СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинированный урок математики и окружающего мира "Золотое кольцо России"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок (3 класс, УМК «Перспективная начальная школа» под ред. Р.Г.Чураковой) «Города Золотого кольца России» (интегрированный: окружающий мир, математика). Прилагается рабочие страницы для работы учащихся на уроке

Просмотр содержимого документа
«комбинированный урок математики и окружающего мира "Золотое кольцо России"»

  1. Cоставь и реши уравнение с неизвестным слагаемым

















































































































































































  1. Составь и реши задачу



длина

высота

ширина

Стена, м

? м

? м,

в 75 раз меньше

10 м,

на 5 м меньше


















































































































































































Ответ:_______________________________________________________________.

  1. Составь и реши задачу на разностное сравнение



Плещеево озеро

озеро Неро

площадь

51 кв.км

5130 га
































































































































Ответ:________________________________________________________________.


  1. Заполни таблицу, составь и реши задачу на кратное сравнение



Сысой

Полиелей

Лебедь

пудов

2000

1000

500

килограммов




тонн




1 пуд = 16 кг
















































































































































































Ответ:_____________________________________________________________.


  1. Реши задачу выражением


В день семья пчел собирает 3 кг меда. Сколько килограммов меда соберут 100 семей пчел за 3 летних месяца?
































































































































Ответ:___________________________________________________________.


  1. Реши задачу.

Сосчитай количество бревен для четырехстенного сруба избы высотой

2 м 40 см, если ширина бревна 20 см.


















































































































































































Ответ:_____________________________________________________________


  1. Сосчитайте расстояние, которое мы преодолели, путешествуя по городам Золотого Кольца.













































































Ответ:___________________________________________________________.


















МОУ «СОШ №3» г. Элисты






Открытый урок

(3 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

под ред. Р.Г.Чураковой)


«Города Золотого кольца России»


(интегрированный: окружающий мир, математика)






Учитель: Логунова С.М.
















2008-09 учебный год



Цель:

  • познакомить детей с интересными городами нашей Родины

и их достопримечательностями;

  • развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать;

  • развивать умение составлять и решать практические задачи;

  • развивать осознанное чувство ответственности за проделанную работу на уроке;

  • воспитывать любовь к Родине, ее историческому прошлому.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Психологический настрой «Все в твоих руках»

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в руках бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Кем вы сейчас себя ощущаете, бабочкой, зажатой в руке, или свободной красивой бабочкой?

- Что же находится в ваших руках?

- Что вы хотите от сегодняшнего урока?

Сегодня я приглашаю вас заглянуть в альбом фотографий, который у меня появился прошлым летом, когда я как турист посетила города Золотого кольца России. На уроке вы узнаете много интересного о древнерусских городах-памятниках, сможете рассказать о самом, самом…

- Что должно быть у каждого путешественника? (Карта, карандаш, фотоаппарат, компас, ручка и плечо надежного друга)

  1. Итак, начинаем, желаю вам «Счастливого пути».

Выезжаем из города-героя Москва в город Сергиев Посад (слайд 1). Раскрасьте на карте место прибытия красным карандашом и запишите, что расстояние между городами 57 км. На территории его находится Троице-Сергиева лавра. Монастырю 674 года.

Составьте уравнение с неизвестным слагаемым и узнайте год основания этого Троице-Сергиевой лавры ( примерно 1325 год).

Х + 674 = 2009

Монастырь, основанный Сергием Радонежским в 1325 году, называют лаврой. Лавра – это особый титул, который присваивают только самому главному монастырю. Он обнесен снаружи стеной, которая поражает своими размерами, стены усилены 11 сторожевыми башнями.

Составьте и решите задачу. (слайд 2)


длина

высота

ширина

Стена, м

? м

? м,

в 75 раз меньше

10 м,

на 5 м меньше

10 + 5 = 15 м – высота

15*75 = 1125 м


  1. Из города Сергиев Посад наш путь лежит в город Переславль-Залесский

(67 км). Покажите на карте. Этот город был основан Юрием Долгоруким.

