СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колокола веков, история литья колоколов и значение колокольного звона

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История литья колоколов на Руси , овладения музыкальным "звучанием" и отражение в художественной литературе

Просмотр содержимого документа
«Колокола веков, история литья колоколов и значение колокольного звона»


ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

КОЛОКОЛАВЕКОВ
(литературно-музыкальная композиция)

Т. В. Федорова, директор
Серпуховского
машиностроительного
техникума (Московская обл.)

Чтец 1 (на фоне колокольного звона):

И звук пойдет к столетьям дальним,

И многим смертный дух пленит,

Застонет, жалобный с печальным,

И в хор мольбы соединит.

Что б земнородным ни послала
Судьба, свершая свой закон,

Про все звучит венец металла —

И поучителен им звон...

Ведущий 1: Колокола. На протяжении множества веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан, размеряя течение дня, возвещая время труда и отдыха, время веселья и скорби. «Малиновые» перезвоны указывали дороги заблудившемуся путнику, вещали набатом о грозящем бедствии.

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра.

Ведущий 2: Колокольный звон и сами колокола были несовместимы с ложью, несправедливостью, греховностью.

Ведущий 1: «Ходить под колоколами», «с колокольным звоном под присягу пойти» - так говорили о людях, лишенных возможности доказать свою невинность иным способом и решившихся оправдаться в церкви при стечении народа и под колокольный звон.

Ведущий 2: А как отозвались колокола в нашей русской литера-
туре? Их звон слышен в ней от стародавних времен вплоть до наших дней.

О колоколах, о колокольном звоне писали Н. В. Гоголь,
А. С. Пушкин, В. Г. Короленко, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Бу-
нин, Ф. И. Тютчев, Н. А. Некрасов, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, А. А. Блок и многие другие.


Чтец 1:

He спят, не помнят, не торгуют. '

Над черным городом, как стон,

Стоит, терзал всю ночь глухую,

Торжественный пасхальный звон.

Над человеческим созданьем,

Которое он в землю вбил,

Над смрадом, смертью и страданьем

Трезвонят до потери сил...

А. Блок

Чтец 2:

Семь холмов - как семь колоколов!

На семи колоколах — колокольни.

Всех счетом — сорок сороков.

Колокольное семихолмие!

М. Цветаева

Чтец З:

День православного Востока,

Святой, святой, великий день,
разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!

Но и святой Руси пределом

Его призыва не стесняй:

Пусть слышен будет в мире целом,

Пускай он льется через край,
Ф. Тютчев

Чтец 1 (под звон колоколов): «Никогда еще так не звонил старый Михеич. Казалось, его переполненное старческое сердце перешло в мертвую медь, и звуки точно пели, трепетали, смеялись, и плакали, и, сплетаясь чудною вереницею, неслись наверх, к самому звездному небу! И звезды вспыхивали ярче, разгорались, и звуки дрожали, и лились, и вновь припадали к земле с любовною лаской...»

Чтец 2: «Большой бас громко вскрикивал и кидал властные,
могучие тоны, оглашавшие небо и землю: “Христос воскрес”.

И два тенора, вздрагивая от очередных ударов железных сердец, подпевали ему радостно и звонко: “Христос воскрес”.

А два самых маленьких дисканта, точно торопясь, чтобы не от-
стать, вплетались между больших и радостно, точно малые ребята,
пели наперегонки: “Христос воскрес”». (В. Г. Короленко «Старый
звонарь»)

Ведущий 1: Часто звучит колокольный звон в русской классической опере. Вспомним «Ивана Сусанина» Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Псковитянку» Н. А. Римского-Корсакова, «Князя Игоря» Бородина. Ни одна музыкальная школа не может в этом сравниться с русской.

А как аплодируют зрители, когда под колокольный звон в опере, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского Корсакова, не желая сдаться врагу, Китеж становится невидимым, скрывается от захватчиков на дне озера Светлояр!

(Звучит колокольный звон.)

Ведущий 2:

Легенда о Китеж-граде

В самом центре России, Нижегородском крае, есть озеро Светлояр - жемчужина русской природы. Это озеро называют иногда маленькой русской Атлантидой: его история овеяна легендами.

