СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинированный урок с игровыми (театрализованными)элементами по теме «В театрах Диониса»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с игровыми (театрализованными)элементами по теме «В театрах Диониса»

Просмотр содержимого документа
«Комбинированный урок с игровыми (театрализованными)элементами по теме «В театрах Диониса»»


Комбинированный урок с игровыми (театрализованными)элементами по теме «В театрах Диониса»


Цели урока:

- образовательные:

  1. раскрыть основы возникновения древнегреческого театра; его устройство и функционирование.

  2. показать особенности и отличительные черты древнегреческой комедии и трагедии.


  1. раскрыть деятельность великих древнегреческих мастеров трагического и комического жанров: Эсхила, Софокла, Аристофана.

  2. сравнить древнегреческий и современный нам театры, выявить их сходство и различия.

- развивающие:

1) продолжить формирование аналитико-синтетических умений (сравнение древнегреческого и современного театров).

  1. умение учебного слушания (отрывки из комедий и трагедий).

  2. анализ иллюстрационных материалов (иллюстрации на страницах 156-157).

- воспитательные:

1) развитие чувства прекрасного (древнегреческий театр и великие греческие писатели внесли огромный вклад в развитие культуры всего мира).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • учебник § 37( Годер, Свенцицкая «История Древнего мира»);

  • иллюстрации учебника на страницах 156-159;

  • отрывки из произведений Софокла «Антигона» и Аристофана «Лягушки»;

  • имитированные декорации древнегреческого театра и костюмы актёров.

Ход урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя


Оргмомент: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вам увлекательное путешествие в историю древней Греции. Приготовьте для этого путешествия свои знания, смекалку и пытливый ум.

Сегодняшний наш урок будет необычным, т. нам с вами предстоит поиграть и выяснить какая же из команд является более смекалистой и дружной. А для этого мы заранее разделимся на 2 команды: «трагики» и «комедианты» и каждая команда выбрала себе капитана. Так же мы выбираем жюри, которое будет оценивать вашу игру. Я представлю их вам: Эсхил, Софокл и Аристофан.

Итак, сегодня на уроке нам предстоит побывать в древнегреческом театре, который, конечно же, представлял собой красивейшее зрелище и привлекал внимание всего без исключения населения древней Греции.

Для начала нам необходимо узнать о

возникновении и устройстве театра. Об этом мы попросим нам рассказать докладчика из команды «трагиков».



Ученик отвечает у доски, на

которой висит схема изоб­ражения театра и его уст­ройства, приготовленные, командой дома При ответе составные части театра он указывает на схеме, а определения записывает на доске.

Дионис - бог виноделия, в его честь устанавливались первые театральные предс­тавления.

Сатиры - лесные боги, спут­ники Диониса.

Скене - здание в центре театра, куда прикрепляли декорации.

Орхеста - площадка на которой выступали актёры и хор.

Театр - место для зрелищ.

Класс занят учебным слушанием и записью новых понятий в тетрадь.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Большое спасибо нашему докладчи­ку. Теперь команда «комедиантов» может задать вопросы команде-сопернице, представившей данный материал.

(Оценивается как ответ докладчика, так и задаваемые ему вопросы от команды-соперницы.)

Второй в нашем первом конкурсе выступит команда «комедиантов» и расскажет нам о актёрах и хоре в древнегреческом театре.


Докладчик выводит к доске, на которой представлены изображения трагических и комедийных масок древнегреческих актёров, детали их одежды и обуви. При ответе ученик должен обращаться к этим изображениям для того, чтобы дети наг­лядно представляли себе древнегреческих актёров и хор. Что они из себя представ­ляли.

Учащийся выделяет отличительные черты трагедии и комедии и называет великих древнегреческих драматургов.

Трагедия - пьесы, возникшие на основе ми­фов.

Первым выдающимся автором трагедии был Эсхил, который написал трагедию «Прометей прикованный» (цитирует отрывок из учеб­ника на странице 158), Софокл, написавший трагедию «Антигона».

Комедия - забавные пьесы «песни весёлых поселян».

Итак, наш первый конкурс закончен. Команда «трагиков» может задавать вопросы команде-сопернице или дополнить их ответ. (Оценивается как ответ докладчика так и задаваемые ему вопросы от команды-соперницы.)


Великим комедиографом был Аристофан, написавший множество комедий: «Птицы», «Всадники», «Лягушки» и т. д.

Остальные учащиеся записывают новые понятия в тетрадь.

ИтакИтак, первый тур подошёл к концу, мы подвели результаты. Немного отстающих просим не расстраи­ваться, им просто немного не повез-

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

ло. Но всё ещё впереди. А победите­ли получают лавровую ветвь. В нашем импровизированном театре попросим зрителей рассаживаться по своим местам: Представление начинается.

Первыми на нашу «орхестру» вый­дут «трагики» и покажут нам отры­вок из произведения Софокла «Антигона».