Какой известный город был основан Юрием Долгоруким. (Москва)

Мы проезжали мимо красивых храмов. Почти все они построены в 16-17 веках. В городе прекрасно сохранились земляные валы 12 века, их длина 2,5 км, высота 10 м. Недалеко от города на берегу Плещеева озера располагается знаменитая усадьба «Ботик». «Бот»- это небольшое судно. Здесь в конце 17 века юный царь Петр 1 построил потешную флотилию, положившую начало военно-морскому флоту России. Единственное уцелевшее судно, которое находится в этом музее «Фортуна».

Что означает слово «фортуна»? (Удача, успех)

Перед вами озеро Неро, площадь его зеркальной поверхности 5130 га, ему 500 тыс. лет. Сравните площади Плещеева озера и озера Неро, используя данные таблицы. (Слайд )

Составь и реши задачу на разностное сравнение


Плещеево озеро

озеро Неро

площадь

51 кв.км

5130 га

1 кв.км = 100 га

51 кв.км=5100 га

5130-5100 = 30 га


  1. Так вот, на озере Неро находится один из самых древних городов Золотого кольца – Ростов Великий. До него 66 км от Переславль – Залесского, обозначьте на карте. Он упоминается в летописях еще с 862 года. А сейчас послушайте звон переливчатый. Это знаменитые ростовские звоны.(Слайд )

Первый самый большой колокол звонницы ростовского Успенского собора Сысой вылит в 1688 году. Рядом с ним Полиелей (1000 пудов), на 6 лет старше Сысоя. «Полиелей» - многомилостливый. Колокол «Лебедь» (500 пудов) обладает красивым голосом, за что и получил такое название. Рядом «Красный» (30 пудов), «Козел» (20 пудов), «Баран» (80 пудов). Еще два колокола Голодаря (19в.) возвещали о приходе поста.


Заполни таблицу, составь и реши задачу на кратное сравнение



Сысой

Полиелей

Лебедь

пудов

2000

1000

500

килограммов




тонн




1 пуд = 16 кг
















































































































































































Ответ:_____________________________________________________________.


  1. Дальше наш путь пролегает в город Ярославль, до него 64 км (слайд ). Это самый большой город Золотого кольца. Он был основан около 1010 года князем Ярославом Мудрым, т.е. в будущем году ему исполнится 1000 лет. В центре города большой пятиглавый храм. Попасть в этот храм не представилось возможности, т.к. там идут реставрационные работы. Стены этого храма украшены росписями замечательных художников 17 века – Гурия Никитина и Силы Савина. Такие росписи по штукатурке называются фресками. Вот эти фрески сейчас и восстанавливают. Похожие фрески мне удалось рассмотреть в Костроме.


  1. Это наша следующая остановка. До Костромы 76 км. Кострома на 5 лет младше Москвы (Москва основана в 1147 году). Год основания – 1152 год. У Москвы и Костромы особое историческое родство. У них один основатель - Юрий Долгорукий. Меня поразили старинные торговые ряды, им более 200 лет. В старину каждому товару отводилось свое место, поэтому они и назывались по-разному: Масляные, Пряничные, Мучные, Табачные. (Слайд )

Вот перед вами самый красивый храм Золотого Кольца – церковь Воскресения на Дебре.


  1. Следующая остановка в городе Суздаль, который упоминается в Повести временных лет в 1024 году. От Костромы до Суздаля 173 км. (слайд ). Это город-музей, включенный в список объектов Всемирного наследия. Это церковь Покрова на Нерли (12 в.). Ее купола отражаются в речке. Вот этот луг я сфотографировала, когда шла к храму по тропинке в полной тишине, наслаждаясь пением птиц, шелестом трав, ароматом легкого летнего ветерка. Почему у луга такая яркая окраска? (медоносы) (слайд )


Реши задачу выражением (слайд )


В день семья пчел собирает 3 кг меда. Сколько килограммов меда соберут 100 семей пчел за 3 летних месяца?