Главная светлоярская легенда — о невидимом граде Китеже. Легенда гласит: в Ветлужских лесах есть озеро. Расположено оно в
лесной чаще. Голубые воды озера лежат неподвижно днем и ночью.Лишь изредка легкая зябь пробегает по ним. Бывают дни, когда дотаких берегов доносится протяжное пение и слышится далекий колокольный звон.

Давным-давно, еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге Малый Китеж (нынешней Городец), а потом, «переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Людне и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озерапоявился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей.

Придя на Русь и завоевав многие земли наши, Батый услышал про славный Китеж-град и устремился к нему со своими ордами...

Когда «злые татары» подошли к Китежу Малому и в великой битве убили брата князя, сам он скрылся в новопостроенном лесном городе. Пленник Батыя, Гришка Кутерьма, не стерпел пыточных мучений и выдал тайные тропы к Светлояру. 
Татары грозовой тучей обложили город и хотели взять его силой, но когда они прорвались к его стенам, то изумились. Жители города не только не строили никаких укреплений, но даже не собирались защищаться. Жители молились о спасении, так как от татар не приходилось ждать чего-либо доброго. 
И как только татары ринулись к городу, из-под земли вдруг забили многоводные источники. Татары в страхе отступили. А вода все бежала и бежала... 
Когда стих шум родников, на месте города были волны. Вдали 
мерцала одинокая глава собора с блестящим посередине крестом. 
Она медленно погружалась в воду. 
Вскоре исчез и крест. Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и услышать сладкий звон колоколов.
Чтец 1: Наибольшее число преданий на Смоленщине связано с селом Семлевым Вяземского района. Одно из них — об Отечественной войне 1812 года - гласит: «Остановились в селе Семлево на ночлег. Наполеон как самое безопасное убежище избрал каменную церковь. Говорят, что внизу в храме были поставлены лошади императора, в алтаре поместился его штаб. Колокольня служила наблюдательным постой. 
В тот самый момент, когда пришла первая весть о разгоревшемся вяземском бое, в семлевскую колокольню ударило русское ядро, неведомо кем запущенное со стороны Савиной горы. Ядро не повредило храма, но все колокола внезапно гулко загудели. 
Наполеон с необычайной поспешностью покинул Семлево и двинулся дальше. А село осталось невредимым». 
Ведущий 1: Русские колокола разделили свою судьбу с судьбой 
русского народа, и они, как многие наши соотечественники, не оказались в стороне от бед, их не обошли стороной «ужасы, доселе невиданные и неслыханные». 
Ведущий 2: Колокола гибли во время пожаров, лопались от неосторожного обращения, а треснувший колокол – уже погибший. Хоть и запаяешь, а звона такого уже не будет.  
Ведущий 1: Колокола наказывали, как живые существа: у них вырывали язык, лишали голоса, пороли плетьми, отправляли в ссылку. 
Ведущий 2: Многое может рассказать колокол. Ведь он грустил и радовался вместе с Россией, вместе с русскими людьми. Мощно и грозно звучал колокольный призыв в годы бедствий. Наполнял душу радостный благовест. (Воспроизводятся звуки набатного колокола.) 
Ведущий 1: Колокольный звон встречал возвращавшихся с по- 
бедой на родную землю Александра Невского, полки Дмитрия Донского с Куликова поля, войска Ивана Грозного после взятия Казани, ополчение Минина и Пожарского, солдат Суворова. 
Громкий колокол звал матросов отважного «Варяга» занять места 
по боевому расписанию в Русско-японской войне. Русский колокол славил подвиг русского народа! 
Ведущий 2 : (под тихую мелодичную музыку песни «Вечерний звон». Слова М. Козлова) : Вся жизнь человека проходила под звуки колокола. Под него он рождался, рос, с ним работал, веселился, растил детей, под колокольный звон успокаивался на погосте. 
Чтец 1: 
Колокола! 
Ваш звучный звон - 
Язык земли, 
Меня вскормившей, 
Живет в вас радость, 
Клич и стон, 
Как отголосок 
Жизни бывшей. 
Чтец 2: 
Той, что не стаяла, 
Как дым, 
В кострах высоких Чингисхана, 
Не гибла под пятою пана, 
Не стлалась ковылем седым. 
Чтец 1: 
Той, что под глас:
«Иду — на вы!» 
Несметно войско поднимала. 
И не склоняла головы

На поле брани 
Оставляла. 


