СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Колониальная политика российской империи. Урок истории для 10 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Колониальная политика российской империи. Урок истории для 10 класса»

«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории в 10 классе».


Мочалова Алла николаевна, учитель истории и обществознания

МКОУ «Спасская СОШ» пос. Вишневка, Верхнехавского района, воронежеской области

Задача:

  • Демонстрация опыта работы по использованию образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории


Тема:

«Колониальная политики Российской империи в Средней Азии»

  1. Цели урока:

- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: декларация, договор и т.д.

- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.


Цели урока по линиям развития личности:


Линии 1–2. Картина Российской империи в фактах и понятиях.

Научиться объяснять особенности развития международных отношений, связывая различные факты и понятия в целостную картину.

Линия 3. Историческое мышление.

Научиться выявлять причины и последствия возникновения спора между Россией и Японией.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

При оценке такого общественно-исторического явления, как территориальные споры и международные отношения, научиться выявлять нравственно-гуманистические стороны способов разрешения спорных вопросов.

Обязательный минимум содержания: достижения в отношениях России и Японии и геостратегическая обстановка.


Компетентности:


- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;


-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.


Тип урока: урок открытия новых знаний.


Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.


Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Последствия российской колониальной политики», карточки с заданиями для групповой работы.


План урока:

  1. Аудитория делится на группы (2 группы).

2. Показ видеофрагмента – 45 сек. «Узбекистан. Жемчужина песков».(погружение – активизация внимания).

  1. Постановка проблемы: Какую роль сыграла колониальная политика России для народов СреднейАзии и народов России.

II. Поиск решения проблемы:

  • - Действительно-ли народы Средней Азии имели высоко развитую культуру?

Примерный вывод по проблеме. Действительно, народы Средней Азии имеют высокоразвитую культуру. Вспомним : Авицена, Наваи, Амар Хаям, Беруни, Тимур, Улугбек. А также известную всему миру архитектурные памятники в Самарканде, Бухаре и Хиве. В древности эта территория была заваевана Александром Македонским. Но, в ХV- ХVI веках начинается застой в развитии. Тогда как народы Европы в это время сделали огромный рывок вперед. На момент присоединения к России это была отсталая территория. .

  • - Положительную роль сыграла Россия в развитии народов Средней Азии

С одной стороны, в составе России среднеазиатские народы получили возможность ускоренного развития. Стало развиваться просвещение. Построена целая сеть каналав встепных районах СреднейАзии, в том числе в Голодной степи. Стало бырно развиваться хлопководство.Стали складываться капиталистические отношения.

  • - Отрицательную роль сыграла Россия в развитии народов Средней Азии

С другой стороны присоединение Средней Азии можно оценивать по-разному. С одной стороны, эти земли, в основном, были завоеваны Россией. На них установился полуколониальный режим, насаждаемый царской администрацией.


На данном уроке презентация фиксирует основные этапы:

  1. Погружение – активизация внимания учащихся

  2. Поиск проблемы и путей её разрешения

  3. Разрешение проблемы

  4. Нравственное самоопределение.







Технологическая карта урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование

УУД,

Технология оценивания


Эмоциональный настрой.


Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы


– Приветствие.

-просмотр видеоролика.

- посмотрите на карту. Слайд № 2

– Что мы понимаем, употребляя понятие «Колониальная политика»?

– Каково ваше мнение?

Слайд № 3,4

Определяем проблему слайд №5

Сегодня мы заострим наше внимание на проблеме:

Какие последствия имела колониальная политика России в Средней Азии

Фиксирует на доске

1-й факт: слайд №7

До прихода русских в Средней Азии были города, которые развивались на стадии феодализма. Это Бухара, Самарканд, Хива и др. Но в степи в основном, люди жили на стадии родо-племенного страя. Занимались скотоводством. Вели кочевой образ жизни.

Слайд № 8 – таблица.

2-й факт. Слайд № 9

Россия начала крупномаштабные мелиоративные работы.

3-й факт. Слайд 10.

Туда устремились российские переселенцы

4-й факт.Слайд 11. Конфликтов между русскими и коренным народом небыло

5-факт. Слайд 12-13

Было покончено с наиболее отсталыми формами патриархальной жизни и феодальными усобицами, разорявшими население.

Русское правительство заботилось об экономическом и культурном развитии края. Начали создаваться первые промышленные предприятия, совершенствовалось сельскохозяйственное производство, открывались школы, специальные учебные заведения, аптеки и больницы

6-факт.Слайд 14.

В начале XX века, как и во всей России, в Средней Азии стал ощущаться значительный экономический подъём, начали развиваться первые промышленные, а также мельницы, маслодельни, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные, винокуренные, соледобывающие промыслы.


Делятся на 2 группы для разрешения проблемы.

Погружение в работу.

Возможные варианты:

Россия большую роль сыграла в развитии стран Средней Азии.