3

*

9

2

*

1

0

0

=

2

7

6

0

0

к

г















































































































Ответ:___________________________________________________________.


Главной достопримечательностью Суздаля (слайд ) является музей деревянного зодчества.

«Зодчество» - архитектура.

Из разных сел Суздальского района сюда свезли жилые избы, мельницы, колодцы. Это своеобразная деревня. Она дает представление о быте русских крестьян. В Суздаль привезены изба крестьянина – середняка, двухэтажный дом зажиточного крестьянина, они украшены богатой резьбой.

В старину люди ценили свой дом. «Мой дом – моя крепость» - говорили на Руси. Хозяин тщательно выбирал место для постройки дома. Старались не строить дом на старом месте, на месте, где был пожар. Выбранный участок хозяин опахивал по кругу, круг делил на 4 части, определял место в центре для постройки дома. Затем хозяин отправлялся «на все четыре стороны» и с каждой стороны приносил камень-валун. На 4 камнях строил дом.



Реши задачу.

Сосчитай количество бревен для четырехстенного сруба избы высотой 2 м 40 см, если ширина бревна 20 см.


2

4

0

:

2

0

*

4

=

4

8
































































Ответ:_____________________________________________________________.


В избе тепло и сухо, летом прохладно, зимой – не холодно. Строители между бревнами укладывали мох. Пахнет смолой, потому что рубили дом из сосны и ели с ровными стволами и смолистым запахом. А вот на крышу шла осина: она не пропускала воду. Избу в старину сравнивали с человеком и считали живой. Поэтому ее переднюю часть называли лицом, окна – очами, верхнюю часть под крышей – челом. Вход всегда строили на юг, с высоким порогом и низкой дверью для сохранения тепла.

«Не красна изба углами, красна пирогами». Так говорили на Руси, благодаря хозяев дома за гостепреимство.


  1. Вот нам и пришлось расстаться с Суздалем, отправляемся в город Владимир (41 км). Он основан Владимиром Мономахом на высоком берегу реки Клязьмы. В былые времена в город можно было въехать только через «Золотые ворота». «Золотые ворота» - сейчас это вход в старый город. Во Владимире меня поразили два удивительных храма 12 века.

Это замечательный храм – Дмитриевский. Его стены украшают несколько сотен каменных резных изображений удивительных растений и сказочных животных. Целая энциклопедия. И белокаменный пятиглавый Успенский собор. Его стены внутри расписывал фресками гениальный русский иконописец Андрей Рублев.

Достойное завершение нашей долгой экскурсии. Возвращаясь в Москву, а от Владимира до Москвы 168 км, посчитайте, какой путь мы преодолели, путешествуя по городам Золотого кольца России (712 км).


  1. Подведение итогов

- Древние славяне селились по берегам рек? Почему?

- Зачем надо было ходить по рекам? (торговлю вели)

- С давних пор золото символ богатства и знатности, т. к. это редкий драгоценный металл. До сих пор золотой запас казны государства – показатель его силы и могущества. Чтобы торговля процветала, купцы выбрали самый удобный путь. Форма пути напоминала кольцо, но золотым его назвали не только за богатство товаром. Как вы думаете, за что еще?

- Что еще нового вы узнали за время нашего путешествия?

- Кем вы себя ощущали на уроке: бабочкой в кулаке или бабочкой свободной?

  1. Рефлексия «Все в твоих руках»

На листе бумаги обведите свою руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказаться, закрасив пальчик. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.

Большой палец – для меня тема была важной и интересной,

Указательный – узнал много нового,

Средний – мне было трудно,

Безымянный – мне было комфортно,

Мизинец – хочу узнать еще больше.

  1. Оценки, дом.задание

Урок окончен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!