Чтец 2: 
Колокола — 
Руси венец, 
Червонным золотом 
Горящий, 
Ваш звон — 
Связующая нить 
Меж будущим 
И настоящим. 
Г. Голуб 
Ведущий 1: Колокольня и колокольный звон имеют большое значение в жизни людей. Каждый знает, какое сильное впечатление может производить колокольный звон при особенных обстоятельствах и душевных настроениях человека. 
Ведущий 2: Когда неожиданно в ночной тиши раздается звон, 
призывающий к полуночному богослужению, как поэтически 
услаждающе разливается он в душе и погружает ее в полузабытье 
сладких грез! 
Ведущий 1: Звук колокола иногда спасает человека, находящегося на краю нравственной и физической гибели, говоря ему о чем-то таком, что выше его страданий, что может дать новое содержание его жизни. 
Ведущий 2: Ученые установили, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. 
Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится, даже дышать легче. 
(Звучит песня «Вечерний звон» (слова М. Козлова), а затем — благовест). 
Ведущий 1: Существовал особый устав звонам, в котором указывалось, в какие колокола звонить в будни, в какие — в праздники. 
Так, в дни Великого поста благовест производился в средний, простодневный колокол, а на Пасху ударяли в великий кампан. 
Чтец 1 (под звук колокола): «Звонят во все тяжкая, во вся кампаны, звонят с необычайной силой звука! В этой силе исчезает все; и начинается пушечная пальба, и пение хоров в появившихся крестных ходах... Только слышен один звон, видны разом море свечей и как бы огненные змеи, движущиеся между свечами многотысячной толпы...» 
Это идут крестные ходы.
«И над всей этой картиной — звон, да ведь какой! Звон оглуши 
тельный, властный — сущее торжество!.. Слышать этот мощный, 
таинственный гимн можно только в Москве, в тихую, теплую пасхальную ночь...» — так описывает современник праздничный звон в Кремле. 
Ведущий 2 (под тихую мелодию «Вечернего звона»): Нигде так не почитали колокольный звон, как в России. Без особенных звуков, вдруг разливающихся над просторами полей и лесов, деревень и городов и пронизывающих душу, не мыслили своего существования на Руси. 
Ведущий 1: Благодаря этой любви церковный звон получил у нас совершенно особенное, чрезвычайное развитие, какого нет ни в какой другой стране. Такого звона и таких колоколов, как в России, со всем их разнообразием и величественностью, не знают другие христианские страны. 
Ведущий 2: Колокола и колокольчики, отлитые в России, считаются лучшими в мире. А создавали их наши русские мастера. 
Ведущий 1: В 1530 г. Иван Афанасьев вылил для Новгорода колокол, которого раньше там не бывало; звон его, по словам летописца, уподоблялся «страшной трубе гласящей». 
Ведущий 2: Андрей Чохов отлил колокол «Реут» в 32 тонны 700 килограммов. В 1819 г. Яков Завьялов отлил для колокольни Ивана Великого в Москве колокол весом в 58 тонн 165 килограммов? 
Ведущий 1: И, наконец, 25 ноября 1735 г. было закончено литье 
Царь-колокола весом в 201 тонну 924 килограмма. Лил сей колокол российский мастер Иван Федорович Моторин с сыном Михаилом. Высота колокола — 6 метров 14 сантиметров, а диаметр — 6 метров 60 сантиметров. 
Ведущий 2: Царь-колокол является изумительным произведением русского колокольного искусства. Он не имеет себе равных во всем мире как по величине, так и по весу. 
Ведущий 1: Литье колоколов считалось почетным и ответственным делом, не всякому его поручали. Надо знать, какую ему придать форму, сколько положить олова, меди, серебра, бронзы для благозвучия. 
Ведущий 2: Лучшей аттестацией колокола или колокольчика было то, что он отлит в России. 



Чтец1: 
Вот уж форма затвердела, 
Обожженная огнем. 
Веселей, друзья, за дело - 
Выльем колокол. Начнем! 
Пусть горячий пот 
По лицу течет, — 
Труд наш, если Бог поможет, 
Славу мастера умножит. 


Чтец 2: 
Смесь бурлит водоворотом, 
Стержень опущу в струю, 
Чуть покроется налетом — 
Время приступать к литью. 
А теперь ковшом 
Пробу зачерпнем. 
И проверим живо, все ли 
Там слилось по нашей воле. 