Культура Средней Азии очень сильно пострадала от Российской экспансии.

Присоединение Средней Азии унесло огромные средства из Росийской казны и нанесли огромный ущерб государству.

.


Слайд № 6- вопросы











Работа с интернет-ресурсами.

Находят информацию в интернете по источникам, работают в группах, заполняя таблицу (читают, обсуждают).

Групповая работа группы №1

Выясняют, зачем Россия проводила колониальную политику?

Групповая работа группы № 2

Какая пользабылау России в результате колониальной политики?



Регулятивные УУД:

Определять цель – проблему.



Выдвигать версии.


Планировать деятельность


Работать по плану


Оценивать степень и способы достижения цели

Познавательные УУД:


1. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактическую информацию

2. Находить информацию из разных источников.

3. Определять понятия

4. Анализировать - выделять главное

5. Обобщать – делать выводы

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

Версии

- какие у вас есть версии решения проблемы?

Выявление причин и следствия возникновения антирусских настроений в настоящее время


Анализировать - выделять главное.

Обобщать – делать выводы.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Актуализация знаний

- чтобы проверить версии, давайте вспомним то, что мы уже знаем.

- Объясните, зачем России колонии?

- вспомните, когда и как были присоединены территории?

- что Россия получила от этих колоний.

-Что получила Средняя Азия от колониальной политики?

Вспоминают ранее изученный материал.

Группами, самостоятельно работают с интернет-ресурсами, с документами, текстом учебника.


Устно отвечают на вопросы и работают с таблицей.


Устно отвечают на вопросы, используя изученный материал.

Владеть смысловым чтением – вычитывать фактическую информацию

Находить информацию из разных источников.

Определять понятия

Анализировать - выделять главное

Обобщать – делать выводы

Устанавливать причинно-следственные связи.

Планирование деятельности

Что нам надо узнать, чтобы проверить версии?

  1. Проверить документы.

  2. Изучить литературу

Составляют план действий решения проблемы.

Например : Как должны сейчас строится добрососедские отношения.


Поиск решения проблемы.

Открытие нового знания

– Сейчас вам предстоит поработать с интернет-ресурсами (текстом).

Прочитайте, выясните, какие последствия имела российская колониальная политика для России и для Средней Азии?

2.Составьте список фактов, свидетельствующих о положительном и отрицательном влиянии России в Средней Азии.

3. Сделайте вывод по проблеме.

Слайд 15.


4. Давайте проверим, что у вас получилось.

В процессе ответа фиксируем ключевые слова на доске:

Всероссийский рынок, хлопчатник, капитализм, железная дорога,фабрики, школы


Самостоятельно работают с текстом в группах.



Предполагаемый ответ:

Значение присоединения Средней Азии к Российской империи можно сформулировать в следующих выводах: На вновь приобретенных Россией землях были ликвидированы сохранявшиеся там элементы рабства. Благодаря вхождению в империю, в Средней Азии была уничтожена политическая раздробленность и порождаемые ею междоусобные конфликт

Экономика Средней Азии постепенно врастала во всероссийский рынок, строились железные дороги, фабрики; насаждался хлопчатник, началось освоение природных богатств.

Активизировались культурные связи с народами России, разрушался патриархальный быт. В то же время были установлены колониальные порядки и проводились репрессии и против активных сторонников независимости.


В диалоге с учителем реализуют алгоритм самооценки.



Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную информацию


Находить информацию из разных источников.


Определять понятия


Анализировать - выделять главное


Обобщать – делать выводы


Выражение решения проблемы.

– Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?





– Как вы думаете, справедливо ли считают антироссийские политики,

что Россия обеспечивает своё могущество за счёт других?


– Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание: Слайд № 20

Примерный вывод по проблеме: В 1991 году мы видели, как в связи с ослаблением России многие народы пожелали повернуться к ней спиной, начали говорить о независимости, суверенитете. И сейчас мы не видим, чтобы эти народы стали более счастливыми. Мы говорим не только об экономическом благополучии, а еще и об эмоциональном самочувствии каждого из этих народов.


Выполняют задание в тетради.

Находить информацию из разных источников.

Определять понятия


Анализировать - выделять главное


Обобщать – делать выводы

Устанавливать причинно-следственные связи.

Применение знаний

Слайд № 15

Ваше отношение к отношениям между странами бывшего СССР


- Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание слайд № 17.

Высказывают своё мнение.




Выполняют задание в тетради.

Анализировать - выделять главное

Обобщать – делать выводы

Домашнее задание

– Слайд № 16

Темы проектов.

Слайд № 18- заполнить таблицу

Слайд № 19 – максимальный уровень – высказывание предположений

Записывают домашнее задание

Анализировать - выделять главное.

Обобщать – делать выводы.


Планировать деятельность.



Скачать

© 2018 1136 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!