись иллюминации всех колоколен».
Ведущий 2: Но не всегда колокола услаждали слух христиан.
Почти семьдесят лет молчали колокола на Руси. Казалось бы, невозможно было их изъять из российской жизни, а изъяли.
Ведущий 1: «Советская металлопромышленность испытывает
медный голод, почти такой же острый, как некогда голод, обрушившийся на Поволжье.
По приблизительной статистике, в Союзе насчитывается 50 тысяч действующих церквей. Общий вес колокольной бронзы на них достигает 150 тысяч тонн. Изъятие колоколов может обеспечить нашей промышленности медное сырье на 3—4 года», - писал журнал «Огонек» в № 17 за 1929 г.
Колокола были изъяты.
Чтец 1 (на фоне колокольного звона):
Под пологом святой лазури,
Над низкой жизнию земной,
Да будет он в соседстве бури,
Граничить с звездной стороной.
Да будет выше он глаголом
О том, как звездный хор поет
Песнь Богу пред Его престолом
И в вечность сводит старый год.
Из медных уст его да льется
Лишь весть о вечном и святом,
И время каждый раз коснется
В полете до него крылом.
Да будет он судьбы законом,
И, сам без сердца и страстей,
Сопровождать да будет звоном
Игру изменных наших дней.
Когда же, грянув в час полночный
И слух встревожа, замолчит,
Да учит нас, что все непрочно,
Что все земное отзвучит.
Чтец 2:
Пусть колокол, зовя к веселью,
Пошлет младенцу свой привет,
Когда, склонясь над колыбелью,
Мать сторожит его рассвет.
Чтец 1:
Пусть, трогая сердца людские,
Потомков звоном будет звать,
Сливаться с хором литургии,
В груди скорбящего рыдать!
И что сынам земли в наследье
Во мгле готовит рок слепой,
Все отзовется в гулкой меди
Тысячекратною волной.
Чтец 2:
К единству, дружбе, благостыне,
Пусть он людей зовет отныне,
И в мире то исполнит он,
Чему он нами посвящен.
Ф. Шиллер
Ведущий 1: Говорят: икона — молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол — молитва в звуке.
А кто не научился молиться, для тех есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол... Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России, о вашей судьбе!
(Слышен колокольный звон, вначале тихий, потом громкий и торжественный).
Литература
Анашкевич М. Тяжелой бронзы звук... // Божий мир. 2003.
№4.-С. 8-11.
Знаменитые колокола России / Сост. В. Ф. Козлов. - М.:
Отечество-Крайфут, 1994.
Колокола России / Авт.-сост. В. В. Мишин. - М., 1995.
Серебряные громы: Русские поэты о колоколах и колокольном звоне // Духовно-нравственное воспитание. 2002. № 5. -
С. 54-60.
Фурсов А. Как льют колокола // Духовно-нравственное воспитание. 2002. № 5. — С. 49-53.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
НА ТЕМУ «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Л. Д. Буцхрикидзе,
преподаватель Медицинского
колледжа № 5 (г. Москва)
Издревле дом и всякий скарб имели свой духовный смысл. В доме был и бабий кут (угол), и красный угол. Дом был храмом семьи. Тесно связанный с духовными ценностями дом являлся продолжением всех идей и устремлений.
Семья - это совместное духовное взросление, которое невозможно без трудностей. Это надо осознавать. Когда человек осознает необходимость этого взросления - в зрелом, престарелом возрасте он пожинает великолепные плоды. Это понимание должно быть у обоих супругов. У супругов должна быть общая цель, к которой оба должны идти вместе, рука об руку..
Но как создать и поддерживать семейные ценности? На этот и
многие другие вопросы поможет ответить данное мероприятие.
Приложение 1
Сценка «Кто виноват?»
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.
Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
- Пойди посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и
тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
«Ох, что сейчас будет!», — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Нуда ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
....Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
-Ну и как там у них?
— У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
Приложение 2
Сценка «Тепло семейного очага»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать, почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы».
«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу -
говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет» - и
получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочещь.» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома
потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Приложение 3
Стихотворение «Человеку надо мало»
Человеку надо мало:
Чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг-
один
и враг -
один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама,
Сколько нужно ей —
жила...
Человеку надо мало:
После грома —
тишину,
Голубой клочок тумана.
Жизнь -
одну
И смерть —
одну.
Утром свежую газету -
С Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И - межзвездную дорогу
Да мечту о скоростях.
Это, в сущности, —
немного,
Это, в общем-то, - пустяк.
Невеликая награда,
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо —
Лишь бы дома кто-то
ждал.
Р. Рождественский
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВНЕАУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ
«ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ЖЕНЩИНЫ»
Л. Д. Буцхрикидзе,
Л. А. Далалишвили,
преподаватели Медицинского
колледжа № 5 (г. Москва)
Ток-шоу «Голос совести»
Стрессу подвержены все независимо от возраста. Женщины часто испытывают стресс по разным причинам: в связи с необходимостью выполнять монотонную и низкооплачиваемую работу, из-за сексуальных домогательств или дискриминации по половому признаку, бытового насилия, равнодушия партнера, невозможности совмещать служебные обязанности с семейной жизнью, из-за скуки и раздражения, когда приходится сидеть дома, а муж или подруги в это время делают успешную карьеру... В результате всего перечисленного может развиться затяжной стресс.
Как поступить в подобных ситуациях? Часто не хватает информации.
Данное мероприятие поможет расширить представления студентов о проблеме, о роли медицинского работника в осознании этой проблемы, подготовит их к неизбежному процессу общения по данной проблеме в своей профессиональной деятельности.
Этапы подготовки мероприятия
Организационный:
Подготовительный:
сбор необходимого материала;
подбор музыкального сопровождения, видеоматериалов, создание слайдов;
подготовка сценария;
контроль и коррекция самостоятельной исследовательской
работы.
Репетиционный: систематические репетиции с участниками мероприятия в актовом зале.
Проведение мероприятия: собственно выступление студентов.
Заключительный: рефлексия, анализ и оценка проведения мероприятия.
Продолжительность мероприятия: 60 минут.
Вступительное слово преподавателей дисциплин
«Психология», «Английский язык»
Преподаватель психологии: Продолжаем ежегодную программу
«Голос совести». В рамках этой программы мы сегодня предлагаем
вашему вниманию мероприятие на тему «Влияние стресса на состоя-
ние здоровье женщины». Обратим внимание еще на одну проблему,
которая встречается в нашей повседневной жизни.
Стресс — это ответная реакция организма на экстремальные условия,
нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.