План конспект открытого урока по ИЗО и трудовому обучению в 7 классе.
Тема: «Лубок – народная картинка».
Тип: комбинированный (2 урока).
Цели и задачи:
обучающая: познакомить с одним из видов народного изобразительного искусства.
Коррекционно- развивающая: развивать глазомер, усидчивость, фантазию, терпение, аккуратность.
воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к истории своей страны.
Материалы и оборудование:
для учителя: оформление на доску (изображения лубков для примера).
для ученика: разделочные доски с переведенным рисунком, краски (гуашевые), кисти, баночки под воду; выжигатели (на конечный этап), удлинитель для выжигателей.
Оформление классной доски.
План I урока.
Организационный момент.
Основная часть (история создания, этапы работы, виды лубков).
Самостоятельная работа.
Заключительная часть.
Орг. момент.
Основная часть.
- История создани , показ на доске.
Лубок – вид ИЗО, которому свойственна доходчивость и емкость образа. Его (лубок) называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.
История. Самые древние в Китае. В России с XVI века стали продавать эстампы, рисунки печатались на досках особого пиления (луб). Позже и бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
Типы лубков по содержанию:
сказочные
исторические
праздники (изображения святых)
конница (изображения всадников)
балагурник (потешки, карикатуры).
Как применялись лубки на Руси для критики власти, во время различных войн и украшения избы.
- Этапы создания лубка
Изготовление эстамп – нанесение краски – печатание на бумагу – роспись.
- Правила работы с красками (гуашевыми) по готовому рисунку.
III.Самостоятельная работа.
- Приступить к самостоятельному раскрашиванию по образцу разделочных досок.
IV. Заключительная часть.
Осмотр работ, учитывание и исправление возможных ошибок.
План II урока.
1.Организационный момент.
2.Основная часть
3.Самостоятельная работа.
4.Заключительная часть.
I. Орг. момент.
II. Основная часть.
Заострить внимание на мелких деталях при прорисовке рисунка. Познакомить с выжигателем, как инструментом и его особенностями. Рассказать о правилах работы и технике безопасности при работе с выжигателем, особенности готовых, выжженных рисунков. Заострить внимание на том, что выжигателем заканчивают работу, а исправления невозможны.
III. Самостоятельная работа.
Заканчивание росписи досок красками и выжигание по расписной доске контура, штрихов и других необходимых для схожести с лубком действий.
IV. Заключительная часть.
Подведение итогов; мини – выставка работ и их оценивание.
План конспект открытого урока по ИЗО и трудовому обучению в 7 классе у мальчиков.
Тема: «Изготовление и роспись солонки».
Тип: комбинированный.
Время: 2 часа
Зрительный ряд: образцы хохломских изделий, репродукции.
Материалы и оборудование:
для рисования: готовые солонки с красным фоном; масляная желтая и черная краски в баночках, картонная карточка, кисточки, тряпочки на каждого ученика.
для трудового обучения: станок токарный, древесина, резцы.
Цели и задачи:
Обучающая: трудовое обучение: совершенствование навыков и умений при работе на токарном станке, обработке круглых поверхностей;
ИЗО: познакомить с историей декоративной росписи – хохломской; научить работе кистью по объемному изделию.
Развивающая: трудовое обучение: развивает глазомер, силу рук, точность движений.
ИЗО: развивает фантазию, твердость руки, умения и навыки работы с красками, глазомер.
Коррекционная: учить умению сравнивать объекты, развивать навык самоконтроля, формировать целенаправленность в работе.
Оформление классной доски.
Используемая литература:
Журнал «Юный художник» №7 1999г.
Журнал «Начальная школа» №2 1985г.
Учебник 7-8 класс.
План I урока.
Организационный момент.
II. Повторение.
Вопросы:
1) правила техники безопасности работы на токарном станке.
2) назвать породы древесины для вытачивания.
3) Каким инструментом пользуются при вытачивании?
Словарная работа: конус.
III. Просмотр, оценивание готовых изделий; подготовка рабочего места для росписи готовых изделий. Анализ и самоанализ.
План II урока.
Объяснение новой темы.
Словарная работа:
Хохлома, травка, кудрина.
Ознакомление и самостоятельная работа масляными красками на картоне.
Роспись готовых солонок.
Итоговая часть.
Анализ, самоанализ.
1)Свое название роспись получила от села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром, откуда во все края Руси развозили расписную деревянную посуду. Роспись хохломских изделий выполняли кистью без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи – “травка”, реже фон закрывают красной или черной краской, а орнамент выступает в виде золотистых силуэтов. Вот и мы с вами будем работать по красному фону.
- Каковы же этапы создания хохломских изделий?
- Издавна в Хохломе сложились своеобразные разновидности орнамента – “травка”, ”письмо под листок”, “письмо под фон”, “кудрина”.
Травка – роспись мазками кисти на поверхности фона, образуемая ажурным узором из красных (желтых) и черных росчерков травок, легких веточек и кустиков.
Кудрина – роспись под фон, в которой формы цветов, листьев, плодов создаются кистью из круглящихся завитков, напоминающих кудри.
2) Сейчас мы с вами, ребята, попробуем воспроизвести такие элементы на картоне, прежде чем расписывать готовые солонки.
- Перед работой ознакомимся с правилами работы масляными красками.
После каждой краски кисть вытирать тряпочкой, смоченной в ацетоне, растительном масле и т.д.
Работать аккуратно, каждую краску плотно закрывать
Т.к. краска долго сохнет, расписанное изделие оставить на просушку в безопасном месте.
Предложить ребятам нарисовать какой – либо элемент росписи на картоне масляной краской.
3) Роспись готовых изделий.
- Показать, как правильно держать солонку при росписи, напомнить об аккуратности при работе
- Самостоятельная работа.
Итоговая часть
Подведение итогов; выставка готовых изделий, их анализ и самоанализ.