СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Командная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Откуда пришли слова» в рамках предмета русский язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во время клубных часов или другое время, рассчитанное на внеурочную деятельность, советуем провести интеллектуальную командную игру по русскому языку, которая поможет детям узнать историю и родину происхождения слов, давно ставших привычными. После получения таких знаний ученики часто проявляют интерес к более внимательному рассмотрению слова и его лексического значения.

Просмотр содержимого документа
«Командная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Откуда пришли слова» в рамках предмета русский язык.»

Командная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

по теме «Откуда пришли слова» в рамках предмета русский язык.

Гусева Наталья Анатольевна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 3»

Хакимхан Ольга Юрьевна, учитель начальных классов

1 квалификационной категории МБОУ «СОШ № 3»


Во время клубных часов или другое время, рассчитанное на внеурочную деятельность, советуем провести интеллектуальную командную игру по русскому языку, которая поможет детям узнать историю и родину происхождения слов, давно ставших привычными. После получения таких знаний ученики часто проявляют интерес к более внимательному рассмотрению слова и его лексического значения.

Также такие мероприятия помогают школьникам учиться работать в команде, слушать и слышать других, возможность применять свои знания в новых условиях, испытать чувства радости и гордости за свой вклад в получение общего результата.

До начала игры ученики делятся на команды и выбирают её название, подписывают листочки для ответов, которые будут передавать в жюри после общего обсуждения.

Считаем, что для ребят начальных классов достаточно до 10 слов, которые они должны будут узнать по описанию. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги и называются победители.

На экране (или на школьной доске) команды видят количество букв в слове, слушают историю возникновения, лексическое значение или другую информацию о слове, обсуждают свой ответ и через заранее оговоренный промежуток времени (например, 1 минуту) листочек с написанным ответом передают в жюри. После того, как жюри получило все ответы, ведущий озвучивает правильный ответ.

Оборудование:

  • проектор, экран (или доска и мел);

  • по 10 листочков для ответов на каждую команду;

  • ручки или карандаши по количеству команд;

  • коробка и несколько семян подсолнечника (для задания № 10 – «Чёрный ящик»).

Ход игры:

Задание № 1

_ _ _ _ _ _ _

1 2 3 4 5 6 7

Это очень древнее, доисторическое слово. В Библии оно обозначает огромного и сильного чудовищного зверя. Позднее у этого слова появился синоним, которое в переводе с древнегреческого означает «речные кони».

Назовите это слово.

Ответ на задание № 1: бегемот – гиппопотам.

Задание № 2

_ _ _ _

1 2 3 4

Языковеды предполагают, что это слово образовано от индоевропейского корня «скакун», «прыгун» и стало обозначать «резвое, молодое животное».

Ответ на задание № 2: заяц.

Зайцев мы вспоминаем часто: «труслив как заяц», «улепётывает как заяц», «заячья душонка» и пр.

Но заяц не так труслив, как кажется, просто он очень осторожный и быстрый. В старину охотники говорили: «Цена зайцу 2 деньги, а бежать – 100 рублёв». Уж очень он хитрый, ловкий, чуткий, да и ноги длинные: чуть что – наутёк, только его и видели.

Задание № 3

_ _ _

  1. 2 3

Названия для этого животного у славян не нашлось, поэтому пришлось его позаимствовать из народной латыни. Первые животные в славянских странах были заморской диковинкой.

Ответ на задание № 3: кот.

В народной латыни слово каттус значило «дикая кошка».

А, подзывая животное, мы используем финское слово кисса. Очень похоже на наши слова «киса», «киска» и оклик «кис-кис».

Задание № 4

_ _ _ _ _ _ _

  1. 2 3 4 5 6 7

Название этого растения образовалось от латинского глагола «жечь».

Ответ на задание № 4: крапива.

Все знают, что стебли и листья крапивы покрыты волосками, которые, как сосуды, заполнены кислотой. Когда они ломаются, то острым концом ранят кожу, в ранку попадает кислота и вызывает жжение.

Крапива – это значит «растение, обжигающее брызгами, пятнами».

Задание № 5

_ _ _ _ _ _ _ _

  1. 2 3 4 5 6 7 8

Некоторые языковеды считают, что это слово пришло к нам из румынского языка, которое означает «еловая шишка».

Ответ на задание № 5: кукуруза.

Действительно, початки кукурузы чем-то напоминают молодые крепкие шишки.

Другое название кукурузы – маис – южноамериканского происхождения: ведь она пришла в Европу из Америки… Прошло каких-нибудь 100 лет со времени открытия Америки, и маис прижился чуть ли не во всех частях света.

Задание № 6

_ _ _ _ _

  1. 2 3 4 5

Это слово – название цветка, который получил свое имя от древнегальского слова «белый-белый».

Сейчас цветы этого растения бывают белыми, розовыми, красными, кремовыми, жёлтыми, оранжевыми, пурпурными. Но всё-таки древнейший цветок был белый, как невеста.

Ответ на вопрос № 6: лилия.

Задание № 7

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _

  1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Краснокожие индейцы называли это растение «след белого человека».

Ответ на вопрос № 7: подорожник.

Когда испанский король послал своих солдат покорять американских индейцев, он не предполагал, что на сапогах его воинов в Америку попадут и семена подорожника. Поэтому там, где проходили эти завоеватели, позже вырастало это растение.

Задание № 8

_ _ _ _ _ _ _ _ _

1 2 3 4 5 6 7 8 9

В Россию это растение вместе с названием попало при Петре I. Крестьяне долго не принимали незнакомый овощ и называли его «чёртово яблоко».

Ответ на вопрос № 8: картофель.

Со временем урожайное растение оценили по заслугам. Слово картофель прижилось и зазвучало совсем по-русски: картошка.

Стоит отметить, что до конца XVII века во Франции и Германии картофель был просто декоративным растением: картофель красовался на клумбах перед дворцами, модницы украшали его цветами свои причёски, а дарить букеты картофельных цветов считалось хорошим тоном.

Задание № 9

_ _ _ _ _ _ _

  1. 2 3 4 5 6 7

Название этого овоща является дальним родственником слову капитан.

Ответ на вопрос № 9: капуста.

Слова капуста и капитан произошли от латинского слова капут – «голова», «глава», «начальник», «предводитель».

Капуста – очень древнее слово, оно появилось в русском языке раньше капитана. Действительно, чем-то капуста напоминает голову, не правда ли?

Задание № 10 «Чёрный ящик»

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Это растение пришло к нам из далёкой Мексики.

Там это растение считали священным, поэтому его отливали из золота и устанавливали в храмах.

Ответ на вопрос № 10: подсолнечник.

Подведение итогов и награждение победителей.

Литература:

Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 272 с.: ил.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!