Командная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
по теме «Откуда пришли слова» в рамках предмета русский язык.
Гусева Наталья Анатольевна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 3»
Хакимхан Ольга Юрьевна, учитель начальных классов
1 квалификационной категории МБОУ «СОШ № 3»
Во время клубных часов или другое время, рассчитанное на внеурочную деятельность, советуем провести интеллектуальную командную игру по русскому языку, которая поможет детям узнать историю и родину происхождения слов, давно ставших привычными. После получения таких знаний ученики часто проявляют интерес к более внимательному рассмотрению слова и его лексического значения.
Также такие мероприятия помогают школьникам учиться работать в команде, слушать и слышать других, возможность применять свои знания в новых условиях, испытать чувства радости и гордости за свой вклад в получение общего результата.
До начала игры ученики делятся на команды и выбирают её название, подписывают листочки для ответов, которые будут передавать в жюри после общего обсуждения.
Считаем, что для ребят начальных классов достаточно до 10 слов, которые они должны будут узнать по описанию. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги и называются победители.
На экране (или на школьной доске) команды видят количество букв в слове, слушают историю возникновения, лексическое значение или другую информацию о слове, обсуждают свой ответ и через заранее оговоренный промежуток времени (например, 1 минуту) листочек с написанным ответом передают в жюри. После того, как жюри получило все ответы, ведущий озвучивает правильный ответ.
Оборудование:
проектор, экран (или доска и мел);
по 10 листочков для ответов на каждую команду;
ручки или карандаши по количеству команд;
коробка и несколько семян подсолнечника (для задания № 10 – «Чёрный ящик»).
Ход игры:
Задание № 1
_ _ _ _ _ _ _
1 2 3 4 5 6 7
Это очень древнее, доисторическое слово. В Библии оно обозначает огромного и сильного чудовищного зверя. Позднее у этого слова появился синоним, которое в переводе с древнегреческого означает «речные кони».
Назовите это слово.
Ответ на задание № 1: бегемот – гиппопотам.
Задание № 2
_ _ _ _
1 2 3 4
Языковеды предполагают, что это слово образовано от индоевропейского корня «скакун», «прыгун» и стало обозначать «резвое, молодое животное».
Ответ на задание № 2: заяц.
Зайцев мы вспоминаем часто: «труслив как заяц», «улепётывает как заяц», «заячья душонка» и пр.
Но заяц не так труслив, как кажется, просто он очень осторожный и быстрый. В старину охотники говорили: «Цена зайцу 2 деньги, а бежать – 100 рублёв». Уж очень он хитрый, ловкий, чуткий, да и ноги длинные: чуть что – наутёк, только его и видели.
Задание № 3
_ _ _
2 3
Названия для этого животного у славян не нашлось, поэтому пришлось его позаимствовать из народной латыни. Первые животные в славянских странах были заморской диковинкой.
Ответ на задание № 3: кот.
В народной латыни слово каттус значило «дикая кошка».
А, подзывая животное, мы используем финское слово кисса. Очень похоже на наши слова «киса», «киска» и оклик «кис-кис».
Задание № 4
_ _ _ _ _ _ _
2 3 4 5 6 7
Название этого растения образовалось от латинского глагола «жечь».
Ответ на задание № 4: крапива.
Все знают, что стебли и листья крапивы покрыты волосками, которые, как сосуды, заполнены кислотой. Когда они ломаются, то острым концом ранят кожу, в ранку попадает кислота и вызывает жжение.
Крапива – это значит «растение, обжигающее брызгами, пятнами».
Задание № 5
_ _ _ _ _ _ _ _
2 3 4 5 6 7 8
Некоторые языковеды считают, что это слово пришло к нам из румынского языка, которое означает «еловая шишка».
Ответ на задание № 5: кукуруза.
Действительно, початки кукурузы чем-то напоминают молодые крепкие шишки.
Другое название кукурузы – маис – южноамериканского происхождения: ведь она пришла в Европу из Америки… Прошло каких-нибудь 100 лет со времени открытия Америки, и маис прижился чуть ли не во всех частях света.
Задание № 6
_ _ _ _ _
2 3 4 5
Это слово – название цветка, который получил свое имя от древнегальского слова «белый-белый».
Сейчас цветы этого растения бывают белыми, розовыми, красными, кремовыми, жёлтыми, оранжевыми, пурпурными. Но всё-таки древнейший цветок был белый, как невеста.
Ответ на вопрос № 6: лилия.
Задание № 7
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
2 3 4 5 6 7 8 9 10
Краснокожие индейцы называли это растение «след белого человека».
Ответ на вопрос № 7: подорожник.
Когда испанский король послал своих солдат покорять американских индейцев, он не предполагал, что на сапогах его воинов в Америку попадут и семена подорожника. Поэтому там, где проходили эти завоеватели, позже вырастало это растение.
Задание № 8
_ _ _ _ _ _ _ _ _
1 2 3 4 5 6 7 8 9
В Россию это растение вместе с названием попало при Петре I. Крестьяне долго не принимали незнакомый овощ и называли его «чёртово яблоко».
Ответ на вопрос № 8: картофель.
Со временем урожайное растение оценили по заслугам. Слово картофель прижилось и зазвучало совсем по-русски: картошка.
Стоит отметить, что до конца XVII века во Франции и Германии картофель был просто декоративным растением: картофель красовался на клумбах перед дворцами, модницы украшали его цветами свои причёски, а дарить букеты картофельных цветов считалось хорошим тоном.
Задание № 9
_ _ _ _ _ _ _
2 3 4 5 6 7
Название этого овоща является дальним родственником слову капитан.
Ответ на вопрос № 9: капуста.
Слова капуста и капитан произошли от латинского слова капут – «голова», «глава», «начальник», «предводитель».
Капуста – очень древнее слово, оно появилось в русском языке раньше капитана. Действительно, чем-то капуста напоминает голову, не правда ли?
Задание № 10 «Чёрный ящик»
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Это растение пришло к нам из далёкой Мексики.
Там это растение считали священным, поэтому его отливали из золота и устанавливали в храмах.
Ответ на вопрос № 10: подсолнечник.
Подведение итогов и награждение победителей.
Литература:
Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 272 с.: ил.