Чтец 3: 
Смесь давно уже поспела. 
Весь в зазубринах излом. 
Подставляйте желоб смело 
И с молитвою начнем. 
Храмы открывай! 
Боже, счастье дай! 
Дай нам счастье и удачи 
В форму слить металл горячий! 



Чтец 4:
Ну-ка, дружно за канаты! 
Вознесем его в простор, 
В царство звуков, под богатый 
Голубых небес шатер! 
Взяли! Разом! В ход! 
Тронулся! Идет! 
Пусть раздастся громче, шире 
Первый звон его — о мире!  


Ведущий 1: Звонить в колокола было любимым занятием русских. Широко известен обычай: в Пасхальную неделю пускать на колокольню всех желающих. И звон в эти праздничные дни, как правило, продолжался весь день.

Чтец 1: «Нет тех слов и красок речи, которыми можно было
бы изобразить величественный пасхальный звон в Московском
Кремле. Здесь, в самом сердце, в самом «святая святых России», тысячная толпа ждет первого полночного удара в огромный колокол Ивана Великого.

Надо быть в Москве, у соборов, чтобы самому испытать величие этого ожидания. Тысячную толпу не слыхать: она совершенно смолкла. Молчит и вся Москва.

Но вот раздается первый удар, необычайно мягкий, негромкий, на Ивановской колокольне. Он дает сигнал всей Москве. Через шесть секунд ударили все «сорок-сороков», и загорелись иллюминации всех колоколен».

Ведущий 2: Но не всегда колокола услаждали слух христиан.
Почти семьдесят лет молчали колокола на Руси. Казалось бы, невозможно было их изъять из российской жизни, а изъяли.

Ведущий 1: «Советская металлопромышленность испытывает
медный голод, почти такой же острый, как некогда голод, обрушившийся на Поволжье.

По приблизительной статистике, в Союзе насчитывается 50 тысяч действующих церквей. Общий вес колокольной бронзы на них достигает 150 тысяч тонн. Изъятие колоколов может обеспечить нашей промышленности медное сырье на 3—4 года», - писал журнал «Огонек» в № 17 за 1929 г.

Колокола были изъяты.

Чтец 1 (на фоне колокольного звона):

Под пологом святой лазури,

Над низкой жизнию земной,

Да будет он в соседстве бури,

Граничить с звездной стороной.

Да будет выше он глаголом

О том, как звездный хор поет

Песнь Богу пред Его престолом

И в вечность сводит старый год.

Из медных уст его да льется

Лишь весть о вечном и святом,

И время каждый раз коснется
В полете до него крылом.

Да будет он судьбы законом,

И, сам без сердца и страстей,

Сопровождать да будет звоном

Игру изменных наших дней.

Когда же, грянув в час полночный

И слух встревожа, замолчит,

Да учит нас, что все непрочно,

Что все земное отзвучит.

Чтец 2:

Пусть колокол, зовя к веселью,

Пошлет младенцу свой привет,

Когда, склонясь над колыбелью,

Мать сторожит его рассвет.

Чтец 1:

Пусть, трогая сердца людские,

Потомков звоном будет звать,

Сливаться с хором литургии,

В груди скорбящего рыдать!

И что сынам земли в наследье
Во мгле готовит рок слепой,

Все отзовется в гулкой меди

Тысячекратною волной.

Чтец 2:

К единству, дружбе, благостыне,

Пусть он людей зовет отныне,

И в мире то исполнит он,

Чему он нами посвящен.

Ф. Шиллер


Ведущий 1: Говорят: икона — молитва в красках, храм - молитва в камне, колокол — молитва в звуке. 
А кто не научился молиться, для тех есть выход. Остановитесь на минуту и прислушайтесь! С вами говорит колокол... Говорит о судьбе русского народа, о судьбе России, о вашей судьбе!  


(Слышен колокольный звон, вначале тихий, потом громкий и торжественный).

Литература

  1. Анашкевич М. Тяжелой бронзы звук... // Божий мир. 2003.
    №4.-С. 8-11.

  2. Знаменитые колокола России / Сост. В. Ф. Козлов. - М.:
    Отечество-Крайфут, 1994.

  3. Колокола России / Авт.-сост. В. В. Мишин. - М., 1995.

  4. Серебряные громы: Русские поэты о колоколах и колокольном звоне // Духовно-нравственное воспитание. 2002. № 5. -
    С. 54-60.

