«Использование образовательных технологий деятельностного типа на уроках истории в 10 классе».
Мочалова Алла николаевна, учитель истории и обществознания
МКОУ «Спасская СОШ» пос. Вишневка, Верхнехавского района, воронежеской области
Задача:
Тема:
«Колониальная политики Российской империи в Средней Азии»
Цели урока:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: декларация, договор и т.д.
- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина Российской империи в фактах и понятиях.
Научиться объяснять особенности развития международных отношений, связывая различные факты и понятия в целостную картину.
Линия 3. Историческое мышление.
Научиться выявлять причины и последствия возникновения спора между Россией и Японией.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
При оценке такого общественно-исторического явления, как территориальные споры и международные отношения, научиться выявлять нравственно-гуманистические стороны способов разрешения спорных вопросов.
Обязательный минимум содержания: достижения в отношениях России и Японии и геостратегическая обстановка.
Компетентности:
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-предметные: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный ПК, презентация «Последствия российской колониальной политики», карточки с заданиями для групповой работы.
План урока:
Аудитория делится на группы (2 группы).
2. Показ видеофрагмента – 45 сек. «Узбекистан. Жемчужина песков».(погружение – активизация внимания).
Постановка проблемы: Какую роль сыграла колониальная политика России для народов СреднейАзии и народов России.
II. Поиск решения проблемы:
Примерный вывод по проблеме. Действительно, народы Средней Азии имеют высокоразвитую культуру. Вспомним : Авицена, Наваи, Амар Хаям, Беруни, Тимур, Улугбек. А также известную всему миру архитектурные памятники в Самарканде, Бухаре и Хиве. В древности эта территория была заваевана Александром Македонским. Но, в ХV- ХVI веках начинается застой в развитии. Тогда как народы Европы в это время сделали огромный рывок вперед. На момент присоединения к России это была отсталая территория. .
С одной стороны, в составе России среднеазиатские народы получили возможность ускоренного развития. Стало развиваться просвещение. Построена целая сеть каналав встепных районах СреднейАзии, в том числе в Голодной степи. Стало бырно развиваться хлопководство.Стали складываться капиталистические отношения.
С другой стороны присоединение Средней Азии можно оценивать по-разному. С одной стороны, эти земли, в основном, были завоеваны Россией. На них установился полуколониальный режим, насаждаемый царской администрацией.
На данном уроке презентация фиксирует основные этапы:
Погружение – активизация внимания учащихся
Поиск проблемы и путей её разрешения
Разрешение проблемы
Нравственное самоопределение.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, Технология оценивания |
Эмоциональный настрой. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы | – Приветствие. -просмотр видеоролика. - посмотрите на карту. Слайд № 2 – Что мы понимаем, употребляя понятие «Колониальная политика»? – Каково ваше мнение? Слайд № 3,4 Определяем проблему слайд №5 Сегодня мы заострим наше внимание на проблеме: Какие последствия имела колониальная политика России в Средней Азии Фиксирует на доске 1-й факт: слайд №7 До прихода русских в Средней Азии были города, которые развивались на стадии феодализма. Это Бухара, Самарканд, Хива и др. Но в степи в основном, люди жили на стадии родо-племенного страя. Занимались скотоводством. Вели кочевой образ жизни. Слайд № 8 – таблица. 2-й факт. Слайд № 9 Россия начала крупномаштабные мелиоративные работы. 3-й факт. Слайд 10. Туда устремились российские переселенцы 4-й факт.Слайд 11. Конфликтов между русскими и коренным народом небыло 5-факт. Слайд 12-13 Было покончено с наиболее отсталыми формами патриархальной жизни и феодальными усобицами, разорявшими население. Русское правительство заботилось об экономическом и культурном развитии края. Начали создаваться первые промышленные предприятия, совершенствовалось сельскохозяйственное производство, открывались школы, специальные учебные заведения, аптеки и больницы 6-факт.Слайд 14. В начале XX века, как и во всей России, в Средней Азии стал ощущаться значительный экономический подъём, начали развиваться первые промышленные, а также мельницы, маслодельни, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, салотопенные, мыловарные, винокуренные, соледобывающие промыслы. | Делятся на 2 группы для разрешения проблемы. Погружение в работу. Возможные варианты: Россия большую роль сыграла в развитии стран Средней Азии. Культура Средней Азии очень сильно пострадала от Российской экспансии. Присоединение Средней Азии унесло огромные средства из Росийской казны и нанесли огромный ущерб государству. . Слайд № 6- вопросы Работа с интернет-ресурсами. Находят информацию в интернете по источникам, работают в группах, заполняя таблицу (читают, обсуждают). Групповая работа группы №1 Выясняют, зачем Россия проводила колониальную политику? Групповая работа группы № 2 Какая пользабылау России в результате колониальной политики? | Регулятивные УУД: Определять цель – проблему. Выдвигать версии. Планировать деятельность Работать по плану Оценивать степень и способы достижения цели Познавательные УУД: 1. Владеть смысловым чтением – вычитывать фактическую информацию 2. Находить информацию из разных источников. 3. Определять понятия 4. Анализировать - выделять главное 5. Обобщать – делать выводы 6. Устанавливать причинно-следственные связи. |
