Комбинированный урок с игровыми (театрализованными)элементами по теме «В театрах Диониса»
Цели урока:
- образовательные:
раскрыть основы возникновения древнегреческого театра; его устройство и функционирование.
показать особенности и отличительные черты древнегреческой комедии и трагедии.
раскрыть деятельность великих древнегреческих мастеров трагического и комического жанров: Эсхила, Софокла, Аристофана.
сравнить древнегреческий и современный нам театры, выявить их сходство и различия.
- развивающие:
1) продолжить формирование аналитико-синтетических умений (сравнение древнегреческого и современного театров).
умение учебного слушания (отрывки из комедий и трагедий).
анализ иллюстрационных материалов (иллюстрации на страницах 156-157).
- воспитательные:
1) развитие чувства прекрасного (древнегреческий театр и великие греческие писатели внесли огромный вклад в развитие культуры всего мира).
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
учебник § 37( Годер, Свенцицкая «История Древнего мира»);
иллюстрации учебника на страницах 156-159;
отрывки из произведений Софокла «Антигона» и Аристофана «Лягушки»;
имитированные декорации древнегреческого театра и костюмы актёров.
Ход урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Оргмомент: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вам увлекательное путешествие в историю древней Греции. Приготовьте для этого путешествия свои знания, смекалку и пытливый ум.
Сегодняшний наш урок будет необычным, т. нам с вами предстоит поиграть и выяснить какая же из команд является более смекалистой и дружной. А для этого мы заранее разделимся на 2 команды: «трагики» и «комедианты» и каждая команда выбрала себе капитана. Так же мы выбираем жюри, которое будет оценивать вашу игру. Я представлю их вам: Эсхил, Софокл и Аристофан.
Итак, сегодня на уроке нам предстоит побывать в древнегреческом театре, который, конечно же, представлял собой красивейшее зрелище и привлекал внимание всего без исключения населения древней Греции.
Для начала нам необходимо узнать о
возникновении и устройстве театра. Об этом мы попросим нам рассказать докладчика из команды «трагиков».
Ученик отвечает у доски, на
которой висит схема изображения театра и его устройства, приготовленные, командой дома При ответе составные части театра он указывает на схеме, а определения записывает на доске.
Дионис - бог виноделия, в его честь устанавливались первые театральные представления.
Сатиры - лесные боги, спутники Диониса.
Скене - здание в центре театра, куда прикрепляли декорации.
Орхеста - площадка на которой выступали актёры и хор.
Театр - место для зрелищ.
Класс занят учебным слушанием и записью новых понятий в тетрадь.
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Большое спасибо нашему докладчику. Теперь команда «комедиантов» может задать вопросы команде-сопернице, представившей данный материал.
(Оценивается как ответ докладчика, так и задаваемые ему вопросы от команды-соперницы.)
Второй в нашем первом конкурсе выступит команда «комедиантов» и расскажет нам о актёрах и хоре в древнегреческом театре.
Докладчик выводит к доске, на которой представлены изображения трагических и комедийных масок древнегреческих актёров, детали их одежды и обуви. При ответе ученик должен обращаться к этим изображениям для того, чтобы дети наглядно представляли себе древнегреческих актёров и хор. Что они из себя представляли.
Учащийся выделяет отличительные черты трагедии и комедии и называет великих древнегреческих драматургов.
Трагедия - пьесы, возникшие на основе мифов.
Первым выдающимся автором трагедии был Эсхил, который написал трагедию «Прометей прикованный» (цитирует отрывок из учебника на странице 158), Софокл, написавший трагедию «Антигона».
Комедия - забавные пьесы «песни весёлых поселян».
Итак, наш первый конкурс закончен. Команда «трагиков» может задавать вопросы команде-сопернице или дополнить их ответ. (Оценивается как ответ докладчика так и задаваемые ему вопросы от команды-соперницы.)
Великим комедиографом был Аристофан, написавший множество комедий: «Птицы», «Всадники», «Лягушки» и т. д.
Остальные учащиеся записывают новые понятия в тетрадь.
ИтакИтак, первый тур подошёл к концу, мы подвели результаты. Немного отстающих просим не расстраиваться, им просто немного не повез-
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
ло. Но всё ещё впереди. А победители получают лавровую ветвь. В нашем импровизированном театре попросим зрителей рассаживаться по своим местам: Представление начинается.
Первыми на нашу «орхестру» выйдут «трагики» и покажут нам отрывок из произведения Софокла «Антигона».