  5. Фурсов А. Как льют колокола // Духовно-нравственное воспитание. 2002. № 5. — С. 49-53.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
НА ТЕМУ «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Л. Д. Буцхрикидзе,
преподаватель Медицинского
колледжа № 5 (г. Москва)

Издревле дом и всякий скарб имели свой духовный смысл. В доме был и бабий кут (угол), и красный угол. Дом был храмом семьи. Тесно связанный с духовными ценностями дом являлся продолжением всех идей и устремлений.

Семья - это совместное духовное взросление, которое невозможно без трудностей. Это надо осознавать. Когда человек осознает необходимость этого взросления - в зрелом, престарелом возрасте он пожинает великолепные плоды. Это понимание должно быть у обоих супругов. У супругов должна быть общая цель, к которой оба должны идти вместе, рука об руку..

Но как создать и поддерживать семейные ценности? На этот и
многие другие вопросы поможет ответить данное мероприятие.





Приложение 1

Сценка «Кто виноват?»

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.

Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

- Пойди посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и
тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.

«Ох, что сейчас будет!», — думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

  • Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.

  • Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Нуда ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

....Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

  • Ну что ты так долго? Посмотрел?

  • Да!

-Ну и как там у них?

— У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

Приложение 2

Сценка «Тепло семейного очага»

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать, почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы».

«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского - и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» - «Хочу -
говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет» - и
получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочещь.» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома
потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

Приложение 3
Стихотворение «Человеку надо мало»

Человеку надо мало:

Чтоб искал
и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг-

один

и враг -

один...

Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.

Чтоб жила на свете
мама,

Сколько нужно ей —
жила...

Человеку надо мало:

После грома —
тишину,

Голубой клочок тумана.

Жизнь -
одну

И смерть —
одну.

Утром свежую газету -
С Человечеством родство.

И всего одну планету:

Землю!

Только и всего.

И - межзвездную дорогу
Да мечту о скоростях.

Это, в сущности, —
немного,

Это, в общем-то, - пустяк.
Невеликая награда,

Невысокий пьедестал.

Человеку

мало

надо —

Лишь бы дома кто-то

ждал.

Р. Рождественский

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ВНЕАУДИТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ
«ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
ЖЕНЩИНЫ»

Л. Д. Буцхрикидзе,

Л. А. Далалишвили,
преподаватели Медицинского
колледжа № 5 (г. Москва)

Ток-шоу «Голос совести»

Стрессу подвержены все независимо от возраста. Женщины часто испытывают стресс по разным причинам: в связи с необходимостью выполнять монотонную и низкооплачиваемую работу, из-за сексуальных домогательств или дискриминации по половому признаку, бытового насилия, равнодушия партнера, невозможности совмещать служебные обязанности с семейной жизнью, из-за скуки и раздражения, когда приходится сидеть дома, а муж или подруги в это время делают успешную карьеру... В результате всего перечисленного может развиться затяжной стресс.

Как поступить в подобных ситуациях? Часто не хватает информации.

Данное мероприятие поможет расширить представления студентов о проблеме, о роли медицинского работника в осознании этой проблемы, подготовит их к неизбежному процессу общения по данной проблеме в своей профессиональной деятельности.

Этапы подготовки мероприятия

  1. Организационный:

  • постановка задач;

  • приглашение к участию заинтересованных студентов;

  • распределение ролей;

  • определение временного регламента.

  1. Подготовительный:

  • сбор необходимого материала;

  • подбор музыкального сопровождения, видеоматериалов, создание слайдов;

  • подготовка сценария;

  • контроль и коррекция самостоятельной исследовательской
    работы.

  1. Репетиционный: систематические репетиции с участниками мероприятия в актовом зале.

  2. Проведение мероприятия: собственно выступление студентов.

  3. Заключительный: рефлексия, анализ и оценка проведения мероприятия.

Продолжительность мероприятия: 60 минут.

Вступительное слово преподавателей дисциплин
«Психология», «Английский язык»

Преподаватель психологии: Продолжаем ежегодную программу
«Голос совести». В рамках этой программы мы сегодня предлагаем
вашему вниманию мероприятие на тему «Влияние стресса на состоя-
ние здоровье женщины». Обратим внимание еще на одну проблему,
которая встречается в нашей повседневной жизни.

Стресс — это ответная реакция организма на экстремальные условия,
нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!