Версии | - какие у вас есть версии решения проблемы? | Выявление причин и следствия возникновения антирусских настроений в настоящее время | Анализировать - выделять главное. Обобщать – делать выводы. Устанавливать причинно-следственные связи. |
Актуализация знаний | - чтобы проверить версии, давайте вспомним то, что мы уже знаем. - Объясните, зачем России колонии? - вспомните, когда и как были присоединены территории? - что Россия получила от этих колоний. -Что получила Средняя Азия от колониальной политики? | Вспоминают ранее изученный материал. Группами, самостоятельно работают с интернет-ресурсами, с документами, текстом учебника. Устно отвечают на вопросы и работают с таблицей. Устно отвечают на вопросы, используя изученный материал. | Владеть смысловым чтением – вычитывать фактическую информацию Находить информацию из разных источников. Определять понятия Анализировать - выделять главное Обобщать – делать выводы Устанавливать причинно-следственные связи. |
Планирование деятельности | Что нам надо узнать, чтобы проверить версии? Проверить документы. Изучить литературу | Составляют план действий решения проблемы. Например : Как должны сейчас строится добрососедские отношения. | |
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания | – Сейчас вам предстоит поработать с интернет-ресурсами (текстом). Прочитайте, выясните, какие последствия имела российская колониальная политика для России и для Средней Азии? 2.Составьте список фактов, свидетельствующих о положительном и отрицательном влиянии России в Средней Азии. 3. Сделайте вывод по проблеме. Слайд 15. 4. Давайте проверим, что у вас получилось. В процессе ответа фиксируем ключевые слова на доске: Всероссийский рынок, хлопчатник, капитализм, железная дорога,фабрики, школы | Самостоятельно работают с текстом в группах. Предполагаемый ответ: Значение присоединения Средней Азии к Российской империи можно сформулировать в следующих выводах: На вновь приобретенных Россией землях были ликвидированы сохранявшиеся там элементы рабства. Благодаря вхождению в империю, в Средней Азии была уничтожена политическая раздробленность и порождаемые ею междоусобные конфликт Экономика Средней Азии постепенно врастала во всероссийский рынок, строились железные дороги, фабрики; насаждался хлопчатник, началось освоение природных богатств. Активизировались культурные связи с народами России, разрушался патриархальный быт. В то же время были установлены колониальные порядки и проводились репрессии и против активных сторонников независимости. В диалоге с учителем реализуют алгоритм самооценки. | Владеть смысловым чтением – вычитывать фактуальную информацию Находить информацию из разных источников. Определять понятия Анализировать - выделять главное Обобщать – делать выводы |
Выражение решения проблемы. | – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? – Как вы думаете, справедливо ли считают антироссийские политики, что Россия обеспечивает своё могущество за счёт других? – Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание: Слайд № 20 | Примерный вывод по проблеме: В 1991 году мы видели, как в связи с ослаблением России многие народы пожелали повернуться к ней спиной, начали говорить о независимости, суверенитете. И сейчас мы не видим, чтобы эти народы стали более счастливыми. Мы говорим не только об экономическом благополучии, а еще и об эмоциональном самочувствии каждого из этих народов. Выполняют задание в тетради. | Находить информацию из разных источников. Определять понятия Анализировать - выделять главное Обобщать – делать выводы Устанавливать причинно-следственные связи. |
Применение знаний | Слайд № 15 Ваше отношение к отношениям между странами бывшего СССР - Используя знания, полученные сегодня на уроке, выполните задание слайд № 17. | Высказывают своё мнение. Выполняют задание в тетради. | Анализировать - выделять главное Обобщать – делать выводы |
Домашнее задание | – Слайд № 16 Темы проектов. Слайд № 18- заполнить таблицу Слайд № 19 – максимальный уровень – высказывание предположений | Записывают домашнее задание | Анализировать - выделять главное. Обобщать – делать выводы. Планировать деятельность. |