Учащиеся выходят на импровизирован­ную сцену, где стоят соответствующие

декорации, заранее приготовленные

ребятами дома. Одеты они в одежду,

соответствующую обстановке. Отрывок

из «Антигоны» Софокла был подготовлен

дома

Действующие лица:

  • Антигона;

  • Йемена Антигона

Сестра моя любимая, Йемена, Не знаешь

разве, Зевс до смерти нас Обрёк теперь

Эдиповы страдания Ведь нет такого горя

иль напасти, Позора иль бесчестия, каких

С тобой мы в нашей жизни не видали. А

нынче в городе о чём толкуют? Какой

указ царём Креоном дан? Ты что-нибудь

слыхала? Или ты не знаешь о беде,

грядущей брату?

Йемена

Нет, Антигона, никаких я слав. Ни

радостных, ни горьких, не слыхала С тех

пор, как пали оба наших брата, Друг

друга в поединке поразив Лишь знаю, что

ушло аргивян войско сегодняшнею

ночью, - вот и всё. Не лучше мне от

этого, не хуже.

Антигона

Я знала, потому из врат дворцовых И

вызвала- сказать наедине.

Йемена

В чём дело? Вижу, весть твоя мрачна.

Итак, как вы уже поняли мы пос­мотрели отрывок драматического

'

Деятельность учащихся Деятельность учителя

произведения. Подумайте, на осно­вании чего мы можем это утверж-

На основании того, что повествование дать. Представление греческой

шло в игровых тонах и действие гово- трагедии мы можем увидеть на

рило о печальных событиях - отвечает странице 156 учебника.

любой ученик из класса.

Хорошо теперь команда «комеди­антов» представит нам свою работу. Они покажут отрывок из комедии Аристофана «Лягушки».

Учащиеся выходят так же как и

предыдущая группа на импровизирован-

ную сушу с декорациями, которые были

приготовлены заранее, так же как и

одежда героев.

Действующие лица:

  • Ксанфии;

  • Дионис.

(Пустая сцена. В глубине постройка и храм Геракла. Дионис с палицей в руке, и Ксанфий с поклажей, верхом на бутафорском осле, выходя на орхестру.)

- Ксанфии

Сказать ли, сударь, шуточку привычную Из тех, что вечно потешают зрителей?

- Дионис

Скажи! Не говори лишь: задыхаюсь я ! Уж это - шутка чрезвычайно сгорая.

- Ксанфии

Так что ж сказать?

-Дионис

Не говори: ой лопаюсь!

- Ксанфии

Вот шуточка отличная!

- Дионис

Скажи смелей! Не говори лишь одного.

  • Ксанфии Чего ещё?

  • Дионис

Что, ношу перекладывая, треснешь ты.

- Ксанфии

А это: издыхаю я под тяжестью. Снимите, а не то в штаны...

- Дионис



Деятельность учащихся

Прошу тебя. Не продолжай! Давно уже тошнит меня.

Судить об этом мы можем на основании того» что повество­вание шло в веселых тонах - отвечает любой ученик из класса

Деятельность учителя

Итак, как вы уже поняли, это был отрывок комедийного произведения. Так же как и в предыдущем случае подумайте на основа­нии чего мы можем об этом судить. Коми­ческих актёров мы можем увидеть на стра­нице 157 (рисунок 3) учебника.


Создателями первого театра в древней Греции были простые земледельцы, устраивавшие праздничные шествия и предс­тавления в праздники Диониса.

Трагедии возникли на основе мифов, а комедии на основе забавных пьес. Трагедии изображали подвиги, страдания, часто гибели героев. А комедии веселили зрителей, показывали людские пороки.

Наш второй тур подошёл к концу. Сейчас жюри вынесет своё решение на основа­нии того, какая из команд лучше предста­вила свой жанр и свою пьесу.

Как мы видим победил достойный, эта команда и получает свою лавровую веточ­ку. Но другой команде не стоит расстраиваться, ведь впереди у нас ещё 1 конкурс. Сейчас мы посмотрим какая же из двух команд была наиболее внимательной и обладает большей смекалкой. (Беседа по вопросам, которые задаются сразу обеим командам по очереди, в случае, если проти­воположная команда посчитает ответ неверным или неполным, то она имеет право на дополнение или исправление.) - Подумайте кто же был создателем первого древнегреческого театра?

-Чем трагедия и комедия отличаются друг от Друга?

Деятельность учащихся Деятельность учителя

Театр, «скене», «орхестра».

Действие происходит в специально отведённом месте, играют актёры. Имеются декорации, специальная одежда. В театре находятся зрители и играют музыкальные инстру­менты.

- Какие вы знаете относящиеся к театру греческие слова, вошедшие в русский язык?

-Что общего у древнегреческого и современного театра?

Итак, закончился и этот, последний конкурс. Сейчас наше достопочтимое жюри назовёт нам победителей этого конкурса и всей игры.

Проигравшим немного не повезло, но здесь ничего страшного, ведь все мы получили огромное удовольствие от знакомства с греческим театром и его постановками. Ведь ещё греки очень любили театр. На представления в Афины съезжалось много людей и из других городов. Театр называли в Греции «школой для взрослых». Мыслитель V в. до н. э. назвал авторов трагедии «вождями мудрости».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!