Учащиеся выходят на импровизированную сцену, где стоят соответствующие
декорации, заранее приготовленные
ребятами дома. Одеты они в одежду,
соответствующую обстановке. Отрывок
из «Антигоны» Софокла был подготовлен
дома
Действующие лица:
Антигона;
Йемена Антигона
Сестра моя любимая, Йемена, Не знаешь
разве, Зевс до смерти нас Обрёк теперь
Эдиповы страдания Ведь нет такого горя
иль напасти, Позора иль бесчестия, каких
С тобой мы в нашей жизни не видали. А
нынче в городе о чём толкуют? Какой
указ царём Креоном дан? Ты что-нибудь
слыхала? Или ты не знаешь о беде,
грядущей брату?
Йемена
Нет, Антигона, никаких я слав. Ни
радостных, ни горьких, не слыхала С тех
пор, как пали оба наших брата, Друг
друга в поединке поразив Лишь знаю, что
ушло аргивян войско сегодняшнею
ночью, - вот и всё. Не лучше мне от
этого, не хуже.
Антигона
Я знала, потому из врат дворцовых И
вызвала- сказать наедине.
Йемена
В чём дело? Вижу, весть твоя мрачна.
Итак, как вы уже поняли мы посмотрели отрывок драматического
'
Деятельность учащихся Деятельность учителя
произведения. Подумайте, на основании чего мы можем это утверж-
На основании того, что повествование дать. Представление греческой
шло в игровых тонах и действие гово- трагедии мы можем увидеть на
рило о печальных событиях - отвечает странице 156 учебника.
любой ученик из класса.
Хорошо теперь команда «комедиантов» представит нам свою работу. Они покажут отрывок из комедии Аристофана «Лягушки».
Учащиеся выходят так же как и
предыдущая группа на импровизирован-
ную сушу с декорациями, которые были
приготовлены заранее, так же как и
одежда героев.
Действующие лица:
(Пустая сцена. В глубине постройка и храм Геракла. Дионис с палицей в руке, и Ксанфий с поклажей, верхом на бутафорском осле, выходя на орхестру.)
- Ксанфии
Сказать ли, сударь, шуточку привычную Из тех, что вечно потешают зрителей?
- Дионис
Скажи! Не говори лишь: задыхаюсь я ! Уж это - шутка чрезвычайно сгорая.
- Ксанфии
Так что ж сказать?
-Дионис
Не говори: ой лопаюсь!
- Ксанфии
Вот шуточка отличная!
- Дионис
Скажи смелей! Не говори лишь одного.
Что, ношу перекладывая, треснешь ты.
- Ксанфии
А это: издыхаю я под тяжестью. Снимите, а не то в штаны...
- Дионис
Деятельность учащихся
Прошу тебя. Не продолжай! Давно уже тошнит меня.
Судить об этом мы можем на основании того» что повествование шло в веселых тонах - отвечает любой ученик из класса
Деятельность учителя
Итак, как вы уже поняли, это был отрывок комедийного произведения. Так же как и в предыдущем случае подумайте на основании чего мы можем об этом судить. Комических актёров мы можем увидеть на странице 157 (рисунок 3) учебника.
Создателями первого театра в древней Греции были простые земледельцы, устраивавшие праздничные шествия и представления в праздники Диониса.
Трагедии возникли на основе мифов, а комедии на основе забавных пьес. Трагедии изображали подвиги, страдания, часто гибели героев. А комедии веселили зрителей, показывали людские пороки.
Наш второй тур подошёл к концу. Сейчас жюри вынесет своё решение на основании того, какая из команд лучше представила свой жанр и свою пьесу.
Как мы видим победил достойный, эта команда и получает свою лавровую веточку. Но другой команде не стоит расстраиваться, ведь впереди у нас ещё 1 конкурс. Сейчас мы посмотрим какая же из двух команд была наиболее внимательной и обладает большей смекалкой. (Беседа по вопросам, которые задаются сразу обеим командам по очереди, в случае, если противоположная команда посчитает ответ неверным или неполным, то она имеет право на дополнение или исправление.) - Подумайте кто же был создателем первого древнегреческого театра?
-Чем трагедия и комедия отличаются друг от Друга?
Деятельность учащихся Деятельность учителя
Театр, «скене», «орхестра».
Действие происходит в специально отведённом месте, играют актёры. Имеются декорации, специальная одежда. В театре находятся зрители и играют музыкальные инструменты.
- Какие вы знаете относящиеся к театру греческие слова, вошедшие в русский язык?
-Что общего у древнегреческого и современного театра?
Итак, закончился и этот, последний конкурс. Сейчас наше достопочтимое жюри назовёт нам победителей этого конкурса и всей игры.
Проигравшим немного не повезло, но здесь ничего страшного, ведь все мы получили огромное удовольствие от знакомства с греческим театром и его постановками. Ведь ещё греки очень любили театр. На представления в Афины съезжалось много людей и из других городов. Театр называли в Греции «школой для взрослых». Мыслитель V в. до н. э. назвал авторов трагедии «вождями мудрости».